Классный час "Это гордое слово - Победа!"
классный час (6 класс) на тему

Данная методическая разработка подходит для проведения классных часов в 6-7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_eto_gordoe_slovo-pobeda.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Российская  Федерация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Предгорного района Ставропольского края

1 сентября

Урок знаний

«ЭТО ГОРДОЕ СЛОВО ПОБЕДА!»  

                       

Учитель Нестерова И.В.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.

Это гораздо больше.

Это – сознание своей неотъемлемости от родины

и неотъемлемое переживание вместе с ней

ее счастливых и ее несчастных дней 

(А.Н.Толстой)

Цель урока: 

создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Задачи урока:

  1. воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа; 
  2. воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам; 
  3. развитие познавательной деятельности обучающихся в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны, очевидцев обороны Москвы; 
  4. формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.

Ход урока:

Всё дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе  горячего дыхания великой битвы с немецко-фашистскими захватчиками. Но чем дальше уходят от нас те незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем все величественнее представляется титанический подвиг, совершённый советским народом.

Новый учебный год знаменателен – в 2010 году народ России будет отмечать великую дату в истории Отечества – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодняшний урок  проходит в день 70-летия начала второй мировой войны, которая стала трагедией для всего человечества. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизации, культур, наций, сплотились  в единой борьбе  с этим злом. Во вторую мировую войну  было вовлечено 72 государства, представлявшие свыше 80% населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн. человек, погибло 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане СССР.

Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях.

 Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века.

 В исторической памяти  она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и бедствий. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, патриотизма, величайшего исторического прозрения воевавших поколений людей. Это была война за независимость, за человеческое достоинство.

Советский Союз, а в его составе и Россия, терпя тяжелейшие испытания на оккупированных территориях, на фронте и в тылу, спасли человечество от величайшей мировой трагедии, связанной с мировым господством немецкого фашизма. Именно Советская Армия перемололи военную мощь немецко-фашистского государства и внесла решающий вклад  в Великую Победу над гитлеровским фашизмом.

 Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» писал: «Никто не может оспаривать то обстоятельство, что главная тяжесть борьбы с фашистскими вооруженными силами выпала на долю Советского Союза. Это была самая жестокая, кровавая и тяжелая из всех войн, которые когда-либо пришлось вести нашему народу».

Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее.

 Главный урок Великой Отечественной войны состоит не только в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца, но и в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.

      Ребята, а кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете? (Жуков, Рокоссовский,    Конев, Кожедуб, Мересьев, Космодемьянская, Покрышкин, Матросов)

Имена каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны? (Жуков, Рокоссовский, Конев, Рыбалко.)

Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?(подвиги Гастелло, Повалихина, Мересьева, Матросова, Кошевого и Кузнецова)

Приведите примеры подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны вашими ровесниками.(подвиги пионеров-героев, молодогвардейцев)

В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы. Откуда брались силы у курсантов подольских пехотного и артиллерийского училищ, которые во время битвы под Москвой на Ильинском направлении шесть дней сдерживали фашистов? А если бы они не отдали бы свои жизни, неизвестно, как бы обернулись события: дорога на Москву была бы открыта. Где истоки духовных сил, мужества, самопожертвования у 160 тысяч москвичей – участников народного ополчения?

Война выбивала целое поколение здоровых сил нации. Народное ополчение – это добровольческие  формирования, создававшиеся из людей, не подлежащих первоочередному военному призыву по мобилизации. Это ученые, рабочие, подчас люди преклонного возраста…

Всего за годы войны только наша Москва направила в Вооруженные силы СССР 850 тысяч человек.

Свыше 800 из них получили звание Героя Советского Союза. Десятки тысяч награждены орденами и медалями. Знаете ли вы, что медалью «За оборону Москвы» награждено 20 тысяч пионеров! Это ваши ровесники. Героизм действительно был массовым.

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

и мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

— И мы сохраним тебя, русская речь,

 Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесет,

И внукам дадим, и от плена спасём

 Навеки!

 

Пророческие строки стихотворения, в которых выражено ощущение надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом. Этим ощущением жило поколение тридцатых годов. Когда пришел час защищать Родину, советские люди сражались за каждую пядь родной земли, «чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра легли в завоеванный счет».

Гитлеровское командование исчисляло сроки войны с СССР месяцами и неделями. Мужество, героизм, самопожертвование наших соотечественников сломили их планы.

