Единый день химии в городе Ангарске, 2020г. (13 марта) (муниципальная интеллектуальная игра по химии КВЕСТ)
методическая разработка по химии (8, 9, 10 класс)

Смолякова Оксана Николаевна

В 2020г 9 мая 2020 года исполнится 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы —по праву является главным праздником России.

     Победа в Великой Отечественной войне далась мужеством, героизмом и большим трудом, в том числе и людей науки. Знать и помнить об этом, дело нашей совести.

     В Великой Отечественной войне на защиту Родины встал весь народ. Это была тяжелая, кровопролитная война, борьба за жизнь всех народов, культуры, всей человеческой цивилизации.

      Ученые-химики создавали новые способы производства, используя нетрадиционные сырьевые источники. Фронт требовал взрывчатые вещества большой взрывной силы, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, легирующие материалы для изготовления броневой стали и легкие сплавы для авиационной техники, лекарственные препараты для госпиталей. Нужны были строительные материалы, волокна, удобрения, красители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinyy_den_himii_v_g_sbornik_zadaniya.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Единый день химии в городе Ангарске,

2020г. (13 марта)

 (муниципальная интеллектуальная игра по химии КВЕСТ)

     В 2020г 9 мая 2020 года исполнится 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы —по праву является главным праздником России.

     Победа в Великой Отечественной войне далась мужеством, героизмом и большим трудом, в том числе и людей науки. Знать и помнить об этом, дело нашей совести.

     В Великой Отечественной войне на защиту Родины встал весь народ. Это была тяжелая, кровопролитная война, борьба за жизнь всех народов, культуры, всей человеческой цивилизации.

      Ученые-химики создавали новые способы производства, используя нетрадиционные сырьевые источники. Фронт требовал взрывчатые вещества большой взрывной силы, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, легирующие материалы для изготовления броневой стали и легкие сплавы для авиационной техники, лекарственные препараты для госпиталей. Нужны были строительные материалы, волокна, удобрения, красители.

     Только в 1942 г. было внедрено около 50 важнейших оборонных работ, выполненных сотрудниками Академии наук. Свою работу в лабораториях ученые рассматривали как боевое задание фронта. В 1942 г. вновь развернулись начатые до войны исследования по созданию ядерного реактора. В 1943 г. был сформирован крупный научно-исследовательский и производственный комплекс. Его теоретическим центром стал Институт атомной энергии.

     За выдающиеся научные работы и изобретения, выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных премий: Алексей Евграфович Фаворский, Александр Николаевич Несмеянов, Николай Дмитриевич Зелинский, Николай Николаевич Семенов, Александр Евгеньевич Ферсман и многие другие ученые. Имена таких учёных, как А.Е. Арбузов, С.И. Вольфкович, И.Л. Кнунянц, М.М. Дубинин, Ю.А. Клячко, Н.Н. Мельников и многие другие золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны. 

Задания 8-й класс

Химия и жизнь – викторина

  1. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит и какое вещество при этом получается?
  2. Какая кислота находится в желудке человека всегда?
  3. Какой царский напиток не пил ни один царь? Назовите его состав.
  4. Какую роль выполняет пищевая сода, когда ее употребляют от изжоги?
  5. Выброс каких продуктов сгорания производят теплоэлектростанции, работающие на   каменном угле? Как они влияют на атмосферу?
  6. Что получится, если смешать 2 литра водорода и 1 литр кислорода?
  7. Это вещество задерживает водообмен, сгущает кровь, нарушает обменные процессы. Её  часто называют  «белой смертью».
  8. Что общего между алмазом и графитом.
  9. Назовите металл, болеющий «чумой».
  10. Какой газ в малых количествах имеет запах свежести, а в больших – ядовит?
  11. В эпоху средневековья этот «элексир» продавали в аптеках, он восстанавливал силы, снимал боль. Его называли « индийской солью» или «мед, приготовленный без участия пчел.
  12. Что такое «философский камень», светящийся в темноте зеленоватым светом?
  13. Какой  газ использовали для наполнения дирижаблей?  

                                                За правильный ответ 1 балл.

