МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» 8 КЛАСС
методическая разработка по химии (8 класс)
Работа предназначена для проведения контрольной работы по теме "Первоначальные химические понятия"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ
ПО ТЕМЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»
8 КЛАСС
Задание 1.
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) муки от попавших в неё железных опилок;
2) воды от растворённых в ней неорганических солей
3) вода и механические примеси: песок и зола?
Запишите в таблицу номер рисунка, тип смеси и название соответствующего способа разделения смеси.
СМЕСЬ | НОМЕР РИСУНКА | ТИП СМЕСИ | СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСИ |
Мука и железные опилки | |||
Вода и растворенные в ней неорганические соли | |||
Вода, песок и зола |
Задание 2.
2019 год был объявлен Международным годом Периодической таблицы химическихэлементов Д.И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия
Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым в 1869 году.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище
информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений.
Для следующих элементов укажите их положение в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, определите их относительную атомную массу и принадлежность к металлам или неметаллам.
Заполните таблицу.
ХИМ. ЭЛЕМЕНТ | ПЕРИОД | ГРУППА | ПОДГРУППА | ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА | МЕТАЛЛ ИЛИ НЕМЕТАЛЛ |
АЗОТ | |||||
КАЛИЙ | |||||
ЖЕЛЕЗО |
Задание 3.
Одним из научных методов познания веществ и химических явлений является моделирование. Так, модели молекул отражают характерные признаки реальных объектов.
На рис. 1– 4 изображены модели молекул четырех веществ: кислорода, воды, озона, пероксида водорода, формулы которых Н2О, О3, О2, Н2О2
Рис.1 | Рис.2 |
Рис. 3 | Рис. 4 |
Проанализируйте данные модели молекул веществ и выполните задания:
- Соотнесите формулы, названия веществ и номера рисунков, на которых они изображены, заполните таблицу;
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ | НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ | НОМЕР РИСУНКА |
- Укажите простые вещества. В ответе укажите названия веществ;
- Выберите сложные вещества. В ответе укажите формулы веществ;
- Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ;
- В каком из сложных веществ массовая доля кислорода больше, приведите расчет;
- Какое вещество используется в медицине для обработки ран;
- Какое вещество образует в атмосфере защитный слой от УФ излучения;
- Содержание какого вещества в воздухе составляет 21% .
Задание 4.
Прочитайте текст. В каких абзацах говорится о кислороде как о химическом элементе, а в каких как о простом веществе. Заполните таблицу.
(1) Кислород самый распространенный элемент на Земле. Он входит в состав всех окружающих нас веществ: вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору.
(2) В 1772 году шведский химик Шееле установил, что воздух состоит из кислорода и азота, В 1774 году английский химик Д. Пристли, разложением оксида ртути получил кислород и изучил его свойства. В 1777 году француз А. Лавуазье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окислителем кислородом.
(3) Название этой разновидности атомов – оксигениум (рождающий кислоты) – дал Антуан Лавуазье.
(4) Кислород – бесцветный газ, без вкуса, запаха, мало растворим в воде, тяжелее воздуха.
(5) Кислород энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называются горением.
(6) Применение кислорода основано на его химических свойствах. В больших количествах кислород используют в разных отраслях химической промышленности, в металлургии, в ракетных двигателях, в медицине и т. д.
(7) Кислород является важной частью многих органических соединений, например белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни человека.
(8) Пополняют запас кислорода в атмосфере зеленые растения.
Номера абзацев | |
Химический элемент | |
Простое вещество |
Задание 5.
На основании данных диаграммы «Массовая доля химических элементов в соединении» выведите молекулярную массу вещества.
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого |
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | 9 | 3 | 12 | 8 | 3 | 35 |
ЗАДАНИЕ 1.
СМЕСЬ | НОМЕР РИСУНКА | ТИП СМЕСИ | СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСИ |
Мука и железные опилки | 2 (1 балл) | Неоднородная (1 балл) | Действие магнитом (1 балл) |
Вода и растворенные в ней неорганические соли | 3 (1 балл) | Однородная (1 балл) | Кристаллизация (1 балл) |
Вода, песок и зола | 1 (1 балл) | Неоднородная (1 балл) | Фильтрование (1 балл) |
ИТОГО 9 БАЛЛОВ
ЗАДАНИЕ 2.
ХИМ. ЭЛЕМЕНТ | ПЕРИОД | ГРУППА | ПОДГРУППА | ОТНОСИТ. АТОМНАЯ МАССА | МЕТАЛЛ ИЛИ НЕМЕТАЛЛ | |
АЗОТ | II малый | V | Главная | 14 | Неметалл | 1 балл |
