конфликт и выход из него
классный час (10 класс) по теме

 

Цель: рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношение между людьми (в школе, семье); развивать представления о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, и их созидательного потенциала; показать причины возникновения конфликтов и возможности разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов: отметить значение роли посредничества различного рода конфликтах.
Задачи:
 
Образовательные: учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт; ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт; формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
Развивающие: воспитать уважительное отношение к окружающим людям; формировать социально одобряемые формы поведения; на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt_i_vyhod_iz_nego.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конфликт и выход из него

Цель: рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношение между людьми (в школе, семье); развивать представления о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, и их созидательного потенциала; показать причины возникновения конфликтов и возможности разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов: отметить значение роли посредничества различного рода конфликтах.

Задачи:

Образовательные: учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт; ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт; формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие: воспитать уважительное отношение к окружающим людям; формировать социально одобряемые формы поведения; на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

Форма классного часа: тренинг, беседа, интерактивные игры.

Дидактический материал:

Оформление доски: записана тема «конфликт и выход из него». Вывешены плакаты с изображениями солнца;

Литература:

1.        Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М:Трикста, 2005

2.        Вишнякова Н.Ф. Конфликт- это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.-Минск, 1996

3.        Барыбина Т.В. Статья «Внеклассное мероприятие по теме «Конфликт», 2005

Ход урока

  1. Вступительное слово

Тема нашего классного часа – конфликт и выход из него. (приложение 15, слайд 1)

Сегодня на классном часе мы с вами рассмотрим представление о сущности конфликта, причины возникновения конфликтов и возможности решения большинства конфликтов и отработаем стратегии решения повседневных конфликтов (приложение 15, слайд 2).

В начале нашего занятия я расскажу вам притчу «Коробочка» (приложение 15, слайд 3).

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил не мало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочек. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?

- Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

- Как вы понимаете о чем эта притча, чему она учит?

- Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Все люди разные у нас могут быть разными не только внешность, возраст, социальный опыт, пол, но и нравственные ценности. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

  1. Ситуативный практикум.

У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт в котором вы участвовали. (ребята пишут слова,…. К доске прикрепляю солнце. Написав слова сдают листочки-облака)

- У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака.

- Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром..)

- Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда с вам происходила такая ситуация? (отвечают, а на доске записываем).

  1. Игры с элементами драматизации. Шуточная сказка «Мудрецы и слон» 

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

Под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Я расскажу вам старинную индийскую сказку,  а вы попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки (приложение 15, слайд 4).

  1. Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». . «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он – слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копьё», - воскликнул четвертый.

«Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».

«Нет, на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вы смеялись, когда я рассказывала эту сказку?

- В чем же было дело?

Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

- Ребята, как вы думаете почему я рассказала эти две притчи?

  1. Объяснение нового материала (приложение 15, слайд 5).

Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и  взгляды. Конфликт это инструмент, а конфликтная ситуация это среда, в которой может быть применен конфликт. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.  Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон (приложение 15, слайд 6).

   И даже в этом случае конфликт  еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения  оно может быть конструктивным и деструктивным.

Разрешение конфликта.

  1. конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
  2. деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (приложение 15, слайд 7).

-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями (приложение 15, слайд 8).

   Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д

  1. Разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций.

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Без конфликтов не возможно развитие общества. Конфликты между людьми происходят постоянно по разны причинам и на разных уровнях. Существует извечная проблема – отношение к конфликту (приложение 15, слайд 9).

Разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуацию в группе из 3-х человек с позиции 3-х птиц:

Голубь – вступает в конфликт и старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.

Ситуация. Трое одноклассников, живших по соседству, приобрели сообща роликовые коньки. В первый же день между ними произошел конфликт, так как каждому хотелось покататься подольше.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как лучше решать конфликты?
  2. Что должны учитывать участники конфликта?
  3. Как вы понимаете слова Пифагора: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»?

Физкультминутка

  1. Восстановление логических цепочек.

Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран) (приложение 15, слайд 10)

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные

в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное Расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)

Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(учитель читает описание поведения, дети угадывают.) (приложение 15, слайд 11).

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу: «Не против тебя, а мы вместе против проблем».

Игра «Сломанные квадраты»

Цель игры: тренер должен способствовать тому, чтобы ребята почувствовали значение коллективной работы, сравнили и попробовали соединить свое «Я» с «Мы» всей команды.

Я приглашаю по пять добровольцев в две команды. Перед каждой командой на отдельном столе лежат детали пяти квадратов. Каждый игрок получает по три детали, принадлежащих разным квадратам, но обозначенных одной буквой .

Полный набор квадратов состоит из пяти конвертов, содержащих кусочки картона разной формы, которые при правильной сборке образуют пять квадратов одинаковой величины (см. рис. 1)

Каждой группе выдается один такой комплект (приложение 16).

           

Каждая команда должна сложить за 10 минут пять одинаковых квадратов, при этом каждый участник складывает только свой квадрат.

Из остальных присутствующих на занятии образуется жюри, которое следит за тем, чтобы участники не разговаривали во время работы, не подавали ни каких знаков: жестами, звуками, глазами и т. п. Разрешается только отдавать детали молча конкретному человеку в команде. В случае нарушения правил, наблюдатели могут сказать только одно слово «Правила».

После окончания игры

- Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда складывали квадратики?

- Что чувствовали вы, когда наблюдали?

- Был ли в команде момент, когда все отчаялись?

- Были ли в ваших командах такие участники, которые сложив свой квадрат успокоились не думая о команде?

- Чему вас научила эта игра?

IV. Заключительное слово

Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятная как сама жизнь. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

    Разработанные практическими психологами «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» (приложение 15, слайд 12) очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ. В этом слове количество букв соответствует количеству заповедей:

    К – критику по возможности устранить!

    Она нежелательна, ибо выступает в роли психологического топора или зеркала, в котором человек выглядит уродом. В случае неизбежности критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

    О – ответственность на 100 % брать на себя!

    Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

    Н- непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

    Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

    Ф – фон конфликта не расширять!

    Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

    Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

    По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

    И – интересы искать общие!

    Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

    К – конструктивное решение искать сообща!

    Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

    Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

    Это психологически мудро и выгодно. Стакан, наполовину наполненный водой, можно рассматривать и как наполовину пустой, и как наполовину полный. Отсутствие мудрости – это не преступление, но потеря многих возможностей.

Памятка ученикам (приложение 17)

Формула успешного решения школьных конфликтов

1.        Доброжелательность.

2.        Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

3.        Тактичность.

4.        Разговор по существу.

5.        Поиск компромисса

6.        Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения

7.        Соблюдение чужого персонального пространства

8.        Правильный выбор роли

9.        Умение слушать и слышать друг друга

10.        Справедливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Конфликт и выход из него"

Презентация "Конфликт и выход из него"...

Конфликт. Пути выхода из конфликта.

Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....

Статья по психологии "Конфликт. Пути выхода из конфликта."

Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....

Внеклассное мероприятие «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

Данное мероприятие разработано и проведено в 9 классе специальной коррекционной школы VIII вида г.Лабинска. Форма проведения: круглый стол. Тема для данной категории детей очень актуальна, так как кон...

Классный час "Конфликт и выход из него"

Форма классного часа с использованием тренинга и интерактивных игр...

Внеклассное занятие Конфликты и выходы из него

Конфликт – это взаимодействие двух или нескольких людей, имеющих взаимоисключающие цели (по крайней мере, воспринимаемые ими как таковые) и реализующих их один в ущерб другому. В основе любого ко...

От дружбы, до конфликта - один шаг. История одного школьного конфликта и выход из него.

Соперничество в конфликте,  кто - кого было  очевидно.Присутствующие, пытались направить разговор в конструктивное русло, но родители,ориентированные исключительно на свои интересы, как будт...