Генетические связи

«ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ»

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

   а)    H2 +   N2 →   NH3                                      _______________________

   б)    CuCl2 +   Al →    AlCl3 +    Cu              _______________________

   в)    HNO3 →    NO2+   H2O+   O2↑              _______________________

   г)    Ca3N2 +    H2O →    Ca(OH)2 +    NH3↑ _______________________

   д)    Ba(OH)2 +   H3PO4 →    Ba3(PO4)2+    H2O ____________________

2. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, определите тип химической реакции.

  а)    Al2 O3 +    HCI → _________________________    ____________________

  б)   MnO2 +    H2 → ___________________________    ____________________

  в)   Al +   S→  _______________________________     ____________________

  г)  H2O  эл. ток→ ______________________________     ____________________

  д)  FeO +   Al → _____________________________      ____________________

3. Запишите уравнения реакций обмена, происходящих между следующими парами веществ. Расставьте коэффициенты. Укажите реакцию, протекание которой невозможно. 

   а) силикат калия и гидроксид бария

___________________________________________________________________

   б) соляная кислота и оксид цинка

___________________________________________________________________

   в) хлорид калия и нитрат натрия

___________________________________________________________________

   г) карбонат натрия и соляная кислота

___________________________________________________________________

Расчетные задачи

Задачи на растворы для 8 класса

1.Выпарили 150 г. раствора с массовой долей сахара 15 %. Вычислите массу сахара, оставшегося в чашке после выпаривания воды.

2. Смешали 150 г. раствора с массовой долей серной кислоты 10 % и 250 г. раствора с массовой долей серной кислоты 8 %. Определите массовую долю кислоты в полученной смеси.

3. Определите массу соли, которую нужно добавить к 80 г. раствора с массовой долей соли 10 %, чтобы получить раствор с массовой долей этой соли 25 %.

4. Для выращивания цветного кристалла Миша  взял  14 г медного  купороса(CuSO4 *5H2O)  и растворил его  воде массой 80 г. Определите массовую долю сульфата меди (II) в полученном растворе.

Задачи на количества вещества для 8 класса

1. Определите число молекул Br2 в броме массой 3,2 г.

2. Определите, где содержится большее число молекул: в 2г. кислорода или 2 г. оксида углерода(IV)

3. Определите массу образца оксида серы(IV), который содержит столько же молекул, сколько атомов содержится в кусочке железа массой 1,4 г.

4. Свете стало интересно, сколько молекул воды содержится в одном стакане объемом 200 мл (плотность воды 1г/см3)

Эксперимент

Задания 9-й класс

Химия и жизнь – викторина

Когда в 1669 году алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает «несущий свет». О каком элементе идет речь?  

2.Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик   А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель.

3.С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот    газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь?

      4. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном, который назвал его в честь своей родины.  О каком элементе идет речь?

       5.  Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России.

      6.     Самый распространенный металл на земле?

      7.     Незаменимым компонентом гемоглобина – пигмента эритроцитов, переносящего кислород от легких к тканям считают .....

      8.   Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы?        

      9.     Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие на процесс полового созревания, образования костей, а также этим металлом можно покрыть кузова автомобилей. 

     10.   Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь?

     11.   Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети?

     12.   Что такое «известковое молоко»?

     13.  Химическое название «ляписа»

     14.  Каустическая сода – это...

     15.  Речной песок, кремнезем, кварц – это ...

     17.  Кислота, необходимая для пищеварения?

     18.  Как обуглить дерево без огня?

     19.  Какая вода становится мутной при дыхании?

     20.  Какой металл входит в состав хлорофилла?  

     21. Какой металл называют «металлом консервной банки?

     22. Из этого металла во время Великой Отечественной войны изготавливали   винты самолетов, вертолетов, радиотехнику и танковую броню.

     23. Водородное соединение щелочного металла бурно реагирует с водой, выделяя водород, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение в море. Соединения этого металла используется в подводных лодках для очистки воздуха.

Правильный ответ оценивается  1 баллом

Сумма баллов = 23

Генетические связи

. Фосфор → оксид фосфора (V) → ортофосфорная кислота → фосфат натрия → фосфат цинка

                                                                                                                                       

2. Оксид алюминия  →  Х  →  хлорид алюминия →  Y → тетрагидроксоалюминат натрия  →   Y

Решение:

1) 2 Al2O3 → 4 Al + 3 O2

2) 2 Al + 3 Cl2 → 2 AlCl3 (или 2 Al + 6 HCl → 2 AlCl3 + 3 H2)

3) AlCl3 + 3 NaOH → Al(OH)3 + 3 NaCl (щелочь любая)

4) Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4]

5) Na[Al(OH)4] + HCl → NaCl + Al(OH)3 (любая кислота в недостатке)

                  +Cl2       +NaOH       t0C                        +HCl      +KOH

3. Железо   → X1    →     X2    →  X3 → железо  →   X4     →     X5   →   X2

Решение:

1) 2Fe + 3Cl2 → 2 FeCl3

2) FeCl3 + 3 NaOH → Fe(OH)3 + 3 NaCl

3) 2 Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3 H2O

4) Fe2O3 + 2 Al → Al2O3 + 2 Fe (можно использовать другие восстановители)

5) Fe + 2 HCl → FeCl2 + H2

6) FeCl2 + 2 KOH → Fe(OH)2 + 2 KCl

7) 4 Fe(OH)2 + O2 + 2 H2O → 4 Fe(OH)3 (или 2 Fe(OH)2 + H2O2 → 2 Fe(OH)3)

Расчетные задачи

Каковы массы 10- и 25%-ных растворов гидроксида натрия,

которые необходимо смешать для получения 200 г 20%-ного раствора? (Ответ: 66,6г. и 133,3г.)

Какая масса хлорида аммония образуется при взаимодействии хлороводорода массой 7,3 г с аммиаком массой 5,1 г? Какой газ останется в избытке? Определите массу избытка. (ответ: 1,7 г.).

В отсутствии родителей Петя решил проверить правдивость утверждения своего учителя химии, что необходимо постоянно проветивать помещение, где проходит прокаливание карбонатов. Он взял 700 граммов толченого мела, в котором 2% примесей и решил прокалить его на газе. Какой объём (н.у.) углекислого газа выделиться и что произойдёт, если Петя не откроет окно? ( Ответ: 153,7л.)

В гараже лежал мешок с 10кг. сульфата аммония, где 4% примесей, и на него хозяин положил мешок с 2кг. извести Са(ОН)2, где 2% примесей. Через время извести осталось только 200г. , и запахло аммиаком. Сколько литров аммиака выделилось? (ответ: 1,07м3)

 

Эксперимент

Задания 10-й класс

Химия и жизнь – викторина

Викторина по химии «Удивительный мир органической химии»

1. Органической химией изначально называлась химия веществ, полученных из организмов растений и животных. С такими веществами человечество было знакомо с глубокой древности. Люди умели получать уксус из прокисшего вина, а эфирные масла из растений, выделять сахар из сахарного тростника, извлекать природные красители из организмов растений и животных.
А термин «органическая химия» был введен именно этим ученым в 1806 году.  Назовите ученого.

2. По положениям данного учения, органические вещества способны образовываться только в живых организмах, так как только в живых организмах существует эта сила.
Как называется эта сила? Назовите учение и основоположника данного учения.

3. Решающая роль в создании теории строения органических соединений принадлежит этому великому русскому ученому, который  19 сентября 1861 года на съезде немецких естествоиспытателей и врачей обнародовал ее в докладе "О химическом строении вещества". Назовите ученого.

4. Этот русский химик, ученик В.В.Марковникова, по словам Е.Д. Зелинского проведенной реакций нитрования алканов «оживил химических мертвецов», какими в то время считали парафиновые углеводороды (алканы). Назовите ученого.

5. В 1926 г. в Росси был объявлен конкурс на создание промышленных способов получения этого вещества. Одержал в этом конкурсе победу С.В. Лебедев. Жюри конкурса вынесло решение немедленно организовать крупнотоннажное производство этого вещества.
Химики и технологи многих стран мира расценивали этот успех как чудо, в которое они поверили только тогда, когда, побывав в 1933-1934 гг. в Воронеже, Ленинграде, собственными глазами увидели первые заводы, производящие это вещество.

Назовите реакцию и вещество, послужившее сырьём для получения химического соединения, объявленного в конкурсе.

6. Он установил, что ацетилен, взбалтываемый с водой и бромидом ртути, даёт альдегид даже при обычной температуре. Эта реакция оказалась общей для углеводородов всего ацетиленового ряда. Для проведения этой реакции учёный изучил каталитическое действие не только бромида, но и др. соединений ртути.
Открытая им реакция носит его имя. В 1910 г. первый патент на использование этого открытия приобрела Англия, а в России она стала востребованной лишь в 1920 г.
Назовите имя учёного. О какой именно реакции идёт речь?

7. Правило, носящее имя этого учёного, строго соблюдается только при присоединении галогенводородов к алкенам по ионному механизму. Если же реакция идёт по радикальному механизму (например, в присутствии пероксидных соединений), то порядок присоединения может быть обратным. Такое исключение из правила было установлено М. Харашем (1933) и названо эффектом Хараша.
О каком правиле идёт речь? Кто автор этого правила? Какие вещества присоединяются к алкенам по этому правилу?

8. Это вещество, называемое карболовой кислотой, используется для дезинфекции.

9. Этот бесцветный газ с резким удушливым запахом  хорошо растворяется  в воде. Его 30-40% раствор препятствует развитию бактерий и замедляет процессы гниения, поэтому в него и помещают различные анатомические препараты. Как называется этот газ и его водный раствор?

10. Впервые этот газ был выделен в 1836 году Эдмундом Дэви при разложении водой карбида калия. Дэви назвал этот газ «новым газообразным двууглеродистым водородом».
При горении этого газа в кислороде развивается очень высокая температура (около 3000 градусов), поэтому его широко применяют для автогенной сварки и резки металлов. В настоящее время исходным сырьем для его получения служат карбид кальция и метан. Как в настоящее время называется этот газ?

11. Этот спирт является нервно-сосудистым ядом. При попадании в организм 5-10 мл этого вещества наступает паралич зрения вследствие поражения зрительного нерва, доза в 30 мл и более вызывает смерть. Он является прекрасным растворителем, сырьём в органическом синтезе, его добавляют в моторное топливо для увеличения октанового числа бензина. Как называется этот спирт?

12.  Эта кислота впервые была выделена в 1671 году английским натуралистом Джоном Рэйем из едких выделений именно этих лесных жителей, чем и объясняется её название.
Назовите кислоту (тривиальное и международное название). Где еще в природе можно встретить эту кислоту?

13. Герои романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. «Быть может, оно слишком долго лежало?» - озадаченно спросил один из них. «Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.»
Именно эта кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна. Назовите кислоту и процесс, в результате которого она образуется.

14. Первые достоверные сведения об этом веществе были сообщены в 1738г французским учёным Шарлем Ла-Кардамином, который побывал в Южной Америке в составе экспедиции. Он писал: «На берегах реки Амазонки, растет дерево, называемое местными жителями «геве», которое из разрезов коры выделяет белый млечный сок. Местные жители называют этот сок «слёзы дерева». Назовите вещество.

15. Строение этого вещества было открыто немецким химиком Ф. Кекуле во сне. Он увидел длинные линейные цепочки атомов: цепочки двигались, часто сближались друг с другом, извивались как змеи. «Но что это! Одна из змей ухватила свой собственный хвост, и фигура эта насмешливо закружилась перед глазами. Пробужденный как вспышкой молнии, я провел остаток ночи за разработкой следствий новой гипотезы». Строение какого вещества открыл во сне Ф. Кекуле?

16. В 1714 г. по указу Петра I в Петербурге был заложен аптекарский сад. Там выращивали лекарственные растения, снабжая ими аптеки или перерабатывая их на лекарства. Так вот, листья одного из таких растений, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания. Свежее мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. Из волокон можно изготовить сети, не гниющие в воде. Листья – неистощимая основа для фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и полезной пищи. Мы знаем это растение по сказке Андерсена. Но личный опыт общения с этим растением способен довести до слез. Назовите растение и кислоту, содержащуюся в листьях этого растения.

