"Хочу! Могу! Надо!"
классный час по теме

Лопарева Светлана Васильевна

Разработка внеклассного мероприятия по профориентации для 8-9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_mogu_nado.docx79.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Добрыниховская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации

«Хочу. Могу. Надо»

Труд избавляет нас от трех

 великих зол: скуки, порока и нужды.

Ф. Вольтер

Цели:  оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути;

Задачи:

  1. формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
  2. активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
  3. выявление склонности к определенному типу профессий;
  4.  формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Теоретический материал
  1. Я хочу!
  1. Упражнения для разминки
  2. Тест-опросник «Карта интересов»
  3. Упражнение -самоопределение «Я хочу быть»
  4. Ситуация-проба
  1. Я могу!
  1. Знания и умения
  2. Физические и психологические качества
  3. Психические качества личности
  4. Упражнение «Карта развития трудовых психофизических качеств»
  5. Упражнение «Что говорят карты?»
  6. Нравственно-волевые качества в труде
  7. Упражнение «Я могу быть»
  8. Ситуация-проба
  1. Я надо!
  1. Упражнение-дискуссия «Кто нужен нашему поселку?»
  2. Упражнение «Учет обстоятельств»
  3. Ситуация проба
  1. Рефлексия.

Ход мероприятия

Я хочу!

 Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах
Успешный был конец.

И. Крылов

«Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. (Конституция РФ, ст. 37).

Упражнения для разминки

а) Назовите (запишите) как можно больше профессий и специальностей, начинающихся с этой буквы (указывается конкретная буква).
б) Называется какая-либо профессия, далее каждый следующий
называет профессию. в чем-либо близкую (токарь - слесарь - монтажник - ... ), объясняя их сходство.

Итак, мир профессий - перед вами. Надо определиться с выбором. Вопрос «быть или не быть?» еще не стоит перед вами, а вопрос «Кем быть?» должен быть  решен уже сейчас.

Мотивационная база выбора профессии - потребности, проявляющиеся в желаниях, интересах, склонностях человека.

В обыденной жизни интересы и склонности выражаются глаголом «я хочу ... ». Характер этого «хотенья» может быть пустым, как у гоголевского Манилова, или сопровождаться действиями - стремлением, усилиями, настойчивостью. Так «хотели» Ломоносов, Горький, Маресьев, добиваясь поставленных целей.

Содержание интересов и склонностей - самое разнообразное; в области труда они могут быть направлены в любую профессиональную сферу. Однако удовлетворить потребности и интересы «Я хочу ... » В жизни далеко не просто.

Первая преграда на этом пути - качества самого человека:
есть физиологические и психологические пределы, которые определяют возможности личности в осуществлении данной деятельности (что может конкретный человек -
«Я могу ... » ).

Кроме того, существуют общественные ограничения индивидуальных желаний: они заставляют человека поступать в соответствии с общественными нормами «Я - надо»).

В области профессионального самоопределения большое значение имеет изучение направленности и содержания интересов ~ личности. Для этого используются различные способы - от простого наблюдения (самонаблюдения) за успехами в усвоении учебных дисциплин до специальных анкет и опросников.

Упражнение
«Карта интересов»
 (Приложение 1)

В каждой из строчек подсчитывают отдельно количество плюсов и минусов.

После подсчета плюсов и минусов следует выделить 3-4 строчки, содержащих наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым числом плюсов, то преобладающими следует считать те, которые содержат меньшее число минусов. Строчки с преобладанием плюсов необходимо учитывать прежде всего при оценке направленности интересов ученика. Однако обоснованные советы по выбору профессии могут быть сделаны только после анализа строчек с наибольшим количеством минусов и специальной индивидуальной беседы с психологом.

Данные, полученные с помощью настоящей методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждой строчке.

Оценка степени выраженности интересов

Количество набранных плюсов

Степень выраженности интереса

или минусов

от +8 до +12

ярко выраженный интерес к данной области

от +5 до +7

выраженный интерес

от +1 до +4

интерес выражен слабо

от -5 до -1

интерес отрицается

от -12 до -6

высшая степень отрицания

Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. У человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Например, Р. Вагнер обладал одновременно музыкальными и литературными талантами, а А. Пушкин и Т. Шевченко, помимо поэтического дара, были незаурядными художниками,
компо
зитор А. Бородин был крупным химиком. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя, по несколько раз меняли профессию. Наряду с фактами раннего развития способностей (В. Моцарт, В. Серов, Н. Рушева, Л. Ландау и др.) имеется немало примеров того, что люди уже в более старшем возрасте благодаря работе над собой и сильной мотивации добивались выдающихся
результ
атов в деятельности (Д. Менделеев, П. Капица и др.).

Упражнение-самоопределение

 «Я хочу быть»

Из полученных данных карты интересов составьте свой автопортрет интересов, отметив не более пяти направлений.

Я =

Хочу быть

(в профессиональной

области)

Пять приоритетов из 29 областей  деятельности

  1. ……………………………………….
  2. ……………………………………….
  3. ……………………………………….
  4. ……………………………………….
  5. ……………………………………….

Ситуация-проба «Джинн»

Представьте себе, что перед вами вдруг появился волшебник-джинн и сказал: «Здравствуйте. Загадывайте три желания без всяких раздумий».

