МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Уравнения реакций и расчеты по ним»
презентация к уроку по химии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 938 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Утверждено» на заседании ЦМК фармации Протокол №__ от «__» ____ 20__ г. Председатель ЦМК _____________ «Согласовано» ________________________ ГАПОУ СО «СОБМК» ________________________ Уравнения реакций и расчеты по ним. Методическая разработка практического занятия по учебному предмету ОУП.10. Химия. Автор - Бурмистрова А.А., к.х.н., Саратов, 2024 г.
План занятия Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена. Составление уравнений реакций горения, ионного обмена, окисления-восстановления. Расчет количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции. Расчет количественных характеристик продукта реакции соединения, если одно из веществ дано в избытке и/или содержит примеси. Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от теоретически возможного. Расчет объемных отношений газов. Расчет массы (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Контрольно-оценочный материал Вопросы для актуализации знаний 1. Какие явления называются химическими реакциями? Чем они отличаются от физических явлений и ядерных реакций? 2. Назовите признаки, по которым можно классифицировать реакции в неорганической и органической химии. 3. Как классифицируют химические реакции по числу и составу реагирующих веществ? Приведите примеры реакций различного типа из органической и неорганической химии. 4. Укажите, какие типы реакций (присоединения, разложения, обмена, замещения, изомеризации) всегда протекают или с увеличением молярной массы исходного вещества, или с ее уменьшением.
Контрольно-оценочный материал Вопросы для актуализации знаний 5. Какие из перечисленных реакций являются окислительно-восстановительными: а) взаимодействие оксида меди (II) c азотной кислотой; б) взаимодействие железа с хлороводородной кислотой; в) разложение гидроксида алюминия; г) каталитическое окисление аммиака. 6. Что называется тепловым эффектом реакции? Какие реакции называются эндо- и экзотермическими? Чем термохимические уравнения реакций отличаются от химических? 7. Приведите примеры реакций между веществами в следующих агрегатных состояниях: газ + газ, газ + жидкость, газ + твердое вещество, жидкость + жидкость, жидкость + твердое вещество. Какие из приведенных вами реакций являются гомогенными, а какие – гетерогенными?
Контрольно-оценочный материал Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена Составьте уравнения реакций: синтеза аммиака из азота и водорода; взаимодействия растворов гидроксида натрия и азотной кислоты; взаимодействия алюминия с оксидом железа (III); взаимодействия серной кислоты и карбоната кальция; разложения гидроксида алюминия.
Контрольно-оценочный материал Составление уравнений реакций горения, ионного обмена, окисления-восстановления Напишите уравнения горения углеводородов, учитывая, что продуктами реакции являются пары углекислого газа и воды: CH 4 , C 5 H 12 , C 7 H 14 , C 4 H 6 , C 10 H 18 .
Контрольно-оценочный материал Требования к записи реакций ионного обмена Записать молекулярное уравнение (включая правильные коэффициенты) Записать полное ионное уравнение, обязательно указывая заряд иона (сначала цифра, потом знак), учитывая коэффициенты перед веществами; нельзя расписывать на ионы осадки, газы, мало диссоциирующие вещества (вода, оксиды, неэлектролиты) Записать краткое ионное уравнение, обязательно указывая заряд иона, сократив ионы и коэффициенты (если это возможно)
Контрольно-оценочный материал Составление уравнений реакций горения, ионного обмена, окисления-восстановления Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения взаимодействия следующих веществ: 1) NH 4 Cl и NaOH, 2) KI и Pb(NO 3 ) 2 , 3) BaCl 2 и Na 2 SO 4 , 4) HI и Na 2 CO 3 , 5) Mg(OH) 2 и HBr
Контрольно-оценочный материал Требования к записи уравнений окислительно-восстановительных реакций В записанной схеме реакции расставить степень окисления над химическими элементами (сначала знак, потом цифра) Составить электронный баланс: а) указать количество отданных и принятых электронов (в строке, а не над стрелкой), б) обозначить наименьшее общее кратное, в) указать коэффициенты баланса (переносят перед нужными веществами в уравнение реакции), г) указать роли «окислитель» и «восстановитель» (запись можно сократить, но обязательно указать окончание) 3. Расставить коэффициенты, чтобы уравнять каждый вид химического элемента
Контрольно-оценочный материал Составление уравнений реакций горения, ионного обмена, окисления-восстановления Уравняйте ОВР методом электронного баланса: H 2 S (г) + O 2 (г) SO 2 (г) + Н 2 О (г) Cu(NO 3 ) 2 С uO + NO 2 + O 2 Р + К ClO 3 P 2 O 5 + KCl HCl + MnO 2 MnCl 2 + Cl 2 + H 2 O NH 3 + O 2 NO + H 2 O
Требования к записи расчетных задач Записать «дано» и то, что нужно «найти» Записать уравнение реакции Записать основные формулы для вычислений Записать все необходимые вычисления, обязательно указывая единицы измерения величин Записать полный ответ на вопрос
