Мы выбираем жизнь!
методическая разработка по теме

Матвеева Ольга Васильевна

Методическая разработка серии занятий с подростками группы риска о вреде курения, алкоголя и наркомании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка серии занятий с подростками группы риска по теме «Мы выбираем жизнь!» (о вреде курения, алкоголя и наркомании)

Занятие 1  «Курение и здоровье»

Цели занятия:

1. Дать учащимся представление о возможных способах отказа от не-  желательного действия.

2. Сформировать у участников группы навык отказа от действия в опасных для благополучия, здоровья и жизни человека ситуациях.

3. Дать учащимся представление о несостоятельности поводов для употребления табака.

План занятия:

1. Отказ от нежелательного действия.

2. Отработка умения отказа от нежелательного действия.

3. Основной вывод занятия.

Ход занятия

А сейчас мы с вами поговорим о курении. Как курение влияет на наше здоровье.

То воздействие курения на наш организм, которое мы можем увидеть – это изменения внешнего вида  и внутреннего состояния человека и каково его влияние на работу внутренних органов.

Первое упражнение «Строение человека»

Сейчас мы с вами поделимся на 4 группы и попробуем определить, на какие органы оказывает влияние курение (Вывешивается плакат и закрашиваются органы, на которые влияет табак.) Ответ: курение оказывает влияние на губы, зубы, гортань, легкие, трахею, сердце, кожу.

Второе упражнение «Причины курить и не курить»

Сидя в кругу ученики должны говорить причины, почему люди курят и не курят. Все причины записываются на доске. После завершения упражнения надо отметить, что причин не курить больше, чем курить.

Третье упражнение «Отказ от нежелательного действия»

Учитель: «Всем нам известно, что курение может быть вредным и опасным для здоровья человека. Однако в жизни у многих людей бывает ситуация, когда им предложили закурить и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о возможных последствиях. Поэтому становится понятно, что, кроме убеждения не курить, необходимо еще наличие умения отказываться от него. Умение разными способами отказываться от чего-то ненужного и нежелательного крайне важно для человека».

(Сидя в кругу, дети, передавая по очереди сигарету, должны уговорить другого закурить.)

Давайте теперь подумаем, какие способы отказа от курения могут быть (все записать на доске)

 Следует отметить, что в зависимости от ситуации выбирается та форма отказа, которая является более или менее категоричной.

Примерно подобный список можно представить следующим образом (формы отказа здесь представлены, начиная наиболее мягкой и заканчивая наиболее жесткой):

1. Объяснить причины отказа.

2. Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое).

3. Сделать вид, что не слышал.

4. Просто сказать «нет» (не споря и не объясняя причин отказа).

5. Сказать «нет» и уйти.

6. Уйти или убежать, ничего не говоря.

Четвёртое упражнение «Отработка навыка отказа от нежелательного действия»

Ведущий: «Мы с вами разобрали, какие существуют формы отказа от нежелательного действия. Каждый такой отказ может применяться в определенной ситуации. Чем опаснее является идущее от кого-то предложение, чем больше исходит от него угрозы благополучию, здоровью и жизни человека, тем более категоричным должен быть отказ (вплоть до последней его формы - бегства)».

Каждому дается карточка, на которой написана  определенная ситуация, требующая отказа в действиях :

• девочка приглашает на день рождения подругу, у которой дома лежит больная бабушка;

• мальчик просит одноклассницу дать списать домашнее задание;

• один из курящих подростков предлагает сигарету проходящим мимо ребятам;

• девочка уговаривает подругу вместо уроков пойти посмотреть новый видеофильм;

• незнакомый человек предлагает девочке подвезти ее;

• взрослый уговаривает мальчика украсть CD-диск из палатки.

Задание отвечающему:

Подумать, какой из предложенных способов отказа (из написанных на доске или ватмане) лучше всего подходит к представленным ситуациям и почему, и проговорить вслух.

 Основной вывод занятия

Так как курение наносит вред здоровью человека и его жизни, необходимо уметь отказываться от курения , невзирая на те ложные аргументы, с помощью которых кто-либо пытается заставить нас это сделать.

