ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».
методическая разработка (8 класс) по теме

 

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной  личностью,  нашедшей своё место в коллективе.

Программа подчинена гуманным целям воспитания личности человека, его стремления к вечным духовным ценностям. Расширение способов взаимодействия  с окружающей средой способствует формированию образованной и самостоятельной личности, стремящейся к Добру, Истине, Красоте, Состраданию.

Первые шаги работы с классом открывают широкий путь для дальнейшего исследования и достижения целей в воспитании подростков.

Программа рассчитана на пять лет (с5 по 9класс). Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.

Конечная цель воспитательной деятельности

Добиться сплоченности коллектива, чувства уважения друг к другу, ответственности учащихся за порученное дело, укрепление чувства любви  к Родине,  чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Программа всегда очерчивает мыслимый идеальный образ. Достичь идеала невозможно, но стремиться к нему – наша задача, которую мы должны поставить и перед нашими учениками. А в современном мире так важно научиться идти к своей цели, учитывая мнение окружающих, желание ближних, при этом оставаясь верным себе. Поэтому, чувство толерантности, вводимое мною, является доминантой разработки программы воспитания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«Толерантность – дорога к миру».

Секрет успешного воспитания лежит

                                                             в  уважении к ученику.  

 

Эмерсон У.

Целью воспитательной системы является создание  наилучших условий для воспитания человека - гражданина, овладевшего культурой общества и умеющего ориентироваться в современных условиях.

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Социально - экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт вопрос: как в условиях рыночной конкуренции, смещения ценностей от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека. На этот вопрос я и постараюсь ответить путём реализации разработанной программы.

Данная программа воспитательной работы построена на основе:
1) концепции воспитательной системы государства;
2) современных принципов воспитания;
3)  учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;
4) учета возрастных особенностей учащихся класса;
5) учета особенностей контингента родителей учащихся класса.

Актуальность программы

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, определена приоритетность воспитания:
«Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе...»

Средний школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.   

Воспитательная программа, над которой я работаю - «Толерантность – дорога к миру». К созданию этой программы меня подтолкнули сами дети.

Взяв учеников в пятом классе, я поняла, что без моей помощи как классного руководителя детям не справиться с адаптацией, связанной с  переходом из младшего звена в среднее; разобраться с новой для них кабинетной системой; научиться организовывать своё временное пространство в связи с увеличением количества уроков в день, объёмов домашнего задания и т.д.

В этот же момент стало  важным организовать опережающую работу с родителями для того, чтобы выработать единые требования, ценности, подходы. И решила я начать  такую работу с пятого класса.

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:

  1. нетерпимость детей друг к другу;
  2.  неумение трудиться на общее благо;
  3.  эгоизм, дефицит общения;
  4.  негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой основную цель.

Основная цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как: долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «толерантность» достаточно широкое.  Сердцевина воспитания — развитие различных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание  школьников в общественном объединении на принципах нравственности — это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Цель и задачи воспитания:

Цель: создание  воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию.

Задачи:

  1. выяснить исходное состояние и актуальные проблемы воспитательной среды, формирующей толерантную личность.
  2. разработать технологию формирования представлений о толерантной личности.
  3. обосновать формы активной воспитательной работы, направленные на формирование толерантного поведения.
  4. апробировать предлагаемые активные формы в работе воспитательной системы. ( Системы больших психологических игр, создающих условия для “погружения” и создания соответствующего личностного опыта и минитренингов конструктивного общения).

Основным планируемым результатом является наличие у учащихся следующих поведенческих навыков:

В области обучения:

  1. сотрудничество, дух партнерства;
  2. признание многообразия;
  3. признание равенства других.

В области воспитания:

  1. уважение человеческого достоинства;
  2. уважение прав других;
  3. терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

В области психического развития:

  1. способность поставить себя на место другого;
  2. уважение права быть иным.

В области социализации:

  1. готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему;
  2. принятие другого человека таким, какой он есть;
  3. отказ от доминирования, причинения вреда.

Воспитательное воздействие.

Данная   программа воспитательной   работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность  отношений  классного  руководителя и  воспитанника  в процессе   их  взаимодействия,   позволяющие   воспитать социально - активную, нравственно и физически здоровую личность.

Приоритетными   принципами  построения        воспитательной системы  класса являются:

Принцип целостности в воспитании.

Научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.  Забота  о здоровье  воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.

Принцип воспитания творческой личности ребенка.

Все дети талантливы, только талант у каждого свой,  его надо найти.  Поэтому  исходная  позиция  классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал,  развитие его дарований, создание условий для раскрытия творческих способностей.

Принцип   опоры   на  классное   ученическое   самоуправление.

Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися.

