Программа "СемьЯ"
рабочая программа по теме

Клюкина Ольга Владимировна

Программа воспитательной работы с классом (5-9 кл.). Основное направление деятельности - духовно-нравственное воспитание личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semya_.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11  г. Павлово

ПРОГРАММА

воспитательной работы с классом

СемьЯ

 Срок реализации программы – 5 лет

Участники программы – учащиеся с 5-го по 9-й  класс

        Составитель: учитель физики

                            Клюкина О.В.

г. Павлово, 2009 г.

  1.  Введение

  1.   Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания  школьников

        Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро, как источник радости; мир и согласие в душе, покаяние, как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, не стало доверия между ними. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

        Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

        Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

         В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

        В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют подростка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

        Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе православных традиций. Такое воспитание оказывает благотворное влияние на все стороны и формы взаимоотношений с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие

  1.   Необходимость создания программы

      Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной программы воспитания «СемьЯ», рассчитанной на реализацию в общеобразовательных классах средней школы.

   

      Созданию программы способствовали следующие факторы:

  1. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является духовно-нравственное воспитание школьников.
  2. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в рамках внеклассной работы в период обучения учащихся в начальной школе, целью которой было формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. А здоровье в христианском понимании – дар Божий, данный нам для того, чтобы мы имели возможность послужить Богу и людям.
  3. Реализация программы «Основы православной культуры» в рамках внеклассной работы в период обучения учащихся в начальной школе, целью которой было воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. Православие – это не только вера, но и образ жизни, определяющий труд, быт и жизнь семьи, быт человека, его понятие о мире и своём бытии в нём.

       Таким образом, учитывая вышеперечисленные факторы, соблюдается преемственность воспитательной работы в классе при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено обучения.

  1. Обоснование названия программы

            Название программы «СемьЯ» не случайно:

во-первых, реализация программы проходит по семи направлениям деятельности воспитательной работы в классе:     1.   Духовно-нравственное

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Интеллектуально-познавательное
  3. Гражданско-патриотическое
  4. Художественно-эстетическое
  5. Семья и досуг
  6. Организация учебной деятельности

во-вторых, практическая цель деятельности школы – это выпускник, наделённый определёнными качествами, личность, развивающаяся по определённым семи направлениям:   1. Нравственность, духовность как основа личности

                            2. Здоровье

                            3. Саморазвитие

                            4. Эстетическое и культурное развитие

                            5. Патриотизм, гражданственность

                            6. Творчество

                            7. Интеллектуальное развитие

в-третьих, основная перспектива развития классного сообщества: достойный человек, сплочённый коллектив – дружная семья.

  1.  Этапы реализации  программы:

I этап – диагностико-проектный (2009 год)  Комплексное обследование уровня воспитанности учащихся 5 класса; разработка плана воспитательной работы с классом

II этап – содержательно-деятельностный (2010 г., 2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г., 2013 г. ) Работа по плану воспитательной работы, активизация деятельности учащихся.

III этап – рефлексивный (2014 г.)  Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Изучение изменения уровня воспитанности учащихся и активизация их жизненной позиции; определение системы дальнейшей деятельности классного руководителя.

  1. Условия реализации программы:
  1. Определение стратегии и тактики деятельности
  2. Чёткое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определённых целей, к которым необходимо стремиться всегда
  3. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса
  4. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы
  5. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов
  6. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и  анализе воспитательного процесса в классе.

 Целью программы является формирование личности учащегося –  Человека,                  

           обладающего духовным богатством, физическим и психологическим

            здоровьем, готового к самоопределению в жизни, способного 

            к творчеству и самостоятельности в различных сферах деятельности

       Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: 

  1.   способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся

       на основе принципов гуманизма личностно-ориентированного воспитания;

  1.   поддерживать творческие устремления детей, создавать условия

       для самовыражения и самореализации учащихся;

  1.   создавать нравственно и эмоционально благополучную среду для

      формирования классного коллектива и развития личности ребёнка в нём;

  1.   воспитывать культуру общения и потребность учащихся в здоровом образе жизни;
  2.  формировать духовно-нравственные качества личности, делающие её способной  

      противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою

      жизнь на основе традиционных православных духовно-нравственных ценностях.

  1.     Разделы программы

     Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов. Реализация программы проходит по семи направлениям, которые перечислены в основном разделе программы. По каждому направлению предусмотрено проведение одного ключевого мероприятия в год, за исключением приоритетного духовно-нравственного направления. Духовно-нравственное воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребёнка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, стремления сделать мир лучше. Чтобы дети были добрыми и милосердными, их нужно, в первую очередь, научить общаться между собой, с учителями, с окружающими их людьми. В общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Лишь в общении человек находит себя. Но общение – это искусство, и овладеть им можно только путём постоянного нравственного самосовершенствования. К тому же, общение – основной вид деятельности подростков. Поэтому мероприятиям по формированию навыков общения в программе уделяется особое значение.