Рефлексия

Давайте обсудим наше занятие и сформулируем  правила, помогающие бросить курить. (В конце занятия учитель раздаёт памятки подросткам «10 правил, помогающих бросить курить)

10 правил, помогающих бросить курить

1. Решительно настроиться. После курения чистить зубы.

2. Назначить дату, когда бросить курить, и придерживаться её. Не тянуть резину - чем быстрей, тем лучше.

3. Разломать все сигареты, зажигалки и выбросить!

4. Избегать мест с сильным табачным дымом и курящих друзей, пока полностью не отвыкнешь от никотина. Если приглашают пойти покурить, то решительно отвечать: "Я не курю" и назначать встречу для бесед в местах, где курение запрещено.

5. Вместо того чтобы взять сигарету, пить много воды. Жидкость очищает организм.

6. Критически относиться к рекламам сигарет. Не давать себя одурачить. Не ожидать чуда - лучше действовать.

7. В те моменты, когда тянет покурить, жевать резинку либо сосать мятные леденцы. Заняться интересным делом: спортом, работой, чтением, пойти на прогулку, писать письма, разгадывать кроссворды и пр.

8. Ежедневно откладывать деньги, которые обычно тратил на курение. В конце месяца посчитать их. Купить на эти деньги себе то, чего давно хотелось и что действительно нужно.

9. Не говорить о том, что бросаешь курить, а действительно, сознательно и молча ХОТЕТЬ прекратить курение.

10. Помнить, что курящие люди:

- чаще страдают разными болезнями, а на лекарства уходит основная часть бюджета курильщика;

- смерть наступит значительно раньше, чем у некурящих;

- не принимаются на работу в престижные и высокооплачиваемые фирмы;

- штрафуются за курение в общественных местах;

- не приглашаются в гости к семьям некурящих.

Занятие 2  «О вреде алкоголя»

Оформление класса

• Плакат «Пьянство — есть упражнение в безумии» (Пифагор).

• Экран для просмотра фильма.

Занятие начинается с просмотра отрывка из кинофильма «Не валяй дурака!»

Учитель (после просмотра). Почему поведение героев фильма вызывает смех? Какие еще эмоции у вас возникают при виде пьяных людей?

Ученики делятся своими впечатлениями от увиденного и отвечают на вопросы учителя.

Учитель (подводит итог сказанному). Пьянство — это зло, так как поведение пьяного человека непредсказуемо, а, значит, в результате может произойти любая трагедия. Давайте заглянем в прошлое и послушаем, когда и где появился алкоголь.

Первый ученик. Чистый спирт начали получать арабы в VI-VIII вв. и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство.

Учитель. Существует мнение, что пьянство на Руси — старинная традиция русского народа. Так ли это на самом деле?

Второй ученик. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.Н. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Пьянство в будние дни считалась грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в городах их было несколько. В корчме подавали различного рода напитки, содержащие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, меды, квасы. Кстати, хмельной квас — истинно русский напиток, названный, вероятно, в честь вещего Квасира, божества скандинавских народов, с которыми наши предки вели торговлю.

Третий ученик. Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Начиная с правления Ивана III, государство стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в кабаках. При Иване Грозном корчмы уничтожались и насаждались царские кабаки. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и доносили властям. Провинившихся подвергали штрафу и «правету»: их били тонкими палками-батогами, часто забивая до смерти.

Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех.

В 1885 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя это заботой о здоровье народа. Но было уже поздно.

Учитель (задает вопрос, вовлекая учеников в дискуссию). Сейчас никто насильно не заставляет людей пить. Так почему же люди продолжают это делать?

Звучат ответы учащихся.

Учитель. О причинах употребления спиртных напитков задумывались многие выдающиеся люди. Послушаем их.

Четвертый ученик. Вот как об употреблении спиртного с убийственным сарказмом написал английский поэт Роберт Бернc:

«Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьбы и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин

И просто пьянство— без причин!»

(Перевод С.Я. Маршака).

Пятый ученик. Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае...»

Шестой ученик.

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна,

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну, и пей другую,

И седьмую и восьмую, —

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну, а если не могу я,

Ну, а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит, я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

Владимир Котов

Учитель. Рассмотрим, какой вред организму наносит алкоголь.

