Главные вкладки

    мастер-класс Адаптация пятиклассников-выполнение домашнего задания
    материал (5 класс) по теме

    Мастер-класс представляет собой знакомство родителей с ходом адаптации пятиклассников в связи с переходом в основную школу, содержит рекомендации о том ,как помочь им успешно ее пройти.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс , родительское собрание

    (автор Гончарова С.Ю. классный руководитель 5 а класса МОУ "Князевская средняя общеобразовательная школа"», Тукаевского района, РТ.)

    Тема : «Проблема домашнего задания в период адаптации пятиклассника»

    Характеристика аудитории:

    Мастер-класс  рассчитан на родителей и самих пятиклассников, так как только их совместная деятельность поможет пятикласснику  справится с трудностями периода адаптации .Дети начинают учиться у разных учителей, в каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашнего задания. А если ученик их не знает, то он столкнется с большими трудностями, которые скажутся на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии. Родители тоже испытывают трудности, так как в начальной школе они лишь частично занимались дома с ребенком, по причине того, что у детей уроки были сделаны в группе продленного дня.

    Еще в нем принимают участие учителя предметники, которые тоже являются классными руководителями, и они могут  в своей работе использовать приемы и технологии, использованные на данном мастер-классе.

    Цели:

    1. повысить успеваемость учащихся.
    2. помочь адаптироваться ученикам  в новой для пятиклассника ситуации
    3. формировать понимание родителями и учениками назначения домашнего задания

    Задачи :

    1.Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.

    2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса.

    3. Проанализировать мнения учащихся, родителей и учителей предметников по проблеме домашнего задания

    4. Определить возможные пути  решения данной проблемы.

    Применяемые методики, технологии, оборудование:

    Игровые тренинги, взаимодействие с коллективом в процессе решения данной педагогической задачи, используя умение грамотно подводить итоги и использование разных  видов деятельности для стимулирования творческой активности. Видеокамера и телевозор.

    Ожидаемые результаты: осознание родителями, что надо больше внимания уделять подготовке домашнего задания в пятом классе, так как есть трудности адаптации учащихся 5 класса. Дать понять , что с детьми нужно общаться , учитывая и их интересы, почаще говорить им как мы их любим и  как важны для родителей успехи детей. Учащиеся должны осознать важность правильной подготовки домашнего задания и обязательно придерживаться режима дня, который они составят на данном занятии.  Общение в необычной ситуации тоже необходимо для семейных отношений.

    План мастер –класса:

    1. разминка
    2. основная часть
    3. анализ мнений всех участников
    4. подведение итогов

    Разминка:

    Игровой тренинг.

    Задание №1. участники по кругу называют  свои ассоциации на слово «детство».

    Задание №2. необходимо продолжить фразу. Участвуют и взрослые и дети. Например,  « в детстве можно…» (плакать, играть, весело жить и т.д.)если кто- не согласен с тем мнением, что в детстве можно, хлопает в ладоши. 5 минут на выполнение.

    Теперь тоже самое, но продолжить фразу « в детстве нельзя…»

    Задание №3. создать плакат –коллаж «Я учу уроки» из материалов газет, рисунков учащихся класса, которые нарисовали к данному занятию. Классный руководитель снимает их коллективное дело на видеокамеру.

    Ритуал –прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг у другу лицом и одновременно говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом» и пожимают друг другу руки.

     Разминка рассчитана на создание благоприятного и доверительного настроя.

    Основная часть:

    Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника; назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

    Почему этот вопрос встал в 5 классе?

    Во-первых, дети начали учиться у разных учителей

    Во –вторых, ситуация общения с каждым учителем разная

    В –третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой.

     В начальной школе оно в большей степени направлено на отработку репродуктивных умений (писать, считать, читать) на среднем этапе оно направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

     Попробуем определить, сколько надо времени чтобы выполнить домашнее задание по природоведению.  Работаем в паре «родитель- ученик» задание : ответить на вопрос № 2 на стр. 94.  затрачено …. времени. На что много ушло на поиск ответа или на то, чтобы прочитать текст. Прочитать текст. Вывод:  плохо отработана техника чтения.

    Что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Больше читать. А чтобы детям было интересно использовать приемы, с помощью которых они с интересом бы читали. (см в приложении №1)

    Учитель математики выступает о том, как надо готовиться к урокам по математике.

    Прежде чем приступить к решению примера или задачи необходимо еще раз прочесть объяснительный текст и потом на черновике решить пример.  Раздает задания и засекаем время , кто из родителей с детьми справился быстрее и правильно ли выполнили . Потом обсуждение ошибок.

    Учитель русского языка и литературы разбирает на конкретном примере как надо готовиться по данным предметам. Обсуждение и работа в группах. Учитель познакомила с методом ключевых слов, для изучения большого по объему текста. (см. приложение №2)

    Данные статистики  ученики со способностями ниже среднего на домашнее задание тратят 1-3 часа в неделю. А средние по своему уровню 3-5 часов в неделю. То есть не больше получаса в день. Ваши дети сколько времени отводят  на подготовку домашнего задания?

    Вывод: должно быть столько времени, чтоб ребенок не устал и был подготовлен к урокам. Самое простое это придерживаться режима дня, который вы вместе с детьми сейчас  составите. Делимся на три группы и составляем режим дня пятиклассника. Пока они составляют режим дня школьника, классный руководитель их снимает на камеру и по окончании работы показывает на мониторе телевизора ,как они работали. Иногда полезно со стороны посмотреть на себя. Такой момент еще и снимет напряжение, возникшее во время работы.

