Главные вкладки

    Цикл классных часов "Учись учиться"
    классный час по теме

    Винокурова Мария Ильинична

    Цикл классных часов для учащихся среднего звена по развитию приёмов и навыков учения. Сценарии 8 занятий

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цикл классных часов «Учись учиться»

    Классный час №1 «Организация учебной работы»

    Цель: показать учащимся важность знаний и значимость правильной организации учебного труда, познакомить с основными правилами организации учебного труда.

    Х О Д   К Л А С С Н О Г О    Ч А С А

    1. Вступительное слово классного руководителя:
    1. Приветствие учащихся
    2. Сообщение о тематике данного цикла классных часов
    3. Сообщение о целях и задачах цикла «Учись учиться»

    1. Беседа о важности знаний, необходимости правильного учебного труда
    1. Для чего надо учиться?
    2. Для чего людям нужны знания?
    3. Почему иногда учёба не приносит радость?

    1. Рассказ о правилах разумной организации учебного труда:
    1. Держи в порядке своё рабочее место (свет падает слева, настольная лампа 60 Ватт, желателен абажур зеленого цвета. На столе порядок, карандаши и ручки справа. Не рекомендуются тяжёлые и толстые ручки. Перед занятиями проветрить комнату)
    2. Осознай цель своей работы (для чего ты это делаешь)
    3. Планируй свою работу
    4. Осуществляй самоконтроль за своей учебной деятельностью
    5. Сочетай  учебный труд с отдыхом (основа отдыха – сон. Во время занятий каждые 45 минут – отдых, желательно активный. Выполнение домашних заданий – 2,5- 3 часа)

    1. Домашнее задание – начиная с завтрашнего дня, точно и честно записывать: на что уходит внешкольное время. Заносить данные в таблицу:

    Дата

    Время

    Что делал (а)



    Предварительный просмотр:

    Цикл классных часов «Учись учиться»

    Классный час №2 «Как научиться беречь время»

    Цель: показать учащимся важность правильной организации учебного времени, познакомить с примерным режимом дня, научить экономить время.

    Х О Д   К Л А С С Н О Г О    Ч А С А

    1. Вступительное слово классного руководителя:
    1. Приветствие учащихся
    2. Сообщение темы и целей занятия
    3. Знакомство с планом занятия

    1. Анализ домашнего задания – учитель знакомиться с таблицами детей и констатирует, что не все умеют беречь своё время, многие расходуют его впустую, а не на полезные и интересные дела.

    1. Беседа о важности экономии времени:
    1. Зачем надо экономить время (время течет только в одном направлении – к будущему, его нельзя остановить или вернуть)
    2. Время – ваше бесценное богатство (что можно сделать за минуту, час, день)
    3. Ваше время – в ваших руках (почему в школе мы успеваем очень многое сделать, а дома за это же время, успеваем сделать гораздо меньше)
    4. Мы знаем: время растяжимо.

    Оно зависит от того,

    Какого рода содержимым

    Вы наполняете его.

    Бывают у него застои,

    А иногда оно течёт.

    Ненагруженное, пустое,

    Часов и дней напрасный счёт.

    Пусть равномерны промежутки,

    Что разделяют наши сутки,

    Но, положив их на весы,

    Находим долгие минут

    И очень краткие часы.

                                        С. Я. Маршак

    1. Рассказ о режиме дня:
    1. Значение режима дня
    2. Правила составления режима дня
    3. Правила соблюдения режима дня
    4. Примерный режим дня для учащихся 2 смены

    Пробуждение

    Зарядка, водные процедуры

    Завтрак

    Выполнение домашних заданий

    Прогулка на воздухе

    Обед

    Сборы в школу

    Дорога в школу

    Занятия в школе

    Дорога из школы

    Ужин

    Помощь по дому

    Свободные занятия

    Приготовления ко сну

    Сон

    7.30

    7.30 – 8.00

    8.00 – 8.30

    8.30 – 11.30

    11.30 – 12.30

    12.30 – 13.00

    13.00 – 13.30

    13.30 – 14.00

    14.00 – 18.45

    18.45 – 19.00

    19.00 – 19.30

    19.30 – 20.30

    20.30 – 22.00

    22.00 – 22.30

    22.30 – 7.30

    1. Любимые дела и дополнительные занятия
    2. Режим выходного дня

    1. Домашнее задание – провести тайное наблюдение за любым одноклассником в течении 2 – 3 дней и записать следующие данные:
    1. Подготовил ли всё необходимое для урока до звонка?
    2. Опоздал ли на урок?
    3. Выполнил ли домашнее задание?
    4. Внимательно ли слушал учителя и ответы товарищей?
    5. Как вёл себя на уроке?
    6. Понял ли как выполнять домашнее задание?