17. Клюкву и бруснику можно долгое время хранить в свежем виде без сахара. И все благодаря тому, что в них содержится эта кислота, которая является прекрасным консервантом.

18. Эти органические вещества выполняют множество различных функций в клетке и организме. Одна из них – источник так называемой эндогенной воды: при окислении 100 г этого органического вещества выделяется 107 мл воды. Благодаря такой воде существуют многие пустынные животные, например песчанки, тушканчики.

Генетические связи

Мир химических превращений

1. Ацетат калия → этан → X → этанол http://www.maratakm.ru/index2.files/image100371.gif диэтиловый эфирhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif  углекислый газ

2. Al4C3http://www.maratakm.ru/index2.files/image99831.gifX1http://www.maratakm.ru/index2.files/image99851.gifX2http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gifэтаналь http://www.maratakm.ru/index2.files/image99891.gifX3http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gifX1

      3. CH2BrCH2CH2Brhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100491.gifX1http://www.maratakm.ru/index2.files/image100511.gifX2 → пропенhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100531.gifX3 http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif 

      http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif 1,2 –дибромпропан

За каждую реакцию - 3 балла. Итого: 45 баллов

Мир химических превращений

1. Ацетат калия → этан → X → этанол http://www.maratakm.ru/index2.files/image100371.gif диэтиловый эфирhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif  углекислый газ

2. Al4C3http://www.maratakm.ru/index2.files/image99831.gifX1http://www.maratakm.ru/index2.files/image99851.gifX2http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gifэтаналь http://www.maratakm.ru/index2.files/image99891.gifX3http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gifX1

      3. CH2BrCH2CH2Brhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100491.gifX1http://www.maratakm.ru/index2.files/image100511.gifX2 → пропенhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100531.gifX3 http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif 

      http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif 1,2 –дибромпропан

За каждую реакцию - 3 балла. Итого: 45 баллов

Расчетные задачи

Эксперимент

Решения 8-й класс

Химия и жизнь – викторина

  1. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит и какое вещество при этом получается? (Оксид кальция - негашеная известь. Получается:  гашеная известь  или кальция гидроокись).
  2. Какая кислота находится в желудке человека всегда? (Соляная).
  3. Какой царский напиток не пил ни один царь? Назовите его состав. (Царская водка. Это смесь азотной кислоты и соляной кислоты в соотношении 1:3).
  4. Какую роль выполняет пищевая сода, когда ее употребляют от изжоги? (пищевая сода нейтрализует соляную кислоту)
  5. Выброс каких продуктов сгорания производят теплоэлектростанции, работающие на каменном угле? Как они влияют на атмосферу? (Продуктами сгорания являются СО2,СО,SO2,зола. Они усиливают парниковый эффект).
  6. Что получится, если смешать 2 литра водорода и 1 литр кислорода? (гремучий газ)
  7. Это вещество задерживает водообмен, сгущает кровь, нарушает обменные процессы. Её  часто называют  «белой смертью». (Поваренная соль).
  8. Что общего между алмазом и графитом. (Они образованны одним химическим элементом-углеродом).
  9. Назовите металл, болеющий «чумой». («Болезнь» олова, связанная с переходом кристаллической формы олова в порошкообразную,  получила название оловянной чумы).
  10. Какой газ в малых количествах имеет запах свежести, а в больших – ядовит? (озон)
  11. В эпоху средневековья этот «элексир» продавали в аптеках, он восстанавливал силы, снимал боль. Его называли « индийской солью» или «мед, приготовленный без участия пчел.(сахар)
  12. Что такое «философский камень», светящийся в темноте зеленоватым светом? (фосфор).
  13. Какой  газ использовали для наполнения дирижаблей?  (гелий)

Генетические связи

Расчетные задачи

  1. При   полном   сгорании   газообразного   органического   соединения, не   содержащего   кислород, выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа, 1,8 г воды и 4 г фтороводорода. Установите молекулярную формулу сгоревшего соединения.
  2. Масса неизвестного объёма воздуха равна 0,123 г, а масса такого же объёма газообразного алкана 0,246 г (при одинаковых условиях). Определите молекулярную формулу вещества.
  3. При сжигании некоторого объёма циклопарафина требуется шестикратный объём кислорода. Определите молекулярную формулу циклопарафина.
  4. Для сгорания 4 моль вещества потребовалось 9 моль  O2  и образовалось 4 моль CO2 ,

 2 мольN2  и 10 моль H2O. Установите молекулярную формулу вещества.

