Классный час «Компьютер: друг или враг?»
классный час (8 класс) по теме

Солодухина Татьяна Константиновна

     ПК стал атрибутом в любом современном офисе. Это основная техническая база информационной технологии. Профессионалы, работающие вне компьютерной сферы, считают непременной составляющей своей компетенции знание аппаратной части ПК, хотя  бы его основных технических характеристик. Особенно велик интерес к ПК среди молодёжи, широко использующей их для своих целей.

       Итак, компьютер пришёл в нашу жизнь, но с какой целью: доброй или злой, станет ли компьютер для нас другом или врагом???

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_v_nashey_zhizni.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Компьютер: друг или враг?»

      Человек всегда стремился к прогрессу: взял в руки палку, изобрёл колесо, множество механизмов и инструментов. Они расширили его физические возможности и увеличили свободу в пространстве и времени. А теперь, когда люди научились умножать силу рук, увеличивать скорость ног, зоркость глаз и тонкость слуха, чего им стало недоставать?

       В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций, то есть преобразований в сфере обработки информации.

      ПЕРВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передавать знания от поколения к поколению.

     ВТОРАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (середина 16 века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру и организацию деятельности.

     ТРЕТЬЯ РЕВОЛЮЦИЯ (конец 19 века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон. Радио, позволяющие оперативно передавать и накоплять информацию в любом объёме.

     ЧЕТВЁРТАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (70-е годы 20 века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением ПК. Этот период характеризуется следующим:

  1. Переход от механических и электрических средств обработки информации к электронным.
  2. Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин.
  3. Создание программно-управляемых устройств и процессоров.

    Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации.

     ПК стал атрибутом в любом современном офисе. Это основная техническая база информационной технологии. Профессионалы, работающие вне компьютерной сферы, считают непременной составляющей своей компетенции знание аппаратной части ПК, хотя  бы его основных технических характеристик. Особенно велик интерес к ПК среди молодёжи, широко использующей их для своих целей.

       Итак, компьютер пришёл в нашу жизнь, но с какой целью: доброй или злой, станет ли компьютер для нас другом или врагом??? мы попытаемся ответить на эти вопросы.

   

 ЦЕЛЬ – выявить положительные и отрицательные стороны появления компьютера в нашей жизни, ответить на главный вопрос: компьютер – это друг или враг?

     Для того, чтобы раскрыть цель, мы решили сделать следующее:

  1. Узнать, как появился компьютер, кто его изобрёл.
  2. Узнать, для чего появился компьютер.
  3. Узнать, из чего состоит компьютер.
  4. Узнать, как правильно организовать рабочее место за компьютером.
  5. Узнать, какие правила безопасного поведения должны соблюдаться при работе с компьютером.

    И только после того, как мы узнаем много нового и интересного о компьютере, мы сможем ответить на вопрос: компьютер – это друг или враг?

     АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы подкрепилась ответами на наши предложенные вопросы.

  1. 100% ответивших считают, что компьютер является необходимостью в нашей жизни, поэтому у всех 100% дома и на работе имеются компьютеры.
  2. 100% ответивших умеют работать на компьютере, поэтому 70% ответивших много времени проводят за работой на компьютере (до 6 часов), 30 % ответивших с компьютером работают по мере необходимости и не очень часто.
  3. У 100% ответивших нет чёткого ответа на вопрос: компьютер – это друг или враг? Взгляд на этот вопрос двоякий.

   

ВЫВОД: выбранная нами тема актуальна, интересна, в духе современности и нам есть над чем поработать.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРОВ.

     

     Выполнение действий с числами испокон веков считалось трудоёмкой работой, поэтому люди пытались создать вспомогательные средства. Самое древнее из них – счёты, которые представляли собой деревянную раму с разноцветными шариками на проволоках. 5000  лет назад с их помощью производили сложение и вычитание. Изобретателем первой вычислительной машины считается Блез Паскаль (1623 – 1662). В 1641 году, в возрасте 19 лет, он построил машину для сложения и вычитания.

