«ДАТЬ ДУШЕ ПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ»
статья по теме

Выступление на зональном проблемно-тематическом семинаре «Деятельность классного руководителя по реализации концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника».


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_ospitanie.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на зональном проблемно-тематическом семинаре   «Деятельность классного руководителя по реализации концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника».

«ДАТЬ ДУШЕ ПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ»

Учение – это лишь один из лепестков того цветка,

который называется воспитанием

в широком смысле этого понятия.

В воспитании нет главного и второстепенного,

как нет главного лепестка среди многих лепестков,

создающих красоту цветка.

        Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Поэтому воспитание детей -  насущная потребность нашего времени. Одна из основных задач: духовно- нравственное просвещение учащихся, привитие им этического иммунитета. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Ведь они не такие как мы, взрослые. Они тоньше, чище, искреннее. Душа ребенка тянется к любви. Согласитесь, уважаемые коллеги, что духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению,  не способствует нравственному воспитанию детей. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло, где добро. Им трудно понять и принять наш мир. Значит, им надо помочь. И я стараюсь сделать так, чтобы наша школа стала  тем местом, где ребенок получает от нас импульс сердечного тепла и участия. Стараюсь создать все условия для радостной и творческой жизни своих ребят.

        Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

        Воспитание может казаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто им занимается. Нам доверено действительно ни много, ни мало - будущее нашей России. Сегодня у классного руководителя  особая миссия: когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности все глубже проникают в сознание человека, «на каждом из нас лежит  долг  подвига – в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была».

        Отсюда  цель, которую я, как классный руководитель, ставлю перед собой:  формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме. А для этого необходимо, чтобы каждый ребенок познал самого себя, особенности среды, тех условий, что его окружают, и сделал правильный выбор, определил цель и смысл своей жизни. И моя  задача - создать ему условия для самореализации, условия   для воспитания человека, который будет  жить в согласии со своей совестью. Толстой в письме Р. Ролану писал: «… из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.

Познай самого себя - это интересно!

Сотвори самого себя - это необходимо!

Утверди себя - это возможно!

Прояви себя - это реально!- вот принципы жизнедеятельности моего  класса.

        С целью приобщения детей к духовно-нравственным  ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла  мною были проведены:  диспуты «Сеющий неправду пожнет беду», «Современно ли чувство «любовь»?», «Разумное и нравственное всегда совпадают»; беседы «Добру откроются сердца», «Протянем руку помощи», «Береги честь смолоду»; практикум  «Как  помочь товарищу, если он попал в беду»; литературно-музыкальные композиции «В мире духовности», «Целую руки матери моей», «Люблю тебя, приют уединенный»; круглый стол  «Три ступени, ведущие вниз»; акции «Спешу делать добро!», «Место встречи - театр»; «Свеча памяти»; операции  «Ветеран живет рядом», «Февральский десант». Все  классные часы направлены  на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.

        Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к  Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся  уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам: «Здесь, под Москвой, был бой когда-то…», «Прикоснись к подвигу сердцем!», “Мы будем помнить”,  встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.  Учащиеся моего класса приняли  активное  участие в проекте “Книга Памяти”, пополнив  школьную Книгу Памяти именами земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Двое моих учеников приняли участие в Акции «Рубежи Славы» к 69-й годовщине битвы под Москвой с молодежными объединениями г. Москвы и в экспозиции, посвященной 70-й годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре-январе 1942 года в музее Рузского ОВД, представив свои диорамы, получив благодарность от Совета ветеранов Рузского ОВД.

        Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду.         Сельская школа всегда была гораздо больше, чем просто школа. Зачастую она во многом определяла жизнь всего села, сельского населения. Поэтому нам  наиболее созвучна идея сотрудничества с другими учреждениями социума. Школа стала центром воспитательной работы. А это огромный мир, в котором разнообразные направления творческого развития и культурного воспитания ребенка, талантливые педагоги- мастера, мероприятия, обеспечивающие ситуацию успеха каждого ребенка.

        Совместная деятельность  направлена на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных  условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Для нас стало естественным помощь друг другу, разумное объединение возможностей.

        В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».

        Почти все ребята  моего класса уже несколько лет подряд занимаются  исследовательской работой, связанной с историей своей малой Родины. Проявляя интерес к деятельности юных краеведов, стремясь передать юному поколению свои знания, опыт и творческое восприятие окружающей жизни, целенаправленно ведя работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, Тишакова Н.А.,  учитель русского языка и литературы,   организовала творческую группу юных краеведов «Истоки». Под ее руководством  учащиеся моего класса проводили в школьном  музее для младших школьников и учащихся 5-6 классов экскурсии:  «Деревенский быт 50-60-х годов 20 века», «Страницы истории Осташева», «Мир не узнаешь, не зная края своего», «Деревеньки мои…», а так же  уроки литературы и духовного краеведения «Богородичные иконы и храмы Волоколамского района». Благодаря  поисковой работе  были собраны и оформлены материалы о названиях улиц поселения, о храмах,  ветеранах нашего села, о детях войны, о тружениках и творческих людях села. В 2010 году ребята  принимали участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти князя Олега, в мае состоялась встреча с потомками декабристов и членами общества «Наследие декабристов», где творческая группа  показала сценку «У Николая Муравьева», выступила  с сообщениями «Два портрета… и вся жизнь» и представила  материалы о декабристах, используемые на уроках литературы, позже они были представлены на Всероссийском конкурсе «Товарищ, верь!..», посвященном 185-летию восстания декабристов.

