Родительское собрание на тему: «Детская агрессия».
методическая разработка по теме

Светлана Анатольевна Филиппова

Родительское собрание на тему "Детская агресся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_detskaya_agressiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Детская агрессия».

Материал подготовила:

 Филиппова С.А., МОУ СОШ № 19.

г. Комсомольск-на-Амуре.

   Задачи: обсудить причины появления агрессии у детей школьного возраста; совместно с родителями попытаться выработать конструктивные способы поведения в трудных для ребёнка ситуациях, помочь овладеть приёмами, позволяющими детям справиться с причинами агрессии, тревогой.

Форма проведения: семинар.

Вопросы для обсуждения: почему у детей возникает агрессия, с которой  они нередко не могут справиться;как избежать агрессивного состояния собственного ребёнка; как преодолеть возникновение агрессивного поведения у детей школьного возраста.

     «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли.»

Эрих Фромм.

    Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нами с вами и детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

     Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

      Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

        В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей, (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

          Очень часто агрессию, её проявления путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке? Настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства. Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

            Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретирую его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

          Так же как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

          Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления.

Вот данные анкетирования, которое было проведено среди школьников 2– 4 классов.

     Это на вопрос: кто тебя больше ругает из родителей? Были даны ответы  

                       мама        папа        другие         не наказывают

2 класс        61%        28%        11%        

3 класс        47%         32%        21          

4 класс        60%        18%        22%          

На вопрос кто больше наказывает? Ответы.         

                     мама         папа         другие         не наказывают

2 класс        31        43%         26%        

3 класс        52%         27%        21%        

4 класс        46%         21%        33%        

       По отношению к детям педагогический такт должен быть более тонким, так как по силе эмоций, по тревожности впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений, как говорил А. С. Макаренко, детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.

В чём же он проявляется?

     1. В умении говорить с ребёнком так, чтобы наше (взрослых) слово его не ранило, не оскорбило, не обижало. К несчастью, с грубым, нечутким отношением взрослых к детям мы сталкиваемся в очень многих семьях.

       “Грубое слово – отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через неё отрицательно влияет почти на все органы и ткани. При этом в первую очередь страдают сердце и сосуды. Вот почему на неприятный разговор организм человека нередко реагирует резкими спазмами сосудов сердца и мозга. И, заметьте, раздражитель может действовать несколько минут, а реакция на него продолжается многие часы, даже дни!” - пишет профессор Ф. Г. Углов.

      Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?

       Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и, где она стала нормой его жизни.

     

      Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму. Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывают ответную реакцию – грубость, внутреннее сопротивление требованиям старших, а значит, новые конфликты, которые ещё больше расшатывают нервную систему и детей, и взрослых, омрачают жизнь тех и других.

     Вот анкетные данные детей 2 – 4 классов:

родители – ругают, кричат, орут – у 30% опрошенных, а это 76 семей из 255,

ставят в угол, запирают в комнату – 24% родителей, а это 61 семья,

бьют (ремнём, скалкой, вешалкой, скакалкой) – 23,5% родителей, а это 60 семей,

запрещают общаться с друзьями, смотреть телевизор – 5% родителей, 13 семей,

беседуют с детьми (скорее всего не на повышенных тонах) – 1% родителей, это всего 3 семьи,

никак не наказывают всего 17,5% детей родители, а это всего из общего числа 45 семей.

      Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения не формирует у детей нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

    По анкетным данным на вопрос как ты поступишь, если тебя оскорбят? Дети отвечали:

Оскорблю, обзову также – 43%, в 4-х класса – 50%,

Побью (дам в лицо и т. д.) – 38%, во 2-х классах – 66%,

Не обращу внимания, отвернусь, уйду, не буду играть – 54%, во 2-х классах – 13%, в 4-х классах – 32%.

     

        В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности – расположение и неприятие.

       Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, тёплому общению, доброе слово, ласковый взгляд.

        Неприятие наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.

         И можно по этому поводу задать вопрос: почему дети становятся “нервными”, у каких детей чаще развиваются неврологические расстройства, что способствует этому?