О вреде алкоголя может рассказать врач-нарколог или специально подготовленные ученики, выступающие в роли экспертов.

Первый эксперт. Ученые долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах, животных. Все опыты показали, что алкоголь вреден для живых организмов, в том числе и для людей. Если какие-либо семена положить в чистую воду, то вскоре они прорастут. Однако если в стакан воды вылить чайную ложку спирта, то ростки этого же растения будут слабыми, неспособными к жизни. Если же в стакан добавить еще 2 ложки спирта, ростки и вовсе погибнут. Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.

Весьма интересны опыты, проведенные над насекомыми, птицами и животными, на которых алкоголь оказывает вредное влияние. При попадании спиртового раствора в улей, через некоторое время пчелы прекращали рабочие вылеты и начинали вести себя странно: целыми днями оставались в улье и гудели, абсолютно забывая о работе. Ученые установили, что и у птиц, и у животных поведение под действием алкоголя становится похожим на поведение пьяного человека.

Второй эксперт. Писатель А. Серафимович в своем рассказе «Гуси» описывает забавный способ поимки диких гусей: вечером на берегу на месте кормежки гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят этот горох и пьянеют, а самое главное — теряют своих часовых. В таком состоянии их просто ловят «голыми руками». А вот когда смешивают спирт с молоком и дают собаке, то она начинает бросаться даже на знакомых людей и теряет волю.

Проводили также опыты и на выявление влияния алкоголя на потомство животных. В помете у морских свинок, некоторое время употреблявших небольшие дозы алкоголя, сразу же погибли 54 детеныша из 88 родившихся. У морских свинок, «употреблявших алкоголь», погибает при родах 89% детенышей, а в «безалкогольной» группе— лишь 18%. Какие выводы можно сделать, исходя из опытов, проведенных с животными? Те из них, в чью пищу примешивался спирт, приобретают отрицательные для организма свойства, которые передаются из поколения в поколение.

Если приучать животных к спиртному, то через некоторое время в любом из них может появиться постоянная потребность в алкоголе. Если через месяц перед ними поставить две емкости с чистой водой, то животные начнут вести себя как алкоголики-люди: метаться из стороны в сторону в поисках «хмельной воды», сердито ворчать, бросаться на клетку, ввязываться в драки с другими животными и своим поведением показывать, что хотят спиртного.

Учитель. В чем причина такого поведения? Пища с алкоголем обладает именно таким коварным свойством: если человек или животное вкусило ее, то и далее в нем рождается неистребимое желание к такой пище. Это объясняется наркотическим действием алкоголя. Систематическое применение алкоголя разрушает силу воли человека, и тяга к пьянству становится привычкой.

Третий эксперт. Физиологи выяснили следующее: алкоголь в организме остается надолго. Более двух недель длится его вредное действие на организм. Даже после одного приема небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15 суток.

Люди, употребляющие спиртное еженедельно, хотя бы раз, никогда не смогут очиститься от алкоголя. В этом случае затормаживается нормальная деятельность головного мозга, человек теряет контроль над собой. Большой вред наносится сердцу. Оно досрочно изнашивается, и жизнь человека сокращается примерно на 8 лет.

Происходит раннее старение организма, наступает ранняя смерть. 95% увлекающихся спиртными напитками обречены на заболевание гастритом и другими болезнями желудка. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих. Алкоголизм ведет к слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождается от пьющих родителей.

Четвертый эксперт. В древнем мире до 26 лет запрещали употреблять спиртное, так как считали, что до этого возраста человеческий организм является не полностью окрепшим. Сегодня алкоголизм молодеет. Если в 1925 году подростков, употреблявших алкоголь, было 16,6%, то сейчас эта цифра достигла 95%.

Учитель. Посмотрим, как народ относится к пьянству.

Звучат пословицы и поговорки о вреде алкоголизма.

Учитель. Давайте подумаем, как избежать употребления спиртных напитков?

Ученики отвечают на вопрос учителя. Суть ответов сводится к следующему:

• занятия физкультурой и спортом;

• соблюдение режима дня;

• проявление силы воли.

Рефлексия

Было ли полезным для вас проведенное  сегодня занятие?