    Но к середине XIX века стала ясна нецелесообразность вычислительных машин, в которых каждая команда вводится вручную. Чарльз Бэббидж (1792 – 1871) пришёл к мысли записать на перфокарте команды для определённых повторяющихся вычислительных операций – в попытке создания механической вычислительной машины. На эту работу он потратил 30 лет жизни и уйму денег, однако творение не удалось: с помощью шестерен, передач, латунных штанг и прочих механических вспомогательных средств невозможно было реализовать проект. Это удалось лишь 100 лет спустя. Однако Бэббидж считается «отцом компьютера». Его «аналитическая машина» уже имела все узлы, содержащиеся в современных компьютерах: устройства для ввода и вывода  чисел, арифметическое устройство для четырёх основных  арифметических действий и узел с перфокартами.

     Во многих отраслях промышленности ежедневно требуется производить тысячи вычислительных операций. В 1935 году берлинский инженер Конрад Цузе (1910 – 1995) задумал автоматизировать эти процессы с помощью специальной вычислительной машины. Машина Цузе «Z 3» - первый в мире компьютер с программным управлением была создана  в 1941 году.

     Изобретатели других стран тоже работали над созданием автоматических вычислительных машин. В Англии в 1942 году был создан «COLOSSUS», который расшифровывал немецкие секретные послания.

     Первая вычислительная машина на электронных лампах  - «ENIAC» - была создана в 1947 году. Она была внушительных размеров и содержала 18000 электронных ламп.

    Примерно в это же время разработкой новаторских идей для компьютеров занимался родившийся в Будапеште, но проживавший в США Джон фон Нойманн (1903 – 1957). Он изобрёл первую автоматическую вычислительную машину с программируемой памятью – это революционное введение Нойманна.

     В дальнейшем , разработчики компьютеров конструировали разные запоминающие устройства, благодаря чему значительно повысилась скорость их работы.

     С 1955 года стали производить компьютеры на транзисторах – это второе поколение компьютеров; они считались в десять раз быстрее своих предшественников, но они были всё ещё очень большими и громоздкими и их изготовление было сравнительно сложным и дорогостоящим, поэтому компьютеры находились лишь в крупных фирмах, некоторых военных учреждениях и научно-исследовательских институтах.

     В 1962 году произошла революция в компьютерном мире – появился первый компьютерный чип – это такой конструктивный элемент, интегральная схема. На этом чипе уже можно было собрать более 600 транзисторов, несколько лет спустя – тысячи, а сегодня на квадратном сантиметре их умещается многие миллионы.

     Эти чипы назвали микропроцессорами. Только изобретение микропроцессора позволило сегодня каждому желающему иметь свой собственный компьютер и тому же прибор был так дешев, что теперь каждый мог позволить себе свой персональный компьютер – ПК. С этого момента и началось победное шествие ПК.

      Это привело к тому, что восторженные программисты-любители начали создавать более совершенные программы. В 1975 году Билл Гейтс и Пол Аллен основали фирму MICROSOFT – мировой лидер по продажам программного обеспечения. Они создали несколько операционных систем, такие как Windows, Word, Excel, Internet, которые в настоящее время встречаются в компьютерах повсеместно.

     

     Таким образом, появились супермощные компьютеры – суперкомпьютеры. Теперь компьютеры окружают нас повсюду. Через несколько будут созданы чипы в тысячи раз мощнее, чем нынешние. Возможно, на письменных столах мы уже не увидим сегодняшних компьютеров; вместо этого нас будут окружать умные записные книжки, коммуникационные центры и рабочие приборы. Предположительно, они будут понимать несколько тысяч произнесённых сов и команд. Крошечных микрофонов и динамиков будет достаточно для управления компьютеров.  

                                                     

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ.

                                                     

                                                      Первые компьютеры появились в начале 20 века. Это были огромные

                                                      машины, весом в несколько тонн. С развитием компьютерной

                                                      техники размеры машины становились всё меньше, а их                  

                                                      «способности» - всё больше.                                                    

                                                     

                                                   

Переломным моментом  в истории развития компьютера стало изобретение

 микросхем и создание на их основе супербыстрого  и очень маленького                          

«мозга» компьютера - процессора . Так, 1970-х (в СССР – 1980-х) годах  

началась эра персональных компьютеров, которые сегодня широко

используются на различных предприятиях и дома.

