Классный час "Не судите - да не судимы будете"
классный час (11 класс) по теме

Котуранова Н.Н.

Поскольку образование должно быть направлено не только на обучение, но на воспитание, формирование у учащихся терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личных особенностей, убеждений, национальности – это определенная гарантия мирного будущего на нашей земле. Классный час «Не судите – да не судимы будете» посвящен профилактике проявлений интолерантности, нетерпимости и бытовой ксенофобии, а также овладение навыками эмоциональной  и правовой защиты в ситуации проявления нетерпимости и формирование умений вести дискуссии с людьми, высказывающими ксенофобские мнения. Классный час рассчитан на учащихся в возрасте 14 – 18 лет.

Представленный материал содержит:

1. План-конспект классного часа "не судите - да не судимы будете"

2. Раздаточный материал для учащихся: брошюра "Толерантность - мой личный выбор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas-_ne_sudite_da_ne_sudimy_budete.rar58.42 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность –

мой личный выбор

Проявления интолерантности:

  1. Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  2. Игнорирование (отказ в беседе, в признании только из-за того, что человек принадлежит к иной культуре, этнической группе и т.д.);
  3. Негативные   стереотипы,   предубеждения,   предрассудки   (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе,   этнической   группе,   как   правило,   на   основе   отрицательных характеристик);
  4. Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы, как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
  5. Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучия и социальные проблемы на ту или иную группу);
  6. Преследования, запугивания, угрозы;
  7. Дискриминация   по  признаку  пола,  сексуальной  ориентации   и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
  8. Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
  9. Ксенофобия (неприязнь к представителям других культурных групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
  10. Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
  11. Империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
  12. Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения,   безрассудное   использование   ресурсов   и   природных богатств);
  13. Осквернение религиозных и культурных символов;
  14. Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, выражение пренебрежения и других негативных чувств к представителям иной веры);
  15. Изгнание (официальное или насильственное);
  16. Сегрегация,   включая   апартеид   (принудительное   разделение   людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
  17. Репрессии   (насильственное   лишение   возможности   реализации   прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства национальных и др. меньшинств).

  1. Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантые поступки. Тем не менее, склонности вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой. Прочитав перечень проявлений интолерантности, задайте себе вопрос: есть ли среди них такие, которые проявляли вы лично? Если да, то стремитесь ли вы бороться с ними?

  1. Естественная реакция человека, который видит, как обижают другого – помочь ему. Как же помочь ребятам, которые испытывают на себе проявления интолерантности? Должны ли им помогать только сами ребята или следует обратиться за помощью к взрослым? Чем могут помочь взрослые в данной ситуации?

Родители (или взрослые, которым вы  доверяете) могут:

•  выслушать и дать хороший совет, как себя вести;

•  обратиться к родителям обидчика с требованием повлиять на их ребенка;

•  сами поговорить с обидчиком;

• обратиться в школу к учителю или директору с требованием наказать обидчика. При этом они могут ссылаться на п. 4 ст. 50 За кона РФ об образовании;

• пригрозить или реально обратиться в милицию (особенно, если обидчик избивает жертву). Само упоминание, что происходит нарушение закона, может испугать обидчика. Можно ссылать ся на следующие статьи Уголовного кодекса:

ст. 130. Оскорбление достоинства;

ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью;

ст. 116. Побои;

ст. 163. Вымогательство;

ст. 282, п. 1. Разжигание национальной розни;

•  в самой крайней ситуации перевести своего ребенка в другое учебное заведение.

Учителя могут:

•  поговорить с обидчиком, постараться убедить его, что он поступает плохо;

• организовать разговор на уроке о недопустимости нетерпимос ти, не называя прямо обидчика и жертву;

•  обратиться к родителям обидчика;

•  воспользоваться своей властью и наказать обидчика (но предварительно они должны тщательно разобраться в ситуации);

•  перевести обидчика, в качестве наказания, в другой класс, группу.

А если в качестве преследователя вы ступает взрослый человек? Тогда к перечисленным способам может добавиться обращение к местной прессе или в правозащитные организации.

Для информации:

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

1.        Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2.        Те же деяния, совершенные: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой, -наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

А если вы сами стали жертвой проявления нетерпимости? Что делать?