Эксперимент

Решения 9-й класс

Химия и жизнь – викторина

  1. Когда в 1669 году алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает «несущий свет». О каком элементе идет речь?  (Фосфор)
  2. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик   А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Фтор)
  3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот    газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Хлор)

      4. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном, который назвал его в честь своей родины.  О каком элементе идет речь?( Галлий)

       5.  Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Рутений)

      6.     Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)

      7.     Незаменимым компонентом гемоглобина – пигмента эритроцитов, переносящего кислород от легких к тканям считают ..... (Железо)

      8.   Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы?         (Йод)

      9.     Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие на процесс полового созревания, образования костей, а также этим металлом можно покрыть кузова автомобилей. (Цинк)

     10.   Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

     11.   Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? ( В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

     12.   Что такое «известковое молоко»? (Гидроксид кальция)

     13.  Химическое название «ляписа» (нитрат серебра)

     14.  Каустическая сода – это... (гидроксид натрия)

     15.  Речной песок, кремнезем, кварц – это ... (Оксид кремния (IV))

     17.  Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота)

     18.  Как обуглить дерево без огня? (С помощью концентрированной серной   кислоты)

     19.  Какая вода становится мутной при дыхании? (Известковая)

     20.  Какой металл входит в состав хлорофилла? (Магний) 

     21. Какой металл называют «металлом консервной банки?(Олово)

     22. Из этого металла во время Великой Отечественной войны изготавливали   винты самолетов, вертолетов, радиотехнику и танковую броню. (Титан)

     23. Водородное соединение щелочного металла бурно реагирует с водой, выделяя водород, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение в море. Соединения этого металла используется в подводных лодках для очистки воздуха.

(Литий) Правильный ответ оценивается  1 баллом. Сумма баллов = 23

Генетические связи

. Фосфор → оксид фосфора (V) → ортофосфорная кислота → фосфат натрия → фосфат цинка

                                                                                                                                       

2. Оксид алюминия  →  Х  →  хлорид алюминия →  Y → тетрагидроксоалюминат натрия  →   Y

Решение:

1) 2 Al2O3 → 4 Al + 3 O2

2) 2 Al + 3 Cl2 → 2 AlCl3 (или 2 Al + 6 HCl → 2 AlCl3 + 3 H2)

3) AlCl3 + 3 NaOH → Al(OH)3 + 3 NaCl (щелочь любая)

4) Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4]

5) Na[Al(OH)4] + HCl → NaCl + Al(OH)3 (любая кислота в недостатке)

                  +Cl2       +NaOH       t0C                        +HCl      +KOH

3. Железо   → X1    →     X2    →  X3 → железо  →   X4     →     X5   →   X2

Решение:

1) 2Fe + 3Cl2 → 2 FeCl3

2) FeCl3 + 3 NaOH → Fe(OH)3 + 3 NaCl

3) 2 Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3 H2O

4) Fe2O3 + 2 Al → Al2O3 + 2 Fe (можно использовать другие восстановители)

5) Fe + 2 HCl → FeCl2 + H2

6) FeCl2 + 2 KOH → Fe(OH)2 + 2 KCl

7) 4 Fe(OH)2 + O2 + 2 H2O → 4 Fe(OH)3 (или 2 Fe(OH)2 + H2O2 → 2 Fe(OH)3)

