Урок Жесткость воды 9 кл
методическая разработка по химии (9 класс)
Жесткость воды
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа ст.Луковской имени С.Г.Астанина
Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания
_______________________________________________________________
363720, РСО-Алания, Моздокский район, ст.Луковская, ул.Усанова, д.35
телефон/факс 8(867 36) 2-51-34, e-mail: lukovskoe@list.ru
Технологическая карта урока по химии «Жесткость воды», 9 класс
Никитенко Д.Ю., учитель химии МБОУ СОШ ст. Луковской им. С.Г. Астанина
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении новых понятий.
2. Предметно-дидактическая: развитие знаний учащихся о жесткости воды и способах ее устранения.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: | Метапредметные: | Предметные: |
|
|
|
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
2. По способу организации: синтетический.
3. По ведущему методу обучения: проблемный.
Методы обучения:
1. Основной: проблемно-поисковый.
2. Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа, демонстрационный и лабораторный эксперимент и др.
Основные вопросы урока:
- Жесткость воды.
- Классификация воды по количеству содержащихся в ней солей.
- Постоянная и временная жесткость.
- Способы устранения жесткой воды.
Средства обучения:
- Оборудование и реактивы для демонстрационного и лабораторного эксперимента: реактивы: кусочки мрамора, известковая вода, водопроводная вода,
растворы мыла, соды, хлорида кальция, карбоната калия.
- Инструктивные карты для выполнения лабораторного эксперимента; раздаточные карточки с материалами.
- Мультимедийное оборудование.
Таблица растворимости, учебник «Химия. 9 класс» О.С.Габриелян,-М.: Просвещение, 2024
Ход урока:
Этап урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | |
учителя | ученика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Органи-зационный. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает обсудить тему урока. Как выдумаете, что мы будем изучать на уроке? (на демонстрационном столе стакан с водой). Как эти образцы могут быть связаны с темой урока? | Приветствуют учителя, готовят рабочее место. Участвуют в постановке темы урока. Ответы: качество воды. Записывают в тетрадях число, тему урока. | Регулятивные, коммуникативные. | |
2. Изучения нового материала. 2.1. Актуали-зация опорных знаний и способов действий. | Проблемно-поисковый. Фронтальная | 1. Вспомним, какая вода бывает? 2. Чем дистиллированная вода отличается от других видов воды 3. Что будет происходить с организмом человека , если употреблять соленую или пресную воду? один класс соединений? | 1.Отвечают на вопрос: (дистиллированная, водопроводная, морская, дождевая) 2. Отвечают на вопрос: (дистиллированная вода не содержит нерастворимых и растворимых солей) 3. Отвечают на вопрос: (при употреблении соленой воды происходит отложение солей, а при недостатке – нехватка кальция и магния в организме) | Проблемно-поисковые. Общеучебные, коммуникативные. Логические, регулятивные, коммуникативные. |
2.2. Создание проблемной ситуации. | Фронтальная беседа. | .Что происходит с мылом в жесткой воде? | Высказывают свои мнения, обсуждают их. Приходят к выводу о том, что в жесткой воде мыло не мылится | |
2.3. Поста-новка учебной проблемы. | Как можно распознать смягчить воду? | Участвуют в формулировке учебной проблемы. | ||
2.4. Решение учебной проблемы. А) выдвиже-ние гипотезы; | Фронтальная беседа. | Жесткость бывает временная и постоянная. Можно ли их устранить? Давайте вспомним правила ТБ. 11. Как вы думаете, есть другие способы устранения жесткости? | Высказывают свои мнения, обсуждают. Правила ТБ запрещают пробовать вещества на вкус. Приходят к предположению о том, что есть другие способы устранения жесткости | Логические, общеучебные, коммуникативные. |
Демонстрацион-ный эксперимент. Лабораторный эксперимент (в группах). | Демонстрирует опыт. 1. К жесткой воде приливаем раствор мыла и стряхиваем. Почему это происходит? Задание Проводит инструктаж по технике безопасности (ТБ). Организует выполнение лабораторных опытов в группах. Контролирует работу учащихся, соблюдение ими правил ТБ. Всем группам выдаются по 3 пробирки жесткой водой и веществами. Требуется устранить жесткость воды. | Наблюдают за ходом опыта по плану, отвечают на дополнительные вопросы. Делают вывод об возникновении хлопьев на поверхности воды. | ||
В) формули-ровка решения. | Фронтальная беседа. | Подводит итоги проделанной работы: 12. Итак, какими способами можно устранить жесткость воды?
| Отвечают на вопросы, обсуждают, составляют/делают вывод. Термический (кипячение). Соли кальция и магния разлагаются при высокой температуре и образуют накипь. Однако кипячением можно устранить только временную (карбонатную) жёсткость. Реагентный. Вода умягчается, смешиваясь с различными веществами — кальцинированной содой, натриевыми солями. Попадая в перенасыщенный раствор, соли жёсткости выпадают в осадок. | |
3. Закрепле-ние новых знаний и способов действий. | Фронтальная беседа | 1. Почему колодезная вода, как правило, вкусная, а дождевая нет? 2. Почему до изобретения антифриза в системы охлаждения двигателей заливали дистиллированную воду, а не воду из-под крана? 3. Иногда для приготовления продуктов используют горячую воду из крана. Возможно ли это? | Учащиеся рассуждают, отвечают | |
4. Рефлексия деятельности на уроке (завершаю-щий). | Беседа. | 24. Как вы считаете: - удалось ли вам справиться с предложенными сегодня заданиями? - какое задание было для вас наиболее интересным и почему? - какое задание было для вас наиболее сложным? | Отвечают на вопросы, высказывают и аргументируют свои суждения. | Регулятивные, коммуникативные. |
5. Домашнее задание | Даёт информацию о домашнем задании. | Записывают домашнее задание. (§29). | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Жесткость воды и способы ее устранения"
Цели и задачи урока: - рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком;- изучить способы устранения жесткости воды...

Материал для проведения урока "Жесткость воды"
Разработано для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. УМК О.С. Габриеляна.Тип урока: открытие нового знания .Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на ос...

Урок химии "Жесткость воды"
Знания о жесткости водыи умение устранять жесткость природной воды иемеют значение для развития опыта практической деятельности в реальных жизненных ситуациях, для формирования целотного восприятия яв...

Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"
Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса, с фрагментом практической работы....

Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"
Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса...

Технологическая карта урока по химии в 9 классе Тема «Жесткость воды»
Урок - изучение нового материалаУрок направлен на формирование основных понятий и умений применять полученные знания в повседневной жизни, развитие разных видов функциональной грамотности (естес...
урок химии в 9 классе Жесткость воды и способы ее устранения. (Функциональная грамотность)
Урок химии на формирование естесвенно-научной грамотности....