Внеклассное мероприятие по химии "Занимательная химия"
методическая разработка по химии (6, 7 класс)

Титяева Наталия Ивановна

В целях популяризации предмета химии. Можно проводить для учащихся 6, 7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_eta_zamechatelnaya_himiya.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Перед началом мероприятия кабинет химии оформляется тематическими стенгазетами, тщательно подготавливается экспериментальная часть. Отрабатывается техника проведения опытов. Подобрано музыкальное сопровождение.

 ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 Учитель: Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Ученики восьмых классов расскажут вам о науке химии.

 В 1: Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе.

 Входит ученик в костюме первобытного человека, внимательно слушает ведущих, рассматривает кабинет химии.

  В 2: первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево, и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт Самовозгорание костра.

При виде вспыхнувшего костра ученик в костюме первобытного человека вскрикивает, отбегает от него, потом подходит и греет руки. Когда огонь гаснет, ученик уносит поддон с потухшим костром. Во время опыта звучит таинственная негромкая музыка.

  B1: Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.

Ученик в костюме первобытного человека демонстрирует медные и железные пластинки.

 В 2: В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики.

 Входит ученик в костюме Алхимика.

 В 1: Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.

 Алхимик: Я покажу вам опыт Превращения воды в золото.

 Алхимик: показав опыт, уходит.

 В 2: Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

 Демонстрация опыта несгораемый платок.

 В 1. Но науку запретить нельзя, поэтому учёные отбросили от слова

алхимия приставку ал, и получилось новое название ХИМИЯ. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория: на заводе, в аптеке, в больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

 В 2: Я покажу вам опыт Превращение воды в малиновый сироп.

 В этом опыте я буду использовать такие вещества как кислоты и щелочи.

У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравились ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ по вкусу: кислые - кислоты, солёные - соли.

 Алхимик: Теперь попрошу выйти ко мне одного мальчика. Я сделаю моментальную цветную фотографию. Вот лист бумаги держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью. Посмотри, какой симпатичный портрет получился.

 Алхимик: Ребята, попробуйте сами объяснить, что произошло. Помните правило: фенолфталеин в щелочах всегда малиновый.

 В 2: Теперь небольшой фокус. Вы видите на подставке стакан с жидкостью, очень похожей на воду. Аккуратно накрываем стакан платком, говорим волшебные слова, снимаем платок- жидкость в стакане стала малиновой.

Опыт демонстрирует алхимик.

 Алхимик: Ребята кто из вас может объяснить этот фокус.

 В 2: Давайте обесцветим жидкость малинового цвета в стакане. Для этого к щелочному раствору добавим кислоту.

 Алхимик добавляет кислоту, раствор обесцвечивается.

 Алхимик: Я хочу показать вам интересные кристаллы.

 Показывает крупные синего цвета кристаллы медного купороса.

Посмотрите на эти красивые ромбики- кристаллы. Они похожи на самоцветы. Эти кристаллы мы вырастили в кабинете химии, они называются медный купорос. Раствором этого вещества опрыскивают огородные растения, чтобы они не болели, так как многие микробы от него погибают.

 В 1: Медного купороса боятся не только огородные вредители, но даже акулы. поэтому иногда его называют антиакулином. В действенности антиакулина вначале сомневались австралийские специалисты: дескать, для наших акул это вроде порошка от головной боли, он послужит лишь острой приправой к жаркому Однако когда в знаменитом акульем заливе на Западном побережье Австралии препарат был испробован, его эффективность вынуждены были признать даже самые отъявленные скептики.

 Алхимик: А вот эти красивые кристаллы - алюмокалиевые квасцы, их также вырастили в кабинете химии. Это вещество используют при выделке шкур, а также при производстве бумаги.

Демонстрирует друзу алюмокалиевых квасцов.

B 1: Я покажу вам образцы горных пород, которые привезли с Урала Эти камни и кристаллы созданы самой природой. Посмотрите, какая необычная красота, Будьте внимательны, может, и вам удастся найти какой-нибудь интересный минерал в природе.

 Демонстрирует под музыку коллекцию минералов и горных пород.

 В 2: Многие из вас сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч.

 Звучит музыка, демонстрируется опыт Фараоновы змеи.

 В 2: В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется Вулкан Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище- извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

 показывает репродукцию картины К. Брюллова Гибель Помпеи. Звучит музыка, выключается свет, демонстрируется опыт Вулкан.