Ответы учеников.

Занятие 3"Наркомания - знак беды"

Цель мероприятия: Улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и личности в целом, и содействие в становлении ЗОЖ.

Задачи:

  1. рассмотреть виды наркотических веществ;
  2. выяснить причины толкающие подростков к употреблению наркотиков;
  3. назвать факторы, способствующие распространению наркотиков в молодежной среде;
  4. познакомить учащихся с уголовной ответственностью предусмотренной за хранение, сбыт и употребление наркотиков;
  5. рассмотреть более подробно последствия употребления наркотиков;
  6. по возможности уровнять психологическую подкованность подростков с подкованностью наркодельцов.

Учитель. Мы продолжаем наш разговор. Нравится это кому-то или нет, но факт остается фактом, наркотики - проблема № 1 в молодежной среде и не только в России, но и во всем мире.

Цель нашего разговора - по возможности уравнять вашу психологическую подкованность с подкованностью наркодельцов, которые могут вам встретиться в жизни. А чтобы не попасть в их ловушки, вам нужны определенные знания.

Первый ученик. Но что такое наркомания? Ведь кто-то и кофе, и табак считает наркотиком, другие же говорят, что анаша и марихуана практически безопасны. Кто же прав? Если мы заглянем в медицинскую энциклопедию, то сможем прочитать следующее: Термин "наркомания - частный по отношению к более общему - токсикомания. Дело в том, что вызывать наркотическое состояние могут многие вещества, и все они, без исключения, ядовиты. Это весьма широкий круг веществ - от лекарств, обладающих психотропным эффектом, до средств бытовой химии. Алкоголь и никотин - тоже наркотические вещества, и пристрастие к ним в широком смысле тоже является токсикоманией".

Учитель. Да, страшно подумать, что будет с нашим обществом через 10-20 лет. А как вы считаете, какие причины толкают подростков к употреблению наркотиков?

Ученики. (предполагаемые ответы):

Уйти от жизненных проблем (неудачная любовь, трудности в школе, ревность к наиболее удачливым, разлад с родителями).

А я думаю, подросток хочет испытать необычные ощущения.

Испытать неведомое.

Я согласна с вашим мнением, а еще причиной может быть желание выделиться, стать продвинутым, значительнее, круче.

Некоторые подростки считают, что, употребляя наркотики, они тем самым приобщаются к образу жизни модных певцов, музыкантов.

Бывает, просто от скуки.

Причиной может быть и влияние старшего по возрасту.

Я уверена, что некоторые подростки хотят противопоставить себя родителям, которые ругают наркотики, а сами употребляют алкоголь и табак.

Учитель. Кто еще хочет высказаться?

Второй ученик. Я считаю, что сегодня мы должны назвать факторы, способствующие распространению наркотиков.

  1. Доступность наркотиков.
  2. Экономическая нестабильность.
  3. Недостаточная информация о вреде алкоголя, табакокурения и наркотиков.
  4. Неблагополучная обстановка в семьях, в учебных заведениях.

Учитель. Каждый из нас должен решить для себя, есть ли в его жизни место наркотикам.

Третий ученик. Мне бы хотелось остановиться более подробно на последствиях употребления наркотиков. Последствия употребления наркотиков подразделяются на медицинские, психологические и социальные:

Медицинские:

  1. Депрессия.
  2. Передозировка.
  3. Судороги.
  4. Воспаление вен из-за нестерильных шприцов.
  5. Заражение крови.
  6. Легочная эмболия.
  7. Бактериальный эндокардит.
  8. Гепатит.
  9. Врожденные дефекты и уродство.
  10. СПИД.

Психологические:

  1. Привыкание.
  2. Страх.
  3. Самоубийство.

Социальные:

  1. Домашние скандалы.
  2. Потеря друзей.
  3. Потеря работы.
  4. Арест.
  5. Кражи.
  6. Побои.

Четвертый ученик. Удивительно, все знают, что употребление наркотиков вредно для здоровья, ведет к деградации личности, но, тем не менее, очень мало людей, находящихся на стадии привыкания, обращаются за помощью. Почему? На наш взгляд, возникшая ситуация связана, с одной стороны, с умелым использованием распространителями наркотиков неосведомленности подростков, а с другой - с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.

