Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья по химии

  1. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии, химии через организацию проектной деятельности
  2. Использование  приемов исследовательской деятельности на разных ступенях обучения  изучения   предмета биология, химия
  3.  Развитие интереса  к изучению естественных наук через чтение дополнительных материалов, чтение художественной литературы
  4. Решение практико-ориентированных задач
  5. Использование интегрированных уроков
  6. Использование внеурочной деятельности
  7. Разработка индивидуальных учебных маршрутов и траекторий
  8. Участие в различных конкурсах , олимпиадах, конференциях
  9. Привлечение обучающихся в различных экологических проектах, акциях, экоуроках
  10. Организация и проведения различных игровых мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

на уроках географии, биологии и химии.

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает в жизни; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является:

вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.

Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить ученика в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда учащиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.

В этом придерживаюсь мнения писателя А. Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать!»

Убеждена в том, что в системе школьного образования курс географии играет большую развивающую и воспитательную роль.

Исходя из указанной цели, ставлю следующие задачи:

1. Создать условия для развития познавательного интереса и мыслительной активности школьников.

2. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.

3. Развить умение у обучающихся выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.

4. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии.

Творчество-это высшая форма активности и самодеятельности человека, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Творческие способности не есть знания, умения и навыки, но они обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике. В результате анализа психолого-педагогической литературы выявлены следующие показатели сформированности творческих способностей учащихся:

• уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: внимания, памяти, воображения;

• запас знаний и умений, их качество;

• уровень развития мышления ученика, сложность умственных действий

(анализ, синтез, сравнение, обобщение…)

• владение приемами поисковой т творческой деятельности.

На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях. Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса.

Подростки активны только на начальных этапах деятельности. У подростков со средним уровнем развития познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации. Подростков с высоким уровнем развития творческой способности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.

Развивая творческие способности учащихся, мы должны понимать, что эти качества определяются уровнем развития теоретического мышления и, следовательно, фактологические знания на уроках должны быть средством для анализа, оценки и преобразований теоретической информации. Большая беда наших учебников заключается в том, что в них приведены факты, которые строго подтверждают теорию; фактов, которые противоречат теории, в учебниках практически нет, как нет и альтернативных гипотез.

Основной постулат науки и практики развития теоретического мышления должен быть простым: всё подвергай сомнению. Только в этом случае есть шансы на успех в научной деятельности, как, впрочем, и в любой другой. Генеральная задача педагога как раз и заключается в том, чтобы научить детей приемам и методам анализа теории в сравнении с фактами и гипотезами.

Исходя из этих целей стараюсь апробировать современные педагогические технологии, как условие формирования активной учебной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

1. Дифференцированное обучение

С целью создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей использую метод индивидуального обучения. Например, рабочие тетради, тетради на печатной основе, дифференцированные задания и тесты и т.д.

Ученики усваивают знания программного материала на различных уровнях не ниже обязательного.

2. Проблемное обучение

Применяю проблемные, частично-поисковые и практические методы; на всех этапах урока решение познавательных биологических задач, опорного конспекта.

Ученики пишут исследовательские работы по различным темам.

3. Игровое обучение

С целью обеспечения личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений использую игровые методы, вовлекаю детей в творческую деятельность

Такие уроки прививают интерес к предмету. Мною разработана система повторительно-обобщающих уроков-8-9 кл. с использованием игровых методов

4.Информационно-коммуникационная технология

Способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности. Создает принципиально новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия интересными и наглядными.

Применяю на всех этапах урока:

  • Работа с интерактивной доской;
  • Виртуальные экскурсии;
  • Показ презентаций, слайдов, видео-фрагментов, таблиц;
  • Выделение ключевых моментов темы;
  • Проверочные работы.

5. Здоровьесберегающее обучение

С целью развития здоровой личности

При планировании урока использую различные способы коллективной и групповой работы учащихся.

Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Как сделать, чтобы каждый новый урок для ученика стал ступенькой нового знания и развития? В связи с этим считаю, что необходимо шире использовать такие формы работы, которые позволили бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализовать свои знания и умения, побуждали к старательному учению.

Главными приемами считаю:

Приемы критического мышления, решение проблемных  задач, составление таблиц, схем, опорных конспектов, ключевых слов, формирование географических понятий. Использование этих приемов позволяет перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельной личности.

Знание географических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому уделяю большое внимание их осознанному формированию. Для этого использую следующие приемы:

А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.

Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).

В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)

Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)

Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)

Е) задания на выявление общих закономерностей;

Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.

З) задания на поиск и исправления географических ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий  ошибки и предлагается их исправить.

Выполняя эти задания, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.

И) задания на определения верного и неверного суждения (блеф-клуб)

В работе с учащимися на уроке использую проблемно-поисковый метод обучения.

Основой метода является создание проблемных ситуаций, которые включают эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Мышление начинается с проблемы (вопроса, удивления, противоречия), разрешение которой ведет к мыслительному процессу.

Формируя «учебную проблему» на уроке, задаю вопрос, для ответа на который не хватает знаний у учеников. С таким вопросом обращаюсь к классу до объяснения материала и, выслушав гипотезы учеников, мы вместе разрешаем проблемную ситуацию методом проблемного изложения и активного поиска информации учащимися, побуждая при этом учащихся к активной познавательной деятельности. Дети самостоятельно формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответ, ставят цели и задачи урока, прошу ребят поставить собственную цель, имеющую практическую направленность изучаемого материала.