Расчетные задачи

Эксперимент

Решения 10-й класс

Химия и жизнь – викторина

Ответы:
1. Йёнс Якоб Берцелиус.
2. "vis vitalis" (жизненная сила). Витализм. Йёнс Якоб Берцелиус
3. Александр Михайлович Бутлеров.
4. Михаил Иванович Коновалов.
5. Синтез Лебедева (одновременная дегидратация и дегидрирование этанола).
6. Реакция гидратации ацетилена и его гомологов (реакция Кучерова).
7. Правило Марковникова: при присоединении  галогенводородов или воды к несимметричным алкенам водород присоединяется по месту двойной связи к наиболее гидрированному атому углерода.
8. Фенол.
9. Формальдегид. Формалин.
10. Ацетилен, этин.
11. Метиловый спирт или метанол.
12. Муравьиная (метановая) кислота. В природе муравьиная кислота обнаружена в хвое, кфруктах, едких выделениях пчёл и муравьёв.
13. Молочная кислота. Гликолиз
14. Каучук.
15. Ф. Кекуле открыл во сне бензольное кольцо.
16. Крапива. Муравьиная кислота.
17. Бензойная кислота.
18. Жиры.

Генетические связи

Мир химических превращений

1. Ацетат калия → этан → X → этанол http://www.maratakm.ru/index2.files/image100371.gif диэтиловый эфирhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif  углекислый газ

2. Al4C3http://www.maratakm.ru/index2.files/image99831.gifX1http://www.maratakm.ru/index2.files/image99851.gifX2http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gifэтаналь http://www.maratakm.ru/index2.files/image99891.gifX3http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gifX1

      3. CH2BrCH2CH2Brhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100491.gifX1http://www.maratakm.ru/index2.files/image100511.gifX2 → пропенhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100531.gifX3 http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif 

      http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif 1,2 –дибромпропан

За каждую реакцию - 3 балла. Итого: 45 баллов

Мир химических превращений

1. Ацетат калия → этан → X → этанол http://www.maratakm.ru/index2.files/image100371.gif диэтиловый эфирhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif  углекислый газ

2. Al4C3http://www.maratakm.ru/index2.files/image99831.gifX1http://www.maratakm.ru/index2.files/image99851.gifX2http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gifэтаналь http://www.maratakm.ru/index2.files/image99891.gifX3http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gifX1

      3. CH2BrCH2CH2Brhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100491.gifX1http://www.maratakm.ru/index2.files/image100511.gifX2 → пропенhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100531.gifX3 http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif 

      http://www.maratakm.ru/index2.files/image99871.gif 1,2 –дибромпропан

За каждую реакцию - 3 балла. Итого: 45 баллов

Ответы на задание: «Мир химических превращений»

Задание 1:

1) 2CH3COOK + 2H2O = H2+ 2KOH + CH3-CH3 + 2CO2

2) CH3-CH3 http://www.maratakm.ru/index2.files/image10171.gifCH2=CH2 + H2

3) CH2=CH2 + H2Ohttp://www.maratakm.ru/index2.files/image10171.gifCH3-CH2OH

4) CH3-CH2OH + CH3-CH2OHhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image100371.gif CH3-CH2OCH2-CH3+ H2O

 5)  CH3-CH2OCH2-CH3 + 6O2   → 4CO2 + 5H2O

Задание 2:

1) Al4C3 + 12H2O → 3CH4 + 4 Al(OH)3 

2) 2 CH4   http://www.maratakm.ru/index2.files/image100551.gifC2H2 + 3H2

3) C2H2 + H2http://www.maratakm.ru/index2.files/image101911.gifCH3СHO

4) 3CH3СHO + 2KMnO4 + 3H2O → 2CH3COOK+ CH3COOH+ 2MnO2 + H2O

5) CH3COOK + KOHhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image101931.gifCH4 + K2CO3

 Задание 3:

1) CH2BrCH2CH2Br + Znhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image102471.gif 󠇆          +   ZnCl2

2)                + HBrhttp://www.maratakm.ru/index2.files/image102471.gif CH3-CH2CH2 Br

3) CH3-CH2CH2 Br +KOH (спирт) → CH2=CH2CH3 + KBr

4) CH2=CH2CH3http://www.maratakm.ru/index2.files/image100531.gifCH2(OH)-CH(OH)-CH3 

5) CH2(OH)-CH(OH)-CH3 + 2HBr http://www.maratakm.ru/index2.files/image102591.gifCH2BrCH2BrCH3 + 2H2O

За каждую реакцию - 3 балла. Итого: 45 баллов

Расчетные задачи

Решение

  1. При   полном   сгорании   газообразного   органического   соединения, не   содержащего   кислород, выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа, 1,8 г воды и 4 г фтороводорода. Установите молекулярную формулу сгоревшего соединения.  

