Тема урока. Жидкие вещества (11 класс )
план-конспект урока по химии (11 класс)

 Фрянова Анастасия Михайловна

Тема урока "Жидкие вещества" 11 класс  химия (базовый уровень)

Цель урока: систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о веществах в жидком агрегатном состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_11_klass_zhidkie_veshchestva.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Жидкие вещества" 11 класс  химия (базовый уровень)

Цель урока: систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о веществах в жидком агрегатном состоянии.

Задачи урока:                                                                                                                Образовательные:                                                                                                                                    1. актуализировать знания и некоторых свойствах жидких веществ, установить отличия жидких веществ от газообразных и твердых;
2. осуществить метапредметную связь с биологией на примере реакций гидролиза;
3. углубить знания учащихся о роли воды в природе и жесткости природных вод;

Развивающие:                                                                                                                                                             1. продолжить развитие умений сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать выводы;
2. продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторных опытов;
3. развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу

Воспитательные:                                                                                                                                           1. воспитывать ответственность и аккуратность, коммуникативные навыки;
2. воспитывать позитивное отношение к химии;
3. организация совместной деятельности, ведущей к активизации учебно-познавательного процесса.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы изучения темы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: 1. инструкционный материал (для работы в группах);
2. реактивы для лабораторных опытов.

Ход урока

 I. Организационный момент.        Приветствие, проверка готовности класса к уроку. 

II. Постановка целей.Сегодня мы продолжим знакомство с агрегатными состояниями веществ. На  сегодняшнем уроке о чем пойдет разговор? (О жидком состоянии вещества).

Откройте тетради и запишите число и тему.  Что мы с вами будем изучать? Чем отличается жидкое состояние вещества от газообразного, какими обладают свойствами и узнаем, почему вода бывает “жесткой”.

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.  

1.Давайте вспомним, что мы учили на прошлом уроке.                                                                     Выполните задания на карточке со  слайда : допишите предложения, вставьте пропущенные слова

  1. Основной закон, описывающий состояние газов, называется законом___________ .
  2. 1 Моль любого газа занимает объём __________ .
  3. Атмосферный воздух в основном состоит из ______ и ____.
  4. Аллотропной модификацией кислорода является _______ .
  5. Самый легкий газ _______ получают в аппарате Кипа.
  6. Углекислый газ получают в промышленности обжигом__________ .
  7. Аммиак распознают по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки с красного на _________.

Теперь осуществим взаимопроверку: поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета. Сверьте ваши ответы с ответами, за каждый правильный ответ ставьте один балл.

Ответы: 1. Авогадро. 2. 22,4 л. 3. Азот и кислород. 4. Озон. 5. Водород. 6. Известняка. 7. Синий.

– Какими свойствами обладают жидкие вещества? (Молекулы расположены близко друг к другу; малосжимаемы; текучи – не имеют формы; сохраняют объем; в невесомости принимают форму шара.)
– Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока? (“Жидкие вещества”.)

III. Изучение нового материала.

Изучение нового материала я хочу начать со слов французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери, которые он написал после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь”.

– Для чего нужна вода на Земле? (Входит в состав живых организмов, для протекания реакций гидролиза в организме, существование биосферы).
– Пользуясь знаниями, полученными на уроках биологии, приведите примеры реакций гидролиза, протекающих в организме человека. (Ученики приводят примеры реакций гидролиза, записывают уравнения на доске. В случае затруднений, помогает учитель.)

https://urok.1sept.ru/articles/645903/img1.gif

– Как осуществляется круговорот воды в природе? Давайте рассмотрим рисунок 70 стр. 81 учебника.
– Какое применение находит вода? (
Теплоноситель, металлургия; производство синтетических материалов, сельское хозяйство и животноводство.)
– Что такое жесткая вода? (Жесткая вода – вода, содержащая ионы кальция, магния, железа в виде растворимых в воде солей – хлоридов, нитратов, сульфатов, гидрокарбонатов (
записать в тетрадь).)

Виды жесткости: (записать в тетрадь)

1. временная – обусловлена содержанием в воде гидрокарбонатов кальция, магния, железа;
2. постоянная – обусловлена содержанием других солей (хлоридов, сульфатов).

– Чем плоха жесткая вода?
– Как можно устранить жесткость?

Чтобы ответить на эти вопросы, вам необходимо выполнить лабораторную работу. Работать вы будете в парах. Задания лабораторной работы написаны на карточках-инструкциях. Ход работы оформить в виде таблицы:

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнения реакций

На выполнение работы вам дается 10 минут.

Лабораторная работа. Тема: Жесткость воды, способы ее устранения.

Реактивы: жесткая вода (вода с добавлением хлоридов кальция и магния), мыльный раствор, раствор кальцинированной соды Na2CO3, раствор гашеной извести Ca(OH)2.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, спиртовка, спички.

Ход работы:                                                                                                                                                1. В чистую пробирку налейте 2 мл жесткой воды. Добавьте 1–2 мл мыльного раствора. Что наблюдаете?

