«Использование ИКТ в работе классного руководителя сельской местности»
методическая разработка по теме

«Использование ИКТ в работе классного руководителя сельской местности» - новые формы работы, методические рекомендации в работе классного руководителя сельской местности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихонова Т.Д. учитель истории и обществознания,

классный руководитель 6 класса с.Крестях Сунтарского улуса РС(Я).

«Использование ИКТ в работе классного руководителя сельской местности»

Сегодня использование информационно - коммуникационных технологий это уже необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. И в связи с этим, использование икт в работе классного руководителя является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Сейчас невозможно представить работу классного руководителя без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий, интернет ресурсов. Но все - таки не смотря на это в сельских школах нет возможности полностью адаптировать весь воспитательный процесс на использование ИКТ. Основная проблема – не во все классы оснащены интерактивными досками, проекторами, нет высокоскоростного интернета. Но растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.

Я в классном руководстве активно использую ИКТ, которое внесло изменения во все стороны жизни нашего класса. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра  (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).

В классном руководстве с использованием ИКТ проводятся (ведется): начиная с документации и отчетов (планшетные ПК); классные, информационные часы с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися; идет подготовка и проведение общешкольных мероприятий  с использованием ИКТ; готовится музыкальное сопровождение мероприятий; видеосъемки мероприятий; идет поиск информации к беседам, тренингам с помощью ресурсов сети Интернет; ведение электронного классного фотоальбома.

Современный молодой человек, выйдя в “большую” жизнь из стен школы должен легко ориентироваться в информационно-коммуникационных технологиях не только в рамках предмета информатики и ИКТ, но и в любой другой сфере жизнедеятельности, которая требует от каждого нестандартного мышления, самостоятельности, творческого видения мира. Поэтому классное руководство можно организовать по следующим 4 сферам: интеллектуальное, гражданско-патриотическая, проектно-творческая, спортивно-оздоровительная.

Интеллектуальная сфера: поможет учащимся в развитии способности мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей информационной среде; развитие познавательных способностей, где ученики приобретают умение применять в самостоятельном знакомстве с какой-либо областью науки, искусства различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и др. литературой.

Например:1. неделя английского языка “Хэллоуин” – конкурс газет и мини представления, где учащиеся продумывают задания - викторину, отбирают изображения, историю праздника с помощью материалов, опубликованных в Интернете, копируют из СД диска музыку, редактируют музыку представления. Это коллективное творчество создает условия для проявления интеллектуальных, творческих возможностей учащихся с использованием ИКТ (программы MicrosoftOfficePowerPoint, WindowsMovieMaker)

2. смотр презентации, буклетов ко дню космонавтики (сбор информации с сети интернет)

Гражданско-патриотическая сфера: приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование гражданского самосознания, чувства долга по отношению к семье, Родине, уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим традициям, формирование гражданской активности.

Например: 1. “Конкурс патриотической песни”, чтецов доклада “ВОВ в истории моей семьи”, уроки – гражданственности и патриотизма “День Суверенитета РС(Я)” (информации с интернета, использование программ WindowsMovieMaker, редактирования и записи звуковых файлов NeroWaveEditor).

Проектно-творческая сфера: развитие творческих способностей; возможность реализоваться в соответствии со своими интересами.

Например: можно предложить творческий проект “Окружающий мир через объектив” - этот род деятельности развивает образное восприятие жизни, фантазию, формирует мировоззрение учащихся, помогает увидеть необычное в обычном. Формой привлечения учащихся к этой творческой деятельности становятся фотовыставки “Красота моего родного села”, “Осенние краски около моего дома” (Photoshop). Так же в самоуправлении классного коллектива можно назначить классного фотографа, который будет составлять фотоисторию классного коллектива.

Спортивно-оздоровительная сфера: формирование стремления к здоровому образу жизни; осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

Например: беседы, конкурсы по темам с использованием таких медиаобъектов как слайды с фотографиями, диаграммы, видеоролики.

Творческая деятельность в этих сферах строится по тематическим периодам. Каждый из них посвящен теме комплексного воспитательного значения. Работа строится по следующему алгоритму: предварительная работа классного руководителя - коллективное планирование - коллективная подготовка мероприятия - коллективное проведения мероприятия - подведение итогов, анализ.

Итогом творчества становятся компьютерные проекты – отчеты, театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, с использованием различных средств ИКТ, материалы которых размещаются детьми на школьном сайте. Учащиеся находятся в ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.

В работе классного руководителя так же: проводятся родительские собрания, всеобуч с использованием ИКТ и интернет ресурсов, создается электронный Журнал классного руководителя, создается  совместно электронное  портфолио учеников, происходит привлечение родителей к созданию презентаций, видео-материала, съемкам, организация дистанционного консультирования родителей, создание библиотеки полезных материалов для родителей, а также виртуальных родительских собраний, организация сетевых сообществ родителей в рамках форума, блога и т.д.

В результате работы можно сделать следующие выводы:

- Поиск информации к беседам, тренингам и родительским собраниям, различным школьным мероприятиям стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.

- Документооборот, работа с электронной почтой стал легче (планшетные ПК).

- Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

- Возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах. Например: Усова Лида заняла 3 место во всероссийском интернет конкурсе «Золотое руно», 2 место в республиканском интернет викторине «Знаешь ли ты твой Родной край?».

- Каждый год наши ребята принимают участие в ряде улусных и республиканских конкурсах с применением ИКТ. Например: доклад Николаева Алеши занял 1 место в кустовом НПК «Шаг в будущее», а доклад Егоровой Владлены занял 2 место в улусном и участвовало в республиканском НПК «Шаг в будущее», Николаев Алеша и Усова Лида создали виртуальный музей своего села – «Крестях – родина первых якутских алмазов» и др.

В будущем планируется:

1. Вынос информации о проведённых внеклассных мероприятиях на сайт школы.

2. Осуществлять аналитико-прогностическую деятельность через использование тестов.

3. Проведение классных собраний с использований презентаций, где указываются   текущие оценки учеников и т. д.

4. Работа детей по созданию своего родословного древа (Genery Software).

5. Создание электронного портфолио класса.

6. Использование 3D-технологий во внеклассной работе (виртуальные экскурсии по различным музеям и т.д.).

Таким образом, работа классного руководителя с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. Так же, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа классного руководителя в условиях сельской школы"

Данная статья отражает работу классного руководителя, основанную на особенностях сельской местности....

Использование ИКТ в работе классного руководителя

Использование ИКТ в работе классного руководителя...

Использование ИКТ в работе классного руководителя

Использование ИКТ в работе классного руководителя...

Использование ИКТ в работе классного руководителя

Применяя ИКТ,  классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания....

Целесообразность использования ИКТ в работе классного руководителя

«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование ...