Классный час «Воинам-афганцам посвящается…»
классный час (10 класс) по теме

Данное мероприятие построено на основе воспоминаний воинов - интернационалистов, стихотворений и песен об "афганской" войне в исполнении самих учащихся.Форма театрализации позволяет учащимся прочувствовать атмосферу событий в Афганистане. Обеспечить успех классного часа позволило тесное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогами, социумом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Воинам-афганцам посвящается…»

В 10Б классе МКОУ СОШ № 4

Классный руководитель: Никонова Ирина Геннадьевна

(Горят свечи. Звучит «Лунная соната» Бетховена в исполнении ученицы)

Учитель: 15 февраля. Для многих это был обычный будний день. В этом году – среда. Но – не для всех. Для кого-то – это дата. Кусочек жизни. Длиною в год. В два. Или чуть больше. Мало ли, смена не пришла к сроку. А как придёт, её ведь тоже… Чему-то научить надо.

И этот кусочек жизни навсегда остался там, в далекой стране.

Сейчас для них, уже полысевших или убеленных сединами людей, 15 февраля - не просто День вывода советских войск из Афганистана. Для них он – День памяти.

Только для них? А может, и мы вспомним тех тогда ещё пацанов и девчат, с иногда веселыми, иногда грустными, в меру хитрыми, в меру честными, но всегда, даже в зимнюю стужу, загорелыми лицами?

Ведущий1: 

Высоко, высоко над землей синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

«Боевым награждается орденом»...

Это значит, что где-то в ночной тишине

Злые пули надрывно свистят

И что в этой борьбе, как на всякой войне,

Жизнь и смерть снова рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою

Твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду свою,

Наших окон приветливый свет.

Охраняя все то, чем мы так дорожим,

Он ведет этот правильный бой.

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь

От беды заслоняя собой.

Высока, высока над землей синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышим слова:

«Боевым награждается орденом»...       

Ведущий 2: Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось: ложь и правда вместе.

Песня «Афганистан» (Звучит песня в исполнении ученицы)

Ведущий 1: Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там.

Ведущий 2:  Впервые вопрос  о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.  Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

Ведущий 2:  25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.

В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР  «Зенит » и  «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.

На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Ведущий 3: 

Всего лишь час до вылета нам дан, 
Всего лишь час последней передышки. 
Сказали нам: летим в Афганистан. 
В Кабул летят вчерашние мальчишки. 
Сегодня мы не пишем не строки. 
И, куполам свою судьбу доверив, 
Опустимся в афганские пески, 
И сапогами скалы будем мерить…

(Звучит песня «Бойцам «Альфы» + ролик)

Учитель: У этой войны еще нет истории. Она не написана. Но у неё есть свидетели. И они хотят быть услышанными. Они хотят быть нужными правде и памяти.

В Афганской войне приняло участие много  наших земляков. Для каждого солдата  годы  службы навсегда останутся в памяти.

Сегодня у нас в гостях Дюжева Елена Александровна и Хлюпин Дмитрий Рудольфович (Вручить цветы гостям)

(Беседа с участниками военных действий в Афганистане.)

Ведущий 1:  В разные годы через Афганистан прошло около 600 000 солдат и офицеров. 23 года назад, 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут через контрольно-пропускной пункт “Кушка” последним пересек границу генерал-лейтенент Пищев, а “мост дружбы” через Аму-Дарью – генерал-лейтенант Громов.

(Звучит песня «Мы уходим»+ ролик)

Ведущий 2:  7-го февраля погиб сержант Ляхович. Ему было суждено стать последним солдатом, убитым в Афганистане. Своей смертью он, как бы, поставил точку в той войне.

Учитель: Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, 572 военнослужащих КГБ, 29 сотрудников МВД, 190 военных советников, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек инвалиды 1-й группы. Государство в неоплатном долгу перед семьями погибших.

Ведущий 1:  Это наши земляки, погибшие на полях той войны.

Андрей Пургин окончил техникум 28 июня 1982 года и уже 4 июля был призван в армию. В Афганистане с октября 1982 года, служил в 317-м гвардейском парашютно-десантном полку. Неоднократно принимал участие в боевых операциях. 19 октября 1983 года гвардии рядовой Андрей Пургин погиб.

