Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
план-конспект урока по химии (8 класс)

Альшталь Лариса Евгеньевна

конспект урока Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_zakon_sohran_massy_veshch_him_uravnn.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по химии. Тема: «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения». 8 класс.

                                               

Эпиграф: «Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

Цели урока:

Образовательные –

  • Рассмотреть закон сохранения массы веществ.
  • Раскрыть роль ученых-химиков (Р. Бойль, М.В. Ломоносов, А. Лавуазье) в открытии этого закона.
  • Объяснить значение закона сохранения массы веществ в химии как одной из форм научных знаний о природе.
  • Ввести понятие «химическое уравнение», как подтверждение закона сохранения массы веществ.
  • Начать формировать умения составлять уравнения химических реакций.

Развивающие –

  • Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая правила техники безопасности.
  • Способствовать развитию умений наблюдать, логически рассуждать, делать выводы.
  • Создавать условия для развития познавательного интереса.

Воспитательные –

  • Воспитывать культуру общения в коллективе, умение работать в паре и в группе.
  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность, организованность

Тип урока – урок формирования знаний, умений, навыков с элементами проблемного обучения.

Форма организации учебной деятельности – сочетание фронтальной, индивидуальной и работы в группе.

Оборудование и средства обучения:

  • Презентация;
  • Рудзитис Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс.
  • На столах у детей – номера групп, рабочие листы, карточка-консультант, задания для групповой работы.
  • Ход урока

I. Организация деятельности учащихся.

 Подготовка учащихся к работе на уроке.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

 Активизировать ранее изученные понятия «физические и химические явления, химическая реакция», разграничить эти понятия, чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала. Определить цели и задачи урока.

Совсем недавно вы начали открывать для себя новую науку – химию. Давайте вспомним вместе, что такое химия? (Химия – наука о веществах и их превращении). Вокруг нас постоянно происходят превращения, изменения, которые мы называем явлениями. На прошлых уроках вы изучали физические и химические явления. Что такое физическое явление? (Физическое явление, это явление, которое сопровождается изменением формы или агрегатного состояния вещества). Что такое химическое явление? (Химическое явление – превращение одних веществ в другие).

Предлагаю вам прочесть этюд. Обратите внимание на то, какие физические и химические явления упоминаются в этюде?

Зима
На улице стужа. Воет ветер, словно голодный зверь. Мороз-художник изобразил на оконном стекле причудливые узоры. А в избе тепло! Жарко горят поленья дров в печи. Вскипел самовар. Пора за стол. А на столе и соленья, и варенья: квашеная капуста, моченые яблочки, из вчерашнего молока поспела простокваша.

Назовите физические и химические явления, которые упоминаются в этюде. Аргументируйте свой ответ. Как мы называем химические явления?

Практические задачи (

 Сейчас я предлагаю вам, ребята решить практическую задачу. Но прежде, вспомним правила техники безопасности.

(Учащиеся проговаривают правила Т.Б)

 . Ваша задача, проделав опыт ответить на вопрос – С каким явлением вы столкнулись? И объяснить, почему вы так считаете?

1  

Истолочь в керамической ступке кусочек мела.

Наблюдения ________________

Вывод ________________________ (какое явление и почему?)

2

В стакан с содой добавить раствор столового уксуса

Наблюдения _____________

Вывод ________________________ (какое явление и почему?)

3  

Медную проволоку изогните в виде спирали.

Наблюдения _________________

Вывод ________________________ (какое явление и почему?)

4 группа

В стакан с раствором питьевой соды опустить полоску индикаторной бумаги

Наблюдения _____________

Вывод ________________________ (какое явление и почему?)

 III. Изучение нового материала.

 Определить цели и задачи урока, познакомить учащихся с открытием закона сохранения массы, его формулировкой и значением.

Все явления, происходящие вокруг нас, все объекты живой и неживой природы существуют по законам, которые вам предстоит узнать и постичь. Мир и природа едины, поэтому существуют законы, общие для всех наук. Одним из таких законов является закон сохранения массы веществ.

                        1.Закон сохранения массы веществ

По этому вопросу ученые высказывали различные предположения.

Р.Бойль: прокалив в открытой реторте различные металлы и взвесив их до и после нагревания, обнаружив, что масса металлов становится больше. Утверждал, что при прокаливании к металлам присоединяется некоторая «огненная материя».

М.В.Ломоносов: прокаливал металлы запаянной реторте и взвешивал ее до и после прокаливания. При этом общая масса до и после прокаливания не меняется.

