Урок химии в 8 кл "Типы химических реакций. Реакция обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Туяна Георгиевна Токуренова

Цели урока:

Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.

Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.

Воспитательные -формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse_tipy_himicheskih_reaktsiy.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Типы химических реакций. Реакции обмена."

Тип урока: комбинированный

Место проведения- кабинет химии

Цели урока:

Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.

Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.

Воспитательные -формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.

Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.

Планируемые результаты:

урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди, карбонат кальция, индикатор)

Ход урока.

I. Организационный момент.(1 мин)

Приветствие. (слайд 2)

Мы – умные, мы – дружные,

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится!

II.Актуализация опорных знаний (10 мин)

1.Вставьте пропущенное слово (слайд 3)

Реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более простых веществ называются реакциями ….

Реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества, называются реакциями ….

Реакции, в которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество, называются реакциями….

2.Соотнесите типы химических реакций и схемы реакций:(слайд 4)

1 вариант

2 вариант

1. соединения

А. Fe + O2 → FeO

1. соединения

А. CuO + Al → Al2O3 + Cu

2. разложения

Б. PbCl2 + Zn→ Pb + ZnCl2

2. разложения

Б. N2 + O2 → NO

3. замещения

В. Fe + HCl → FeCl2 + H2

3. замещения

В. MgCO3 → MgO + CO2

 

Г. H2O → H2 + O2

 

Г. Li + N2 → Li3N

 

Д. SO2 + H2O → H2SO3

 

Д. Zn + HCl → ZnCl2 + H2

 

Е. KNO3 → KNO2 + O2

 

Е. Al(OH)3 →Al2O3 + H2O

Напишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.

3.Запишите уравнения следующих реакций (слайд 5)

Хлорид меди(II) + алюминий→хлорид алюминия +медь

Кальций + кислород→ оксид кальция

Гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода

Расставьте коэффициенты

III. Мотивация учебной деятельности (слайд 6)

1) 2HgO = 2Hg + O2

2) CaCO3 = CaO + CO2

3) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4

4) CuO + H2 = Cu + H2O

5) 2H2 + O2 = 2H2O

6) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O

7) BaO + SO2 = BaSO3

Определите тип химических реакций, уравнения которых здесь записаны. Все ли вы реакции смогли отнести к какому –либо типу.

Какое уравнение осталось?

Обратили вы внимание на состав веществ?

Что происходит во втором случае? (обмен составными частями)

Совершенно верно происходит обмен.

Сформулируйте тему урока?

Записать тему урока в тетради. (слайд 1)

IV. Изучение нового материала.

Попробуйте сформулировать определение реакций обмена? Если вы испытываете затруднения, обратитесь к тексту параграфа 32 на с. 165.

(записать в тетрадь) (слайд 8-10)

Проведём с вами небольшой эксперимент.

А теперь уберем учебники и тетради на край стола, пододвинем лотки с реактивами и выполним аналогичный опыт на местах.

Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.(слайд 7)

Лабораторный опыт №1 «Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция».

К какому классу соединений относится карбонат кальция?

Назвать признак химической реакции? (выделение пузырьков газа). Какой это газ?

Записать уравнение химической реакции (1 обучающийся у доски, остальные в тетради).

Как мы обозначим выделение газа?

Лабораторный опыт №2 «Взаимодействие раствора гидроксида натрия с сульфатом меди».


Каким был раствор сульфата меди? Что произошло после того, как добавили раствор гидроксида натрия

Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, назовите образовавшиеся соединения:

CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4

По какому признаку вы определили, что протекает химическая реакция? (образовался осадок голубого цвета)

Записать уравнение химической реакции на доске.

Лабораторный опыт №3

Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия в присутствии индикатора – фенолфталеина.

ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции.

Какие изменения мы видим? Как изменилась среда раствора?

HCl+NaOH→NaCl + H2O

Подведем итог: в каких случаях химические реакции идут до конца?

Физкультминутка (слайд 12)

Если выделится газ-

Это раз;

И получится вода -

Это два;

А еще - нерастворимый

Осаждается продукт…

"Есть осадок", - говорим мы.

Это третий важный пункт.

Химик "правила обмена"

Не забудет никогда:

В результате - непременно

Будет газ или вода,

Выпадет осадок –

Вот тогда порядок!

Давайте подумаем!!! Где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?

(Демонстрационный опыт:Взаимодействие уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия)

  • Разрыхлители теста.
  • Определение качества воды.
  • Устранение жесткости воды.
  • Определение качества продуктов питания.
  • Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе. (слайд)

И это далеко не полный перечень областей применения реакций обмена. Сделаем вывод: жизнь современного человека немыслима без реакций обмена!