    Назначение домашнего задания:  у вас листочки ,где выписаны разные утверждения по поводу назначения домашнего задания, выберите правильные на ваш взгляд . Высказываем мнения.

    Вывод: самое элементарное в домашнем задании- это буквальное повторение пройденного материала. Но еще и…

    1. воспитание волевых усилий, ответственности и самостоятельности
    2. овладение навыками учебного труда
    3. формирование умения добывать необходимую информацию из различных источников
    4. формирование исследовательских умений (сопоставление, предположение)

     Ребята и уважаемые родители мы услышали рекомендации учителей – предметников, сами активно поработали, чтобы определиться как важно  домашнее задание. И в заключении хочется все обобщить и  на память вам вручить памятки «Как готовить домашнее задание» (см.приложение №3)

    Рефлексия. Анализ мнений участников.

    Родители по очереди говорят о том, что положительное ,они узнали в ходе данного мастер-класса. Можно определиться, кто из ребят будет посещать стимулирующие и дополнительные занятия по отдельным предметам.

     Заключение 

    Ритуал прощания: каждому вручаются вырезанные из бумаги сердечки, на которых каждый пишет самое значимое, по их мнению, слово для каждого человека. Например, «Не робей»,  «Держись» и т.д. Все сердечки прикрепляем к планшету  в классном кабинете.

    На руках у каждого остаются памятки  для детей и заметки для родителей.(приложение№4)

    Литература

    Н.И.Дереклеева, Новые родительские собрания; М, 2006

    Глассер У. Школа без неудачников, М, 1991

    Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М, 1998

    Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя, М, 2001

                                 

      ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение №1

    Метод «5П»

    Американские ученые считают что этот метод позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

    1П- посмотри текст бегло

    2П – придумай к нему вопросы

    3П – пометь карандашом самые важные места

    4П – перескажи , используя ключевые слова.

    5П – просмотри текст повторно

    Приложение № 2

    Метод ключевых слов.

    Ключевыми называются  самые важные слова  в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

    При чтении выбирается одно или два ключевых слова. Эти слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем надо соединить два ключевых слова при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее надо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираться на эту цепочку.

    Приложение № 3

    Памятка « Как готовить домашнее задание»

    1. на уроке, если что то не понял переспросить.
    2. внимательно и подробно записывать домашнее задание.
    3. трудный материал надо повторить в тот же день, чтобы лучше запомнить.
    4. выполняя задание надо не просто думать, что надо сделать, но и как лучше это сделать.
    5. не стесняться обращаться за помощь к взрослым и одноклассникам.
    6. последовательность выполнения надо решить для себя, обдумывая при этом сколько времени уйдет на каждое задание.
    7. на письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания.
    8. в процессе приготовления домашнего задания  делать перерывы.
    9. перед выполнением письменной работы необходимо выучить правила, которые могут пригодиться.
    10. читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
    11. большое задание разбить на части и делать отдельно каждую
    12.  если необходимо составить план ответа в виде ключевых слов.

    Приложение №4

    На заметку родителям

    1. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
    2. Формируйте положительную мотивацию, его дальнюю перспективу
    3. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его и радуйтесь его результатам.
    4. Помогайте ему в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
    5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он его не сделает, чем вы сделаете за него.
    6. Консультируйтесь с учителями –предметниками, если видите, что ребенок испытывает затруднения.

    Приложение №5 (проводятся в ходе подготовки к этому собранию)

    Анкета для родителей:

    Ответьте на вопросы данной анкеты «да» или «нет», а если нельзя сказать однозначно, прокомментируйте подробнее.

    1. Вы принимаете участие в подготовке домашнего задания вашего ребенка?
    2. много ли времени, по-вашему ребенок отводит на уроки?
    3. выполняет ли ваш ребенок режим дня?
    4. много ли времени проводит за компьютером?
    5. сколько часов отводит на просмотр телепередач?
    6. самостоятельно ли он выполняет домашнее задание?
    7. Всегда ли в дневнике вашего ребенка есть запись домашнего задания?
    8. обращается ли ваш ребенок за помощью к вам?
    9. Какие предметы ему труднее даются?
    10. Как вы думаете, что надо предпринять, чтобы ребенок понял значимость домашнего задания в обучении?

    Анкета для предметников:

    Ответьте ,пожалуйста на вопросы, как можно подробнее.

    1. Какие трудности возникают у ребят при подготовке домашнего задания по вашему предмету?
    2. Как вы их преодолеваете?
    3. Какие бы вопросы  вы обсудили с родителями  по проблеме домашнего задания в период адаптации пятиклассника?
    4. Как вы думаете, что надо предпринять, чтобы ребенок  и родители поняли значимость домашнего задания в обучении в современных условиях?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс ЭФФЕКТИВНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

    Мастер - класс по теме "Эффективность и актуальность использования инновационных заданий в тестовой форме(на уроках русского языка, литературы, при самостоятельной подготовке к ЕНТ)"...

    Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Масленица Домашняя"

    Стоит знать, что обрядовое чучело уходящей зимы на празднике Масленица, которую также называют Масленица, и образ обереговой куклы Масленицы Домашней, хранящейся в доме до следующего праздника - ...

    Мастер-класс для воспитателей " Организация занятий по заданию учителя-логопеда"

    Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей.  Одной из таких форм взаимодействия являются  занятия воспитателя по задан...

    Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"

    Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....

    Мастер - класс "Формирование УУД с помощью продуктивных заданий"

    Классические задачи учителей-предметников – это обеспечение обучающихся обязательным уровнем знаний, навыков, умений, подготовка к ОГЭ и всестороннее развитие личности школьника, её интеллектуальных, ...

    Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

    В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

    Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

    мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...


     

    Комментарии