            Собранный материал сдать классному руководителю за 2 дня до  

            следующего классного часа.



    Предварительный просмотр:

    Цикл классных часов «Учись учиться»

    Классный час №3 «Как вести себя на уроке»

    Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в школе, кодексом чести школьника, правами и обязанностями учащихся, научить правильной организации труда на уроке.

    Х О Д   К Л А С С Н О Г О    Ч А С А

    1. Вступительное слово классного руководителя:
    1. Приветствие учащихся
    2. Анализ собранных учениками материалов (подвести к выводу о том, что многие в классе не умеют работать на уроке)
    3. Сообщение темы и целей занятия

    1. Беседа «Как вести себя на уроке»:
    1.  Важность правильной организации учебного труда на уроке
    2. Правила работы на уроке:
    1. Готовься к каждому уроку
    2. Мысленно отвечай вместе с вызванным учеником
    3. Репетируй дома устные ответы
    4. Если тебя вызвали к доске
    5. Внимательно слушай учителя
    6. Активно участвуй в проводимой учителем беседе
    7. Выполняй все задания
    8. Спрашивай, если что – то не понятно
    9. Всегда записывай домашнее задание в дневник

    1. Знакомство с кодексами на первом этаже:
    1. Кодекс учащихся
    2. Кодекс чести школьника
    3. Права и обязанности ученика

    1. Правила поведения учащихся – раздаются детям и приклеиваются в дневник:
    1. Прилежно учись. Внимательно слушай объяснение чителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания. Не опаздывай на занятия.
    2. Старательно трудись, участвуй в самообслуживании. Старайся больше узнать о людях труда, их профессиях.
    3. Принимай активное участие в полезных делах своего класса, школы, в работе ученического самоуправления.
    4. Оберегай родную природу. Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, своим и чужим вещам.
    5. Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время: занимайся в кружках, рисуй, читай, слушай музыку, играй с друзьями.
    6. Соблюдай правила личной гигиены. Ежедневно делай утреннюю гимнастику, занимайся физкультурой.
    7. Слушай родителей и старших, уважай их.
    8. Примерно веди себя в школе, в общественных местах, на улице. Выполняй требования работников школы, дежурных учащихся.
    9. Будь честным, правдивым, внимательным, вежливым. Здоровайся с работниками школы и посетителями, знакомыми, товарищами.

    1. Домашнее задание – начиная с завтрашнего дня, заполнить таблицу по времени выполнения домашних заданий:

    День недели

    Время выполнения письменных заданий

    Время выполнения устных заданий

       За день до классного часа сдать таблицы учебному сектору, который составляет сводную таблицу для учителя:

    Коли чество учеников

    Не делали домашние задания

    Занимаются в среднем

    Письменно

    Устно

     1 ч

    1-2 ч

    до 3 ч

     3 ч

     1 ч

    1-2 ч

    до 3 ч

     3 ч



    Предварительный просмотр:

    Цикл классных часов «Учись учиться»

    Классный час №4 «Как выполнять домашние задания»

    Цель: выяснить, как выполняют ученики задания дома, познакомить учащихся с правилами выполнения домашних заданий, показать их важность и необходимость.

    Х О Д   К Л А С С Н О Г О    Ч А С А

    1. Вступительное слово классного руководителя:
    1. Приветствие учащихся
    2. Анализ таблицы, представленной учебным сектором о выполнении домашних заданий (см. предыдущее занятие)
    3. Сообщение темы и целей занятия

    1. Дискуссия «Для чего нужны домашние задания» по вопросам:
    1. Для чего учителя задают домашние задания?
    2. Нужно ли делать уроки дома?
    3. Много ли задают домашних заданий?
    4. По каким предметам задают больше всего?
    5. А по каким совсем не задают?
    6. Всегда ли вы выполняете домашние задания?
    7. Сколько времени вы тратите на выполнение домашних заданий?
    8. Когда вы делаете домашние задания?
    9. Какие уроки вы делаете сначала, а какие – потом?
    10. Как вы выполняете устные задания?
    11. Что делать, если не записал или не понял, как выполнять домашние задания?