Ведущий 2: В октябре 1982 года Андрея призвали в Вооруженные Силы. В апреле 1983 года был направлен в Афганистан, в 45-й инженерно-саперный полк. На счету командира саперного отделения младшего сержанта Митьковского несколько десятков обезвреженных мин. 4 августа 1984 года при выполнении боевой задачи по минированию подступов к части Андрей подорвался на фугасе, установленном мятежниками. Андрей посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Ведущий 3: 8 октября 1983 года Александр Баталов призван в армию. С апреля 1984 года командир отделения младший сержант Александр служит в Афганистане, в 181-м мотострелковом полку. Участвовал в 8 боевых операциях. 26 июля 1985 года в ходе боевой операции в ущелье Панджшер бронетранспортер, в котором находился сержант Баталов, подорвался на мине и подвергся обстрелу. Александр был ранен, но продолжал вести бой, пока моджахеды не отступили. Александра эвакуировали в госпиталь, но 29 июля он скончался от полученных ран. Награжден медалью «За боевые заслуги».

Ведущий 2: Олег Владимирович Кабаков был призван в армию 16 октября 1984 года. В марте 1985 года направлен в Республику Афганистан, в 122-й мотострелковом полк под Ташкурган. Рядовой Кабаков принимал участие в 6 боевых операциях и реализации разведданных по ликвидации бандформирований мятежников. 18 ноября 1986 года в составе группы разминирования Олег выехал в район населенного пункта Хайратон для проверки состояния минных заграждений вокруг гарнизона. Во время выполнения боевого задания группу неожиданно обстрелял противник, Олег был смертельно ранен. Посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Ведущий 1: Наши земляки Баюр Олег Иванович, Романов Алексей Юревич, Клещев Александр Филиппович, Важенин Сергей Павлович за свои подвиги награждены посмертно орденом Красной Звезды.

Учитель:

Война, война… Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин...

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.       Минута молчания

 (Звучит песня А. Розенбаума «В Черном тюльпане» + ролик)

Ведущий 3: 

Уже идёт которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызнулась горячо,
В песках скрывая признак каравана,
Все было, все осталось за плечом,

Но век мне не забыть Афганистана.
Я вспоминаю снежный перевал,
Где выше нас бывали только Боги,
Там редко автомат мой остывал,
И часто в кровь разбиты были ноги. 
А память, как в замедленном кино, 
Прокручивает фильм воспоминаний:
Друзей, которых нет уже давно,
Ко мне приводит в дом из дальних далей.
Война свои подарки раздала:
Кому звезда на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала догола,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет,
Нельзя нам забывать Афганистана.

Ведущий 1:   Об Афганистане и поныне ходит множество слухов и домыслов. Одни рождаются от нехватки информации, другие – преднамеренно. К этой войне люди относятся и поныне не одинаково. Одни – сердцем её воспринимают, другие говорят – я там не был, не моё это дело. Но знайте, что эта война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 21 день!

Ведущий 3: 

Ты мне снишься ночами, Афган,
Хоть прошло долгих двадцать  лет…
Я давно не сопливый пацан,
Только твой не истерся след.

Не медалями на груди
И не льготами, коих нет…
А друзьями, что там, позади
Да и кровью оставлен след.

След от пота, что ест глаза,
След от пули, когда стрельба,
След, когда по щеке — слеза,
След, что люди зовут Судьба.

Злость прошла на своих врагов,
Боль притупилась старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя, Афган.

Ведущий 2: Мы не забудем те жаркие дни, мы не забудем тех, кто навсегда остался лежать в чужой земле. Эта память нужна не только участникам огненных событий, но и нам, кто не познал военного лихолетья. Чтобы не повторить вновь кровопролития, чтобы наши матери не теряли своих сыновей, пусть мир и благополучие торжествует на всей планете.

Учитель: Дорогие ребята! Пусть вам никогда не придётся испытать того, что пришлось испытать этим ребятам. На столах у вас лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы; белый – равнодушие. - Таким образом, получился вечный огонь и мне радостно, что равнодушных сегодня не было.

Учитель: Провести этот классный час мне помогли: ведущие Семёнова Анна, Минина Валерия, Лисицын Сергей, исполнители песен Черемных Анна, Летуновская Анна, исполнитель музыки Андрущак Наталья, а также Бадтрдинов Анатолий, Рудяк Наталья,  заведующая школьным музеем Акулова Е. В.

Спасибо всем!

(Звучит песня «Афганский вальс» в исполнении ученицы)