Организация работы учителя химии в профильных классах
статья по химии

Макарова Ольга Михайловна

Результаты данного педагогического наблюдения показывают, что за последние годы, накоплен  опыт педагогической практики по профильному обучению. Использованы различные методики и подходы в системе профильного обучения. Из готовых педагогических  концепций, теорий, технологий и методик отобраны  наиболее подходящие к условиям школы и коллектива учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы учителя химии

В соответствии с социальным заказом на конкурентноспособного специалиста современное химическое образование опирается на идеи компетентностного подхода, формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Этот заказ определил и требования Федерального государственного образовательного стандарта к структуре, результатам и условиям реализации профильного обучения химии в школе. Возникла острая необходимость в деятельности учителя-предметника по личностному и профессиональному развитию обучающихся, разработке научно-педагогического обеспечения профильного обучения химии в школе как стадии непрерывного образования. Организация профильного обучения предъявляет высокие требования к педагогическим работникам. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как?

-    как вызвать интерес к учебе?

-    как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?

-    как повысить мотивацию?

-    как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

-    как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

-    как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования?

То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Цели работы профильного класса:

  • обеспечить профильную подготовку по естественным предметам;
  • сформировать устойчивый интерес к изучению законов природы, - воспитание у учащихся устойчивого естественнонаучного мировоззрения;
  • сформировать условия для эффективного обучения в нашей школе детей, интересующихся химией и биологией;
  • создать условия при обучении в старшей школе и в ВУЗах.
  • подготовить к поступлению в выбранные медицинские, химические, биологические ВУЗы;
  • обучать учащихся на современном научном уровне, позволяющем им быть конкурентоспособными в XXI веке.

Как показали исследования социологов, в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут:

1. Инженерные специальности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

3. Нанотехнологии.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

5. Маркетинг и продажи.

6. Специальности, связанные с сервисом (например, химчистка, приготовление пищи).

7. Логистика.

8. Экология.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

10. Химия.

Для решения проблемы реализации профильного обучения  учащихся по химии мной были поставлены следующие цели работы:

1. Изучить теоретический материал по организации профильного обучения в школе (концепция профильного обучения, научно-методические рекомендации, предметные журналы); изучить новые подходы к химическому образованию в классах естественнонаучного профиля.

2. Разработать и апробировать структуру и содержание профильного курса химии для учащихся 10-11 классов естественнонаучного профиля и элективных курсов для учащихся данного профиля, обеспечивающего внутрипрофильную специализацию обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся этих класса.

3. Сформировать у обучающихся общеобразовательные навыки, необходимые для  дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Предполагаемые результаты работы.

  • доступность профильного обучения;
  • успешность проведения итоговой аттестации выпускников средней школы;
  • повышения качества химического образования;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • создание портфеля индивидуальных достижений учащихся – «портфолио»;
  • осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности ученика.

Поэтому на подготовку и проведение уроков в специализированных классах требуется больше времени и сил, чем в обычных классах. Недостаточно сформировать у учеников знания и умения, важно обучение самому познанию, важно развивать у них познавательную самостоятельность.

Особое значение я придаю созданию положительной мотивации изучения химии, т.е. смыслу обучения химии. Главное, что должны приобрести школьники, выходя из школы, - не столько собственно знания химии, сколько освоение обобщенных видов учебной деятельности. Если мой ученик не помнит наизусть, например, степени окисления хрома, железа или марганца, но умеет её прогнозировать, связав понятие “степень окисления” с электронной конфигурацией атома, положением химического элемента в периодической системе, я за него спокойна. Он, несомненно, научился главному – мыслить.

Положительный опыт обучения, а также развития коммуникативной компетенции учащихся, достигается при внедрении в образовательный процесс элементов проблемного, частично-поискового, модульного обучения.

В классах, где химия является профильным предметом, возможно использование лекций, семинаров, самостоятельных работ учащихся исследовательского, творческого характера, включающих выполнение опытов, конструирование приборов, изготовление моделей, отражающих строение веществ, построение графиков, схем, решение расчетных и экспериментальных задач. Химический эксперимент в профильных классах может иметь форму практикумов, позволяющих выполнять опыты по распознаванию, получению и изучению свойств органических и неорганических веществ.

