Единый всекубанский классный час"Главное слово на любом языке"
классный час по теме

Классный час для учащихся 7 класса посвящён Дню матери

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_materi.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 33

Всекубанский классный час  для учащихся 7 класса

Главное слово

на любом языке

Классный руководитель Конюшенко Лилия Владимировна

Пос. Первомайский

Ноябрь 2012 года

Ученица:    Сердце маленькое упрямо

Бьётся, бьётся, глаза горят.

Слово первое, слово МАМА

Губы нежные говорят.

Ведь у белых, у чернокожих

В первом слове одна любовь.

И недаром оно похоже

На любом из земных языков.

Неужели настанет время,

Сын забудет, как слово звенит,

И тягчайшим из преступлений

Против детства, людей, растений

Сердце матери оледенит?

Не дадим ему волчьей рысью

Пробегать меж людей во мгле!

Должен быть самым ясным, чистым

Материнский взгляд на земле!

Учитель: Наш разговор пойдёт об обыденном и вечном. Любовь к матери заложена в нас биологически самой природой. Но мы не всегда умеем осознать её.

Мы собрались, чтобы поздравить наших мам с праздником,  чтобы задуматься, как научиться понимать самых близких нам людей, научиться говорить с ними (в прямом смысле этого слова).

Звучит песня в исполнении О. Газманова “Мама”.

Во время чтения  стихотворения демонстрируются фотографии матерей учеников из семейных альбомов

               По-русски "мама", по-грузински "нана",

А по-аварски – ласково "баба".

                         Из тысяч слов земли и океана

У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш

колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час

смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину –

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

"Не беспокойся, - маме говорю я, –

Все хорошо, родная, у меня".

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски "мама", по-грузински "нана"

И по-аварски - ласково "баба".

Р. Гамзатов

Учитель: «Матери. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках…, опалённые солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере – все они сёстры в едином, беспокойном порыве чувства. Одно и то же томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детёнышем…

Сердце их говорит на едином языке мира, и каждый, если в нём есть хоть атом человечности, скажет: “Лучшая мать – моя мать!”, ибо нет предела её нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, ни росла…

Если бы столько добра, столько излучает сердце матери, излучалось бы им на всех окружающих, зло погибло бы, как чахоточная палочка под чистым, могущественным лучом солнца”, – это сказала Галина Серебрякова.

       Мама! Как ёмко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”.

1-й чтец. Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто

Жизни существо.

В нём – исток всего.

Ему конца нет.

Встаньте!.. Я произношу его:

Мама!

Р. Гамзатов

Звучит песня “Мамин вальс”, музыка Ю. Чичкова, слова Л. Дербенёва.

Учитель:  Слова  мама, мать – одни из самых древних на Земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

2-й чтец.  Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню.

За что тебя я, родная, люблю?

За небо, за ветер, за воздух вокруг

Люблю тебя, мама,

                 Ты – лучший мой друг. 

Учитель: Есть особые произведении в русской литературе, музыке, живописи, дорогие, близкие каждому человеку.

Картина "Мать" была написана художником К. Петровым-Водкиным в 1915 г., когда шла первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть.

Эта картина демонстрируется на экране под мелодию из произведения С. Рахманинова "Весенние воды ".

На картине К. Петрова-Водкина, которую называли еще "петроградская мадонна", изображена кормящая мать. Идет война. Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокойно, простодушно, она занята делом, важней которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.

Ученица. У русских женщин

Есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах

Могла тебе открыться

Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен

Росчерк их бровей.

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь,

  Тем еще милей!

Учитель: Материнство само по себе целый мир. Мать открывает себя заново в беззаветной любви, посвященной детям, счастье матери – это счастье ее детей. Потому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за сына или дочь, желает им добра, счастья, мать – первый учитель и друг ребенка, причем самый близкий и верный.

4-й чтец.  Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

С. Островой

Звучит песня “Добрая сказка”, музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.

Учитель: Что знают родители о вас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и отгородившихся от всех наушниками магнитофонов? Что знаете вы о своих мамах – усталых, раздражённых, занятых работой, беготнёй по магазинам? Ведь и у них могут быть слабости.

Почему же то, что вы легко прощаете друзьям да и самим себе, ставите в вину маме? Может быть, нужно поговорить с Ней о Ней?

          5-ый чтец :     Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцам,

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

В ней всё –

И радость,

И терпенье,

И те шальные соловьи…

За это чистое горенье

Спасибо вам,

Сыны мои!