                                                                         ВИКТОРИНА

Проводит ученик в костюме первобытного человека

  1. Какое вы знаете самое распространённое вещество на Земле. (Вода)              Ученики отвечают.

 В 1: Послушайте стихотворение о воде:

      В кружево будто одеты

 Деревья, кусты, провода.

 И кажется сказкою это,

 А, в сущности - только вода.

Безбрежная ширь океана

                                        И тихая заводь пруда,

                                               Каскад водопада и брызги фонтана,

 А все это - только вода.  

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

 И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает

                                             Снег белый родные поля.

Но время придёт, все растает,

И будет простая вода.

Формула этого удивительного вещества – Н2О.

 Формулу записывают на доске.

 2. Какие металлы вы знаете.

 Ученики отвечают

В 2: Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км, или расплющить в прозрачный голубовато-зелёного цвета лист площадью 50 квадратных метров.

3. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где его применяют. Ртуть.

 Ученики отвечают.

Алхимик:     Перемена, перемена,

 Заливается звонок.

Наконец - то он закончен,

 Надоедливый урок.

 Дёрнув серу за косичку,

 Мимо магний пробежал.

Йод из класса испарился,

Будто вовсе не бывал.

 Фтор поджёг случайно воду,

 Хлор чужую книжку съел.

Углерод вдруг с водородом

  Невидимкой стать успел.

 Калий, бром в углероде дерутся:

Не поделят электрон.

 Кислород - шалун на боре

                                                                             Мимо проскакал верхом.

 В 1: Вот и закончился наш праздник. Надеюсь, он вам понравился. Подрастайте и приходите к нам изучать эту интересную науку - химию.

Звучит музыка.

Описание опытов для презентации:

  1. Самовозгорание костра: На металлический поддон ставят фарфоровую чашу.

В чашу помещают немного перманганата калия и аккуратно смачивают 2 мл. концентрированной серной кислотой. Внимательно следя за тем, что бы древесные стружки ни попали в чашу, чашу маскируют под костёр. Незаметно для зрителей в чашу капают каплю спирта. Используя вату, смоченную спиртом. Загорается  огонь.

  1.  Превращение воды в золото: В одном стакане находится                               свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом - раствор ацетата   свинца. При сливании растворов образуется осадок ярко жёлтого цвета.

3.Превращение воды в малиновый сироп: Используют 4 стакана и кувшин.

1 стакан - фенолфталеин

 2 стакан - сода, щелочь,

 3 стакан - гидросульфат натрия, кислота

 4 стакан пустой,

 в кувшине вода.

 Наливаем воды в четыре стакана. Сливаем в кувшин фенолфталеин и щелочь.

 Раствор стал малиновый. Разливаем раствор по трём стаканам. Вновь сливаем жидкость из стаканов, в кувшин Добавляем жидкость из четвёртого стакана, кислоту, Раствор становится бесцветным.

4.Цветная фотография: на листе ватмана заранее делается рисунок -

портрет мальчика - спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия, при смачивании которым на листе бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика.

5.Фокус с платком: В стакане раствор карбоната натрия. В середине платка немного фенолфталеина. Стакан накрывается платком,    фенолфталеин просыпается в стакан. Делается несколько круговых движений стаканом и снимается платок Жидкость малинового цвета.

6.Фараоновы змеи: Измельчённое сухое горючее выкладывается горкой на подставку. Сверху ложится несколько таблеток норсульфазола. Горючее     поджигается. Металлическим стержнем поправляют выползающих змей. После  окончания опыта огонь погасить, закрыв крышкой.

7.Вулкан: На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония оранжевого цвета и поджигают, Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора вулканического пепла. Опыт красиво смотрится в темноте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Внеклассное мероприятие "Занимательный час химии"

Цель: Формирование интереса и дополнительного стимула у учащихся к изучению химии, понимания необходимости знаний, умений и навыков по химии для объяснения химических превращений.Мероприятие ориентиро...

Внеклассное мероприятие "Загадочный мир химии"

Пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных учащихся, побудить к чтению и изучению химической литературы....

Внеклассное мероприятие к недели химии "Химия и жизнь"

Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ. Химию называют «индустрие...

Внеклассное мероприятие "Час занимательной химии"

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 9 класса...

Внеклассное мероприятие "Презентация кабинета химии"

Химический вечер для обучающихся 7-х классов с большим количеством увлекательных опытов, подготовленный силами старшекласников. Красивое музыкальное введение в сложный, занимательный и интересный мир ...