Образовательные стандарты и ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
методическая разработка по химии
Внедрение информационных технологий на уроках химии сегодня это насущная и объективная потребность. Современное образование должно соответствовать требованиям информационного общества. Система образования исторически развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом Внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс - объективная реальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Степаненко В.С.
Образовательные стандарты и ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
МБОУ СОШ№9 г. Краснотурьинск
Внедрение информационных технологий на уроках химии сегодня это насущная и объективная потребность. Современное образование должно соответствовать требованиям информационного общества. Система образования исторически развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом Внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс - объективная реальность.
Для учителя и учеников открыт доступ к электронным ресурсам знаний: библиотекам и научным и творческим лабораториям.
Но интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
- обрабатывать различные виды информации при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point, уметь использовать различные варианты анимации;
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
- организовать работу с электронным учебником на уроке, применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям и организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
- разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
При этом сегодня для учеников 8-11 классов не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся как на уроках, так и в работе на персональном компьютере дома (они имеются сегодня у 100% обучающихся).
В курсе химии средней школы есть сложный материал, изучение и понимание которого требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. Но многие учащиеся не владеют необходимыми мыслительным навыками для глубокого понимания явлений, обладают недостаточным образным мышлением и не понимают материал, если не увидели и не потрогали объект изучения. И здесь на помощь приходят современные информационные технологии.
Применение компьютера на уроках химии является очень важным методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая занятия более наглядными и интересными. Оно позволяет: интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повышать качество обучения предмету; отражать существенные стороны химических объектов, зримо воплощая в жизнь принцип наглядности; выдвигать на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Использование Интернет - ресурсов помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.
Компьютер – средство, используемое учителем в учебном процессе, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения химии:
- Средство тренировки;
- Средство создания текстов;
- Средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;
Основными направлениями использования ИКТ учителями химии являются:
- Мультимедиа-уроки
- Тестирование на компьютерах.
- Дистанционные олимпиады.
- Телекоммуникационные проекты.
- Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся.
- Проектная деятельность.
Всё это, я применяю на различных этапах урока.
Мультимедиа-уроки провожу на основе компьютерных обучающих программ: Виртуальная лаборатория.
Тестирование на компьютерах. С помощью тестов и онлайн-тестов проверяю, как хорошо ученик знает тот или иной материал.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является мультимедийная презентация с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком).
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов и опорных таблиц с экрана компьютера на большой настенный экран.
Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
В основу использования на уроках химии мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами химической науки: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным.
Презентацию я могу подготовить сама или поручаю создание презентации обучающимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы обучающихся при подготовке к уроку.
Использование электронных ресурсов учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы применять их на уроке;
2) создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентаций MS Power Point и демонстрировать презентации на уроке;
3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своему предмету;
4) осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
5) разрабатывать тесты и проводить компьютерное тестирование.
Использование образовательных ресурсов в преподавании химии, это, прежде всего, — подготовка к ЕГЭ, дистанционное образование, профильное обучение и проектная деятельность учащихся, а также организация работы с электронными учебниками.
Использование образовательных ресурсов на уроках превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- http://fcior.edu.ru и Цифровые образовательные ресурсы(ЦОР) - http://school-collection.edu.ru
Внедрение и применение образовательных ресурсов в учебный процесс позволило выделить:
1. Практическую направленность. По всем разделам и учебным модулям;
2.Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активнодеятельностных форм обучения.
Для проектирования учебного занятия с применением образовательных ресурсов важно: научиться осуществлять поиск и отбор образовательных ресурсов в соответствии с имеющимися условиями; определять целесообразность использования ЭОР на различных этапах урока.
Классификация ЭОР:
1) ЭОР - «И» - для получения информации;
2) ЭОР - «П» - для поддержки практической деятельности учащихся;
) ЭОР - «К» - для аттестации и контроля знаний учащихся.
ЭОР, ЦОР - это всего лишь современный инструментарий для грамотного использования на уроке.
Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволяет гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми
Банк электронных ресурсов по химии
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"
http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий
http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по химии
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видеоопыты, химические задачи, интернет-учебники по химии и многое другое
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации
http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения
http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - Органическая химия - учебник для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных
http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химииПредоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы
http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер тестирования. Бесплатное оn-line тестирование по химии, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ
Список литературы
[1] Химия и жизнь: научно–популярный журнал http://www.hij.ru.
[2] Газета “Химия” http://www.1september.ru.
[3] Экспериментальная химия http://www.chemexperiment.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-222973-1363507659.jpg)
Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе
В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/18/picture-125159-1350546191.jpg)
Использование информационных технологий на уроках химии
Применение компьютера на различных этапах урока химии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417539-1394513490.jpg)
Использование информационных технологий на уроках химии.
Использование информационных технологий на уроках химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-648026-1436267600.jpg)
Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"
Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...
статья "Использование информационных технологий на уроках химии и биологии"
В статье приводятся примеры из педагогической практики использования ИКТ и компьютерной техники открывающие огромные возможности, так как позволяют применять совершенно новую методику обучения на школ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/13/picture-1489684-1697177693.jpg)
Использование информационных технологий на уроках химии и биологии.
Использование ИКТ технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа обучения, применению личностно-ориентированного подхода к обучению....