Чай пить - приятно жить. Методическая разработка к классному часу. 5-6 кл.
методическая разработка (6 класс) по теме

Круглова Инна Александровна

Методическая разработка к одноимённой презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglova_i._a._chay_pit-priyatno_zhit.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                            «ЧАЙ пить – приятно жить!»

Цель: воспитание стремления к здоровому образу жизни; развитие эстетического вкуса и познавательных интересов учащихся.

Форма: презентация, сопровождаемая выступлениями учеников, с элементами беседы и игры; чаепитие.

Оснащение: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час будет посвящён «ароматной и приятной теме».

Слайд №1.  Давайте посмотрим на экран и отгадаем загадку:

«Заливаем кипятком, пьём с лимоном, сахарком!»

Учитель: Правильно, ребята! Это чай! Разговор на классном часе пойдёт именно о нём! «ЧАЙ пить – приятно жить!»

Слайд №2.   Учитель: Сегодня вы узнаете о полезных и вредных свойствах  чая, о том, когда, где и при каких условиях стали впервые употреблять чай, в каких странах к этому напитку испытывают особую любовь, познакомимся с рецептами заваривания чая, отгадаем загадки и конечно попьём чая!

Слайд №3.    Ученик: Чай – это прекрасный напиток.  Он утоляет жажду, снимает усталость. Придает бодрость, поднимает настроение.  Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

     Чай горячий, ароматный

     И на вкус весьма приятный.

     Он недуги исцеляет

     И усталость прогоняет,

               Силы новые дает,

                      И друзей за стол зовет.

             С благодарностью весь                                    мир

                     Славит чудо – эликсир!

Слайд №4.    Учитель: Русская народная пословица гласит:  «Чай пьёшь – до ста лет проживёшь». Так ли это на самом деле?  Давайте посмотрим, что думают китайцы по этому поводу. Почему китайцы? Именно они знают толк в хорошем чае!  

Ученик: По преданию, китайский император Шэнь-нун  путешествовал в поисках целебных трав с котлом на треножнике, в котором кипятил воду для целебных отваров. В 2737 году до н. э. в котел с кипятком упали несколько листочков чайного дерева. Отвар показался вкусным и вызвал бодрость.

Слайд №5.    Именно в Китае первоначально чай использовался в качестве лекарственного средства.                                                                                                                                

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,                                                                                     Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобий полезней,

 Помогает от болезней.

Чай в жару вас освежает,

И в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Слайд №6.    Ученик: Китайская традиция приписывает чаю ряд полезных свойств: Чай снимает головные боли и усталость.  Чай уменьшает действие алкоголя и способствует отказу от его употребления. Чай является питательным продуктом и утоляет голод (в особенности — с различными добавками). Чай облегчает самочувствие во время жары.  Чай освежает и прогоняет сонливость.  Чай успокаивает, снимает стресс. Чай способствует перевариванию жирной пищи. Чай выводит из организма яды. Чай продлевает жизнь.                                                                                             Слайд №7.    Ученик: Одновременно с этим китайская традиция содержит некоторые ограничения на употребление чая, дабы избежать проявления его вредных качеств: Не пить чай на пустой желудок. Не пить чай слишком горячим, обжигающим. Не пить холодный чай. Не заваривать слишком крепко. Не заваривать слишком долго. Не заваривать более четырёх раз. Не пить чай непосредственно перед едой. Не пить чай непосредственно после еды — только после небольшого перерыва. Не запивать чаем лекарства. Не пить вчерашний чай.

Учитель: Какой напрашивается вывод? (Нужно знать некоторые ограничения на употребление чая).

Слайд №8.    Ученик: Русские познакомились с чаем в 1638 году: первые четыре пуда чая вручил московскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича монгольский Алтан-хан Кучкун, в ответ на дары, привезенные русскими послами. Сначала подарок не произвёл впечатления, но потом напиток распробовали во время торжественной дегустации. Чай стал популярен, прежде всего как лечебный напиток; уже через десять лет в Москве можно было купить до десяти его сортов.