Под музыку на экран проецируются материнские лики – иконы, картины К. Брюллова, К. Петрова-Водкина, А. Пластова.

Учитель: Вы пробовали когда-нибудь описать свою маму? Оказывается, это очень трудно. Легче описать Татьяну Ларину или Наташу Ростову.

Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается очень приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим… самого близкого человека.

А когда в нашу жизнь приходит любовь, мама как бы отходит на второй план. Но ведь именно с ней мы можем поделиться самым сокровенным, выслушать её совет, просто поговорить по душам. Мама выслушает, поймёт.

Не обделяйте её вниманием. Любовь может предать. Любовь матери всегда остаётся любовью.

6-ой чтец:  читает стихотворение Д. Кедрина “Сердце”.

Дивчину пытает казак у плетня:

“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблю добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей”.

Дивчина в ответ, заплетая косу:

“Про то мне ворожка сказала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

В пути в него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак,

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: “Не ушибся, сынок?”

Учитель : “Сказка – ложь, да в ней намёк…”, и хотя сейчас у многих из нас ещё нет любви и большие проблемы ещё впереди, давайте уже сегодня беречь сердце своей матери.

Никогда не ссорьтесь с самым близким человеком. И как бы вы порой ни пытались вытеснить его из сердца, заменив своими лучшими друзьями и подругами, – ничего не получится.
В трудные и горькие часы жизни вы всё равно вспомните о своей маме – самом близком и родном существе – и к ней обратитесь. Вот как об этом написал Сергей Плотов:

7-й чтец.   Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

А только будет повторять:

“Не простудись – сегодня ветер!”

Легче всего обидеть мать.

Пройдут века,

Мы станем старше.

Но кто-то, губы сжав, опять

возьмёт бумагу и напишет:

“Легче всего обидеть мать”,

И, может быть, его услышат.

Учитель:  Ребята, но ведь не всегда у нас с вами все идет миром. Бывает, даже самые близкие люди ссорятся. Часто по недоразумению. Может, вы когда-нибудь капризничали или обижали своих мам и бабушек, а потом даже не попросили у них прощения? Вспомните об этом и постарайтесь исправиться. Никогда не забывайте о том, что обещали маме, а если нарушили данное слово, имейте мужество как можно скорее признаться в своем упущении и попросить прощения.

у поэта Яндиева есть стихотворение, которое напомнит вам о том, что есть некрасивые, жесткие и грязные слова, которые не только ранят сердце матери, но и вообще оскверняют слух и душу. Потому что они оскорбительны для всего живого.

9-й  чтец.  О, вера наших матерей,

Вовек не знающая меры!

Святая трепетная вера

В вас, подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери – такой народ –

Вздохнут,

Нас долгим взглядом смеря:

“Пусть перебесятся. Пройдёт”, –

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни,

Взыскательно и терпеливо.

И, некрикливые, они

Не почитают это дивом,

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной.

Вот только мы-то не всегда

Оправдываем их надежды.

В. Коротаева

Звучит песня “Мама”, музыка В. Гаврилина, слова А. Шульгина.

10-й чтец:

Жизнь не прожить без черных дней,

Но в час беды и в час бессилья

Вы не кляните матерей

За то, что вас они родили.

Им не дано предугадать

Все, что детей их ждет на свете,

Но всякая на свете мать

Желает только счастья детям.

Баюкая детей грудных,

От века матери мечтали,

Чтоб не споткнулись дети их,

Чтоб не дороге не упали.

И ни одна на свете мать,

Какими б ни были мы с вами,

Нам, детям, не желала стать

Ни жертвами, ни палачами.

Пусть многое не привелось

Им обрести самим когда-то,

Они мечтали, чтоб жилось

Их детям вольно и богато.

И если это не сбылось,

Кто-кто, а мать не виновата.

Поэтому и в черный час,

Когда наш путь тернист и труден,

Клясть матерей своих не будем

За то, что породили нас.

Звучит произведение композитора Ф. Шуберта "Аве Мария", на экране   картина Рафаэля "Сикстинская мадонна".

Учитель:  Внимательно вглядитесь в картину "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были  счастливы,  Мария  должна  отдать  им  своего  сына –маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы.

Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: "Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?".