    1. Беседа о правилах выполнения домашних заданий (памятки с правилами приклеиваются в дневник)

    Как выполнять домашние задания

    1. Уроки лучше всего делать в одно и то же время, для учащихся 2 смены – с 10 до 13 часов утра
    2. Время выполнения домашних заданий – 3 часа: 1,5 часа на письменные задания и 1,5 часа – на устные.
    3. Устные предметы должны сочетаться с письменными; выполнив задания по какому – то предмету, следует переходить к предмету, менее сходным с предыдущим (например, после математики заняться историей, а после истории – русским языком)
    4. Ни в кое случае нельзя механически заучивать текст заданного на дом параграфа. Помни: основа запоминания – понимание!
    5. При подготовке устных заданий репетируй ответ у доски перед зеркалом, это поможет тебе справиться с «синдромом боязни доски»
    6. Полезно составить план заданного на дом параграфа – это поможет тебе запомнить последовательность и структуру параграфа
    7. Если не можешь решить задачу, отложи ее на некоторое время и займись другим предметом. Возможно, что потом задача решится легче.
    8. Проверь выполненные домашние задания – это поможет тебе устранить допущенные ошибки.

    1. Рассказ учителя о необходимости сосредоточенно и внимательно выполнять все заданные на дом задания, нельзя отвлекаться.

    Серёжа взял свою тетрадь –

    Решил учить уроки:

    Озёра начал повторять

    И горы на востоке.

    Но тут как раз пришёл монтёр,

    Серёжа начал разговор

    О пробках, о подлодке.

    Через минуту знал монтёр,

    Как надо прыгать с лодки.

    Но вдруг увидел он в окне,

    Что двор сухой и частый,

    Что дождик кончился давно

    И вышли футболисты.

    Он отложил свою тетрадь –

    Озёра могут подождать.

    Он был, конечно, вратарём,

    Пришёл домой не скоро.

    Часам, примерно, к четырём

    Он вспомнил про озёра.

    Но тут Алёша, младший брат,

    Сломал Серёжин самокат.

    Пришлось чинить два колеса

    На этом самокате.

    Он с ним возился полчаса

    И прокатился кстати.

    Но вот Серёжина тетрадь

    В десятый раз открыта.

              – Как много стали задавать! -

    вдруг он сказал сердито. –

    сижу над книжкой до сих пор

    и всё не выучил озёр!

    1. Домашнее задание – анкетирование учащихся (за 2 – 3 дня до следующего занятия или в конце этого)    
    1. Любишь ли ты читать книги?
    2. Какие именно книги ты предпочитаешь читать?
    3. Сколько примерно книг ты прочитываешь за месяц?
    4. Как ты выбираешь книги для чтения?
    5. Где берёшь книги для чтения?
    6. Как быстро ты читаешь?
    7. Делаешь ли какие – либо записи во время или после чтения?


    Предварительный просмотр:

    Цикл классных часов «Учись учиться»

    Классный час №5«Как работать с книгой»

    Цель: познакомить учащихся с правилами работы с книгой и учебником, показать значение книг в учёбе.

    Х О Д   К Л А С С Н О Г О    Ч А С А

    1. Вступительное слово классного руководителя:
    1. Приветствие учащихся
    2. Анализ анкетирования (см. предыдущее занятие)
    3. Сообщение темы и целей занятия

    1. Рассказ классного руководителя о значении книг в жизни человека:
    1. Книга – главный источник знаний
    2. Книги бывают разные
    3. Книги для души и учёбы
    4. Учебник – главная книга школьника

    1. Беседа о любимых книгах: несколько учащихся по желанию рассказывают о своей любимой книге.

    1. Знакомство с правилами работы с книгой – раздача и обсуждение памяток:

    Как читать книгу

    1. Лучше читать немного, но основательно
    2. Составь план чтения, перечислив в них книги, которые ты хочешь прочитать.
    3. Для предварительного знакомства с книгой просмотри данные, приведённые на её титульной странице, аннотацию, оглавление, предисловие, заключение.
    4. Старайся глубже понять содержание книги, для этого выдели главную мысль и следи, как она раскрывается и обосновывается
    5. В ходе чтения применяй различные приёмы записи: цитаты, выписки, план, тезисы, конспект.
    6. Встретив в книге незнакомое слово, обязательно узнай, что оно означает; для этого пользуйся словарями, энциклопедиями, справочниками
    7. Прочитав книгу, подумай, чему новому она тебя научила.

    1. Домашнее задание – разделиться на 3 команды, придумать название и выбрать капитана.