Принцип  воспитания  умения  проявлять   самостоятельность 

в принятии   и реализации решений для достижения цели. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.

Принцип сотрудничества. 

Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Данная программа реализуется через четкий план воспитательной работы в классе, в  котором  отражены  основные  направления  работы  классного  руководителя  с активом   класса,  родительской  общественностью,  с  членами  классного коллектива.

Основные функции воспитания

Процесс воспитания предполагает следующие функции:

  1. развивающую, направленную на изменение мотивации, учебной деятельности,  развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
  2. защитную, способствующую изменению взаимоотношений ребенка и взрослого в  основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
  3. корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью  предупреждения негативного влияния на формирование личности;
  4. компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для  самовыражения, демонстрации творческих способностей развития коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной  деятельности детей и взрослых;
  5. управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога взаимодействие всех участников воспитательной программы.

Воспитательная система создаётся с учётом особенностей школы и потребностей общества. Результатом должно стать воплощение модели выпускника школы. Школа должна формировать  в  душах молодого поколения  такие качества, как: доброта, открытость, достоинство, трудолюбие,   патриотизм, сострадание и многое другое.

Главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Получить результат возможно через комплекс действий, разработанных  в

программе «Толерантность - дорога к миру», которая предназначена для  реализации в 5-9 классах и включает следующие основные направления в развитии толерантности:

  1. знакомство детей с принципом уважений человеческого достоинства всех без исключения людей (введение понятия толерантности);
  2. усвоение того, что каждый человек – уникальная личность, уважение различий между людьми;
  3. педагогически последовательное постижение учащимися идей взаимодополняемости  как  основной черты существующих различий (самоценность каждой личности в многогранном мире),
  4. усвоение принципа взаимодействия как основы реализации и достижения общих поставленных целей.

Таким образом, итогом реализации программы «Толерантность – дорога к миру» является:

  1. социально адаптированный ребёнок;    
  2. ребёнок, успешно взаимодействующий  в классном коллективе, в других социальных группах;
  3. ребёнок, умело противостоящий нетерпимости, враждебному отношению.

Исходя из выдвинутой цели и проектируемых результатов, оптимальным вариантом реализации программы  определяется система коллективных творческих дел в  классе на протяжении 5 лет.  

Основным элементом  созданной программы воспитания культуры толерантности  в классном коллективе стали тематические блоки – модули.

Все представленные блоки - модули программы разработаны с учётом возрастных особенностей детей, а также наиболее типичных проблем, выявленных в ходе диагностики. Каждая ступень обучения, каждый блок- модуль есть относительно самостоятельная подпрограмма, имеющая своё наименование, свою относительно самостоятельную логику осуществления. (Далее представляю  их  краткую характеристику).

5 класс « Я и моя семья » 

Поскольку для детей 10-11 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я ориентируюсь в своей работе на те доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, стремлюсь активно привлекать родителей к делам класса.

Все эти действия, как я полагаю, помогает пятиклассникам легче перенести адаптационный период при переходе из начальной школы в  основную.

Основная цель воспитательного процесса в 5 классе –

помощь каждому ребёнку в осознании неповторимости  своей личности, а  в  равной мере – уникальности каждого одноклассника.

Среди реализуемых форм работы в программе «Я  и моя семья»:

  1. классный час «Вселенная под названием «Я»;
  2. однодневный поход (совместно с родителями);
  3. День бабушек (в рамках декады пожилых людей);
  4. пресс- конференция  «Мир наших увлечений »;
  5. классный час «Моя семья»;
  6. читательская конференция по сказкам Г.Х.Андерсена

(«История одной матери», «Гадкий утёнок», «Детская болтовня»);

  1. спортивный праздник «Папа, мама я - спортивная семья»;
  2. классный час «На кого я хочу быть похожим»;
  3. родительское собрание по итогам учебного года (совместно с детьми) «Вот и стали мы на год взрослей».

Предполагаемый результат деятельности:

Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей:

  1. настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;
  2. настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
  3.  настоящий сын бережёт покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово;
  4. настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

 

6-й класс. « Ты да я, да мы с тобой »

Для младших подростков приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в  учебно– воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.

Целью воспитательного процесса в 6 классе  становится воспитание чувства сплоченного коллектива.

Среди предлагаемых форм работы:

  1. классный час «Ты да я, да мы с тобой »
  2. составление Декларации прав и обязанностей учеников 6 класса.
  3. аукцион «Книга рекордов нашего класса »
  4. диспут «Легко ли быть настоящим другом »
  5. читательская конференция «Один за всех и все за одного»  
  6. КВН « Наш класс»
  7. устный журнал «Наш класс через 20 лет»

Следует отметить, что,  кроме перечисленных мероприятий  в жизни класса существует ещё много дел, способствующих сплочению коллектива.