В наши дни персональный компьютер позволяет решать самые сложные задачи. Люди просто не представляют без него свою жизнь.

                                             Чарльз Бэббидж – английский изобретатель вычислительных машин с

                                                                                программным управлением.

МИР КОМПЬЮТЕРОВ

(ДЛЯ ЧЕГО ПОЯВИЛСЯ КОМПЮТЕР)

   Компьютеры окружают нас повсюду. Мы ежедневно пользуемся этими маленькими помощниками. В телевизоре и видеомагнитофоне они заботятся о хорошем качестве изображения. В мобильном телефоне превращают речь в цифровые сигналы, и наоборот, запоминают телефонные номера в телефонных книгах. В стиральной машине, плите, микроволновой печи они регулируют температуру, программы стирки и варки, помогают экономить энергию. В фотоаппарате рассчитывают правильную диафрагму и время выдержки. В карманном калькуляторе они производят основные арифметические действия.

    Более сложные компьютеры могут уже на входе определить по лицу, может ли войти этот человек – ключ становится не нужен. Они включают свет , как только человек вошёл, и регулируют отопление на желаемую температуру. В отсутствие жильцов они следят за датчиками пожарной сигнализации.

     Вне стен собственного дома компьютеры встречаются тоже на каждом шагу. В банкоматах они поверяют по информационной базе сумму на счёте.

    У велосипеда они измеряют скорость, запоминают усилия нажима на педали и вычисляют среднее и максимальное значение.

    В кассе магазина они расшифровывают штрих-код на товаре, запрашивают информацию о нём.

    В автомобиле они следят за работой мотора и других агрегатов.

    Некоторым людям компьютеры помогают решить проблемы со здоровьем. Компьютерный томограф предоставляет изображения внутренних органов человека. Как рентгеновский аппарат, он просвечивает пациента со всех сторон. Компьютер составляет из этих изображений объёмную модель. Он может даже выделить в цвете , например, вены, кости, раковые опухоли или показать течение крови. Такие изображения помогают не только при подготовке к операции, но также являются наглядным материалом для студентов-медиков. В слуховом аппарате крошечный чип фильтрует шумы, усиливая нужные частоты. Больному сердцу помогает работать в нужном темпе специальный кардиостимулятор.

    Вряд ли можно найти хотя бы одну профессию, которой не коснулась компьютеризация. Если раньше, например, архитекторы проектировали дома с помощью карандаша и линейки на чертёжной доске, то теперь это может делать компьютер. А когда чертёж готов, он может показать дом на экране со всех сторон – и даже изнутри.

     Способности компьютера рисовать используют также конструкторы автомобилей, самолётов и машин. Проекты легко перепроверить или изменить. Многие автомобили снабжены компьютерами: они управляют двигателем, вычисляют расход бензина на километр пути. Позволяют слушать компакт-диски и даже показывают на навигационной системе правильный путь.

     Вряд ли что-нибудь сегодня делается без помощи компьютера.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ.

        

РЕБЯТАМ НА ЗАМЕТКУ.

       Компьютер стремительно вошёл в нашу жизнь. Мы уже не представляем себе работу без использования компьютера. Некоторым людям он даже сумел заменить общение с книгами, друзьями, а иные даже живут в виртуальной реальности. Вот здесь компьютер поворачивается к нам с другой стороны – не как друг, а как вредитель. Но как бы то ни было, знание персонального компьютера необходимо. Только нужно не навредить себе и своему здоровью, нужно знать правила оборудования рабочего места и правила пользования персональным компьютером. Вот некоторые из них:

1.Помещение, в которых устанавливается компьютер, должно иметь искусственное и естественное освещение. Видеомонитор лучше устанавливать на северной стороне комнаты, чтобы избежать отражения солнечных лучей от экрана монитора. Если такой возможности нет, то на окнах должны быть жалюзи. Освещение не должно создавать бликов на экране. Естественный свет должен падать слева от видеомонитора. Экран видеомонитора должен находится от глаз пользователя на расстоянии 60 – 70 сантиметров или минимум 50 сантиметров.