В старшей профильной школе при проектировании содержания курса химии мною учитывалась преемственность с курсом химии основной школы, что обеспечивает дифференцированное обучение, которое реализуется через выбор соответствующего профиля: естественнонаучного и технологического.

В классах технологического профиля химия не является профилирующим предметом и изучается на базовом уровне  по образовательной программе О.С. Габриеляна. Изучение химии в 10 – 11 классах позволяет учащимся успешно обучаться в технических ВУЗах.

В классах естественнонаучного профиля химия изучается 4 часа в неделю. Элективные курсы в профильной школе введены за счет внеурочной деятельности. Учащиеся в рамках выбранного профиля могут наполнять конкретным содержанием свой индивидуальный учебный план

При формировании содержания элективных курсов по химии мной соблюдались следующие принципы:

  • Расширение профильного курса и систематических курсов химии основной школы (при выборе более конкретной области познавательной деятельности).
  • Углубление действующего курса (при построении курсов, ориентированных на особо одаренных учащихся);
  • Практическая направленность (это важно для поддержания интереса школьников к профильному предмету, выработке у них первоначальных навыков, которые могут им пригодиться при обучении в ВУЗе и в будущей профессии).
  • Интегративный характер (изучать природу нужно с единой точки зрения, определяемой естественнонаучной картиной мира, основной стержень которой – физическая картина мира);
  • Развивающий характер (элективные курсы должны развивать познавательную самостоятельность, исследовательские умения и навыки, обеспечивающие выпускнику школы возможность трудиться и продолжать профессиональное образование);
  • Профессиональная направленность (реализация этого принципа облегчает процесс выбора учениками и их родителями будущей профессии и начинает подготовку к ней).

На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные лекции, семинары, собеседования, зачеты. Все это готовит к и к обучению в ВУЗе.

Таким образом, элективные курсы вместе с базовыми общеобразовательными и профильными предметами составляют индивидуальную образовательную программу для каждого учащегося, которая создает возможность для реализации его способностей и потребностей, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства.

Ученикам предлагаются курсы 2 основных видов:

  • Предметно-ориентированные
  • Межпредметные

Предметно-ориентированные курсы.

Задачи курсов данного типа:

  • дать ученику возможность реализовать свой интерес к предмету;
  • уточнить способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  • создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, то есть по наиболее вероятным предметам профилирования.

К курсам подобного вида относится скорректированные и адаптированные мной элективные курсы «Химия в задачах», «Сложные вопросы органической химии», «Именные реакции в органической химии». Решение сложных задач – интересный и творческий процесс, который способствует самореализации ученика. Цель курсов: способствовать формированию у учащихся умений и навыков для решения расчётных задач; развитию познавательной  активности и самостоятельности. Решение экспериментальных и расчетных  задач по химии обеспечивает закрепление теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации.

Межпредметные курсы.

 Задачи курсов данного типа:

  • Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий
  • Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям
  • Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

К курсам подобного вида относится скорректированный и адаптированный мной курс «Учусь глобально мыслить по профильным предметам»

Апробация данных элективных курсов показала, что учащиеся с интересом знакомятся со спецификой профессии врач и медицинская сестра, фармацевт, провизор, с интересом посещают учебные экскурсии в химические лаборатории, учебные заведения, готовящие данных специалистов, активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность. Также увеличивается и количество учащихся, желающих обучаться в классах естественнонаучного направления. Так, в 2020-2021 учебном году у нас в школе впервые открыли 2 класса данного направления, которые в 2022 году успешно сдали ЕГЭ по химии,  биологии и поступили в медицинские и технические ВУЗы.

Большой интерес у учащихся всех классов, независимо от профиля, вызывают учебные экскурсии на предприятия города и области. 

Организуя самостоятельное творческое осуществление процесса познания, использую метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата.

Метод проектов вошел в жизнь как требование времени. Это один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В течение нескольких лет в профильных классах я использую в своей работе проектную и исследовательскую технологию. Что это дает?