      С каждым годом обучения программа переходит на новую ступень развития воспитательной системы.

      В 5-м классе мероприятия направлены на развитие навыков культуры общения между собой под девизом: «В классе друзья живут без «я», всем на удивление одно местоимение – «мы»!».

      В 6-м классе большое место отводится мероприятиям по изучению личности школьника под рубрикой «Познай самого себя».

      В 7-м классе ребята овладевают «Азбукой общения», т.к. «Лишь в общении человек находит себя»

      8-ой класс посвящён «Азбуке коллективизма» и мероприятия связаны с взаимоотношениями в классном коллективе, проходят под девизом: «Делай так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо»

     В 9-ом классе мероприятия направлены на взаимоотношения между людьми в

обществе,  и проходят под девизом: «Делать людям хорошее – хорошеть самому!»

  1. Пояснительная записка

1.  Законодательная база духовно-нравственного воспитания

     Программа воспитательной работы с классом  «СемьЯ» разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

      Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

  1. Принципы реализации программы

    Воспитание должно быть целенаправленным и пронизанным огромной любовью к человеку, поэтому в основу программы положены педагогические идеи В.И. Караковского, Бондаревской Е.В. и Н.Е. Щурковой. Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям и построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

  1. Принцип природосообразности – строить воспитание в соответствии с потребностями ребёнка, его возраста, пола, особенностей психики и физиологии. Обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
  2. Принцип гуманистической направленности – обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям, строить воспитание в соответствии с потребностями общества в данный момент, создавать ситуацию успеха, находить возможность стимулирования ребёнка за активную самостоятельную деятельность.  
  3. Принцип сотворчества и сотрудничества.
  4. Принцип личностно ориентированного воспитания – ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников, давать возможность ребёнку сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.
  5. Принцип успешности – мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
  6. Принцип комплексного подхода – воспитание и развитие каких-либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

  1. Структура документа

          Примерная программа воспитательной работы класса включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением внеклассных мероприятий по годам обучения; ожидаемые результаты по итогам реализации программы.

  1. Формы и методы, используемые при организации внеклассных мероприятий

    В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы. Это классные часы, психологические тренинги, конкурсы, викторины, беседы, библиоревю, часы общения, дискуссии, круглый стол, ролевые игры,  встречи

с интересными людьми, экскурсии, презентации, проекты, фотовыставки и т. д.

  1.  Основное содержание

( План ключевых мероприятий по реализации программы )

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Диагностический этап

Получение целостной картины состояния уровня воспитанности учащихся

и составление характеристики класса.

  1. Содержательно – деятельный этап

Активизация деятельности в классе.

  1. Рефлексивный этап
  1. Создание системы духовно-нравственного воспитания учащихся, способствующей воспитанию культурного человека, духовно богатой личности, гражданина своего Отечества.
  2. Отсутствие подростков, состоящих на учёте правонарушений, склонных к вредным привычкам.
  3. Массовое участие учащихся в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и секциях. Полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании.
  4. Развитие у детей потребности в сохранении своего здоровья, интереса к жизни людей и природы, к истории своей семьи, края, государства.
  5. Сплочённый коллектив – дружная семья.
  6. И, как конечный результат, воспитание личности – Человека, который:
  1. может самостоятельно строить свою жизнь;
  2. умеет взаимодействовать с другими людьми  и получает от этого удовольствие;
  3. проявляет интерес к традициям Православия;
  4. духовно богатый и ведёт здоровый образ жизни;
  5. любит свой народ, свою семью, свою Родину;
  6. обладает гражданской позицией, чувством долга и ответственности;
  7. владеет творческими умениями и навыками;
  8. обладает системой духовно-нравственных ценностей и с их позиции может оценивать свои действия и поступки.
  9. добр, отзывчив, трудолюбив, внимателен к людям и к тому, что его окружает.

               

               Тематика  родительских  собраний

Уч. год

К

Л

А

С

С

 

     № 1

Сентябрь

(организа-

 ционное)

     

     № 2

   ноябрь

       

       № 3

    декабрь

   

      № 4

      март

       

                  № 5

       май

2009 –

2010

5

Особенности организации учебного труда школьника

 в 5-6 классах, роль

родителей

в этом процессе.

(беседа)

Трудности адаптации ребёнка

к обучению

 в 5 классе

(круглый  

   стол)

Роль

общения

в жизни школьника

(дискуссия)

Культурные ценности

семьи

и их значение

для ребёнка

(обмен мнениями

по теме)

Итоги прошедшего учебного года «Вот и стали мы на год взрослее»

(творческий отчёт – презентация)

2010 –

2011

6

Права и обязанности учащихся.

Роль

родителей в организации жизни школьника.

  (беседа)

Друзья моего ребёнка.

