Актуализация проблемы смысла жизни в период адаптации пятиклассников
статья (5 класс) по теме
Переход из начального в среднее звено школы является переломным периодом в жизни каждого школьника.Внимание к подростковому возрасту обусловлено тем, что на этом возрастном этапе происходит открытие своего “Я” на социальном, личностном и бытовом уровнях, определение своего призвания и поиск средств его осуществления. Подростковый возраст - это период, в течение которого формируются жизненные ценности, происходит осознание своих качеств, способностей, интересов, возможностей, притязаний, стремлений, планов, проектов, опасений, становление общих взглядов на жизнь, отношений к людям и себе, и актуализируется проблема смысла жизни. Перед подростком стоит задача выбора, определения приоритетного направления жизни.
Любой учитель скажет, что начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Этому посвящена данная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_simpoziume.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуализация проблемы смысла жизни
в период адаптации пятиклассников
Общеизвестно, что базовыми проблемами школьной педагогики являются задачи по формированию целей у детей и указания им путей их достижения. Совершенно очевидно, что эти ключевые направления педагогической деятельности неразрывно связаны с такими понятиями и категориями как «цель жизни», «смысл жизни», «акме», «счастье», «становление идентичной личности», «творчество», которые были освещены в работах Л.И. Божович, В.Э. Чудновского, А.В. Суворова, Д.А. Леонтьева, О.В. Дашкевича, Д.Б. Богоявленской на предыдущих симпозиумах.
Успешность решения этих педагогических задач напрямую зависит от успешности процесса адаптации школьников к новым условиям при переходе из начального звена в среднее.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным периодом в жизни каждого школьника. Внимание к подростковому возрасту обусловлено тем, что на этом возрастном этапе происходит открытие своего “Я” на социальном, личностном и бытовом уровнях, определение своего призвания и поиск средств его осуществления. Подростковый возраст - это период, в течение которого формируются жизненные ценности, происходит осознание своих качеств, способностей, интересов, возможностей, притязаний, стремлений, планов, проектов, опасений, становление общих взглядов на жизнь, отношений к людям и себе, и актуализируется проблема смысла жизни. Перед подростком стоит задача выбора, определения приоритетного направления жизни.
Любой учитель скажет, что начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность иногда порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в той деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, физиологическим, но и внутренним, психологическим изменениям. Необходимо обратить внимание родителей на значимость эмоционально близкого общения с детьми, помочь им установить такие отношения.
Исследовалась адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы.
С результатами исследования были ознакомлены ребята на классном часе и их родители на собрании.
Исследование включало в себя подбор методического и диагностического аппарата, проведение тестирования и обработку данных, интерпретационный этап.
В ходе нашей работы было проведено:
1.Анкетирование по вопроснику С.В.Левченко «Чувства, которые я испытываю в школе».
2.Диагностика школьной мотивации учащихся (по методике Н.Г.Лускановой).
3. Сравнительные гистограммы уровня успеваемости учащихся в 4-м классе и первой четверти 5-го класса.
4.Видеозапись интервью с учащимися, в ходе которого пятиклассникам задаются следующие вопросы:
1) Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?
2) С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5-м классе? И удалось ли тебе их преодолеть?
3) Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть, даже что-то искренне пообещать?
5. Видеозапись фрагментов уроков одного учебного дня.
6. Дети написали «Открытые письма родителям».
7. Подготовлена памятка для родителей пятиклассников.
Важным этапом нашей работы было проведение родительского собрания «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы», целью которого стало:
- просвещение родителей;
- знакомство с психологическими особенностями возраста;
- анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено;
- определение жизнесмысловых ориентиров, линии поведения родителей для облегчения адаптации детей к новым условиям.
При проведении родительского собрания были использованы материалы исследования, подготовлена презентация.
При выполнении упражнения «Экзамен для родителей», было выявлено, что все показатели (количество изучаемых предметов, учебная нагрузка, количество учителей, работающих в классе; время, затраченное на выполнение домашней работы) увеличились.
Диаграмма 1.
Сравнение показателей в 4 и 5 классе
Результаты тестирования « Чувства, которые я испытываю в школе» показали, что у 85% учеников класса есть желание приходить в школу, 93% испытывают радость, в то же время удивительным для нас было, что 63% пятиклассников испытывают тревогу за будущее. Казалось бы, обычно тревожатся за будущее подростки старшего возраста, выпускники школы. Испытывают беспокойство - 44%, усталость 67% и вместе с тем 70% - уверенность в себе. Даны рекомендации, проведены индивидуальные беседы с детьми и их родителями.
Чувства, которые наиболее часто испытывают ребята в школе
Диаграмма 2.
Диаграмма 2.
Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью позволила проанализировать следующие результаты: у детей есть любимые предметы — 100%. Это вселяет оптимизм, что детям интересно учиться. Обычно у ребят в школе хорошее настроение. 63% учащихся класса привыкли к новым учителям. 96% учащихся класса отметили, что хороший классный руководитель. Значит, есть в классе взрослый человек, к которому можно обратиться в любую минуту за помощью, с любым возникшим вопросом.
Исследование показало, что дети стали проявлять больший интерес, задавать вопросы и видеть успешность их решения. Это даёт уверенность в себе, активизирует желание жить, учиться, заниматься спортом, находить увлечения, строить планы, стремиться к совершенствованию.
Родительское собрание, проведенное по теме адаптации школьников, показало, что многие родители не учитывают особенности своего ребенка, не обращают внимания на сложности перехода и адаптации младших подростков.
Исследование выявило с какими сложностями сталкиваются ученики класса и позволило определить способы решения возникших проблем, определить жизнесмысловые ориентиры, линию поведения родителей для облегчения адаптации детей к новым условиям.
Актуальными результаты исследования стали и для учителей, работающих в данном классе. Теперь, зная, как тот или иной ребенок проходит этот сложный период адаптации, появилась возможность формировать и корректировать индивидуальный подход к учащимся данного класса.
Мы планируем провести повторную диагностику в конце учебного года, сравнительный анализ полученных результатов и продолжить свою работу с родителями, учителями и учениками по формированию целевых жизненных установок у школьников и путей их достижения.
Предполагается сформировать у детей класса такое отношение к жизненным трудностям, которое может быть выражено словами Л. Кьюби «Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь»
Литература
1.Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Басилова Т.А. и др. Психолого-педагогическая диагностика. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 стр.
2. Газета "Первое сентября". Издательского дома "Первое сентября". № 24/20082. Киселева Ольга «Экзаменуем... родителей!»
3. Лусканова Н.Г."Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".
4. Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс! Программа адаптации детей к средней школе». М. «Генезис», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс"
Урок литературы в 8 классе + презентация к уроку...
Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни
Цели:- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных фило...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ...
А.П. Чехов «Палата № 6». «Трагедия человека в бездуховном мире». (Проблема смысла жизни в повести).
На прошлом уроке мы нашли ответы на очень непростые вопросы о типичном чеховском герое, о пространственно-временной организации произведения. Мы приблизились к пониманию авторского замысла. Одна...
статья «Новые акценты адаптационного периода. Роль классного руководителя в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе». + презентация
Данный материал будет полезен заместителям директора по УВР и классным руководителям 5-х классов....
Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Презентация к уроку - размышлению по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" для учащихся 11 класса...
Информация о проведении семинара «Проблема смысла жизни человека»
21 марта 2017 года проведен семинар на тему: «Проблема смысла жизни человека»....