    Предварительный просмотр:

    Цикл классных часов «Учись учиться»

    Классный час №6 «Как работать со справочной литературой»

    (библиотечный урок, проводит Чебыкина П. П.)

    Цель: познакомить учащихся с библиотечным фондом школы по справочной литературе, показать многообразие справочников, энциклопедий и словарей, научить работать со справочной литературой.

    Х О Д   К Л А С С Н О Г О    Ч А С А

    1. Вступительное слово классного руководителя:
    1. Приветствие учащихся
    2. Сообщение темы и целей занятия
    3. Представление заведующей школьной библиотеки

    1. Беседа о справочной литературе (проводит библиотекарь):
    1. Что такое справочная литература?
    2. Какие бывают справочники, энциклопедии и словари?
    3. Многообразие справочников, энциклопедий и словарей.
    4. Библиотечный фонд школы справочной литературы.

    1. Знакомство с правилами работы со справочной литературой (проводит библиотекарь).

    1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по работе со справочной литературе между командами (проводит библиотекарь).

    1. Подведение итогов библиотечного урока, награждение победителей, вручение грамоты.



    Предварительный просмотр:

    Цикл классных часов «Учись учиться»

    Классный час №3 «Как развивать память»

    Цель: познакомить учащихся с понятием «память» и её основными характеристиками, проверить слуховую и зрительную память, научить основным правилам тренировки памяти.

    Х О Д   К Л А С С Н О Г О    Ч А С А

    1. Вступительное слово классного руководителя:
    1. Приветствие учащихся
    2. Сообщение темы и целей занятия

    1. Беседа «Что такое память»:
    1.  Память – это способность нашего мозга сохранять различные сведения им воспроизводить их.
    2. Основные характеристики памяти:
    1. Объём – количество материала, которое способен запомнить человек.
    2. Точность – способность безошибочно воспроизвести материал.
    3. Долговременность – длительность сохранения материала в памяти.
    4. Оперативность – способность вспомнить материал в нужный момент.
    1. Виды памяти:
    1. По времени:
    1. Кратковременная
    2. Долговременная
    1. По запоминанию:
    1. Осмысленная
    2. Механическая
    1. По содержанию:
    1. Образная
    2. Смысловая
    1. По органам чувств:
    1. Зрительная
    2. Слуховая
    3. Двигательная

    1. Проверка зрительной памяти: внимательно прочитай слова на доске в течение 20 секунд. Запиши слова по порядку, в котором ты их запомнил.

    1. Зима
    2. Заповедник
    3. Малина
    4. Ответ
    5. Буфет
    6. Магазин
    7. Василёк
    8. Анализ
    9. Ежевика
    10. Водопровод

              Взаимопроверка  результатов:

    1. Слово записано правильно и по порядку – 10 баллов
    2. Слово правильное, но записано не по порядку – 5 баллов
    3. Слово неправильное – 0 баллов

             Интерпретация:

    1. 90 – 100 баллов – отличная память
    2. 75 – 85 баллов – очень хороша память
    3. 50 – 70 баллов – хорошая память
    4. 30 – 45 баллов – удовлетворительная память
    5. 0 – 25 баллов – плохая память

    1. Проверка слуховой памяти: аналогично проверке зрительной памяти, но слова произносятся на слух.
    1. Снег
    2. Ветер
    3. Телескоп
    4. Велосипед
    5. Химия
    6. Экскаватор
    7. Воспитатель
    8. Дневник
    9. Ручка
    10. Автомат

             Проверка и интерпретация такие же, как и в проверке зрительной  

             памяти.

    1. Правила тренировки памяти – беседа с раздачей памяток:
    1. Ставь цель запомнить надолго.
    2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
    3. Заучивай с желанием знать и помнить.
    4. Тренируй внимание и наблюдательность.
    5. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
    6. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
    7. Заучивай и повторяй небольшими частями, лучше учить по 1 часу 7 дней, чем 7 часов подряд в 1 день.
    8. Память любит разнообразие – после математики лучше учить историю, после химии – литературу.
    9. Короткие стихи учи целиком, длинные – разбивай на отрывки.
    10. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
    11. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.

       

    1. Домашнее задание – выполнение заданий для тренировки памяти:
    1. Игра с календарём. Закрой глаза и поставь палец на какое-нибудь число прошлого месяца. Открой глаза, посмотри, какое это число и попробуй вспомнить весь этот день в деталях.
    2. Соверши экскурсию в своё прошлое. Вспомни последнюю неделю и все события в деталях, которые произошли на этой неделе. Затем – последний месяц, а потом – последний год.
    3. Выучи и запомни дни рождения твоих родных, близких, одноклассников и друзей.
    4. Повесь в комнате листок с написанными парами слов. Постарайся запомнить слова  попарно и в столбик в той последовательности, в которой они записаны.