НАТРИЙ | III малый | I | Главная | 23 | Металл | 1 балл |
ЖЕЛЕЗО | IV большой | VIII | Побочная | 56 | Металл | 1 балл |
При допущенной одной ошибки в строке – 0, 5 балла
ИТОГО 3 БАЛЛА
ЗАДАНИЕ 3.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ | НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ | НОМЕР РИСУНКА | |
Н2О | Вода | 2 | 1 балл |
О3 | Озон | 3 | 1 балл |
О2 | Кислород | 1 | 1 балл |
Н2О2 | Пероксид водорода | 4 | 1 балл |
При допущенной одной ошибки в строке – 0, 5 балла
2) кислород, озонпо 0,5 балла
3) Н2О, Н2О2 по 0,5 балла
4) Mr(Н2О) = 18
Mr(О3) = 48
Mr(О2) = 32
Mr(Н2О2) = 34 по 0,5 балла
5) W(О)= 16/18 = 0,89 в воде
W(О) = 32/34 = 0,94 в пероксиде водорода по 1 баллу
В пероксиде водорода массовая доля кислорода больше 0,5 балла
6) пероксид водорода 0,5 балла
7) озон 0,5 балла
8) кислород 0,5 балла
ИТОГО 12 БАЛЛОВ
ЗАДАНИЕ 4
Номера абзацев | |
Химический элемент | 1, 3, 7 |
Простое вещество | 2, 4, 5, 6, 8 |
По одному баллу за каждое правильно выбранное утверждение
ИТОГО 8 БАЛЛОВ
ЗАДАНИЕ 5
Правильно составлено соотношение для расчета индексов атомов химических элементов -
1 балл
Правильно произведен математический расчет - 1 балл
Правильно составлена химическая формула СаСО3 1 балл
ИТОГО 3 БАЛЛА
Шкала пересчета первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
% выполнения работы | Менее 50 | 50-69 | 70-84 | 85-100 |
Общий балл | 0 – 17,5 | 17,5 – 24 | 24,5- 29 | 30-35 |
Спецификация
контрольных измерительных материалов по учебному предмету ХИМИЯ
- класс)
Работа предназначена для проведенияконтрольной работы по теме «Первоначальные химические понятия».
Содержание экзаменационной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по химии (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897) и УМК по химии для 8 класса (авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман).
Работа состоит из пяти заданий, которые проверяют как предметные, так и метапредметные компетенции.
Задание | Метапредметные компетенции | Предметные компетенции и элементы содержания | Примерное время выполнения |
1. | -делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученнымиданными -строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; | - знать физические способы разделения смесей; - классифицировать смеси. | 7 мин |
2. | -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - на основе сделанных выводов заполнять таблицу. | -характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева | 6 мин |
3. | -выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; --преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; | -определять состав веществ по их формулам; -вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; -вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения | 12 мин |
4. | -находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своейдеятельности); -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; | -раскрывать смысл основных химическихпонятий «химический элемент», «простое вещество»; | 10 мин |
5. | переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию изграфического или формализованного (символьного) представления в текстовое, инаоборот | -выводить молекулярную формулу вещества по массовым долям химических элементов в соединении | 8 мин |
Составила учитель химии ГБОУ школа-интернат№9 Калининского района Савченко Э.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа №1 по химии в 8 классе по теме "Первоначальные химические понятия"
Данный материал можно использовать для контроля знаний в 8 классе по теме "Певоначальные химические понятия" (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)....
Контрольная работа по химии по теме "Атомы химических элементов" 8 класс
Контрольная работа по химии по теме "Атомы химических элементов" для 8 класса . Данная работа состоит из двух частей: вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы со свободным ответом....

Контрольная работа по химии по теме "Металлы" для 9 класса к учебнику О.С.Габриеляна
Контрольная работа содержит 2 варианта заданий....

Контрольная работа по химии 8 класс по теме:Первоначальные химические понятия
Контрольная работа по химии 8 класс по теме:Первоначальные химические понятия...

Вопросы для самоподготовки по химии по теме: "Первоначальные химические понятия"
Вопросы для самоподготовки по химии по теме: "Первоначальные химические понятия"...
Шаблон контрольной работы по химии по теме: "Первоначальные химические представления"
Данный шаблон модет быть использовван учителем для самостоятельного составления нужного количества вариантов работы....
Химия 8 класс Контрольная работа №1 по темам "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"
Химия 8 класс. Контрольная работа №1 по темам "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов" (Автор учебника О.С.Габриелян)...