2. В чистую пробирку налейте 3–4 мл жесткой воды. Добавьте 12 мл гашеной извести. Что наблюдаете? Допишите уравнение реакции, составьте полное и сокращенное ионные уравнения: MgCl2 + Ca(OH)2 →

3. В чистую пробирку налете 1–2 мл жесткой воды. Добавьте 1–2 мл раствора кальцинированной соды. Что наблюдаете? Допишите уравнение реакции, составьте полное и сокращенное ионные уравнения: CaCl2 + Na2CO3 →

4. В чистую пробирку налейте 34 мл жесткой воды. Прокипятите. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции разложения гидрокарбоната кальция Са(НСО3)2, пользуясь с. 84 учебника Химия 11 класс, Габриелян.

5. Разделите прокипяченную воду на 2 пробирки. Добавьте в одну из пробирок раствор кальцинированной соды Na2CO3. Что наблюдаете? Налейте в обе пробирки по 1 мл мыльного раствора. Что наблюдаете?

По результатам работы сделайте вывод, дописав предложения.

Вывод:
1. В жесткой воде мыло … мылится, т.к. …;
2. кипячением можно устранить … жесткость;
3. … жесткость кипячением не удаляется;
4. постоянную жесткость можно устранить добавлением … и … .

Время на выполнение работы вышло, давайте обсудим результаты. (Ученики отвечают по желанию, на доске записывают уравнения реакций.)                                                                      

Большое количество солей в воде не всегда плохо. Заслушаем сообщение о минеральных водах.

Минеральные воды.

Как правило, под минеральной водой подразумевают воду, пригодную для питья без дополнительной подготовки и обладающую биологической активностью. Однако по общепринятой международной классификации минеральной считается вода с содержанием солей больше 1 г/л. Если концентрация солей меньше, воду положено называть столовой.

Рассмотрим классификацию минеральных вод по содержанию в них солей:

  1. Столовая минеральная вода (содержание солей на более 1 г/л), стимулирует пищеварение, не имеет лечебных свойств, можно пить в любых количествах. Такую воду лучше не кипятить, т.к. образуются осадки солей, которые не усваиваются организмом, следовательно, идет нагрузка на почки;
  2. лечебно-столовая вода (содержание минеральных веществ от 1 до 10 г/л), пьют для профилактики и в качестве столовой; пить надо осторожно, т.к. может привести к нарушению солевого баланса и обострению хронических болезней;
  3. лечебная (содержание солей более 10 г/л), либо содержит 1 или несколько биологически активных компонентов (железо, сероводород, йод, бром, фтор и т.д.), употреблять только по назначению врача.

На этикетке любой минеральной воды должны быть приведены ее тип, общая минерализация, содержание главных ионов и специфических компонентов. Если хотя бы один из этих параметров не указан, к такой воде нужно относиться с недоверием. Если состав воды указан с большой точностью, значит анализ проводили всего один раз, ведь состав воды колеблется в определенных пределах.

Жидкие кристаллы. (Сообщение)

Жидкие кристаллы – это фазовое состояние, в которое переходят некоторые вещества при определенных условиях (температура, давление, концентрация раствора). Жидкие кристаллы обладают как свойствами жидкости (например, текучесть), так и кристаллов (анизотропия). По структуре жидкие кристаллы представляют собой вязкие жидкости, состоящие из молекул вытянутой или дискообразной формы, определенным образом упорядоченных во всем объеме этой жидкости. Наиболее характерным свойством жидких кристаллов является их способность изменять ориентацию молекул под воздействием электрических полей.                                                                                                                     Типы жидких кристаллов                                                                                                                       Нематики (оптически одноосные жидкие кристаллы, имеют дальний ориентационный порядок, свободны в перемещении)                                                                                                  Смектики (наиболее упорядоченные двухмерные кристаллы, имеют слоистую структуру).

IV. Закрепление.                                                                                                                             Беседа по вопросам:                                                                                                                                                    1. Какими свойствами обладают жидкие вещества?
2. Для чего нужна вода на Земле?
3. Что такое жесткость воды, как ее устранить?

V. Подведение итогов.                                                                                                                Сегодня на уроке мы повторили общие свойства жидких веществ, провели лабораторную работу по изучению жесткости воды и способов ее устранения. Оценки за урок я выставлю после проверки ваших тетрадей.

VI. Домашнее задание.                                                                                                                                 § 9 (прочитать), проанализируйте состав одной из минеральных вод, продаваемых в магазинах, по составу, указанному на этикетке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Пищеварение. Обмен веществ" 8 класс

Комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала по теме "Пищеварение. Обмен веществ"....

Открытый урок по теме "Агрегатные состояния вещества", 8 класс

Открытый урок по теме "Агрегатные состояния вещества", 8 класс...

Урок химии по теме: "Обобщение темы "Кислородосодержащие органические вещества" 10 класс

Учебные, воспитательные и развивающие цели: Конкретизировать взаимосвязи состава, строения, свойств и при­менения веществ (обобщить и систематизировать знания суворовцев о кислородосодержащих орг...

Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.

Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...

Урок физики по теме "Определение плотности вещества". 7 класс.

Проектирование урока физики по теме "Определение плотности вещества" в соответствии с ФГОС....

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс...

Физика. 7 класс. Перышкин А.В.Тема урока: "Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение"

Урок по теме « Вещество. Строение вещества» стоит у самого истока изучения курса физики. Это первый урок в теме «Первоначальные сведения строения вещества». На знаниях данной т...