Как справиться с состоянием страха перед ответом у доски
презентация к уроку (5 класс) по теме

Занятие направлено на формирование навыка управления стрессом, снятия эмоционального напряжения и страха перед ответом у доски, знакомство учащихся с упражнениями для снятия эмоционального напряжения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 18_oktyabrya.doc57 КБ
Office presentation icon prezentaciya1_11.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Как справиться с состоянием страха перед ответом у доски

Цели:

формирование навыка управления стрессом;

снятие эмоционального напряжения и страха перед ответом у доски;

раскрыть понятия тревожность и стресс;
познакомить учащихся с упражнениями на расслабление;

Задачи:

развитие уверенности в себе;

развитие навыков самоконтроля;

обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности;

обучить навыкам саморегуляции

Ход занятия

Здравствуйте, сегодня четверг и мы снова встречаемся на занятиях нашего курса «Учись учиться». Сегодня мы поговорим  о том, как справиться с состоянием страха перед ответом у доски. Открыли тетради и записали тему.

Наверняка каждому школьнику знакома такая ситуация: ты хорошо знаешь тему, основательно подготовился, выучил, материал, что называется, отлетает у тебя от зубов, но только дома, а стоит выйти к доске - и тут же находит беспричинный страх «сказать что-нибудь не то» под прицелом многих пар глаз, опозориться, сморозить глупость. Это состояние может переходить иногда и в легкую панику, и даже в фобию – острый неконтролируемый приступ страха. И в результате, даже зная урок на «отлично», ты не можешь заставить себя выйти отвечать к доске.
Психологи называют такое состояние «страх публичного выступления», а подвержены ему не только школьники, но и многие взрослые люди, которые стесняются или смущаются выступать перед большим количеством людей даже тогда, когда это крайне необходимо, например, во время доклада, конференции, презентации… А истоки их неуверенности в себе скрыты как раз в далеких детских страхах, в частности, в боязни ответов у доски.
Поэтому с нежеланием публичных ответов необходимо бороться. И это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - понять, по какой именно причине возникает страх. Чаще всего это происходит из-за волнения. Откуда тогда берется волнение? Из неуверенности в себе, в своих силах. Ты волнуешься у доски, потому что боишься потерпеть неудачу, не веришь, что способен ясно и красиво изложить

 выученную тему.

От этого страха нужно просто отстраниться.
 Многие журналисты, телевизионные ведущие тоже испытывали страх перед публикой. Но постоянные тренировки, работа над собой сделали их более раскованными. Кроме того, они очень хорошо усвоили правила публичного общения. Вот некоторые из таких правил:

выступление должно быть кратким, точным

к аудитории нужно относиться уважительно, доброжелательно

недопустимы крик, вульгарность, сквернословие

специалисты советуют во время публичного выступления не думать о своих страхах, о том, как ты выглядишь, а сосредоточиться на слушателях и зрителях, на их реакции.

Но как нельзя научиться плавать, не прыгнув в воду, так нельзя научиться публичному выступлению, сидя с книжкой на диване.

Для того чтобы наша работа достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я –предлагаю несколько правил:
Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.
Ну, а я буду следить за соблюдением принятых  правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что  шумно и просьба работать тише.
–Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
–Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)
–Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
-Когда люди испытывают тревожность?
–Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.
Желание снять стресс естественно, ведь стресс – это насилие над организмом. Что бы понять это достаточно начать работать над собой. Стрессовость ситуации в первую очередь зависит от того, как мы к ней относимся. Таким образом, чем позитивнее я настроена, тем менее я подвержена стрессу, а негативный настрой – это залог стресса. Каждый день мы сталкиваемся с отрицательными эмоциями. Например, день начинается с пробуждения от ненавистного звука будильника, или поездка в общественном транспорте (лично для меня это катастрофа), сломанный каблук, плохая погода и т.д. И многие из нас к состоянию раздражения, т.е. к стрессовому состоянию относятся как к норме жизни. Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся, поэтому всякий раз, когда ситуация кажется опасной, реагирует как на реальную угрозу. Чем чаще окружающая обстановка кажется враждебной, тем больше времени организм пребывает в состоянии боевой готовности. И рано или поздно дает сбой. Каждый человек по-своему борется со стрессом. Кто-то начинает много кушать, кто-то курить, кто-то измождает себя длительными физическими нагрузками, а кто-то просто выходит на улицу и кричит изо всех сил. Говорят, не плохо помогает.

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».  Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.
 Но есть и еще более странный способ снятия стресса – это гнев. Гнев может не только опустошать и приводить к стрессу, подрывая здоровье, но и быть сильным импульсом к действию.

Послушайте притчу:

Зима сорокаградусный мороз. Едет повозка. В повозке кучер – старый китаец и женщина с ребенком. Женщина замерзла до такой степени, что губы у нее стали синими. Она кутала и согревала ребенка. Вдруг китаец остановил повозку и вытолкал женщину на дорогу. А сам с ребенком поехал дальше. Женщина пришла в ярость оттого, что ее дитя увозят. Она начала кричать и бежать за повозкой. Пока она бежала, кровь начала циркулировать по ее замерзшему телу. Появился цвет лица, ноги и руки отогрелись. Когда она догнала повозку, китаец остановился и сказал: «Садитесь! Теперь Вы будете жить!»