Предполагаемый результат деятельности:

  1. становление сплочённого коллектива;
  2. осмысление каждым своего места в коллективе;
  3. создание комфортных условий для жизни класса.

 

7-й класс. « Учимся договариваться »

 

К 12-13 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К  сожалению, желание получить  одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм не толерантного поведения у некоторых ребят, что ведёт увеличению конфликтных ситуаций в классе.            

Поэтому целью воспитательного процесса в 7 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта,  завершать его справедливо и без насилия.

Предлагаемые формы работы:

  1. классный час «О правах и обязанностях ребёнка»
  2. психологическая игра «Необитаемый остров »
  3. психологический тренинг «Научись управлять собой »
  4. пресс конференция (с участием родителей)  «Однажды в моём классе…»          
  5. психологический тренинг «Учимся договариваться»
  6. встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений.
  7. читательская конференция по книгам А.де Сант-Экзюпери

           «Маленький принц» и  В. Железнякова  «Чучело»

  1. игровая программа «Час общения».

Предполагаемый результат деятельности:

  1. вступление в подростковый период;
  2. умение принимать роль дипломата в особо острых вопросах
  3. осознание подростком своего «Я» и умение им управлять.

 

8–й класс. « Вместе лучше »

 

У подростков возникает острый интерес к представителям    противоположного пола и желание нравиться.  Несмотря на известную противоречивость в способах выражения отношений между мальчиками и девочками в этом возрасте, необходимо  помнить, что 13-14 годам испытывают первую юношескую  любовь. И хочется, чтобы эти первые серьёзные отношения остались чистыми и романтическими.

Поэтому с ребятами обсуждают с ребятами фильмы и книги, посвящённые юношеской любви, рассказывать о возвышенной любви  в жизни великих людей прошлого и     настоящего.

Целью воспитательного процесса в 8 классе становится, таким образом, формирование толерантных отношений между мальчиками  и девочками, развитие желания становится лучше,  самосовершенствоваться.

 Предлагаемые формы работы:

  1. диспут «Возможна ли настоящая дружба между мальчиками и девочками? »
  2. ситуативная игра «Как должны вести себя истинные леди и джентльмены?»
  3. устный журнал   «Наши девочки» (готовят мальчики)
  4. устный журнал «Наши мальчики» (готовят девочки)
  5. классный час «Десять великих женщин »
  6. игра «Любовь с первого взгляда»

 

Предполагаемый результат деятельности:

  1. умение этически грамотно решать вопросы межличностных        отношений;
  2. сдержанно проявлять свои чувства;
  3. воспитывать эмоциональный контроль.

9 класс. « Жизнь в многоликом мире »

   

14-15 лет – время, когда у подростка, благодаря общению со сверстниками  и взрослыми людьми, активно формируется внутренняя позиция личности. Огромное влияние на воспитание личности оказывает средства массовой информации. Ребята в этом возрасте неплохо  ориентируются в социальной, политической, культурной  жизни общества.

Поэтому в 9 классе целесообразно вести разговор о тех видах нетерпимости, которые можно квалифицировать  как нарушение прав человека, как преступление против человеческого общества  на основе религиозных, национальных половых  и других различий.

Целью воспитательного процесса в 9 классе  становится осознание  многоликости окружающего мира и себя как части этого мира.

 Предлагаемые формы работы:

  1. диагностика учащихся (методика « Система ценностных ориентаций  для учащихся 9-11 класса »)
  2. классный час «Жизнь в многоликом мире »
  3. интеллектуальная игра «Религия мира »
  4. « круглый стол» «Планета просит о помощи »
  5. просмотр и обсуждение фильма «Обыкновенный фашизм »
  6. устный журнал «Социальные преступления против людей »
  7. классный час «Благородная жизнь; жизнь ради людей »
  8. пресс-конференция «Каким я хочу видеть этот мир через 20 лет?»

Предполагаемый результат деятельности:

Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить.

Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Заключение.

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной  личностью,  нашедшей своё место в коллективе.

Программа подчинена гуманным целям воспитания личности человека, его стремления к вечным духовным ценностям. Расширение способов взаимодействия  с окружающей средой способствует формированию образованной и самостоятельной личности, стремящейся к Добру, Истине, Красоте, Состраданию.

Первые шаги работы с классом открывают широкий путь для дальнейшего исследования и достижения целей в воспитании подростков.

Программа рассчитана на пять лет (с5 по 9класс). Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.