           ОДА СОЛДАТУ

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

 

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

 

И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

 Самым молодым солдатом последнего призыва сегодня за семьдесят, и их не так много осталось в живых, а с каждым годом становится все меньше, и это с каждым годом становится все заметнее.

– «Они получали приказ, и его необходимо было выполнить. Им надо было выстоять, выдержать, сражаясь не на жизнь, а насмерть и только благодаря тому, что большинство из них пошли на самопожертвование, отдали свои жизни, мы с вами живы и, сидя дома у телевизора или в светлом классе, можем спорить, вести дискуссии, рассуждать на темы войны и мира». А те люди воевали за нашу землю, за нашу Родину, за родных и близких людей, за наше с вами будущее, за нашу с вами жизнь.

Наверное, среди них были всякие: и негодяи, и трусы, и предатели, но не они решили исход войны. Не они 1418 дней и ночей своей жизни отдали тому, чтобы «пропахав пол-Европы по-пластунски», водрузить флаг над Берлином, сокрушив фашизм.

Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, разрушили 84 тысячи школ, лишили крова около 25 миллионов человек.

Зловещим символом звериного облика фашизмa стали концентрационные лагеря смерти. В Бухенвальде уничтожено 56 тысяч, в Дахау — 70 тысяч, в Маутхаузене — более 122 тысяч, в Майданеке — число жертв более 1 миллиона 500 тысяч человек, в Освенциме погибло свыше 4 миллионов человек. Если память каждого погибшего во второй мировой войне почтить минутой молчания, потребовалось бы 38 лет. Враг не щадил ни женщин, ни детей.

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор и

Медными глазами

Окинул обречённых...

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

 И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

 Как солнце скорбное, омытое слезами,

 Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас.

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжёлый.

Детей внезапно охватил испуг, —

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребёнок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Всё понял, понял всё малютка.

— Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать! —

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?

— И хочет вырваться из рук ребёнок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

— Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя  живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно

— И он закрыл глаза.

 И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

 Две жизни и одна любовь!

Гром грянул.

 Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Но наш народ выстоял. Многие солдаты не вернулись. Всюду, где ценой своих жизней завоевали победу, они остались стоять в бронзе и в граните.

Над морем и в степи, в селах и городах, на пересечении дорог стоят обелиски, памятники. Солдаты России. Они остались здесь навечно в своем последнем броске на позиции врага.

Вечная слава героям!

Вечная слава!

Слава героям! Слава!

И бессмертные гимны, прощальные гимны

над бессонной планетой плывут величаво...

Пусть не все герои, — те, кто погибли,

 — павшим вечная слава!

Вспомним всех поименно,

горем вспомним своим...

Это нужно — не мертвым!

Это надо — живым!

Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе...

Есть великое право: забывать о себе!

Есть высокое право: Пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть!

Слава героям! Слава! ...

Но зачем она им эта слава, — мертвым?

Для чего она им, эта слава, — павшим?

Все живое спасшим, себя — не спасшим.

Для чего она им, эта слава, — мертвым?..

 Если молнии в тучах заплещутся жарко,

и огромное небо от грома оглохнет,

Если крикнут все люди земного шара,

— ни один из погибших даже не вздрогнет.

Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца, от имени жизни повторяю:

ВЕЧНАЯ
                  СЛАВА
                                  ГЕРОЯМ !

Будем же признательны людям, чья юность была опалена жестокой войной. Людям, которые сражались ради будущего ваших отцов и матерей, ради вас, ребята. Нам, поколению 21 века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!» (10 класс)

Цель: Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом, о составе Содружества Независимых Государств и его отношении ко Дню Победы 1945 года.  ...

Урок математики в 5 классе. Это гордое слово "Победа"!

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по курсу математики 5 класса.Цели урока:Образовательные: Повторение, систематизация знаний учащихся  по темам к...

Презентация к уроку Это гордое слово "Победа!"

Презентация к уроку Это гордое слово "Победа!"...

классный час "гордо реет флаг державный"

Классный час проведен в рамках празднования 60-летия Белгородской области...

классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"

методическая разработка классного часа...

классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"

методическая разработка классного часа...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Гордимся, помним!», посвященный 70-й годовщине Победы. ...

Цели:воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.Задачи:расширение знаний учащихся о героической истории нашего н...