Тот, кто вас оскорбил, делает это как раз в надежде на вашу агрессивную реакцию, чтобы продолжить и оправдать свое нападение. Не доставляйте ему такое удовольствие. Если хотите возразить – сделайте это спокойно. В случае проявления агрессии – прекратите контакты. Чтобы успокоиться, примените такой психотерапевтический прием. Повторяйте про себя:

Изменить человека, который нанёс мне оскорбление, я не в состоянии. Он такой, какой есть, в силу врождённых качеств, в результате плохого воспитания, неблагоприят ных условий его развития в детстве. Мне жаль его. Если бы и я унаследовал физические, психические и эмоциональные особенности, которые унаследовал он,  и если бы жизнь обошлась со мной так же, как с ним, я бы, может быть, поступил бы так же в этой ситуации, как и он. Но я – это я , и я не буду опускаться до склок и скандалов. Я спокоен. Я совершенно спокоен.

Переживать оскорбление, да еще незаслуженное, трудно любому человеку. Не копите раздражение внутри себя, это может привести к заболеваниям. Попробуйте выразить свои эмоции по-другому:

  1. нарисуйте свои чувства красками, карандашами;
  2. послушайте любимую музыку, потанцуйте, спойте, вспомните что-то приятное;
  3. поделитесь с близкими или с собой в дневнике, письме, стихотворении;
  4. попрыгайте, подвигайтесь, поработайте физически;
  5. поплачьте или посмейтесь;
  6. посчитайте до 10, 100, 200, 500…

В одиночестве лучше выражать агрессивные эмоции, в присутствии близких – тяжелые (печаль, тоска, страх), и только радостные – где угодно. Наибольшие сложности возникают с выражением гнева.

Запомните правила:

  1. выражая гнев, никого не унижать и не оскорблять;
  2. дать возможность собеседнику высказаться в ответ на ваш гнев;
  3. говорить только о себе и о своих чувствах, не давать оценки личности партнера;
  4. сделать паузу перед тем, как что-либо начать говорить.

Джинни Г. Скотт. Контроль эмоциональной сферы. Резюме.

Когда необходимо подавлять свое раздражение.

  1. Раздражение питает раздражение другого чело века.
  2. Эмоциональный накал увеличивается, не давая результата.
  3. Ваш гнев частично уже нашел выход.
  4. Необходимо вместе подумать над решением для будущего, а не перемалывать прошлое.

Как подавить свое раздражение.

  1. Приказать себе остановиться.
  2. Использовать иной способ самоуспокоения.
  3. Предложить подавить раздражение обоим для того, чтобы можно было разрешить конфликт.

Как вести себя с человеком, охваченным гневом или страхом.

  1. Спокойно выслушать все, что этот человек хочет сказать.
  2. Даже если отрицательные эмоции оппонента на каляются, сохранять спокойствие и отвечать нейт ральным тоном.
  3. Проявлять самообладание, показать свою готов ность выслушать.

Когда необходимо выслушать человека, охваченного гневом или страхом.

  1. Связанные с чем-либо эмоции человека так ве лики, что им нужно дать выход.
  2. Человек не хочет вас слушать.
  3. Враждебность и подозрительность человека по рождают раздражение и недоверие, которые препятст вуют общению.

Когда необходимо махнуть рукой и уйти.

  1. Накал раздражения и враждебности слишком высок.
  2. Вы чувствуете, что ситуация стала мучительной: вы думаете только об этом и ощущаете все большее раздражение и разочарование.
  3. Взаимоотношения не стоят эмоциональных за трат.
  4. Нет большой необходимости сохранять взаимо отношения.
  5. Нет реального способа решить проблему или из бавиться от вашего раздражения и неверия.
  6. Вы хотите идти дальше.

Как махнуть на все рукой и уйти.

  1. Сопоставить выгоды и издержки взаимоотноше ний.
  2. Убедить себя в том, что необходимо списать по тери и оставить их за спиной.
  3. Подумать о том, что в случае прекращения взаи моотношений потери будут меньшими.
  4. Разрешить самому себе махнуть на все рукой и уйти.
  5. Повторять себе, что все кончено и время дви гаться дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Коррупция в Российском обществе: образование" в форме "Заседание суда"

Классный час на тему: ”Коррупция в Российском обществе: образование» (Свидетельство участника Всероссийского конкурса «Я классный руководитель»)10 А классКлассный руководитель Горелышева Светлан...

Классный час "Совесть – внутренний судья человека»

Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....

Методическая разработка классного часа "Есть память, которой не будет конца: Курская битва"

Классный час, посвященный подвигу русского народа в годы Великой отечественной войны, а именно Курской битве....

Классный час подвига и славы «Да будет вечной о Героях память»

Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества.Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.День Героев Отечества...

Классный часна тему «Здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни-залог успеха! В нашем объединении ему уделяется большое внимание! Так для обучающихся был разработан и проведен классный час на тему: "Здоровый образ жизни"....