Контрольно-оценочный материал Расчет количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции 1. Какой объем кислорода (н. у.) потребуется для сжигания 22,4 г серы? 2. Какую массу оксида фосфора (V) требуется растворить в воде для получения 117,6 г фосфорной кислоты? 3. Газ, образовавшийся при сгорании 18,6 г угля в избытке кислорода, пропустили через избыток раствора гидроксида кальция. Какова масса образовавшегося при этом осадка?
Контрольно-оценочный материал Расчет количественных характеристик продукта реакции соединения, если одно из веществ дано в избытке и/или содержит примеси 1. К раствору, содержащему 6,3 г азотной кислоты, добавили раствор, содержащий 6,0 г гидроксида натрия. Определите массу образовавшейся соли. 2. При взаимодействии образца мрамора массой 12 г с избытком соляной кислоты выделилось 2,6 л (н. у.) углекислого газа. Определите массовую долю некарбонатных примесей в образце мрамора. 3. При растворении 1,8 г технического алюминия в избытке раствора щелочи выделился водород объемом 2,14 л (н.у.). Массовая доля примесей в данном образце алюминия составила
Контрольно-оценочный материал Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от теоретически возможного 1. Какое количество вещества аммиака получится при действии избытка раствора гидроксида натрия на 500 г сульфата аммония, если выход в данной реакции 70%? 2. Определите массу соли, г, которая образуется при растворении в избытке азотной кислоты 80 г оксида меди (II), если выход в реакции составляет 80%? 3. При термическом разложении 1700 г нитрата натрия было получено 174,4 л кислорода (н.у.). Определите массовую долю выхода в этой реакции.
Контрольно-оценочный материал Расчет объемных отношений газов 1. Какой объём кислорода необходим для сжигания метана объёмом 5 л? Образуется углекислый газ и вода. Объёмы газов измерены при одинаковых условиях. 2. Какой объём аммиака можно получить при взаимодействии азота с водородом объёмом 9 л? Объёмы газов измерены при одинаковых условиях. 3. В реакционном сосуде смешали 6,72 л оксида углерода (II) и 2,24 л кислорода и смесь подожгли. Определите объем полученного оксида углерода ( IV ).
Контрольно-оценочный материал Расчет массы (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества 1. Какую массу гидроксида натрия может нейтрализовать 98 г азотной кислоты с массовой долей H NO 3 10%? 2. Определите объём (н. у.) водорода, который выделится при взаимодействии раствора серной кислоты массой 150 г с массовой долей серной кислоты 7 % с избытком магния. 3. Железный сурик – красная краска – содержит в качестве пигмента 63% оксида железа (III). Какая масса 10%-ной хлороводородной кислоты потребуется для растворения всего пигмента в 10 г сурика?
Д/3: запишите в тетради краткие ответы на вопросы: Выполните задания из задачника Хомченко для средней школы: 1.45, 1.47, 1.49, 1.63, 1.71, 1.79, 1.84.
Рекомендуемая литература Основные источники Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия. 10 класс. Углубленный уровень. ЭФУ – Москва: Просвещение, 2022. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия. 11 класс. Углубленный уровень. ЭФУ – Москва: Просвещение, 2022. Дополнительные источники Химия. 10 класс : учебник : углублённый уровень. / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В. В. Лунина. – 10-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2024. Химия. 11 класс : учебник : углублённый уровень. / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В. В. Лунина. – 10-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2024. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2021. Ерохин Ю.М. Химия : задачи и упражнения : учебное пособие для студентов учреждений СПО. – М. : Академия, 2023. Интернет-ресурсы www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия») www.alhimik.ru (Образовательный сайт для школьников) www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии) www. nature-asu.ru (сетевое издание «Естественные науки») www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь») https://elementy.ru/ («Элементы большой науки» — сайт о фундаментальной науке: физика, биология, химия, математика, лингвистика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"
Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...
Химия. 8 класс. Урок по теме: "Оксиды" с мультимедийным сопровождением.
Урок по химии 8 класс по теме: "Оксиды" с мультимедийным сопровождением. Проблемно-поисковый....
Расчеты по термохимическим уравнениям реакций
Данный тип задач можно использовать на уроках химии и при подготовке к итоговой аттестации в 9 , 11 классах....
Расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Алгоритм решения задач....

Дидактический материал по химии ,8-9 класс.Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций
Подборка расчетных задач "Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций"...

Самостоятельная работа по теме "ОВР. Расчеты по термохимическим уравнениям реакций"
Самостоятельная работа по теме "ОВР. Расчеты по термохимическим уравнениям реакций"...

Химический тренажёр к теме:«Уравнения химических реакций. Типы химических реакций» 8 класс
Методическая разработка для учителей химии...