А + O2 →   CO2 + H2O + HF      

  1. υ(CO2) = 4,48 : 22,4 = 0,2 моль, υ(CO2) = υ(C) = 0,2 моль;
  2. υ(H2O) =1,8 : 18 = 0,1 моль, υ(H в H2O)= 2 . υ(H2O) = 2 . 0,1= 0,2 моль;
  3. υ(HF)= 4 : 20 =0,2 моль, υ(H)= υ(HF)= 0,2 моль, υ(F)= υ(HF)= 0,2 моль;
  4. υ(Hобщ)=0,2 + 0,2 = 0,4 моль;
  5. υ(C): υ(Hобщ): υ(F)= 0,2:0,4:0,2 =1:2:1, Мпрост. CH2F, М ист C2H4F2, т.к. С в органических веществах 4-х валентный.

Ответ : C2H4F2

  1. Масса неизвестного объёма воздуха равна 0,123 г, а масса такого же объёма газообразного алкана 0,246 г (при одинаковых условиях). Определите молекулярную формулу вещества.

  1. V(воздуха) = V(алкана), но массы разные;
  2. υ ( воздуха) = m:М(воздуха) =0,123 : 29=0,00424 моль;
  3. υ ( воздуха) = υ ( алкана), т.к. V(воздуха) = V(алкана);
  4. М (алкана) = 0,246 г: 0,00424 моль= 58 г/моль;
  5. M(CnH2n+2) = 12n+2n +2 = 58, n=4, C4H10

Ответ: C4H10

  1. При сжигании некоторого объёма циклопарафина требуется шестикратный объём кислорода. Определите молекулярную формулу циклопарафина.

  1. CnH2n  + 6O2 →nCO2 + nH2O
  2. Т.к. атомов кислорода в левой части 6. 2 = 12, то и в правой части должно быть

2. n + n.1= 12, то n = 4, тогда CnH2n  будет С4Н8.

Ответ: С4Н8

  1. Для сгорания 4 моль вещества потребовалось 9 моль  O2  и образовалось 4 моль CO2 ,

2 моль N2  и 10 моль H2O. Установите молекулярную формулу вещества.

  1. 4А + 9O2 →   4CO2 + 10H2O + 2N2, тогда вещество А состоит из С1,т.к. 4А = 4CO2, Н=20:4 =5, тогда А = С1Н5, в А (N) =1,т.к 4А =2 N2 =4 N , тогда _ А = С1Н5N.
  2. Найдем кислород в А, для этого 9.2 = 18 атомов в левой части, тогда и в правой должно быть 18 атомов кислорода, если его нет в веществе А, 18= 4. 2 + 10 = 18, следовательно кислорода в веществе А нет.

Ответ: А = С1Н5N.

Эксперимент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по химии "Кто хочет стать отличником?"

Данную игру целесообразно проводить в конце учебного года после изучения курса органической химии. В игре принимают участие учащиеся, у которых возможна годовая оценка "5".Итоги игры дают возможн...

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь» решает задачи обобщения и систематизации знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии;  повышения интереса к п...

Интеллектуальная игра по химии "Поле чудес"

Интеллектуальная игра позволяет расширить представления восьмиклассников об истории открытия и происхождении названий химических элементов....

Интеллектуальная игра по химии "Крестики-нолики"

Нарисовать поле. Клетки игрового поля заполняются названиями 9-ти конкурсов. Ученые – химики4. Неорганическая химия7. Органическая химия    2. Физическая химия5. Жили - были8. Черн...

Интеллектуальная игра по химии 9 класс

Интеллектуальная игра по химии для 9 классов- командная...

презентация к интеллектуальной игре "Знатоки химии"

Интеллектуальная игра  может быть использованна при проведении предметной недели. Интеллектуальная игра позволяет для активизировать внимание обучающихся,  способствует развитию внимательнос...