Программа курса «Решение комбинированных задач по химии»
рабочая программа по химии (10, 11 класс)

Кузьмина Юлия Вячеславовна

Программа предназначена для дополнительной работы по решению объёмных комбинированных задач в 10-11 классах (профильное обучение) и рассчитана на 68 часов (по 34 часа в каждой параллели). Включает предметные результаты и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11.docx46.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Решение комбинированных задач по химии» разработана на основе   Федерального закона   от   29.12.2012   № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте СОО,   с    учётом    Концепции    преподавания    учебного    предмета    «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.).

При изучении химии первостепенная роль принадлежит решению задач. Именно решение задач позволяет систематизировать знания, глубже понять сложный теоретический материал и применять его практически. Умение решать расчетные задачи – один из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.

Общее число часов – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10 КЛАСС

Предметные результаты освоения курса «Решение комбинированных задач по химии» отражают:

сформированность представлений: о месте и значении органической химии в системе естественных наук и её роли в обеспечении устойчивого развития человечества в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников    энергии,    в    обеспечении    рационального    природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия – химический элемент, атом, ядро и электронная оболочка атома, s-, p-, d- атомные орбитали, основное и возбуждённое состояния атома, гибридизация атомных орбиталей, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, структурные формулы (развёрнутые, сокращённые, скелетные), изомерия структурная и пространственная (геометрическая, оптическая), изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие органические соединения, мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения; теории, законы (периодический закон Д.И. Менделеева, теория строения органических веществ А.М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений; представления о механизмах химических реакций, термодинамических и кинетических закономерностях их протекания, о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекулах (индуктивный и мезомерный   эффекты,   ориентанты   I и   II рода);   фактологические   сведения о свойствах, составе, получении важнейших органических веществ;

сформированность умений: выявлять характерные признаки понятий, устанавливать   их    взаимосвязь,    использовать    соответствующие    понятия при описании состава, строения и свойств органических соединений;

сформированность умений:

использовать   химическую    символику   для    составления    молекулярных и структурных (развёрнутых, сокращённых и скелетных) формул органических веществ;

составлять уравнения химических реакций и раскрывать их сущность: окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного

баланса этих реакций, реакций ионного обмена путём составления их полных и сокращённых ионных уравнений;

сформированность умений: устанавливать принадлежность изученных органических веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений, давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC) и приводить тривиальные названия для отдельных представителей органических веществ (этилен, ацетилен, толуол, глицерин, этиленгликоль, фенол, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, муравьиная кислота, уксусная кислота, стеариновая, олеиновая, пальмитиновая кислоты, глицин, аланин, мальтоза, фруктоза, анилин, дивинил, изопрен, хлоропрен, стирол и другие);

сформированность умения определять вид химической связи в органических соединениях (ковалентная и ионная связь, σ- и π-связь, водородная связь);

сформированность умения применять положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и строения;

сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и химические свойства типичных представителей различных классов органических веществ: алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, простых и сложных эфиров, жиров, нитросоединений и аминов, аминокислот, белков, углеводов (моно-, ди- и полисахаридов), иллюстрировать генетическую связь между      ними      уравнениями       соответствующих       химических       реакций с использованием структурных формул;

сформированность умения подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи (σ- и π-связи), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах;

сформированность владения системой знаний о естественно-научных методах познания – наблюдении, измерении, моделировании, эксперименте (реальном и мысленном) и умения применять эти знания;

сформированность умения применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций;

сформированность умений:   выявлять   взаимосвязь   химических   знаний с понятиями и представлениями других естественно-научных предметов для более

осознанного понимания сущности материального единства мира, использовать системные знания по органической химии для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих естественно-научную природу;

сформированность умений: проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин (масса, объём газов, количество вещества), характеризующих вещества с количественной стороны: расчёты по нахождению химической формулы вещества по известным массовым долям химических элементов, продуктам сгорания, плотности газообразных веществ;

сформированность умений: осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать её и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей.