Слайд №9.   Ученик: Крестьяне  пили чай лишь в особых случаях: слишком он был дорог для них. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века была шуточная песня с такими словами:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я отроду не знаю, как же этот чай варить.

Взял тогда налил водички, всыпал чая я весь горшок

И приправил луку, перцу да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудил его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом–то догадался,

Что забыл я посолить!

Слайд №10.   Ученик: Употребление чая на территории России постоянно росло. К XIX веку его пили уже все сословия. В 1830—1840 годах российская статистика отметила: в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков.

Слайд №11.   В зависимости от индивидуальных вкусов к чаю может добавляться сахар, лимон (чай с лимоном известен на Западе как «русский чай»).

Слайд №12.  Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое самовар? (Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров : керосиновые, электрические...).

Я держу в руке стакан,
Отверну узорный кран.
Самовар…
А как еще?
Не найти замены.

Он попыхивал дымком.
С электричеством знаком,
И его мы туляком называем старым
Мерно движутся года,
Будет радость иль беда –
Он останется всегда
Русским самоваром! 

В. Ходулин

 Слайд №13.   Учитель: Ребята, существуют  необычные рецепты заварки чая.                                      Ученик: Молочный чай

Взять 1 столовую ложку сухой заварки чая, 1 чайную ложку мёда и залить 1 стаканом горячего молока, всё тщательно размешать.

 Ученик: Медовый чай

Взять 30 г. мёда и 30 г. молока, залить 1 стаканом крепкого чая, всё хорошо перемешать и охладить.

Ученик: Чай из шиповника и изюма

Берут 1 столовую ложку чистого изюма и заливают её 0,5 л. воды, доводят до кипения, остужают, процеживают и добавляют настой шиповника.

Ученик: Чай из малиновых веток

Молодые малиновые ветки высушивают. Берут 1 столовую ложку измельчённых веток и заливают 2 стаканами горячей воды, кипятят 3 минуты, затем немного настаивают.

Ученик: Учитель: Ребята, а может быть, вы знаете необычные рецепты заварки чая? (Обмен мнениями).                                                                                                        Слайд №14.  Ученик: А сейчас давайте попробуем отгадать загадки.

В брюхе - баня,

В носу - решето,                                                                                                           На голове - пупок.                                                                                                      Всего одна рука                                                                                                                            И та на спине.

Бел,  как снег,

В чести у всех.

В рот попал -

Там и пропал.

В холод согреет,                                                                                                            в жару освежит,                                                                                                     прогонит усталость                                                                                                        и жизнь вам продлит!

Маленькое, сдобное  колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

разделю ребятам все.

Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его …

Сверху дыра, 

снизу дыра,

А по середине -

огонь и вода.

Учитель: Ребята, на слайде рядом с чайной посудой мы видим сахар и конфеты, а с чем ещё можно пить чай? (Выставляют сладости на столы).

Слайд №15. 

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску                                            

Чашка вкусного, крутого, самоварного чайку!

Слайд №16.  А теперь чайку! – Чаепитие под народные мелодии…………

Использованный материал: http://ru.wikipedia.org, http://www.zeremonia.ru, http://cherkashina-art, http://www.tea.ru, http://www.fedoskinonewart.ru,                   «Чай аптека здоровья». Автор: Апросинкина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Семья и семейные ценности. Методическая разработка, презентация классного часа. Фотоотчёт.

Семья и семейные ценности. Методическая разработка классного часа в игровой форме, используется групповая работа.Презентация к этому мероприятию. Фотоотчёт....

Методическая разработка (презентация) классного часа

Методическая разработка (презентация) классного часа...

Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"

15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....

Методическая разработка тематического классного часа "День Победы, как он был от нас далёк..."

Данный материал может быть использован как в качестве проведения часа общения, так и для проведения общешкольной линейки, посвященной этому знаменательному событию....

Методическая разработка тематического классного часа "20 лет Конституции РФ"

Данная предназначена для проведения тематического классного часа "20-летие Конституции РФ"....