Гнев опасен, он является источником многих заболеваний. С другой стороны, гнев – это форма энергии, умело направленная, она способствует продвижению в делах. Это своего рода импульс, который дает нам возможность найти новую работу и лучшую жизнь. Сосредоточьтесь на решении проблемы, и гнев станет Вашим союзником!!! Но я предупреждаю вас, что это очень опасный способ, потому что от гнева до жестокости один шаг.

Мне кажется, что вы немного устали, скованы, давайте поиграем и попытаемся снять напряжение.

Мы с вами  поиграем в игру «Как живёшь?»

Я буду задавать вам вопросы, а вы, варьируя интонацию слов «Вот так!» будете отвечать с помощью жестов.

Как живёшь?

Вот так! (поднимают большой палец, произносят слова весело)

Как идёшь?

Вот так! (по ладони шагают два пальца, ответ исполнен весёлости)

Как бежишь?

Вот так! (локти прижаты к бокам, двигаются, быстро изображая бег, дети произносят чуть задыхаясь на бегу)

Ночью спишь?

Вот так! (две ладони укладываются под щёку, голос сладок, чуть растянут)

Как даёшь людям добро?

Вот так! (широкий жест рук от себя, гордость в голосе)

Как берёшь?

Вот так! (широкий жест рук к себе, голос игрив, шаловлив)

Как шалишь?

Вот так! (дети не произносят ничего, а лишь надувают щёки и хлопают легонько по ним)

А грозишь?

Вот так! (грозят указательным пальцем, сопровождая жест дрожащей интонацией)

Молодцы! Присаживайтесь и мы продолжаем.

Каждый день мы произносит десятки тысяч слов. И большая их часть сопровождает невербальными действиями. Наши жесты и движения – то, что сопутствует речи – в большей степени искренни, чем слова, поскольку менее поддаются контролю. Откуда они взялись?
Невербальная коммуникация – более древний способ общения по сравнению со второй сигнальной системой (языком). Наши доисторические предки могли жестами объяснить друг другу свои мысли, чувства и желания еще до момента появления языка. Мимика и жестикуляция интуитивно понятны каждому, именно поэтому рекомендуется контролировать свои неявные движения, если не хотите, чтобы прозорливый собеседник «читал» вас, как открытую книгу.

А сейчас мы выполним упражнения, которые помогут нам снять мышечное напряжение.

 Упражнение «Кнопка» Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на уроке и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать

«Лимон»

Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Мы а с вами расслабились, успокоились, теперь попробуем с помощью жестов  показать сказку. Мне нужны помощники:

Ночь, ветер, деревья (2-3), цыган- вор, конь, воробей, пёс, хозяин, хозяйка.  

Все готовы, слушайте внимательно. Я читаю сказку, а вы как только вы услышите свою роль, вы начинаете её показывать только с помощью мимики и жестов, без слов.

Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается цыган – вор, он ищет конюшню, где спит конь. Вот и конюшня. Спит конь, ему что – то снится, он слегка перебирает копытами и тихонько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз… На улице спит пёс. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как цыган – вор пробирается в конюшню. Вот он хватает коня….Воробей закричал тревожно…. Пёс отчаянно залаял…. Цыган уводит коня. Пёс заливается лаем. Выбежала из дома  хозяйка, заохала, закричала. Цыган убегает. Хозяин ведёт коня в конюшню. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг.

Деревья шумят, и ветер продолжает завывать…..Хозяин гладит коня, бросает ему поесть. Хозяин зовёт хозяйку в дом. Спит пёс. Дремлет воробей. Стоя засыпает конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт….

Садимся, молодцы!

И так. Скажите пожалуйста о чём мы говорили сегодня на нашем занятии?

Какие способы снятия нервного напряжения вы запомнили?

Может быть у вас есть свои способы снятия напряжения, расскажите о них.

Каждому из вас я раздам следующую памятку. Вы, вклеиваете её в тетрадь, и мы сейчас все вместе прочитаем, что же там написано?

ПАМЯТКА

Во-первых, постарайся выученный урок несколько раз повторить вслух перед зеркалом (пусть это у тебя войдёт в привычку), тогда ты сможешь, как бы со стороны оценить себя: как ты говоришь, жестикулируешь. И, наконец, сам сможешь оценить, достаточно ли хорошо подготовил урок. И ты постепенно привыкнешь к выступлению перед классом, перед публикой и перестанешь смущаться.
Во-вторых, за 5–10 минут до сна произнеси несколько раз вслух (можно и мысленно) короткие фразы, например: «Я верю, что завтра на уроке я забуду, что такое волнение. Я верю, что без запинки могу рассказать урок. У меня не будут «гореть» щёки» и т. п. Таким образом, ты программируешь своё сознание на уверенность, которая победит твою застенчивость.
В-третьих, перед тем, как выйти к доске, постарайся сделать глубокий вдох и медленный выдох. Это успокоит тебя и придаст уверенности.
А главное, не бойся поднимать руку и проситься к доске. Каждому человеку в своей жизни приходится что-либо преодолевать. Важно, чтобы ты стремился к преодолению своих трудностей, а не смирялся с  ними.