        Незабываемое событие останется надолго в сердцах моих учеников на поминание Великого князя Олега Константиновича Романова. Спустя 95 лет  в осташёвском храме-усыпальнице, на высоком берегу  реки Рузы прошла поминальная панихида, где собрались люди, которые трепетно относятся к памяти «Светлого» князя. Затем в ЦТиД «Солнышко» продолжилось поминовение. Собравшиеся посмотрели фрагмент авторского документально-художественного фильма В. Моцарда  «Посвящается светлой памяти Константина Константиновича Романова» о трагических событиях Первой Мировой войны, после чего мои ребята представили литературно-музыкальную композицию «И вновь зовёт к себе Отчизна дорогая», в которой прозвучал рассказ о 22-летнем жизненном пути князя Олега, о становлении его личности, деянии, мечтах и надеждах… Звучали  его стихи, отрывки из его рассказов, выдержки из его дневников и писем, а также воспоминания его современников, фрагменты дневников и поэтических произведений его отца – Великого князя Константина Константиновича. В финале прозвучала молитва «Ангелу».  

А совместно с   подростковым  клубом   «Восхождение», объединением  «Отчий край» ЦТиД «Солнышко» мои юные краеведы  провели ряд   вечеров для жителей села: «Свет Христов просвещает всех», «Ради жизни на Земле», «Во имя доблести, добра и красоты…», «День Святого  и Благоверного Александра Невского», «Край, в котором мы живем» и «Я так люблю бога», посвященного памяти Великого Князя К.Р. , «Свет инокам – ангелы, Свет мирянам – иноки»- о монастырях и святых Киево-Печерской Лавры, Троице-Сергиевой Лавры, Иосифо-Волоцкого монастыря. Неповторимость и торжественность этим вечерам придают маленькие спектакли, где православное духовное начало является определяющим.

        Ребята  принимали активное участие на творческих встречах с поэтами (Презентация книги А. Баркова «След рябины» и книги «Крестьянская исповедь» В. Губанова); в литературных гостиных, Романовских встречах, в православных праздниках (Рождество, Благовещение, Троица, Масленица, Прощеное воскресение, Татьянин День...). Ежегодно в августе проходят  «Романовские чтения», посвященные жизни и творчеству последнего владельца осташевской усадьбы Константина Романова.

        Если мы хотим, чтобы ребенок завтра поднялся на ступеньку выше в своем духовном, интеллектуальном развитии, нам  на эту ступеньку надо подняться уже сегодня. Огромное впечатление произвели на сельчан театрализованное представление «Неугасимый свет» и фрагменты  пьесы «Царь Иудейский» Константина Романова, где я сыграла роль  Прокулы, супруги Понтия Пилата. Неоднократно вместе с ребятами сама становилась участницей  районного конкурса чтецов «Страна поэзия»,  за раскрытие темы «Семья-источник вдохновенья» стала дипломантом районного фестиваля,  награждена Благодарственным письмом   Главы Волоколамского муниципального района за высокое художественное мастерство и  личное участие в работе четвертого фестиваля российской поэзии и песни  « Наша Родина- Россия» .

        Совместными усилиями нам удается привлечь учащихся к различным видам искусства, духовно обогатить их жизнь, развивать их творческие способности, обеспечить их занятость после уроков, а это помогает отвлечь их от улицы.        Ежегодно ребята моего класса  участвует в районных  научно-практических конференциях, где были представлены их  работы: “Материнская боль», «Батальон легендарных солдат».  Нравятся им встречи с интересными людьми. Например, с кинорежиссёром-документалистом Вадимом Саликовым, которая прошла в рамках Международного фестиваля «Волоколамский рубеж», с поэтами России в рамках «Волоколамского  фестиваля русской поэзии и песни», с поэтами сельского поселения Осташевское Людмилой Сергеевой, Анатолием Барковым, Людмилой Горичевой, Виталием Губановым, с Волоколамским поэтом Александром Ивушкиным, который руководил литературным объединением «Попутчики» на базе нашей школы.  Стало доброй традицией встречать в школе   труппу Волоколамского народного театра “На валу”. Так мы увидели спектакли «Эй, кто-нибудь», «Не так живи, как хочется», «Наташина мечта», «Кукошенок». Особенно нам приятно, что одна из учениц нашего класса является актрисой этого театра. Она сыграла главную роль в спектакле «Вифлиемская ночь» и летучую мышь в «Розовом бантике».

