урок - Соединения серы
план-конспект урока по химии (9 класс)

Рязанова Татьяна Владимировна

сформировать  первоначальные  представления  о  соединениях  серы – сероводороде, сульфидах, сернистом газе, сернистой кислоте, серной кислоте. Рассмотреть влияние сероводорода , кислотных дождей на окружающую среду и здоровье человека.

Развивающие: уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soedineniya_sery.docx112.92 КБ
Файл urok_soedineniya_sery.pptx954.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Соединения серы

Цель урока:

Образовательные: сформировать  первоначальные  представления  о  соединениях  серы – сероводороде, сульфидах, сернистом газе, сернистой кислоте, серной кислоте. Рассмотреть влияние сероводорода , кислотных дождей на окружающую среду и здоровье человека.

Развивающие: уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

Воспитательные: нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде.

Планируемый результат:

Знать: свойства сероводорода, сульфидов.

Уметь: доказывать свойства сероводорода, сульфидов записывать уравнения химических реакций в молекулярном,  и в окислительно-восстановительном виде.

 УДД:

познавательные: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды

регулятивные: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию,

коммуникативные: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод: прогнозирование.

Формы организации работы учителя:  обобщает и систематизирует  знания учащихся, полученные в процессе работы, оценивает деятельность учащихся на уроке, организует беседу  по текстам, по слайдам и опытам, создает проблемные ситуации.

Технологии:

  • Технология критического мышления 
  • Технология проблемного обучения

 Оборудование: компьютер, презентация,  периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химические реактивы, химическое оборудование.

Этапы урока:

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятельности Цели:  Подготовить обучающихся к работе, ввести в деловой ритм.

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой

Визуализируют информацию на экране телевизора.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества

Высказывают свои предположения о теме урока аргументируют свои ответы

Предлагает определить тему урока - решение  кроссворда ,затем

Озвучивается  тема урока. формулируется  цель вместе с обучающимися

Для  доказательства предполагаемой гипотезы о  теме урока – решается кроссворд. Работа  в парах, взаимопроверка, оценивание.

III. Изучение нового

 Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества

На основе знаний возможных степеней окисления называют соединения серы. Характеризуют  сероводород по физическим свойствам, нахождению в природе, образованию в природе, особых химических свойств сероводорода.

Вопрос: Из каких соединений серы образуются кислотные дожди, как они попадают в атмосферу. Проводит  эксперимент, имитирующий  образование кислотных дождей.

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Характеризуют  сероводород по физическим свойствам, нахождению в природе, образованию в природе, особых химических свойств сероводорода.

формулирует задания, организует работу обучающихся. организует обсуждение способов решения поставленной задачи.

  • Работа по  текстам

IV. Закрепление  нового

Цель: осознание и осмысление учебного материала.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в тетрадях (составляют уравнения химических реакций, используют метод электронного баланса.

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

  • фронтальный опрос по пройденной теме.
  • индивидуальная работа  по текстам

V. Контролирующее задание

Цель: проверить умение на практике использовать полученные знания

.

 Приём «СИНКВЕЙН» 

Дать характеристику сероводороду и сернистому газу опираясь на полученную информацию на уроке.

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

Индивидуальная работа

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели: проверить умение обучающихся  самостоятельно оценивать свою деятельность

Оценивают свою деятельность на уроке

Создает условия для оценки деятельности на уроке

Оценивают свою работу на уроке по схеме:

  • Мне понравилось…

Кроссворд      

Вопросы:

  1. Аллотропная   модификация кислорода
  2. Число энергетических уровней в атоме кислорода
  3. Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ
  4. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид - ионов
  5. Биологический процесс синтеза углеводов из неорганических веществ  за счёт энергии солнца
  6. Кислород – сера:   радиус    атома меньше?
  7. Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называют…?
  8. Вещество, способное растворять другие твёрдые, жидкие или газообразные вещества, не изменяя их химически
  9. Сера – хлор : более активный неметалл?

                                                                                                                                 

                                                                                                                                           

 

тексты

  1. Почернение поверхности картин, написанных масляными красками, в состав которых входят свинцовые белила.

Одной из основных причин потемнения художественных картин старых мастеров было использование свинцовых белил, которые за несколько веков, взаимодействуя со следами сероводорода в воздухе (образуется в небольших количествах при гниении белков; в атмосфере промышленных регионов и др.) превращаются в   в сульфид свинца . Свинцовые белила – это пигмент, представляющий собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в загрязнённой атмосфере, образуя сульфид свинца (II), соединение чёрного цвета (написать молекулярное  уравнение химической реакции)

Выяснив причину потемнения свинцовых белил, мастера-реставраторы задумались над тем, как  вернуть первоначальную белизну фрагментам изображений.

Реставрация в переводе означает восстановление. Можно восстановить династию монархов, но нельзя   повернуть вспять некоторые химические. Образование черного сульфида свинца из его белого брата карбоната является необратимым процессом.

Однако, белое – это ведь не только карбонат свинца. Есть и другие свинцовые соли белого цвета, например сульфат свинца – PbSO4.

  1. Как превратить черное в белое и сделать это аккуратно, не разрушая слой, не растворяя его?

На помощь приходит пероксид водорода Н2О2 (тривиальное название перекись водорода)

При обработке сульфида свинца (II) пероксидом водорода  образуется сульфат свинца (II)  - соединение белого цвета и вода. Таким образом, реставрируют почерневшие масляные картины.

(напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты  методом электронного баланса, сделать вывод)

  1.  Изделия из серебра известны человечеству с давних времен.      В Ассирии и Вавилоне серебро считалось священным металлом и являлось символом Луны. В средние века серебро и его соединения были очень популярны среди алхимиков.   С середины 18 века серебро становится традиционным материалом для изготовления посуды.

