Главные вкладки

    Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
    статья (9 класс) по теме

     

                    Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. 

    С помощью классного руководителя каждый воспитанник должен найти свое место в классном коллективе, а после уже в обществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_rol_klassnogo_rukovoditelya.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль классного руководителя

    в становлении классного коллектива

    и его  влияние на формирование личности каждого ученика.

    Развитие человека происходит в течении всей его жизни. И если в полных семьях с достатком, живущих в благоустроенном доме или квартире, на развитие маленького человечка большое влияние оказывают родители, учат жить в группе, т.е в семье, а потом -  в коллективе, учат стать личностью, то в стенах школы – интерната родителей заменяют классный руководитель и воспитатель.

            Если в обычной школе с родительскими детьми главным педагогом в классе является  классный руководитель, то в школе-интернате это не совсем  так. Понятия «классный руководитель» и «воспитатель» неразделимы.

            В условиях школы-интерната именно они  играют главную роль в жизни каждого своего воспитанника. Они сопровождают процесс индивидуального становления и развития личности ребёнка  в период обучения в школе. Но мы сегодня говорим о классном руководителе.  

    Два с половиной года назад (1.12.2009 г) меня назначили классным руководителем 7 класса.  Чуть позже произошла смена воспитателей. В классе было 23 ученика. Неожиданные перемены в классном коллективе, подростковый возраст, дети «группы риска», отсутствие единого требования между классным руководителем и воспитателем, «движение» учащихся  дали свои результаты. Не было единого классного коллектива, дети делились на группы, были свои лидеры. Отношения между одноклассниками тревожили нас, взрослых. Дети друг к другу относились жестоко.

    Но в тоже время они умели трудиться,  имели навыки учебной деятельности и в разных мероприятиях показывали себя как единое целое. В классе было 6-7 ударников. Каждый из них существовал  сам по себе. Некоторые вели себя как несамостоятельные и безответственные ученики. Часто наблюдалось расхождение между тем, что  воспитанники говорят и что они делают.

    Необходимо было познакомиться с индивидуальными особенностями  детей, наблюдать за их поведением, отношением  друг к другу и окружающим, следить за нравственными и этическими проявлениями. Трудность заключалась в том, что я детей практически не знала, т. к работала в данной школе  совсем немного.

    Главной задачей в то время для меня было создание единого классного коллектива, в котором каждому  ученику было бы комфортно. В то же время необходим был благоприятный  климат для формирования личности  воспитанников. Данная работа оказалась сложной, так как дети жили по своим правилам, состав класса часто менялся, и они долго привыкали к новым наставникам. Понимание нашла  у воспитателя Ирины Михайловны. Работали  и работаем. Думаю, в тесном контакте, т. к понимаем, что отсутствие единого требования  со стороны взрослых, работающих в одном классе – это напрасная, безрезультатная работа.

    Добиваясь решения поставленной задачи,  использовала различные формы и методы работы. Это индивидуальные беседы, классные часы, собрания, работа с учителями – предметниками, вовлечение учащихся в кружковые занятия, общественно-полезную деятельность, участие в различных мероприятиях, дополнительные занятия  по предметам после уроков,  оформление уголка здоровья, классного уголка, беседы о культуре общения и поведения, о соблюдениях норм элементарной нравственности во взаимоотношениях, встречи, шефство над ветеранами, шефство над малышами. Наиболее эффективным средством развития коллективизма считаю коллективную творческую деятельность (Класс старался принимать активное участие в общешкольных мероприятиях - концертах, спортивных соревнованиях, конкурсах). Именно через неё происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, активного отношения к другим людям, к окружающему миру.

    Как классный руководитель создавала  условия для творчества и самореализации личности детей. Необходимо в таком возрасте воспитывать у учащихся и требовать с них самостоятельность принятия решений, активную жизненную позицию.

            Всегда очень важно знать, как относятся друг к другу одноклассники, значим ли для них классный коллектив, в котором они находятся на протяжении учёбы в школе. На занятиях и на перемене они могут себя показать по-разному. В школе они одни, в общежитии – другие. Поэтому необходимы наблюдения за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся.

            Иногда кажется, что вкладываешь всю душу в работу со своими воспитанниками, а они отвечают равнодушием и твой труд – это напрасное дело. Но, оказавшись в затруднительной ситуации, дети теряются и они снова «идут» в свой коллектив, где так уютно, тепло, и где всегда поможет взрослый человек. Даже в минуты радости они бегут к тебе и делятся своим счастьем…

     Конечной целью моей работы в качестве классного  руководителя в этом классе считаю подготовку ученика как выпускника, обладающего необходимыми знаниями, широким кругозором, творчески мыслящего, способного реализовать себя в дальнейшем процессе обучения в учебных заведениях нашей республики.  

    Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности, подсказывает, направляет в нужное русло.  Он  наблюдает за ними во время учебных занятий, следит за успеваемостью в классе, помогает тому или иному ученику «догнать» лучшего в учёбе и поведении.

    С помощью классного руководителя каждый воспитанник должен найти свое место в классном коллективе, а после уже в обществе.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»

    Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...

    Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

    Доклад на тему "Роль  классного руководителя в  становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...