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

Звучит произведение композитора И. С. Баха "Ми-бемоль прелюдия". На экране эпидиаскопа другие картины Рафаэля: "Мадонна Конестабиле", " Мадонна с рыбой", "Мадонна ди Фолиньо", "Мадонна Альба", "Мадонна делла седиа".

Художник в своих картинах воспевает женскую красоту, женственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери.

Ученица читает стихотворение А. Маркова "Сикстинская мадонна".

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза...

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели.

Не сводил с нее взгляда,

Покуда дымку облак, накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула мадонна навстречу.

Не безгрешная та,

Не богиня, и которой земные не судят.

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыл.

Все, как есть, я ответил.

К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоеванный светит,

Прорезая полночные дали.

О смешные, наивные твари,

Что ему учинили расправу.

Смерть такая - бессмертие дарит...

Благодарны вам люди, поверьте,

               Преклоняют колени за сына

Учитель: В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны.

У писателя А. Фадеева есть волнующие строки, обращенные к матери: “Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, – все это сделали руки матери моей – моей, и его и его”.

Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несопоставимы…

12-й чтец. 

Была война.

Был сын убит в бою,

Прикрыл он сердцем Родину свою.

Пред ним открыто было сто дорог –

Он быть ученым мог.

Он стать поэтом мог.

Но верит мать и ждет –

Раздастся в двери стук,

И сын вернется вдруг...

Все люди спят.

Но мать не спит сейчас.

И льются слезы из усталых глаз.

И много дней, и много лет

Она все сына ждет,

А сына нет...

                                                                                                Н. Рублев

                       13-й чтец: Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала.

Пожизненно влюбленная, как мать,

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой-нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны!

Еще вчерашний звонкий голосок,

А ныне жизнерадостный басок

Мне веру в жизнь и счастье утверждает.

А где-то в мире солнечном блуждает

Угроза смерти, голода и тьмы –

Работают холодные умы…

Я сына родила не для войны.

                                                              Н. Бурова

Учитель: Прошли годы… А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.

Но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты возникают “горячие точки”. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура матери.

Одной из трагических страниц нашей истории стала война в Афганистане. Афганская война оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная.

Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка – и бросали в ад, грязь. Восемнадцатилетних мальчиков, десятиклассников, которым можно было внушить все.

Звучит песня “Прости, моя мама”, муз. и сл. В. Буркова, или “Мы вернемся, мама”, В. Богданова – И. Беленова.

 Учитель: Вслушайтесь, как звучит рассказ матери из повести С. Алексиевич “Цинковые мальчики”.

Монолог читает ученица в черном платье, с черным шарфом на голове.

“Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму:

– Мое ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:

– Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карман запихивает. – Мое ты солнышко.

Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты, нацепит на себя и марширует по дому.

– Я солдат… Я солдат…

– Мое ты солнышко… Поиграй во что-нибудь мирное.

– Я – солдат… Я – солдат…

Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в нем тонет.

– Мое ты солнышко.

Забрали в армию. Я молилась не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: “Пришли все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю…”.

Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо их Афганистана: “Ты, мама, не плачь, наша броня надежная”.

– Мое ты солнышко… Наша броня надежная… Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришел капитан из военкомата:

– Крепитесь, мать…

– Где мой сын?

– Здесь, в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:

– Мое ты солнышко!.. – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:

– Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?!

Привезли гроб, я стучалась в гроб:

– Мое ты солнышко! Мое ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:

– Мое ты солнышко!..”.

Учитель: А недавние события в Чечне?.. Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей. Правители приходят и уходят. Но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время? Сердце матери, ласковые, не знающие устали материнские руки – это символ всего самого дорогого, что есть у нас на земле.

В записи звучит песня из репертуара А. Герман “Мама”.

14-й чтец.     Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот.

Боль за сыновей сильнее мела

Выбелила косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте маме капельку тепла!

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова.

Знайте, дети ранят всех больней!

Мать уйдет, в душе оставив рану.

Мать умрет, и боли не унять...

Заклинаю, берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

Р. Гамзатов

В записи звучит лиричная музыка из репертуара оркестра под управлением П. Мориа.

15-й чтец.  У матерей и чаянья одни:

Самоотверженно

У жизни на исходе

Стоять за жизнь,

И в чем-то тут сродни

Они великой

Матери-природе!

И пусть за все

Воздастся щедро ей!

Собрав в букет

Любовь и откровенье,

Придите, дети,

К матери своей…

И станьте перед нею

На колени.

(Опускается на колени, опускает вниз голову)