  • повышение уровня активности школьников на уроке;
  • интеграция между предметами различных образовательных областей;
  • умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;
  • профессиональное самоопределение учащихся.

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

  • постановка цели;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
  • самообразование и актуализация знаний;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);
  • исследование, решение конкретных задач;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок.

Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:

  • он помогает ученикам в поиске нужной информации;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • отслеживает результаты работы.

Учащимся были предложены информационные и исследовательские проекты. Информационный проект направлен на работу с информацией, о каком – либо объекте, явлении или процессе: ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение. Исследовательский проект подразумевает деятельность учащихся, направленную на решение исследовательской проблемы с заранее неизвестным результатом.

Вот некоторые темы, предложенные учащимся:

Темы исследовательских работ по химии

А есть темы, которые учащиеся предлагают сами:

  • Высокая кухня: от кулинарии к кулинохимии
  • Пиротехника с точки зрения химика
  • Сумеречная сторона химии: яд…. или лекарство?
  • Комплексный подход к установлению механизмов каталитических реакций (Городской день науки 3 место)

Результаты данного педагогического наблюдения показывают, что за последние годы, накоплен  опыт педагогической практики по профильному обучению. Использованы различные методики и подходы в системе профильного обучения. Из готовых педагогических рецептов, концепций, теорий, технологий и методик отобраны  наиболее подходящие к условиям нашей школы и коллектива учащихся.

 Создана система работы, ориентированная на индивидуальные качества учащихся и адаптированная также к условиям школы. Именно к этому я и стремилась. Использование инновационных технологий на уроках химии и во внеурочной работе в течении нескольких лет дает высокие и стабильные результаты обучения, развивает творческие способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в профильных классах, а также результаты Единого государственного экзамена. 

По результатам ЕГЭ в 2021-2022 учебном году  имеем средний балл:75, 77.

90% выпускников учебного года естественнонаучного профиля поступили в высшие медицинские учреждения.

В результате проведенной мною работы   достигнуты следующие результаты:

  1. Изучена и проанализирована литература, посвященная современному состоянию исследуемой проблемы, в том числе изучены нормативные основания деятельности, подготовлено научное обоснование работы.
  2. Подготовлены и апробированы рабочие программы по химии, элективные курсы, курсы по выбору
  3. Создана материально-техническая база для работы в профильном классе   (оснащение кабинета химии компьютерной, аудио, видео и мультимедиа  аппаратурой)
  4. Достигнуты высокие результаты качества знаний выпускников профильного естественнонаучного класса при 100% успеваемости, качество знаний – 74%.
  5. Положительным моментом является и то, что выпускники естественнонаучного профиля   продолжают образование в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией и медициной.

Приоритетными направлениями своей работы по совершенствованию профильному обучению учащихся в ближайшее время считаю следующее:

  1. Разрабатывать и апробировать новые элективные курсы .
  2. Разработка новых учебно-дидактических комплексов для профильного курса химии (10-11 класс) и новых  элективных курсов.
  3. Продолжить мониторинг формирования ключевых компетенций по химии.
  4. Повышение качества образования.

в профильных классах наблюдается постоянный рост среднего балла по химии по результатам ЕГЭ

в профильных классах более осознанно выбираются профессии, связанные с химическим профилем обучения

доля выпускников, поступивших и успешно обучающихся в вузе, также в профильных классах стабильно выше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя химии МКОУ "Залининская СОШ" Журавлевой Людмилы Юрьевны по организации исследовательской деятельности учащихся.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся по химии: на уроках, элективных курсах, курсах по выбору, в объединении "Занимательная химия"-из опыта работы....

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Статья по химии "Игровые методы обучения в практике работы учителя химии"

Шекспир был прав:"Вся наша жинь -  игра" Применяя эту истину в практике работы учителя, можно добться высоких результатов. В  статье расскрываются  возможности применения игро...

Организация работы учителя химии в профильных классах

Результаты данного педагогического наблюдения показывают, что за последние годы, накоплен  опыт педагогической практики по профильному обучению. Использованы различные методики и подходы в систем...