Миф первый: Попробуй - пробуют все. Это не так: 80% подростков никогда не пробовали наркотиков.

Миф второй: Попробуй - вредных последствий не будет. Это ложь. К некоторым наркотикам зависимость формируется с 1-2 раза. Кроме того, в связи с индивидуальными особенностями возможна гибель при первой же инъекции.

Миф третий. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием. Нет, при употреблении наркотиков страдает воля, и даже с помощью врачей излечиться от наркотической зависимости сложно.

Миф четвертый. Существуют "безвредные" наркотики. Таких не существует. Все наркотики ядовиты для организма.

При формировании психической зависимости наркоманом овладевают заблуждения:

- это не болезнь, лечиться не от чего;

- я могу расстаться со своей привычкой в любой момент;

- я самостоятельно буду считать дозы или уже с завтрашнего дня сменю наркотик (чтобы не привыкнуть) на более слабый, а к врачам обращаться не стоит;

- это помогает мне жить на пределе возможностей. Становлюсь умнее, раскованнее, в голову приходят блестящие идеи;  

- если бы другие были чуть-чуть добрее и человечнее, со мной ничего такого бы не случилось;

- лечиться совершенно бесполезно.

Поскольку наркоманом владеют такие заблуждения, он не может сам обратиться за помощью. Если среди ваших знакомых есть люди, хотя бы изредка употребляющие любые наркотики, это люди, нуждающиеся в помощи, помогите им понять себя и осознать, что наркомания - болезнь, которую нужно лечить.

Рефлексия.

Первый ученик. Друзья, давайте подведем итог. В чем заключается социальная опасность и вред наркомании? В-1: Во-первых, наркоман - объективно плохой работник, поскольку физическое его состояние неудовлетворительное.

Второй ученик. Во-вторых, наркоман - субъективно плохой работник, так как все мысли его заняты поиском наркотического вещества.

Третий ученик. В-третьих, наркоманы наносят обществу материальный ущерб, являясь источником несчастных случаев, вызывая аварии, портя имущество.

Четвертый ученик. В-четвертых, наркоманы наносят обществу моральный ущерб, совершая правонарушения - воровство, грабежи, проституция, растраты и т.д.

Пятый ученик. Наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, не давая близким возможности для нормальной жизни.

Шестой ученик. В-шестых. Наркоманы совершают преступления по отношению к потомству, отравляя своих будущих детей.

Седьмой ученик. В-седьмых, наркоманы деградируют физически и морально, не оправдав ожиданий родителей. При этом они успевают втянуть в этот порок других людей.

Восьмой ученик. В-восьмых, употребление наркотиков безнравственно само по себе. Для наркомана понятия добра и справедливости утрачивают свою значимость.

Все. Вот почему наркотикам нужно сказать - НЕТ!

Учитель. Ну что же наш разговор подошел к концу. Хочется надеяться, что он будет для вас небесполезным, ведь как гласит латинская пословица "учимся не для школы, учимся для жизни".

Список литературы.

Б.М. Левин "Наркомания и наркоманы" Москва "Просвещение, 1991

В.Н. Ягодинский "Уберечь от дурмана" Москва "Просвещение", 1989

Д.В. Колесов "Учителю о наркомании" Москва Московскиё Психолого-Социальный Институт, 1999

Журнал "Воспитание школьников" №7 стр. 53-59, №8 стр. 48-52 (2002г.); №7 (2001г.) стр. 40-42.

Н.Н. Исмуков. "Жизнь без наркотиков". (Программа предупреждения и преодоления наркотической зависимости). Издательство: торговый дом Гранд. Москва 2001 год

В. Д. Казьмин. "Опасный рикошет". ( О влиянии курения на организм женщины и потомство). М.; Знание, 1987 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления агитбригады "Мы выбираем жизнь"

Данный сценарий составлен для пропаганды здорового образа жизни во Всемирный день "Отказа от курения". Возрастная категория учащихся 8-11 классы. ...

я выбираю жизнь!!!

проблемы наркомании...

"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни

"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...

"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»

Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....