Используя этот прием стараюсь вовремя и ненавязчиво направить мыслительную деятельность школьников в нужное русло, осуществить гибкий переход от коллективного обсуждения проблемной ситуации к достаточно длительному индивидуальному выступлению учащегося, подвести к поиску путей научного решения вопроса, логическому анализу ситуации.

Учащиеся свободно высказывают и внимательно слушают мнения своих сверстников, решают проблемные задачи, добывают часть новых знаний в процессе спора, коллективных размышлений, опираясь на свои знания.

Интерес учащихся определяется увлекательностью самого поиска материала и необходимостью, в целях выяснения истины, сопоставлять, анализировать факты.

Рассматривая обучение ребенка в школе как подготовку его к жизни в обществе, считаю необходимым сформировать у него способы организации деятельности, которые позволят ему в дальнейшем учиться самостоятельно, осознанно двигаться к намеченной образовательной цепи. Большую роль в достижении этой цели играет умение учителя организовать самостоятельную работу с текстом учебника, дополнительной литературой, справочниками.

При изучении нового материала и при проверке знаний учащихся вовлекаю ребят в работу по составлению и использованию опорно-схематических конспектов, таблиц, ключевых слов. Работа с трансформацией текста, сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главных, существенных мыслей, установление внутренних связей между понятиями, что, на мой взгляд, активизирует логическое мышление у всех учащихся, учит точному и образному изложению мыслей. С этой целью учащимся предлагаю различные творческие задания.

Таким образом, учащиеся расширяют свой кругозор, каждое географическое явление рассматривается во взаимосвязи с другими, устанавливаются причинно-следственные связи, показывают практическую направленность изучаемого.

• Особенно ярко проявляется самостоятельная работа учащихся на групповых занятиях, учащиеся включаются в совместную деятельность, в ходе которой происходит раздел функций между учениками, достигается их позитивная взаимосвязь, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

• Работа в группе направлена на самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации.

• Самостоятельное решение творческих задач, а не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин.

• Уважительное отношение к мнению другого.

• Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации (слово, предмет, текст, рисунок и т.д.).

Устанавливаются правила работы в группах:

• Количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе.

• В течение года ученик выполняет разные виды заданий.

• В групповые задания включаются репродуктивные и творческие задания.

• Устанавливается время на оформление ответа группы.

Таким образом, характерными для групповой деятельности считаю следующие признаки:

1. Положительная взаимосвязь участников

2. Личная отчетность каждого о проделанной работе

3. Одновременное взаимодействие участников

4. Равноправное участие каждого в работе группы

5. Отчетность групп

6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ)

Определение размера групп зависит от ряда условий. Чаще всего создаю небольшие группы из учеников, обладающих разными способностями и знаниями. Предлагаю учащимся отметить инициативу, активность, вклад каждого в работу группы, проанализировать причины неудачи, продумать пути исправления недостатков в дальнейшей работе. Анализируется характер общения в группе, характер совместной деятельности, отмечается роль учащихся, поддерживающих диалогическое общение, сотрудничество.

Сегодня, в условиях реализации ФГОС проектная деятельность является ведущей для развития творческих навыков учащихся на уроке биологии и во внеурочное время.

Под творческим проектом понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

При защите проектов использую разнообразные приемы усвоения материала учащимися: прошу заполнить кроссворд, выполнить тест, вставить пропущенные слова в предложенный текст, подписать немой рисунок, дорисовать схему, составить сравнительную таблицу, решить задачу, составить синквейн и тд.

Учебного времени, отведенного учебным планом на изучение той или иной темы, бывает не всегда достаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на аудиторных занятиях не приходится. Для этого необходимо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры.

Географические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут географами, но каждому придется принимать участие в решении проблем нашей планеты. Ведь, наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. И главная функция науки – исследование. Мои учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность.

Мои ученики работают над исследовательским проектом, где каждый ребенок имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Учащиеся, посещающие элективные курсы, мотивированы на предмет, активно участвуют в проведении и организации внеклассных мероприятий по географии.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности - процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. Таланты каждого ребенка можно развивать, но для этого необходимы стимулы:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы;
  • Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
  • Поощрение высказывания оригинальных идей;
  • Обеспечение возможности для практики;
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • Предоставления детям возможности активно задавать вопросы.

Применение в моей педагогической практике активных методов обучения позволило:

-разнообразить используемые формы обучения, способствующие развитию у учащихся интереса к биологическим знаниям.

-дифференцировать обучение, избавиться от ориентировки на «среднего» ученика.

-увеличить время на самостоятельную работу, что способствует сознательному обучению, прочности усвоения знаний, развитию стремления учащихся к самообразованию и творческой реализации.

Конечная цель моей работы - получение прочных знаний, применение их на практике, успешная сдача государственных экзаменов, продолжение обучения учащихся в других учебных заведениях. Самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети с увлечением изучают географию, применяют полученные знания в повседневной жизни, способны видеть красоту окружающего мира, понимать взаимосвязи и закономерности природы, а значит жить в ладу с собой и окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...