Проблема: Как вы считаете, где истина? Дайте обоснованный ответ.

Демонстрация опыта, подтверждающего закон сохранения массы веществ.

Беседа

  1. Произошла ли химическая реакция?
  2. По каким признакам вы судите о том, что химическая реакция произошла?

Вывод: масса веществ до и после химической реакции равны.

В 1748г. М.В.Ломоносов сформулировал закон: «Все перемены в натуре случающиеся такого суть состояние, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому; так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте».

По Ломоносову: нагревая металлическое соединение с корпускулами воздуха, металлическая зола в сосуде становится тяжелее, значит, воздух в сосуде уменьшается в весе на столько же.

В 1789г, Лавуазье независимо от Ломоносова открывает закон сохранения массы веществ.

Закон называются законом Ломоносова-Лавуазье:
Общая масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна общей массе веществ получающихся  в результате реакции.

IV. Этап проверки понимания учащимися новых знаний.

 Установить усвоили или нет учащиеся знания.

 . А сейчас я предлагаю Вам небольшие задачи. Обсудите их в группах и через минуту докажите справедливость закона сохранения массы.

1

Масса золы, полученной при сжигании дров гораздо меньше массы исходных веществ. Объясните, не противоречит ли этот факт закону сохранения массы веществ?

Дополнительная информация!

При сжигании дров органические вещества, входящие в состав дерева превращаются в водяной пар и углекислый газ.

2  

Горящая свеча тает, оставляя лишь маленькую лужицу парафина. Объясните, не противоречит ли это закону сохранения массы веществ.

Дополнительная информация!

При горении парафина образуются летучие водяные пары и углекислый газ.

 (Ребята работают в группах, затем зачитывают и комментируют задания)

При каких условиях выполняется закон сохранения массы?

(Учащиеся делают вывод, что закон выполняется только в условиях замкнутой системы).

Все химические процессы, происходящие в природе, подчиняются закону сохранения массы веществ, поэтому он является единым законом природы. В результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка. Так как число атомов до и после реакции остается неизменным, то общая масса тоже не изменяется.

Видеофрагмент. Анимация.

                Значение закона сохранения массы веществ:

  1. подтверждает, что вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего;
  2. подтверждает, что сущность химических реакций заключается в перераспределении атомов исходных веществ и образовании новых соединений;

Проблема:  Одним из примеров химической реакции является горение  свечи. Но ведь в процессе горения свечи явно ее масса уменьшается. Противоречит ли это закону сохранения массы веществ?
Закон  сохранения массы веществ наблюдается
 только при явлениях, происходящих без разрушения атомов, значит, границы применения этого закона - химические превращения.

  1. позволяет составить уравнения реакций и производить по ним расчеты.

Химическое уравнение – это способ записи химических процессов.
Химические знаки – буквы химического языка, формулы соединений – это слова, уравнения - целые фразы.

Запись фразы «вода разлагается с образованием водорода и кислорода»

Н2О 🡪 Н2 + О2
исходное      продукты
вещество       реакций

Так как масса веществ, вступает в химической реакции, равна массе вещества, образованной в результате реакции, то количество всех атомов химических элементов в данной схеме нужно уравнять. Для уравнивания используют коэффициенты.

Беседа

  1. На что указывает коэффициент?
  2. На что указывает индекс?

Упражнение: (устно) Определить количество атомов каждого элемента в соединении 7Al; 8H2SO4; 4Cu(NO3)2
Расставим коэффициенты в схеме Н2О → Н2 2
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул  и коэффициентов.

Задача:  Научиться расставлять коэффициенты в схемах химических реакций.
Работа с карточками по теме  «Химические уравнения»
V Подведение итогов

  1. Кто открыл закон сохранения массы веществ?
  2. Кто спустя некоторое время открыл закон сохранения массы веществ повторно?
  3. Что можно сказать о сумме масс реагирующих веществ и сумме масс продуктов реакции?
  4. Как называется условная запись химического процесса с помощью химических формул и коэффициентов?
  5. Как называются числа, используемые для уравнивания количества атомов в схемах химических реакций?

4.

3.        1.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....

Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения

Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...

Урок по теме "Закон сохранения массы веществ.Уравнения химических реакций"

Урок химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ.Уравнения химических реакций" ...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 8 класс

Цели:повторить с учащимися основные понятия темы «Соединения химических элементов», физические и химические явления;определить количественную сторону химических реакций в свете учения об а...