Урок Жесткость воды 9 кл
методическая разработка по химии (9 класс)

Жесткость воды 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok_9_kl_zhestkost_vody.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа  ст.Луковской имени С.Г.Астанина

Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания

_______________________________________________________________

363720, РСО-Алания, Моздокский район, ст.Луковская, ул.Усанова, д.35

телефон/факс 8(867 36) 2-51-34, e-mail: lukovskoe@list.ru

Технологическая карта урока по химии «Жесткость воды», 9 класс

Никитенко Д.Ю., учитель химии МБОУ СОШ ст. Луковской им. С.Г. Астанина

Цели урока:

1.        Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении новых понятий.

2.        Предметно-дидактическая: развитие знаний учащихся о жесткости воды и способах ее устранения.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

  • убеждаются в познаваемости мира;
  • осознают необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении опытов;
  • проявляют интерес к изучению химии.

  • участвуют в постановке и решении учебной проблемы;
  • участвуют в составлении плана выполнения опытов;
  • классифицируют по признакам;
  • анализируют ход и результаты проделанных опытов, формулируют выводы;
  • выражают и аргументируют свои мысли;
  • работают в паре/группе, сотрудничают с учителем и одноклассниками;
  • оценивают правильность выполнения заданий.

  • знают определение понятий «жесткость воды», «временная и постоянная жесткость»;
  • знают формулы и названия веществ;
  • приводят примеры, подтверждающие умение классифицировать вещества.

Тип урока:

1.        По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

2.        По способу организации: синтетический.

3.        По ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

1.        Основной: проблемно-поисковый.

2.        Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа, демонстрационный и лабораторный эксперимент и др.

Основные вопросы урока:

  1. Жесткость воды.
  2. Классификация воды по количеству содержащихся в ней солей.
  3. Постоянная и временная жесткость.
  4. Способы устранения жесткой воды.

Средства обучения:

  • Оборудование и реактивы для демонстрационного и лабораторного эксперимента: реактивы: кусочки мрамора, известковая вода, водопроводная вода,

растворы мыла, соды, хлорида кальция, карбоната калия.

  • Инструктивные карты для выполнения лабораторного эксперимента; раздаточные карточки с материалами.
  • Мультимедийное оборудование.

Таблица растворимости, учебник «Химия. 9 класс» О.С.Габриелян,-М.: Просвещение, 2024

Ход урока:

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

учителя

ученика

1

2

3

4

5

1. Органи-зационный.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает обсудить тему урока.

Как выдумаете, что мы будем изучать на уроке? (на демонстрационном столе стакан с водой). Как эти образцы могут быть связаны с темой урока?

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Участвуют в постановке темы урока.

Ответы: качество воды.

Записывают в тетрадях число, тему урока.

Регулятивные, коммуникативные.

2. Изучения нового материала.

2.1. Актуали-зация опорных знаний и способов действий.

Проблемно-поисковый.

Фронтальная

1. Вспомним, какая вода бывает?

2. Чем дистиллированная вода отличается от других видов воды

3. Что будет происходить с организмом человека , если употреблять соленую или пресную воду?

один класс соединений?

1.Отвечают на вопрос: (дистиллированная, водопроводная, морская, дождевая)

2. Отвечают на вопрос: (дистиллированная вода не содержит нерастворимых и растворимых солей)

3. Отвечают на вопрос: (при употреблении соленой воды происходит отложение солей, а при недостатке – нехватка кальция и магния в организме)

Проблемно-поисковые.

Общеучебные, коммуникативные.

Логические, регулятивные, коммуникативные.

2.2. Создание проблемной ситуации.

Фронтальная беседа.

.Что происходит с мылом в жесткой воде?

Высказывают свои мнения, обсуждают их.

Приходят к выводу о том, что в жесткой воде мыло не мылится

2.3. Поста-новка учебной проблемы.

Как можно распознать смягчить воду?

Участвуют в формулировке учебной проблемы.

2.4. Решение учебной проблемы.

А) выдвиже-ние гипотезы;

Фронтальная беседа.

Жесткость бывает временная и постоянная.

Можно ли их устранить?

Давайте вспомним правила ТБ.

11. Как вы думаете, есть другие способы устранения жесткости?

Высказывают свои мнения, обсуждают.

Правила ТБ запрещают пробовать вещества на вкус.

Приходят к предположению о том, что есть другие способы устранения жесткости

Логические, общеучебные, коммуникативные.

Демонстрацион-ный эксперимент.

Лабораторный эксперимент (в группах).

Демонстрирует опыт.

1. К жесткой воде приливаем раствор мыла и стряхиваем.

 Почему это происходит?

Задание 

Проводит инструктаж по технике безопасности (ТБ). Организует выполнение лабораторных опытов в группах. Контролирует работу учащихся, соблюдение ими правил ТБ. Всем группам выдаются по 3 пробирки жесткой водой и веществами. Требуется устранить жесткость воды.

Наблюдают за ходом опыта по плану, отвечают на дополнительные вопросы. Делают вывод об возникновении хлопьев на поверхности воды.

В) формули-ровка решения.

Фронтальная беседа.

Подводит итоги проделанной работы:

12. Итак, какими способами можно устранить жесткость воды?  

 

Отвечают на вопросы, обсуждают, составляют/делают вывод. Термический (кипячение).  Соли кальция и магния разлагаются при высокой температуре и образуют накипь.  Однако кипячением можно устранить только временную (карбонатную) жёсткость. Реагентный. Вода умягчается, смешиваясь с различными веществами — кальцинированной содой, натриевыми солями. Попадая в перенасыщенный раствор, соли жёсткости выпадают в осадок.

3. Закрепле-ние новых знаний и способов действий.

Фронтальная беседа

1.  Почему колодезная вода, как правило, вкусная, а дождевая нет?

2. Почему до изобретения антифриза в системы охлаждения двигателей заливали дистиллированную воду, а не воду из-под крана?

3. Иногда для приготовления продуктов используют горячую воду из крана. Возможно ли это?

Учащиеся рассуждают, отвечают

4. Рефлексия деятельности на уроке (завершаю-щий).

Беседа.

24. Как вы считаете:

- удалось ли вам справиться с предложенными сегодня заданиями?

- какое задание было для вас наиболее интересным и почему?

- какое задание было для вас наиболее сложным?

Отвечают на вопросы, высказывают и аргументируют свои суждения.

Регулятивные, коммуникативные.

5. Домашнее задание

Даёт информацию о домашнем задании.

Записывают домашнее задание.

(§29).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Жесткость воды и способы ее устранения"

Цели и задачи урока: - рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком;- изучить способы устранения жесткости воды...

Материал для проведения урока "Жесткость воды"

Разработано для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. УМК О.С. Габриеляна.Тип урока: открытие нового знания .Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на ос...

Урок химии "Жесткость воды"

Знания о жесткости водыи умение устранять жесткость природной воды иемеют значение для развития опыта практической деятельности в реальных жизненных ситуациях, для формирования целотного восприятия яв...

Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"

Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса, с фрагментом практической работы....

Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"

Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса...

Технологическая карта урока по химии в 9 классе Тема «Жесткость воды»

Урок  - изучение нового материалаУрок направлен на формирование основных понятий и умений применять полученные знания в повседневной жизни, развитие разных видов функциональной грамотности (естес...

урок химии в 9 классе Жесткость воды и способы ее устранения. (Функциональная грамотность)

Урок химии на формирование естесвенно-научной грамотности....