        С огромным удовольствием мы  посещали  Московский Театр “Глас” с высоким статусом «духовный»,     посмотрев  уникальные авторские постановки  «За Русь святую», «Живы будем – не помрем», «Великая княгиня Е.Ф. Романова (Возвращение)». Этот  театр несет добро людям через слово Божие, через свою любовь к Церкви Христовой. Это первый в стране театр, чье искусство представило сплав православия, литературы и сценического искусства.  Яркие, разнообразные по форме и содержанию, непременно с живой музыкой, звучащей в исполнении хорового ансамбля театра, они смогли передать возвышенное состояние души нашим ребятам.

         Я с гордостью говорю: мои ученики – очень талантливые ребята. Вот только некоторые из них: Анна Дыленок  -  Стипендиат программы «Одаренные дети» в 2009 учебном году и Лауреат именной стипендии Губернатора МО в 2010 учебном году, она- победитель муниципального этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», призер конкурса чтецов «Страна поэзия». Тема: Антология русской духовной поэзии, дважды победитель районного конкурса сочинений, посвященных Дню славянской письменности и культуры, призер районной конференции «Мой край родной» в  номинации «Военная история», Лауреат Всероссийского  фестиваля «Жемчужины России».

Кирпиченков Сергей - Лауреат первой степени Международного конкурса детского и молодежного  искусства «Арт-Соло»,  победитель муниципальных конкурсов «Мечты о космосе», «Чистый двор, чистые улицы – наш город», победитель Всероссийского фестиваля детского художественного творчества «Россия- страна кремлей».

        Ермилова Анастасия - дипломант Всероссийского конкурса «Товарищ, верь!..», посвященный 185-летию восстания декабристов.

        Мои ребята принимают участие в различных творческих конкурсах, концертах, фестивалях. Они  с удовольствием выступали на районном конкурсе юных дарований «Радуга талантов», где в двух номинациях стали дипломантами, а Ермилова Анастасия, Семенкова Евгения и Иванова Ульяна  в номинации «Трио» заняли третье место. Агитбригада нашего класса не раз выступала перед учащимися,  на районном слете юных друзей милиции,  на родительских собраниях, на школьных  праздниках, на межведомственном дне профилактики. Впервые ребята участвовали  в  районных фестивалях «Смехопробы-2011» и «Креатив-парад», достойно выступили в литературно-музыкальной композиции на районной молодежной конференции «Великая Отечественная война. Взгляд из 21 века».

        Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мой класс участвует  во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся  в школе. Ребята посещают спортивные кружки и секции, яхт-клуб, вместе с родителями организуем  походы   по родному краю, туристические слеты.  В классе есть свои спортсмены, которые регулярно принимают участие в районных и областных мероприятиях – Ермилова Анастасия, Назаров Алексей, Кирпиченков Сергей, Соболев Максим. Мои ребята- призеры соревнований «Осташевская лыжня». Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.  

        В нашей школе много традиций, но в прошлом году  родилась новая:  ежегодное награждение наиболее талантливых и целеустремленных учащихся школы по самому широкому спектру детской активности. Талант ребенка сегодня включает в себя не только исключительные способности к учебе, но и особую творческую чуткость, высокие человеческие качества, любознательность и заинтересованность во всех сферах жизни. Общешкольная Премия  призвана показать особую важность в судьбе ребенка Наставника и Учителя, актуализировать в обществе понимание первостепенной социальной роли Родителя. Среди номинаций Премии присутствуют классические: номинации, посвященные учебе, спорту и искусству;  актуальные: телевидение, Интернет и IT-технологии, исследовательская деятельность, фольклор;  социальные, задающие ориентиры развития детской общественной активности: социальное лидерство, волонтёрство, способность к Поступку.   В номинации Преодоление - поступки, связанные с преодолением отрицательных черт характера, отказом от вредных привычек, к примеру.  Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал. Не случайно, пятеро из класса стали победителями ежегодной премии «Сверхновая» в  различных номинациях: Ермилова Анастасия стала лучшей в номинации «Учеба», Дыленок Анна стала лучшей в творчестве, Евгения Семенкова– в исследовательской деятельности, Кирпиченков Сергей – в спорте, Соболев Максим- в номинации «Прикладное искусство».

        Играя в шахматы, мы часами думаем над одним ходом, даже не на чемпионате. Обдумываем результаты каждого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью обдумывали мы свои слова и действия в отношении к детям, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

        Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной.  

        Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!». Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия;  способности прощать ребенка.  Учитель – ученик –  единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное  богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.

        Если семена добра посеяны в ребячьи души, то они обязательно дадут плоды. Плоды добрые, хорошие. Я хочу, чтобы мой цветок зацвёл всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна  почва, на которой он будет расти.

Я не устаю повторять своим мальчишкам и девчонкам:

Если ты не можешь быть сосной  

                                  на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь

                                          быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых    

                                  усталому путнику.

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то дожжен быть и матросом.

Для всех найдется работа

                                   на корабле жизни,

Только найди свое дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди свое дело

И старайся стать самым лучшим.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

«Способы питания детской души»

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения челове...