V. Закрепление изученного материала.

1.Игра «Что лишнее?» (слайд 13)
1. 2Н
2  +  О2 =  2Н2О                            3. NaOH + HCl = NaCl + H2O
СаО + СО
2 = СаСО3                             Zn(OH)2 = ZnO +H2O
СuО + Н
2 = Cu + Н2О                           2H2O = 2H2 + O2

2. MgCO3 = MgO + CO2                      4.  CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Mg + 2HCl = MgCl
2 + H2                      CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu
2Na + 2H
2O = 2NaOH + H2                  NaOH + HCl = NaCl + H2O

2.Выполните задание. (Взаимопроверка по заготовленному шаблону)

Задание на «3» «Синяя снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + Cr2O3 — Al2O3 + Cr

 

б) Li + N2 — Li3N

 

в) K2S + CuCl2 — CuS  + KCl

 

г) N2O — N2 + O2

 

Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Ca + Cl2 — ..........

 

б) HNO3 + Cu(OH) 2 — ..........

 

в) Mg + FeCl3 — ..........

 

г) NaCl — ..................

 

Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций 


Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Mg + O2 — ..........

 

б) Fe3O4 + Al — ..........

 

в) H3PO4 + HCl — ..........

 

г) Ba(OH)2 + H2SO4 — ..........

 

д) H2O — ...............

 

 

3.Задание «Крестики-нолики». За 30 с необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения (слайд 14)

Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

4AgNO3 = 2Ag2O + 4NO2 + O2

Cl2 + 2KI = 2KCl + I2

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4  + 2NaCl

2Zn + O2 = 2ZnO

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

Cu(OH)2 = CuO + H2O

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

 

4.«Письмо»

Учитель. Ребята, пока мы работали на уроке, нам по химической почте пришло видеописьмо. Давайте узнаем, что в нем.

Это письмо от одного из персонажей пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», от Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Все знают этого судью, но не все знают, что он очень увлекается химией. Вот что он сообщает.

«Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!

Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, соляной кислоты, карбоната натрия, хлорида алюминия, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен. Искренне ваш коллега – судья А.Ф. Ляпкин-Тяпкин. 
Р. S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».

5.Задача (если позволяет время)

В результате реакции обмена получили гидроксид меди(II) массой 48 г. Какому количеству вещества соответствует такая масса гидроксида меди?

6.Проверочная работа. (Работа в парах с последующей взаимопроверкой по шаблону. )

1 вариант

  1. Расставьте коэффициенты и определите тип реакции в следующих уравнениях реакций:
    А) Cu + O
    2 =
    Б) NaOH + HNO
    3 =
    В) H
    2 + CuO =
    Г) Ag
    2O =
    Д) MgO + HF =
  2. Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты и укажите их тип:
    а) нитрат серебра + хлорид железа (III) → хлорид серебра + нитрат железа (III);
    б) гидроксид свинца (II) → оксид свинца (II) + вода.
  3. Выберите на ваш взгляд, правильный ответ.
    В реакциях обмена могут образоваться:
    а) несколько простых веществ;
    б) два сложных вещества;
    в) одно сложное вещество;
    г) одно простое вещество.

Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.

Провели лабораторную работу.

Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

VI.Рефлексия

Дети, подведите итоги сегодняшней работы, начните словами: «Я сегодня на уроке узнал…» или «Я сегодня научился…»

Домашнее задание (слайд 15)

  • обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;
  • дополнительное: задание № 2 на стр. 168;
  • творческое: подготовить сообщение или презентацию на тему «Реакции обмена в быту».









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Полипредметный урок (химия, география, информатика) «Химические реакции в производстве чугуна и стали» с использованием технологии сетевого взаимодействия Web2.0.

При изучении темы «Химические реакции в производстве чугуна и стали» применялись знания учащихся по географии об основных технологических стадиях металлургического производства. Для луч...

Презентация к уроку химии по теме: "Окислительно-восстановительные реакции"

Небольшая презентация создана для объяснения нового материала на уроке химии в 9 классе по теме"Окислительно-восстановительные реакции"....

Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"

Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока....

Самостоятельная работа по химии по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена»

На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 3 заданий.1 задание. Записать уравнения  возможных реакций в молекулярном виде, одно уравнение – в свете ТЭД.  За выполнение задани...

Урок в 8 классе "Условия протекания реакций ионного обмена до конца"

Данная разработка содержит в себе:- Технологическую карту-конспект урока,- Дидактические материалы....

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...