Конечная цель воспитательной деятельности

Добиться сплоченности коллектива, чувства уважения друг к другу, ответственности учащихся за порученное дело, укрепление чувства любви  к Родине,  чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Программа всегда очерчивает мыслимый идеальный образ. Достичь идеала невозможно, но стремиться к нему – наша задача, которую мы должны поставить и перед нашими учениками. А в современном мире так важно научиться идти к своей цели, учитывая мнение окружающих, желание ближних, при этом оставаясь верным себе. Поэтому, чувство толерантности, вводимое мною, является доминантой разработки программы воспитания.  

II. Методическое сопровождение программы

Материал для работы с детьми я беру из источников культуры: научной  литературы, искусства,  этики и моральных традиций общественного поведения, примеров жизни выдающихся личностей и предметов, как продуктов цивилизации, таящих в себе значимость их для жизни человечества.

 Формы и методики работы я заимствую из педагогической литературы, обогащая их собственными творческими находками и нововведениями, а также делаю эти методы и формы современными и понятными нынешней молодёжи, используя интернет-ресурсы и инновационные технологии.  

Традиции школьной жизни, праздники, акты общественно-полезной деятельности, акции солидарности с социальными событиями, конкурсы, концерты, спортивные состязания, прогулки, туристические поездки, выставки творческих работ, театральные постановки, классные часы... – всё это есть взаимодействие детей с явлениями действительности.

Последовательность педагогических шагов по реализации программы выстраивается с учетом уровня развития школьников и социально-психологических обстоятельств. Столь же избирательно определяется педагогическая тактика. И точно так же, как в работе с учебной программой, я постоянно сверяю то, что было запланировано на данном этапе и то, что получилось на практике.

Поэтому мне приходится вести наблюдения за личностными проявлениями подрастающих детей и время от времени сверять свои наблюдения при помощи специальных рабочих диагностик, фиксирующих определенные изменения в системе ценностных отношений.

Субъектами внедрения программы в школьную реальность является следующие профессиональные лица:

- директор школы как руководитель воспитательного учреждения; он непрерывно прослеживает тенденции социального развития школьников от возраста к возрасту, соотнося их с целью воспитания и программой;

- заместитель директора по воспитательному процессу как организатор жизнедеятельности школьников, отвечающей высоким требованиям культуры;

- заместитель директора по учебной работе как организатор учебно-познавательной деятельности в её воспитательном потенциале;

- классный руководитель как наставник отдельной учебной группы, сопровождающий социальное становление и духовное развитие индивидуальности ученика;

- учитель-предметник, вводящий учеников в научное познание мира;

- педагоги дополнительного образования и педагоги продленного дня, организующие творческую и самостоятельную работу школьника ;

- технический персонал школы, обустраивающий школьный дом и содействующий бережной заботе каждого ученика нашего общего дома;

Практическое воплощение программы воспитания осуществляется в трёх режимах педагогической деятельности:

1. Режим повседневной жизни (школьной повседневности).

2. Режим учебной деятельности

3. Режим внеурочной (внеклассной) деятельности

 

III. О рабочих диагностиках личностного развития школьника.

Основной метод диагностирования – педагогическое наблюдение в естественных условиях совместной деятельности детей.  Чтобы уточнить педагогические впечатления и увериться в их истинности, необходимо обращаться к специальной методике фиксирования (мониторинга) ценностных предпочтений в их временном изменении.

Текущее диагностирование проводится мной, как классным руководителем, для уточнения собственных педагогических наблюдений и педагогических впечатлений о характере развития детей в ходе естественно протекающей жизни, когда сложившиеся характеристики детей требуют проверки.

Этапное диагностирование проводится заместителем директора по воспитательному процессу в целях выявить степень возрастного развития школьника в группах 4-го, 6-го, 8-го, 10-го классов.

Финальное диагностирование организует директор школы в выпускном классе для уточнения общей картины изменения уровня воспитанности школьников на каждый данный учебный год. Сопоставление результатов позволяет прослеживать зависимость воспитательных результатов от характера педагогической деятельности школьных работников.

Чтобы определить характеристики ценностных отношений школьников, надо выявить следующее:

 1. формирование понятия «ценность»;

 2. ориентация на нравственные ценности;

 3.  представление об отношениях как ценностных категориях жизни;

 4. умение выстраивать собственное ценностное отношение;

 5. накопление опыта ценностного поведения;

 6. свободный выбор в любой  жизненной ситуации.

Следовательно, приходится подбирать несколько методик, чтобы выявить указанные шесть характеристик. А значит, выстроить шесть линий, которые помогут представить картину изменяющихся характеристик ценностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».

Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Проект «Толерантность — дорога к миру»

Цель проекта: формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков толерантных отношений.Задачи проекта:1.Воспитание терпимости к инакомыслию;2.Воспитание у ...

Социальный проект “Толерантность – дорога к миру”.

Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сл...