11 класс, Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их связь с современной теорией строения атомов
план-конспект урока по химии (11 класс)

Арсаев Арби Ильманович

технологическая карта

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. ГИЛЯНЫ имени ИСАЕВА АЙДАМИРА УВАЙСОВИЧА»

(МБОУ «СОШ №1 с. Гиляны им. Исаева А.У.»)

Технологическая карта урока химии на тему:

«Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их связь с современной теорией строения атомов»

Класс: 11

(учебник под ред. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.)

Учитель: Арсаев Арби Ильманович

Первый зам. директора: _______________/Т.А. Гайбулатова/

Гиляны, 2025

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Арсаев Арби Ильманович
  2. Класс: 11
  3. Дата: 08.09.2025
  4. Предмет: английский язык
  5. Тема урока: Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их связь с современной теорией строения атомов
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
  7. Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с периодическим законом и периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева
  8. Задачи:  
  • Обучающие: усвоение химических понятий, законов и формул; навыки работы с Периодической таблицей, расчетами и химическими уравнениями; умение наблюдать, анализировать результаты экспериментов и делать выводы;
  • Развивающие: развитие логического и критического мышления; поиск и выявление закономерностей в химических свойствах и реакциях; творческий подход к решению нестандартных задач;
  • Воспитательные: формирование научного мировоззрения и интереса к химии; аккуратность, ответственность и умение работать в команде; экологическая и социальная ответственность, этическое использование знаний.
  1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
  2. Методы обучения: словесные, наглядные, практические
  3. Дидактические средства:
  • для учителя: учебник, карточки, Большой англо-русский словарь, презентация  
  • для учащихся: учебник, тетрадь
  1. Характеристика этапов:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

1. Организационный момент

2–3 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу, проверка присутствующих.

Приветствие, подготовка рабочих мест, настрой на работу.

Фронтальная

2. Актуализация знаний

7 мин

Вопросы:
– Какие химические элементы вы знаете?
– Что такое атомный номер?
– Чем отличаются химические элементы друг от друга?
– Какие группы элементов вы изучали в предыдущих классах?

Отвечают на вопросы, повторяют материал, называют элементы, группы, периоды.

Фронтальная, индивидуальная

3. Постановка целей и мотивация

3 мин

Объявляет тему и цели урока: «Сегодня мы изучим Периодический закон, систему Менделеева и свяжем это с современной теорией строения атома». Вопрос: «Почему важно знать закономерности в химии?»

Записывают тему и цель, высказывают свои предположения о значении урока.

Фронтальная

4. Изучение нового материала. История открытия Периодического закона

7–10 мин

Рассказывает об истории открытия Периодического закона:
– Вклад Д. И. Менделеева.
– Как Менделеев систематизировал элементы.
– Зачем оставлял пустые места в таблице.
Вопросы:
– Почему ученые того времени не смогли полностью предсказать свойства элементов?
– Как можно было предсказать новые элементы?

Отвечают:
– «Потому что не все элементы были известны».
– «Можно было предсказать свойства по закономерностям таблицы».

Фронтальная

5. Изучение нового материала. Периодическая система и свойства элементов

10–12 мин

– Структура Периодической системы (группы, периоды).
– Связь положения элемента с числом протонов и строением атома.
– Периодические изменения свойств (металлические, неметаллические, электроотрицательность, радиусы атомов).
Вопросы:
– Почему элементы одной группы имеют похожие свойства?
– Что такое периодичность свойств?

Отвечают:
– «Похожи свойства, потому что одинаковое число электронов на внешнем уровне».
– «Периодичность – повторение свойств через определённые промежутки».

Фронтальная, индивидуальная

6. Работа с периодической таблицей (практическая часть)

10 мин

Раздаёт карточки с заданиями:
– Найти элементы одной группы, определить внешние электронные конфигурации.
– Сравнить свойства элементов одной группы и периода.
– Обратить внимание на закономерности изменения свойств.

Работают в парах/группах, заполняют таблицу, делают выводы о закономерностях.

Парная, групповая

7. Обсуждение результатов работы

7 мин

Задаёт вопросы:
– Какие свойства изменяются в группе и периоде?
– Как строение атома объясняет эти изменения?
– Приведите примеры элементов с похожими свойствами.

Презентуют результаты, делают выводы:
– «В группе увеличивается радиус атома, уменьшается электроотрицательность» и т.д.

Фронтальная, групповая

8. Закрепление знаний (тренировочные задания)

10 мин

Задаёт вопросы:
– Объясните, почему натрий и калий похожи.
– Какие элементы являются щелочными металлами?
– В чём разница между периодами и группами?

Решают задания письменно или устно, делают схематические записи, обосновывают ответы.

Индивидуальная, фронтальная

9. Рефлексия

5 мин

Вопросы:
– Что нового вы узнали?
– Что показалось самым интересным или сложным?
– Какие знания можно использовать в повседневной жизни?

Обсуждают, делятся впечатлениями, формулируют личные выводы.

Фронтальная

10. Домашнее задание

2–3 мин

Домашняя работа:

Записывают задание.

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»

Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....

Периодический закон и Периодаческая система химических элементов Д.И.Менделеева

Презентация к уроку по химии в 11 классе. В презентации отражены предпосылки для создания Периодической таблицы, а также анимационная модель создания ПСХЭ Д.И.Менделеевым....

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений

Данный урок проходил в 8А классе, в котором  30 человек. Ребята в классе  имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.Если говорить о месте урока в курсе химии 8 кл...

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...

Контрольная работа по темам: «Периодический закон и периоди¬ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

Контрольная работа по темам: «Периодический закон и периоди¬ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»...

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.

На данном уроке рассматривается Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Объясняются следующие понятия: современная формулировка...