    1. Пилот – посадка
    2. Мостовая – асфальт
    3. Гамма – струна
    4. Бемоль – клавиша
    5. Пропеллер – тротуар
    1. Кабан – подметка
    2. Лиса – каблук
    3. Рысь – шнурок
    4. Локомотив – бульдозер
    5. Шлагбаум – парапет
    1. Фиалка – пшеница
    2. Роза – ячмень
    3. Ландыш – клевер
    4. Биохимия – алхимия
    5. Астрономия – звёзды



    Предварительный просмотр:

    Цикл классных часов «Учись учиться»

    Классный час №3 «Тренировка внимания»

    Цель: познакомить учащихся с понятием «внимание» и её основными свойствами, показать значение внимания в учебном процессе научить основным правилам тренировки памяти.

    Х О Д   К Л А С С Н О Г О    Ч А С А

    1. Вступительное слово классного руководителя:
    1. Приветствие учащихся
    2. Сообщение темы и целей занятия

    1. Беседа «Что такое внимание»:
    1.  Внимание – это процесс сознательного, полусознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
    2. Основные свойства внимания:
    1. Объём – количество запоминаемого и воспроизводимого материала.
    2. Концентрация – свойство, выражающееся полной поглощённостью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
    3. Устойчивость – способность долгое время быть сосредоточенным на определённом предмете или на одном и том же деле.
    4. Распределение – свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно.
    5. Переключение – сознательное перемещение с одного предмета на другой, быстрый переход от одной деятельности к другой.
    1. Значение внимания в учебном процессе

    1. Тренировка объёма внимания – задание: внимательно посмотри на какой-либо предмет, дом, лицо и т. д. затем попытайся воспроизвести его в воображении с максимальной точностью. Потом сравни результат с реальным предметом. Тренируйся везде, где только возможно: на улице, в автобусе, на перемене, дома.

    1. Тренировка концентрации внимания – задание: посмотри на кончик своего пальца очень внимательно в течение 3 – 4 минут подряд. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Выполняй это упражнение ежедневно.

    1. Тренировка устойчивости внимания – задание: читай заведомо неинтересную книгу, но при этом поставь перед собой задачу – найти в ней что-то интересное.

    1. Тренировка распределения внимания – задание: считай вслух от 1 до 20 и одновременно пиши числа от 20 до 1 на бумаге и наоборот.

    1. Тренировка переключения внимания – задание: попробуй одновременно читать 2или даже 3 разные книги (по 15 секунд на каждую). Возьми книги, близкие по содержанию.

    1. Правилами сосредоточенной работы –  беседа с раздачей памяток:
    1. Необходимо создать соответствующую обстановку. Важную роль играют внешние факторы: хорошее освещение, удобная поза, порядок на рабочем столе и относительная тишина.
    2. Необходимо делать короткие перерывы на 5 – 10 минут через каждый час любой умственной работы. В это время рекомендуется сделать несколько физических упражнений, зарядку для глаз или просто отдохнуть.
    3. Не надо работать в полной тишине. Звуковой фон необходим: тихая музыка, пение птицу за окном и даже небольшой шум за окном не только не мешают, а даже способствуют лучшему сосредоточению.
    4. Использую наиболее благоприятные периоды времени для умственной работы, а именно в 5, 11, 16, 20 и 24 часа.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл классных часов "По страницам истории школы"

    Пояснительная записка Всем известно, что патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства вер...

    Презентация к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом"

    В сентябре 2012 года исполняется 75 лет Алтайскому краю, в котором я живу, поэтому я подготовила для своих учеников презентацию к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом". В данной презент...

    методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

    Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

    Классный час "Учись учиться"

    Классный час "Учись учиться" для 6 класса...

    Классный час "Учись учится"

    Классный час рассчитан на 5-6-еклассы. Одна из главных задач сосоит в развитии внимания,умственных и творческихспособностей учащихся, проявления интетреса к учебе. Прилагается презентация....

    Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

    План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

    Классный час "Учись учиться"

    познакомить учащихся класса с понятием НОТ и его значением в жизни школьника; обсудить трудности учебной деятельности и помочь учащимся найти выход из трудных жизненных ситуаций; определить причины не...