Кто они? Какие они?

(дискуссия)

  Физическое

   развитие

школьника

  и пути его                    

 совершенст-  

    вования

     (беседа)

        Роль  

  Православия

    в развитии  

   духовных и    

  нравственных

      качеств

     человека

 

  (дискуссия)

Итоги прошедшего учебного года «Вот и стали мы на год взрослее»

(творческий отчёт – презентация

2011 –

2012

7

Половое различие

и половое созревание. Проблемы

и решения.

(круглый  

   стол)

Способности и роль семьи в их развитии

  (беседа)

Уроки

школьной дружбы

(час общения)

Свободное

 время –

 для души

 и с пользой.

   (обмен    

 мнениями

  по теме)

Ваш

ребёнок

в школе

и после школы

(беседа)

2012 –

2013

8

Закон и ответствен-ность

(беседа)

Роль семьи

в формиро-вании личности

(дискуссия)

Наказание

и поощрение

в семье

   (обмен    

 мнениями

  по теме)

Эмоции

 и чувства

в разговоре

с подростком

 (тренин )

Трудности подросткового возраста

   (круглый  

       стол)

2013 –

2014

9

Режим дня школьника

(беседа)

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

(дискуссия)

Типы

семейного воспитания

 (беседа)

Трудовое воспитание

и профессио-нальная ориентация подростков

   (беседа)

Подготовка

к экзаменам. Как противостоять стрессу?

   (беседа)

     Методическая помощь при проведении и организации мероприятий

       Направления

       деятельности

Участники воспитательного процесса

Форма проведения

мероприятий

Организация

учебной

деятельности

учителя-предметники

психолог

Круглый стол,

тренинг, мониторинг,

социометрия

Интеллектуально-

познавательное

учителя-предметники

библиотекарь

Викторина, беседа, час общения, устный журнал

          Спортивно-

оздоровительное

Учителя физкультуры и ОБЖ

Врач, медсестра, психолог

Беседа, круглый стол, соревнования

Духовно-нравственное

Священнослужитель, библиотекарь, психолог

Беседа, круглый стол, дискуссия, диагностика, тренинг

Гражданско-

патриотическое

Учителя истории и граждановедения,

работники музея

презентация

     Художественно-

эстетическое

Родители,

руководители кружков

Экскурсия, праздник, презентация, фотовыставка

     Семья и досуг

Родители, социальный педагог, психолог, мед. сестра

Беседа, классный час

                                 

                                         ЛИТЕРАТУРА

  1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя:

       5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007 г.

  1. Классные часы: 5 (6,7,8,9) класс/ Авт-сост. А.В. Давыдов. – М.: ВАКО, 2010 г.
  2. Классные часы. 8 класс / Сост. Н.И. Ерёменко.- Волгоград:

       ИТД «Корифей», 2006 г.

  1. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, – М.: НОУ Центр «Педагогический поиск»,

       № 1 и № 6, 2007 г.,  № 8  2008 г.

  1. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методика и тесты/ по ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2007 г.
  2. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  3. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2001
  4. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. Питер: 2007
  5. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе – М.: Педагогический поиск, 2000 г.
  6. Сценарии классных чесов (часть1,2) / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002
  7. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  8. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.

ПЛАН КЛЮЧЕВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Семь

(таблицу расположить горизонтально)

 

 №

п\п

          Направление

          деятельности

      (форма проведения)

               

                         Задачи

К

Л

А

С

С

                   Темы мероприятий

   

         Ожидаемые

            результаты

 

1

           

          Организация

  учебной деятельности

(психологические тренинги, мониторинг,

социометрия)

  1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности
  2. Формирование потребности самообразования, самовоспитания и своих морально-волевых качеств
  3. Развитие коммуникативных навыков

5

6

7

8

9

Школа пятиклассника


Компания и Я


Азбука общения


Мой внутренний мир


Развитие мотивов межличностных отношений

Образованный Человек, ответственный и исполнительный, общительный, организованный

и дисциплинированный

 2

      Интеллектуально-    

       Познавательное

(олимпиады, марафоны, конкурсы, викторины, КВН) 

  1. Развитие познавательных и мыслительных способностей
  2. Обогащение представления об окружающем мире
  3. Формирование потребности в образовании и развитии интеллекта

5

6

7

8

9

Мы в ответе за тех, кого приручили


Что за чудо – Божий храм!


Культура края в песнях, обрядах, народных промыслах


Доброта – это Солнце


В мире профессий

Любознательный Человек, способный действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать свои интеллектуальные умения.

 3

           

              Спортивно-                              

         оздоровительное

(соревнования, слёты, походы. Беседы со специалистами: врач, медсестра, психолог школы)

  1. Формирование стремления к здоровому образу жизни, к физическому развитию
  2. Формирование культуры сохранения и совершенствования своего здоровья, осознание его как одной из главных жизненных ценностей

5

6

7

8

9

В здоровом теле - здоровый дух!