Давайте ещё раз обратим внимание на последний абзац, что вам надо особенно запомнить.

   

А теперь я хочу предложить вам ещё одно задание. Давайте попробуем у доски, мы ведь с вами уже не боимся, разыграть небольшие сценки знакомств. Мне нужны помощники. Вы должны представить, что вам надо познакомиться в застрявшем лифте, на горнолыжном курорте, на экскурсии, в стомологическом кабинете, в зоопарке. Вам на раздумье несколько минут и мы посмотрим, что этого получилось.  

Не знаю, обращали вы когда – ни будь внимание на то, какими (напряжёнными или расслабленными) художники или скульпторы показывали нам своих персонажей.

Давайте посмотрим….( на слайдах)

Сегодняшняя занятие - это просто тренировка. Такую тренировку каждый может устраивать себе хоть каждый день. Задать вопрос, рассказать смешную историю, объяснить задачу, настоять на своем, ответить у доски - все это расширяет наш опыт публичного общения. А значит, делает нас более сильными и уверенными в себе.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшняя наша беседа вам понравилась. Я буду рада, если вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, когда у вас возникнет подобная проблема, и вам помогут мои с советы. И даже если, что-то произойдет не так, как вы ожидали – не падайте духом!

Запомните:

сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность. Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.

Помни:

не ошибается тот, кто ничего не делает! Удачи и успехов вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как справиться с состоянием страха перед ответом у доски

Слайд 2

Цели: формирование навыка управления стрессом; снятие эмоционального напряжения и страха перед ответом у доски раскрыть понятия тревожность и стресс; познакомить учащихся с упражнениями на расслабление; обучить навыкам саморегуляции Задачи: развитие уверенности в себе; развитие навыков самоконтроля; обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности

Слайд 3

выступление должно быть кратким, точным к аудитории нужно относиться уважительно, доброжелательно недопустимы крик, вульгарность, сквернословие специалисты советуют во время публичного выступления не думать о своих страхах, о том, как ты выглядишь, а сосредоточиться на слушателях и зрителях, на их реакции.

Слайд 4

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

Слайд 5

Александр Дейнека «Оборона Севастополя»

Слайд 6

Виктор Васнецов «Алёнушка»

Слайд 7

Серов «Портрет Коровина»

Слайд 8

Памятник Шаляпину Автор скульптуры Вадим Церковников

Слайд 9

Памятник Маяковскому скульптор А.П. Кибальников и архитектор Д.Н. Чечулин

Слайд 10

ПАМЯТКА Во-первых, постарайся выученный урок несколько раз повторить вслух перед зеркалом (пусть это у тебя войдёт в привычку), тогда ты сможешь, как бы со стороны оценить себя: как ты говоришь, жестикулируешь. И, наконец, сам сможешь оценить, достаточно ли хорошо подготовил урок. И ты постепенно привыкнешь к выступлению перед классом, перед публикой и перестанешь смущаться. Во-вторых , за 5–10 минут до сна произнеси несколько раз вслух (можно и мысленно) короткие фразы, например: «Я верю, что завтра на уроке я забуду, что такое волнение. Я верю, что без запинки могу рассказать урок. У меня не будут «гореть» щёки» и т. п. Таким образом, ты программируешь своё сознание на уверенность, которая победит твою застенчивость. В-третьих , перед тем, как выйти к доске, постарайся сделать глубокий вдох и медленный выдох. Это успокоит тебя и придаст уверенности. А главное , не бойся поднимать руку и проситься к доске. Каждому человеку в своей жизни приходится что-либо преодолевать. Важно, чтобы ты стремился к преодолению своих трудностей, а не смирялся с ними.

Слайд 11

Запомните: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность. Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления. Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает! Удачи и успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как преодолеть страх перед экзаменами

Методика преодоления страха,снижения тревожности в период подготовки к экзаменам,которая помогает успокоиться,настроиться и сконцентрироваться перед экзаменами....

Беседа для старшеклассников "Как преодолеть страх перед экзаменами?"

В беседе большое внимание уделяется  психологическим установкам по отношению к экзаменам и способам преодоления трудностей при подготовке к экзаменам и во время их проведения....

Статья. Как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей

Каким образом формируется выученная беспомощность и какое влияние она оказывает на поведение ребенка. Как помочь ребенку справиться с этим состоянием, как помочь преодолеть страх перед неудачей....

Как побороть страх перед ответом у доски?

Ситуация эта (ответ у доски) - для всех учеников одинакова» а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному.  У одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя...

Как преодолеть страх перед экзаменом?

консультационный материал для выпускников...

Памятка "Как побороть страх ответа у доски?"

В помощь классному руководителю при работе с коллективом. Памятка "Как побороть страх ответа.."...


 

Комментарии

Сараева Надежда Михайловна

Четко организованное занятие. Удачно подобранные слайды. Думаю, что многим детям это занятие поможет адаптироваться в новом коллективе, а так же научиться общаться вне интернет-пространства. Спасибо. Н.М.