Всем известно, что ионы серебра способствуют гибели бактерий, именно поэтому столовые приборы из серебра очень ценятся, а в религиозных обрядах используются серебряные вещи. С давних времен серебро, преподнесенное в дар, означает уважение, а украшения   – признание в настоящих чувствах.

      Под действием влажного воздуха, пота и других внешних факторов серебро окисляется, на поверхности серебряного изделия образуется налёт сульфида серебра, постепенно он уплотняется, и серебряное украшение  темнеет.

         

  1. Во влажном воздухе в присутствии   малейших следов  серы, степенью окисления -2 (сероводород ) образуется налёт малорастворимого сульфида серебра, обуславливающего потемнение серебряных изделий (напишите уравнение реакции, составьте электронный баланс)  

Как избавиться от темного налета на серебряных изделий в домашних условиях?(домашнее задание, опираясь на уравнение реакции ,приведенной на доске)

  1.  Сероводород
  • встречается  в составе вулканических газов, входит в состав вулканического пепла.
  • в растворенном и отчасти в свободном состоянии содержится в Черном море, начиная с глубины 200 метров и более. Почему сероводород не доходит до верхних слоев?(см стр 193 учебник)
  • в виде смешанных веществ нефти и газа
  • Образуется при гниении белков, которые содержат в составе серосодержащие аминокислоты метионин и   цистеин.
  • Небольшое количество сероводорода содержится в кишечных газах человека и животных.
  • Сероводород встречается всюду, где происходит разложение и гниение растительных и, особенно, животных останков, под действием микроорганизмов.
  • В нашей стране сероводород встречается на Кавказе в серных минеральных источниках. Вблизи Минеральных Вод есть единственный в России и в мире уникальный по химическому составу сероводородный источник, вернувший здоровье многим людям. (Известны курорты г. Пятигорск, Ессентуки,  Мацестинские источники.Источники используют для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, кожных заболеваний. Сероводород раздражает нервные окончания кожи, расширяя мелкие кровеносные сосуды, улучшая кровообращение в тканях, т.е. производит их питание. Также он нормализует артериальное давление, нервную систему, улучшает работу сердца.
  • Бесцветный газ с неприятным запахом тухлых яиц, не только ядовит, но и коварен: при очень высоких концентрациях он уже после первых вздохов блокирует обонятельный нерв, и человек перестает чувствовать этот запах после того, как тот «ударил в нос» Смертельная концентрация этого газа в воздухе очень мала – всего 0,1%.Такое количество сероводорода может привести человека к летальному исходу за 10 минут.Стоит лишь немного увеличить концентрацию – и смерть наступает мгновенно,после первого вздоха. Для примера: в канализационной системе  концентрация сероводорода иногда достигает 16%.Плохо растворим в воде. Тяжелее воздуха.

  1. Воздействие кислотных дождей на здания и памятники

Распространенные природные материалы, используемые для строительства зданий и памятников, включают песчаник, известняк, мрамор и гранит. Кислотные дожди в какой-то степени разъедают все эти материалы и ускоряют естественное разложение. Известняк и мрамор растворяются в кислотах.  Когда сернокислотный дождь попадает на эти статуи, реакция серной кислоты с карбонатом кальция приводит к образованию сульфата кальция и углекислоты. Углекислота далее распадается на воду и углекислый газ. Сульфат кальция растворим в воде, поэтому смывается со статуи или скульптуры. К сожалению, из-за кислотных дождей детали статуи исчезают, так как камень буквально смывается.

 В соответствии с официальными данными, под негативным воздействием экологических факторов в 2009 г. в России находилось более 35,1 тыс. памятников истории и культуры, в том числе под воздействием факторов естественного происхождения – около 9,7 тыс., а факторов антропогенного происхождения – около 25,4 тыс. объектов. Эти данные свидетельствуют о сохранении высокого уровня подверженности памятников негативному воздействию экологических факторов, преимущественно за счет антропогенных факторов. Фасады зданий, памятники культуры и архитектуры, трубопроводы, машины – все подвергается воздействию кислотных дождей. Было проведено много исследований, и все они говорят об одном: за последние три десятилетия процесс воздействия кислотных дождей значительно вырос. В результате под угрозой оказываются не только мраморные скульптуры, витражные стекла старинных зданий, но и изделия из кожи и бумаги, имеющие историческую ценность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Ответы Озон Два Аллотропия Основания Фотосинтез Кислород Восстановитель Растворитель Хлор 8-9 ответов «5» 7-6 ответов «4» 5-4 ответа «3»

Слайд 7

Соединения серы

Слайд 8

Сера (степени окисления в соединениях)

Слайд 10

пример реставрационных работ в отношении свинцовых белил, выполненных во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря:

Слайд 15

Синквейн - сероводород сернистый газ - первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соединения серы

Соединения серы...

Соединения серы

Соединения серы...

Тесты "Соединения серы". 9 класс.

Тесты по учебнику О.С. Габриеляна...

презентация к уроку "Сера, соединения серы"

слайды к урокам по теме Подгруппа кислорода (сера, соединения серы)...

Разработка урока в 9 классе. Тема: Соединения серы.

Цель урока:•     Рассмотреть свойства важнейших соединений серы.•     Продолжать развивать умение работать с учебником, составлять на основе текста таблицы, схе...

Открытый урок по химии в 9 классе «Бинарные соединения серы»

Автор - О. С. Габриалян. Урок проводится после изучения серы и серной кислоты. Работа учащихся в трёх группах....

Урок химии "Кислородные соединения серы".

Урок химии  "Кислородные соединения серы", 9 класс...