Гигиена как условие сохранения



здоровья и жизни


Физические и психологические особенности подросткового возраста


Курильщик – сам себе могильщик


Что имеем – не храним, потерявши – плачем.(Здоровье – большая ценность!)

Человек, ведущий здоровый образ жизни

и не имеющий вредных привычек, заинтересованный

в укреплении

своего здоровья.

 4

 

 Духовно-нравственное

 

   Духовно-нравственное

(беседа,

классный час,

библиоревю,

час общения,

час размышления,

устный журнал,

дискуссия,

круглый стол,

фотовыставка,

тренинг,

диагностика)

  1. Формирование духовно-нравственных качеств: доброта, милосердие, дружба, любовь, воля, совесть, человечность и т.п.,  и с их позиции оценивание своих действий и поступков.
  2. Приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям

5

6

6

7

8

9

  1. Мир моих увлечений
  2. Дружба – одна на всех
  3. Моя роль в коллективе

  1. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

  1. Кто Я как человек ?
  2. Мои жизненные ценности
  3. Каким меня видят другие

  1. Черты русского характера: широта

  души, стойкость, выносливость


  1. Каждый –часть целого
  2. Будь приятен окружающим людям
  3. Путеводная звезда на литературном небосклоне.

Роль Лены Бессольцевой – героине повести В.К. Железнякова


    «Чучело»


4. Спешите делать добрые дела


  1. Доброта, человечность, отзывчивость. Как я их понимаю?
  2. По каким заповедям Библии

     я хотел бы жить?

  1. Язык мой – друг мой (культура речи

  1. Нравственная позиция в сложных жизненных ситуациях

  1. По имени называют, по отчеству величают
  2. Сопереживание, сочувствие,

     содействие, сострадание – нужны ли    

     нам сегодня ?

  1. Святые защитники народа русского
  2. Материальные и духовные ценности в жизни человека

Воспитанный

и культурный,

добрый и отзывчивый, внимательный к людям

и любящий жизнь Человек.

 5

            Гражданско-  

         патриотическое

(поисковая, исследовательская деятельность, проекты)

  1. От воспитания люби к родной школе, к отчему краю – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины

5

6

7

8

9

Я – гражданин России


 История памятника Павшим воинам  в Б.Тарке


Край любимый – Родины частица


Они защищали Родину


История родной школы.  Учителя-ветераны школы.

Человек – гражданин России, патриот своей страны, любящий свой народ и свой край, свою Родину.

 

6

         

        Художественно-

           эстетическое

(фотовыставка,

экскурсия,

виртуальное путешествие, презентация)

  1. Расширение кругозора, развитие творческих способностей, умения видеть и анализировать прекрасное
  2. Способствовать развитию интереса

    к русской Православной культуре

    и истории родного края

  1. Создание условий для проявления учащимися класса инициативы

    и самостоятельности

5

6

7

8

9

Святые места нашего края


Семь чудес города Павлово


Этот добрый Новый год

(обычаи и традиции разных стран)


12 месяцев  (история, обычаи, культура православных праздников)


Великая сила любви

о Петре и Февронии Муромских)

Творческий,

инициативный Человек, проявляющий интерес

к истории родного края,

к русской Православной культуре.

 7

         

             Семья и досуг

( праздники,

концерты,

классные вечера

с элементами игры

и викторины)

  1. Формирование представлений о семейных ценностях и нравственного отношения к близким людям,

    к родителям

  1. Организация сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности
  2. Создание благоприятной атмосферы общения, нацеленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик-родитель»

5

6

7

8

9

Мир семейных увлечений


Дверь в детство


Весёлые Святки – традиции Рождества


Моё генеалогическое древо


Семья – это то, что с тобою всегда

Человек,  уважающий  своих родителей,

любящий свою семью, сохраняющий

и приумножающий семейные ценности.

            ПРИМЕЧАНИЕ:

 

  1. Перечень мероприятий составлен с учётом возрастных особенностей учащихся
  2. Мероприятия по каждому направлению способствуют: 1) привитию основ духовности и нравственности;

     2) приобщению детей к православной культуре;  3) укреплению своего физического и психологического здоровья.

  1. По каждому направлению деятельности предлагается проведение по одному ключевому мероприятию. При организации мероприятий необходимо учитывать то, что ключевое мероприятие – классный час (форма поведения произвольная), проводится 1 раз в четверть
  2. За проведение и организацию всех мероприятий в классе отвечает классный руководитель
  3. Методическую поддержку и помощь при проведении и организации мероприятий классному руководителю могут оказывать и другие участники воспитательного процесса: родители, учителя – предметники, психолог школы, библиотекарь, социальный педагог, медсестра или школьный врач, руководители кружков и секций, священнослужитель