Решение расчетных задач
рабочая программа по химии (11 класс)

Медведева Екатерина Олеговна

Программа элективного курса "Решение расчетных задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_11_klass_2_chasa.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Русанова М.Г. с. Варна»





Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных задач»


Предмет: химия

Класс: 11 класс

Учитель: Медведева Е.О.






2023-2024 учебный год




Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Рабочая программа по предмету химии на уровне основного общего образования (9, 10 – 11 классов по ФГОС) разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).
  • Приказ  МО  и науки РФ № 345 от 28.12.2018 " О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и общего образования».
  • Концепция Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
  • Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020-2021 учебный год.
  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике и физике.

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Органическая химия». В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.

Согласно действующему в МБОУ СОШ № 1 учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: предполагается обучение  в объеме 67часов ( 2 часа в неделю) . Согласно «Годового календарного графика работы МБОУ СОШ №1 на 2019-2020 учебный год», «Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 201-98-2020 учебный год», «Расписания МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», в 2019-2020 учебном году фактическое количество учебных часов по химии в 11 классе составит 63 часа. Урок, выпавший на праздничный день24.02, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 43 19.02. Урок, выпавший на праздничный день 9.03, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 46 4.03. Урок, выпавший на праздничный день 4.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 59 29.04. Урок, выпавший на праздничный день 11.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 59 29.04.

Элективный курс выполняет следующие функции:

  • развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.

Цели элективного курса:

  • воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы; развитие творческого потенциала учащихся;
  • развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения; закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
  • обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.

Задачи элективного курса:

  • учить учащихся приемам решения задач различных типов;
  • закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
  • способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;
  • продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
  • развивать учебно-коммуникативные навыки.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся по ФГОС:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • способы решения различных типов задач;
  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
  • стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные задачи различных типов;
  • четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
  • видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
  • работать самостоятельно и в группе;
  • самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
  • владеть химической терминологией; пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Учебно-тематическое планирование элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для 11 класса

№ п/п

Тема

Количество часов на изучение темы

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

1

Расчеты по формулам химических веществ

4

Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная

масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Учащиеся должны уметь: определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

2

Решение задач, связанных с растворами веществ

10

3.

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции

14

4.

Расчёты по термохимическим уравнениям

4

5.

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля»

18

6.

Вывод формул химических соединений различными способами

12

7.

Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии

5


Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Решение расчетных задач по химии» для 11 класса

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

  1. Расчеты по формулам химических веществ

1,2

Относительная плотность газов.

2

3,4

Массовая доля элементов в веществе.

2

  1. Решение задач, связанных с растворами веществ

5,6

Способы выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. .

2

7,8

Массовая доля растворённого вещества

2

9,10

Задачи, связанные с выпариванием воды из раствора с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества.

2

11,12

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона».

2

13,14

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона». Закрепление

2

  1. Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций

15,16

Нахождение массы вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

2

17,18

Нахождение объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

2

19,20

Нахождение массы вещества или объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Закрепление.

2

21,22

Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях.

2

23,24

Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях. Закрепление.

2

25,26

Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке.

2

27,28

Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке. Закрепление.

2

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям

29,30

Расчёты по термохимическим уравнениям.

2

31,32

Расчёты по термохимическим уравнениям. Закрепление.

2

  1. Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля»

33,34

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества.

2

35,36

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества. Закрепление

2

37,38

Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси ( в %).

2

39,40

Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси ( в %). Закрепление

2

41,42

Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

2

43

Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Закрепление

2

44,45

Вычисление объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

2

46

Вычисление объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Закрепление

2

47,48

.Вычисление массовой и объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного Закрепление

2

  1. Вывод формул химических соединений различными способами

49,50

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности

2

51,52

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Алгебраический способ решения

2

53,54

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Закрепление

2

55,56

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

2

57,58

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Закрепление.

2

59

Определение молекулярной формулы вещества различными способами. Обобщение

2

  1. Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии

60

Решение комплексных задач и упражнений по неорганической химии

2

61,62

Решение комплексных задач и упражнений по органической химии.

2

63

Решение комплексных задач и упражнений по органической химии.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.

Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку ...

Различные методы решения расчетных задач

Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....

Различные методы решения расчетных задач

Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО

Презентация для учителей в помощь при решении задач на выход продукта...

План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"

Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...