2.Нельзя устанавливать компьютер в подвальных помещениях.

3.Помещения оборудуются заземлением.

4.Площадь рабочего места должна быть не менее 6 кв. метров.

5.Поддерживается микроклимат (проветривание после каждого часа работы и ежедневная влажная уборка).

6.Рабочий стол и стул должны быть удобными и соответствовать вашему росту. Вы можете сами проверить соответствие размеров вашего стола и стула, предварительно измерив их параметры по таблицам, которые располагаются ниже.

Высота одноместного стола для занятий с ПЭВМ.

Рост учащихся в обуви, см

Высота над полом, мм

Поверхность стола

Поверхность стула

116 – 130

520

400

131 – 145

580

520

146 – 160

640

580

161 – 175

700

640

Выше 175

760

700

Примечание: ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.

Основные размеры стула для учащихся и студентов.

Параметры стула, мм

Рост учащихся в обуви, см

116-130

131-145

146-160

161-175

Выше 175

Высота сиденья на полом

300

340

380

420

460

Ширина сиденья, не менее

270

290

320

340

360

Глубина сиденья

290

330

360

380

400

Высота нижнего края спинки над сиденьем

130

150

160

170

190

Высота верхнего края спинки над сиденьем

280

310

330

360

400

Высота линии прогиба спинки

170

190

200

210

220

Радиус изгиба переднего края сиденья

20-50

Угол наклона сиденья, град.

0-4

Угол наклона спинки, град

95-108

Радиус спинки в плане, не менее

300

     Но мы должны знать, что правильной организации рабочего места мало. Нужно соблюдать правила пользования компьютером.

ПОМНИТЕ!!! Продолжительность непрерывного занятия на компьютере не должна превышать 15 минут. После чего для профилактики зрения делается гимнастика для глаз.

РЕБЯТА!!! У ТОГО, КТО ПРОВОДИТ МНОГО ВРЕМЕНИ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ, НАРУШАЕТСЯ СОН, УХУДШАЕТСЯ САМОЧУВСТВИЕ И ПОРТИТСЯ ЗРЕНИЕ. Лучше почитать книгу или встретиться с друзьями, погулять на улице.

      Если мы будем соблюдать все правила, то компьютер будет для нас нашим помощником, а не помехой.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Б. М. Каган. Электронные вычислительные машины и системы. Москва, энергоатомиздат, 1985
  2. Под редакцией С. В. Симановича. Информатика. Базовый курс. Учебник для ВУЗов. Питер, 2005
  3. Под редакцией Н. В. Макаровой. Информатика. Москва, финансы и статистика, 2001
  4. В. П. Леонтьев. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. Москва, Олма-пресс, 2000
  5. Ю. Л. Кетков, А. Ю. Кетков, Д. Е. Шапошников. Школьная энциклопедия: персональный компьютер. Москва, научное издательство «БРЭ», «Дрофа», 1997
  6. Р 2.2.755-99 “Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”.
  7.  СанПиН 2.2.2.542-96 “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”
  8. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Компьютер друг или враг"

Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компью­терных игр, дать представление об Интернет-зависимости; форми­ровать положительное отношение к таким качествам характера, как самос...

Классный час Компьютер - друг, враг, помощник

Классный час поможет ответить на вопрос: компьютер - друг, враг или помощник?...

Классный час «Компьютер: друг или враг?»

Классный  час «Компьютер:  друг или враг?»Цели: обогащение жизненного опыта учащихся знаниями о влиянии компьютера на здоровье человека и способах профилактики заболеваний;Задачи:- развивать...

Классный час "Компьютер друг или враг?"

дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни....

классный час "Компьютер друг или враг"

Презентация и конспект классного часа помогут классному руководителю поднять важную  тему и заставить учащихся переосмыслить возможности использования компьютера. Способствует пропаганде ЗОЖ....