          Нарушение нервно-психической сферы могут развиться у детей по самым разным причинам, однако невроз – это всегда следствие психической травмы, вызванной испугом, страхом, психотравмирующими ситуациями, возникающими в результате нарушения межличностных отношений (ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких, жестокое, несправедливое обращение с детьми).

         Эти психические травмы могут быть острыми, вызывающими сильное эмоциональное потрясение, испуг, или хроническими, действующими в течение длительного времени.

          Однако, для того, чтобы все перечисленные психотравмирующие факторы привели к невротическим расстройствам, необходимы ещё и определённые условия.

         Для одних детей, когда они сталкиваются с подобными ситуациями, это проходит без последствий, а для других – нет. Всё решает не столько сам факт психической травмы, сколько то, как воспринимает её ребёнок. Как правило, возникновению невроза способствуют особенности личности ребёнка, создающие определённую предрасположенность к невротическому реагированию. Чаще дают срывы дети очень впечатлительные, тревожные, неуверенные в себе, ослабленные, много болеющие.

      Младший школьный возраст характеризуется повышенной ранимостью из-за происходящих в нём кризисов 7 и 11 лет.

       В процессе воспитания ребёнка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребёнок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Способы наказания, если о них вообще стоит говорить, весьма несущественные детали. Главное это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

По данным анкеты.

Попросят совета, поддержки

у мамы 71% опрошенных

2 класс – 68%,

3 класс – 66%,

4 класс – 76%,

у папы – 14% опрошенных

2 класс- 14%,

3 класс – 17%,

4 класс – 11%,

у других людей (сестры, бабушки, тёти и т. д.) – 15% опрошенных

2 класс – 18%,

3 класс – 17%,

4 класс – 13%.

      И чтобы дать ответ на любой вопрос, связанный с воспитанием, надо во всех деталях изучить жизнь каждой семьи, подышать её воздухом.

      Однако можно дать некоторые советы, которые будут полезны каждой семье, где хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.

Попробуйте какое-то время не говорить с ребёнком сразу же после проступка.

       Например, ваша дочь (сын) не выполнили вовремя работу по дому, получили отрицательную оценку и т. д.

     Разговор начнётся в возбуждённом тоне, нервном состоянии и обязательно будет сказано много резких, обидных слов.

        Поэтому и переживания ребёнка сосредоточатся не на своей вине, а наоборот на обиде за эти оскорбления. Сгоряча нужный воспитательный разговор не получится.

         Но если вы холодным и строгим тоном скажете ребёнку: “Завтра утром всё расскажешь”, воспитательный эффект будет совсем другой.

       Ожидание разговора взволнует ребёнка, заставит задуматься над своим поступком. И у родителей за ночь пройдёт первая вспышка гнева и утром разговор примет уже совсем другой, действительно воспитывающий тон и характер.

           Умейте выбрать место и время для серьёзного разговора. Так, не оставляют в душе нужного следа разговоры на ходу, у порога.

           А также замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия.

       И вообще всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкие замечания? Ведь способы выражения недовольства могут быть разнообразными, и дети лучше воспринимают те из них, где взрослые проявляют больше такта. Бестактное, неделикатное поведение родителей, в чём бы оно не проявлялось никогда не вызовет у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо.

        Обидные насмешки, прозвища, пощёчины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на каком-то своём требовании, необдуманном, сказанном сгоряча, необоснованные подозрения – всё это только ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: "Детская агрессия"

Проводится для формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях...

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Конспект родительского собрания на тему "Детская агрессия и как с ней бороться".

Практические рекомендации  родителям по воспитанию детей...

Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность»

Родительское собрание  на тему: «Детская агрессивность» в 5 кл....

Презентация для родительского собрания на тему "Детская ложь"

Материал предназначен для родительской аудитории. С проблемой детской лжи сталкивается любой взрослый. Каковы причины такого явления, как с этим бороться, как правильно реагировать в сложной ситуации....

Родительское собрание для 7 классов "Агрессия, ее причины и последствия"

Форма проведения собрания: разговор по душам.Задачи собрания:1.   Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.2.   Фор...

Родительское собрание на тему "Детская агрессивность"

Человек обладает способностью любить,и если он не может найти применения  своей способности любить,он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется о...