11 КЛАСС

Предметные результаты освоения курса «Решение комбинированных задач по химии» отражают:

сформированность представлений: о материальном единстве мира, закономерностях и познаваемости явлений природы, о месте и значении химии

в системе естественных наук и её роли в обеспечении устойчивого развития, в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека;

владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия – химический элемент, атом, ядро атома, изотопы, электронная оболочка атома, s-, p-, d-атомные орбитали, основное и возбуждённое состояния атома, гибридизация атомных орбиталей, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллическая решётка, химическая реакция, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, водородный показатель, окислитель, восстановитель, тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, химическое равновесие; теории и законы (теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава веществ, закон действующих масс), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений; современные представления о строении вещества на атомном, ионно-молекулярном и надмолекулярном уровнях; представления     о    механизмах     химических    реакций,     термодинамических и кинетических закономерностях их протекания, о химическом равновесии, растворах и дисперсных системах; фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека;

сформированность умений: выявлять характерные признаки понятий, устанавливать   их   взаимосвязь,   использовать   соответствующие    понятия при описании неорганических веществ и их превращений;

сформированность     умения     использовать     химическую      символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные названия отдельных веществ;

сформированность умения определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), тип кристаллической решётки конкретного вещества; сформированность        умения        объяснять        зависимость        свойств        веществ

от вида   химической   связи   и   типа   кристаллической   решётки;

сформированность умений: классифицировать: неорганические вещества по их составу, химические реакции по различным признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции, изменению степеней окисления элементов, обратимости, участию катализатора и другие); самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых веществ и химических реакций;

сформированность умения раскрывать   смысл   периодического   закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и прогностическую функции;

сформированность умений: характеризовать электронное строение атомов и ионов химических элементов первого–четвёртого периодов Периодической системы Д.И. Менделеева, используя понятия «энергетические уровни»,

«энергетические подуровни», «s-, p-, d-атомные орбитали», «основное и возбуждённое энергетические состояния атома»; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам Периодической системы Д.И. Менделеева, валентные возможности атомов элементов на основе строения их электронных оболочек;

сформированность умений: характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждать существование генетической связи между неорганическими веществами с помощью уравнений соответствующих химических реакций;

сформированность умения раскрывать сущность: окислительно- восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного обмена путём составления их полных и сокращённых ионных   уравнений;    реакций    гидролиза;    реакций    комплексообразования (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия);

сформированность умения объяснять закономерности протекания химических реакций с учётом их энергетических характеристик, характер изменения скорости химической реакции в зависимости от различных факторов, а также характер смещения химического равновесия под влиянием внешних воздействий (принцип Ле Шателье);

сформированность    умения    выявлять    взаимосвязь    химических   знаний с понятиями и представлениями других естественно-научных предметов для более осознанного понимания материального единства мира;

сформированность умения проводить расчёты: с использованием понятий

«массовая доля вещества в растворе» и «молярная концентрация»; массы вещества или объёма газа по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта реакции; значения водородного показателя растворов кислот и щелочей с известной степенью диссоциации; массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества или дано в избытке (имеет примеси); доли выхода продукта реакции; объёмных отношений газов;

сформированность умений: осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, Интернет и другие), критически анализировать   химическую информацию,   перерабатывать   её и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС

№ п/п

Наименование

разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

1.

Структура химической задачи

3

Цели и задачи курса. Анализ задачи, выделение химической и математической частей. Структура задачи. Сложные задачи, использование комбинированных знаний из разных разделов химии и других предметов.

Комбинированные и нестандартные задачи.

Использование тривиальных и других названий веществ. Особенности решения задач с участием органических соединений.

Владеть изучаемыми химическими  понятиями.

Выявлять характерные признаки    понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия.

2.

Вычисления по химическим формулам

5

Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси. Вычисления средней молярной массы смеси.

Владеть изучаемыми химическими  понятиями.

Выявлять характерные признаки    понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия.

Проводить расчёты по химическим формулам с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны.

3.

Углеводороды

9

Нахождение молекулярной формулы углеводорода  по его абсолютной и относительной плотности

паров и массовой доле элементов с учётом строения и химических свойств органического соединения.

Нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе (объему) продуктов сгорания с учётом строения и химических свойств органического соединения.

ОВР с участием углеводородов.

Владеть изучаемыми химическими  понятиями.

Выявлять характерные признаки    понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия

при описании состава, строения и превращений органических соединений.

Использовать химическую символику для составления молекулярных и структурных   формул углеводородов. Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу углеводородов по составу и строению, называть их

по систематической номенклатуре; приводить тривиальные названия отдельных представителей углеводородов. Выявлять генетическую связь

между углеводородами различных классов и подтверждать её наличие уравнениями соответствующих химических реакций

с использованием структурных формул веществ. Определять степени окисления элементов в органических веществах. Раскрывать сущность:

окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих

реакций.

Проводить необходимые вычисления.

4.

Кислородсодержащие органические соединения

10

Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности

паров и массовой доле элементов с учётом строения и химических свойств органического соединения.

Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания с учётом строения и химических свойств органического соединения.

ОВР с участием кислородсодержащих органических соединений.

Раскрывать смысл изучаемых

понятий (выделять их характерные признаки) и применять эти понятия при описании состава и строения веществ, для объяснения отдельных фактов и явлений.

Использовать химическую символику для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул кислородсодержащих органических веществ.

Устанавливать принадлежность кислородосодержащих органических веществ

к определенному классу по составу и строению, называть их

по систематической номенклатуре;

приводить тривиальные названия отдельных представителей

кислородсодержащих соединений. Характеризовать состав, строение, физические и химические свойства, важнейшие способы получения представителей  различных классов

кислородсодержащих соединений;  выявлять генетическую связь

между ними и подтверждать её наличие уравнениями соответствующих химических реакций с использованием структурных формул веществ.

Определять степени окисления элементов в органических веществах. Раскрывать сущность:

окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих

реакций.

Проводить необходимые вычисления.

5.

Азотсодержащие органические соединения

7

Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности

паров и массовой доле элементов с учётом строения и химических свойств органического соединения.

Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания с учётом строения и химических свойств органического соединения.

ОВР с участием азотсодержащих органических соединений.

Раскрывать смысл изучаемых

понятий (выделять их характерные признаки) и применять эти понятия при описании состава и строения веществ, для объяснения отдельных фактов и явлений.

Использовать химическую символику для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул азотсодержащих органических веществ.

Определять принадлежность

азотосодержащих веществ к определенному классу по составу и строению, называть их

по систематической номенклатуре; приводить тривиальные названия отдельных представителей.

Характеризовать состав, строение, физические и химические свойства, важнейшие способы получения типичных представителей азотсодержащих соединений.

Определять степени окисления элементов в органических веществах. Раскрывать сущность:

окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих

реакций.

Проводить необходимые вычисления.

Общее количество часов

34

  1. КЛАСС

№ п/п

Наименование

разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

1.

Расчеты по химическим уравнениям

9

Расчёты по нескольким уравнениям химических реакций.

Решение задач на смеси.

Решение задач на сплавы.

Раскрывать смысл изучаемых

понятий (выделять их характерные   признаки) и применять эти понятия при описании состава и строения веществ, для объяснения отдельных фактов и явлений. Объяснять закономерности протекания химических реакций.

Использовать системные

химические знания для объяснения и прогнозирования явлений. Проводить необходимые вычисления.

2.

Растворы

16

Расчёты с использованием различной концентрации растворов (молярной, процентной). Переход от одной концентрации к другой.

Задачи на смешение растворов различной концентрации. Правило креста.

Задачи на растворимость. Кристаллогидраты.

Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворе.

Задачи, связанные с растворением пластинки.

Раскрывать смысл изучаемых

понятий (выделять их характерные   признаки) и применять эти понятия при описании состава и строения веществ, для объяснения отдельных фактов и явлений. Объяснять закономерности протекания химических реакций.

Проводить необходимые вычисления.

3.

Химическое равновесие

5

Решение задач на нахождение равновесных концентраций веществ.

Раскрывать смысл изучаемых

понятий (выделять их характерные   признаки) и применять эти понятия при описании состава и строения веществ, для объяснения отдельных фактов и явлений.

Использовать системные

химические знания для объяснения и прогнозирования явлений. Проводить необходимые вычисления.

4.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

4

Решение задач на установление формулы вещества в ОВР по изменению степени окисления элемента и характерной окраске соединений.

Раскрывать смысл изучаемых

понятий (выделять их характерные   признаки) и применять эти понятия при описании состава и строения веществ, для объяснения отдельных фактов и явлений.

Раскрывать сущность:

окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих

реакций. Проводить необходимые вычисления.

Общее количество часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КУРСА «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Для учащихся 8 - 9 классов

Курс предназначен для подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старше...

Программа дистанционного курса "Решение нестандартных задач по химии-11 класс"

Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти. Данная программа включает в себя все основные требования, кото...

ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-мет...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...

Программа факультативного курса "Решение комбинированных задач по химии" для учащихся 11класса

Элективный курс «Решение комбинированных задач по химии» предназначен для учащихся 11 классов, увлекающихся химией. Программа курса рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Актуальность данн...

Программа элективного курса" Решение нестандартных задач по химии"

В программе представлены методические материалы, используемые при проведениии занятий....

Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса

ПРОГРАММА  элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована  для учащихся 10 А  класса хим-биопрофиля...