Задание. Быстро запишите то, что пришло вам в голову. После этого сядьте и подумайте, поприкидывайте, сделайте новые три «хочу». Сравните их с первыми.

Социально-приемлемые позиции:

• не торопиться с выбором;
• согласовывать свои решения с окружающими;

• «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Я могу!

Как важно в жизни, помня о желаниях,

Возможностей своих не забывать…

Э. Асадов

Известно, что профессиональный труд предъявляет к человеку конкретные требования со стороны его здоровья, физиологических и психологических особенностей, уровня и качества образовательной подготовки. Поэтому одним из первых вопросов при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?»

Знания и умения

Для каждого вида деятельности нужны знания, непосредственно с нею связанные, и умения их применять. Знания и умения составляют основу ваших способностей к выполнению той или иной деятельности.

Напомним, что способности - это качества, обеспечивающие успех в деятельности. И легкость овладения ею. Основными показателями способностей следует считать легкость усвоения новых знаний и умений и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов в деятельности.

Способности человека в каждый данный момент - это и есть его «Я могу», это -предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения, и итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности и полученного воспитания. Профессиональные способности развиваются в процессе профессиональной
деятельности.

Различают общие способности, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.), и специальные, применяемые только в данной профессиональной сфере (педагогические, технические, художественные и др.),

Об общих способностях можно судить по проявлениям человека в любом виде деятельности, в том числе в учебной. Специальные же способности выявляются с помощью профессиональных проб и тестов, наблюдения и самонаблюдения в процессе самой деятельности.

Физические и психофизиолоrические качества

Для некоторых профессий весьма важными являются физические и nсихофизиологические качества человека.

Так, для различных профессионалов-спортсменов имеют значение рост (баскетболист}, вес (тяжелоатлет, борец), физическая подготовка (бегуны), гибкость (акробаты) и др.

Быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям.

Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства).

Выносливость в сложных условиях (давление, шум, перегрузки и т. п.) необходима для космонавтов, гонщиков, водолазов.

Для некоторых профессий существуют даже противопоказания (так, дальтоникам противопоказана профессия водителя транспорта, аллергия противопоказана профессиям, связанным с химическим производством).

Психические качества личности

Внимание (внимательность) - способность следить за окружающей обстановкой, ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия - необходима в любой профессии. Но и разные профессии предъявляют особые требования к различным свойствам внимания. Так, летчику очень важна переключаемость внимания, кассиру - сосредоточенность, футболисту – объем внимания. На рисунке 6 отражено, как связаны профессии с различными качествами внимания.

                                                                 

 ВНИМАНИЕ

Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

Концентрация – степень сосредоточенности на объекте

Профессии: микробиолог, часовой, мастер, хирург, скульптор, токарь

Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор

Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте

Профессии: воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой

Распределение  – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько различных видов деятельности

Профессии: летчик, диспетчер сложных систем, оператор, педагог, водитель, наладчик

Упражнение

«Карта развития трудовых психофизических качеств» (Приложение 2)

Оцените степень развития своих психофизиологических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества - 1 балл, яркое проявление - 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (%).

Упражнение

«Что говорят карты?»

Определите на основе самооценки своих психофизиологических качеств ту профессию и специальность, в которой вы могли бы ожидать от себя высоких результатов.

Нравственно-волевые качества в труде

В некоторых профессиях особенно важное значение имеют нравственно-волевые качества личности. Профессии типа   «Человек - человек» требуют развитой коммуникативности, общительности. Нельзя заниматься социальной работой, не обладая эмпатийностью, состраданием. Учитель, воспитатель должен
быть прежде всего сам воспит
ан. Высокими моральными качествами должны обладать работники правоохранительных органов, руководители всех рангов.

Во многих профессиях достичь результатов можно лишь обладая достаточной волей, работоспособностью, трудолюбием (моряк, инженер-конструктор, испытатель машин, альпинист).

В современных социально-экономических условиях важнейшими качествами являются самостоятельность, инициатива, предприимчивость, находчивость (дилер, бизнесмен, менеджер).

Упражнение

«Я могу быть»

1) Привлекая данные самодиагностики своих «Я» Я физическое»,
«Я воображение», «Я внимание», «Я личность», «Я восприятие»,'
«Я память», «Я интеллект», «Я способности», Я воля», «Я труд»,
«Я
деловой», «Я общение»), определите для каждого из них профессию и специальность, в которой вы могли бы ожидать от себя высоких результатов.

2) Из полученных ответов составьте свое обобщенное «Я могу».

Я =

могу быть

(в профессиональной

области)

  1. ……………………………………….
  2. ……………………………………….
  3. ……………………………………….
  4. ……………………………………….
  5. ……………………………………….

3) Сопоставьте данные. «Я хочу» И «Я могу». Идеальный случай - совпадение этих данных. В других случаях надо искать профессию, в которой возможен компромисс между хочу и могу.

• Кто умеет золотом шить, не пойдет молотом бить, а кто умеет молотом бить, не пойдет землю рыть (пословица).

Ситуация-проба «Полоса препятствий»

Вас просят сообщить свою дальнюю перспективную цель в профессиональной области. После этого другие участники по очереди предполагают возможные трудности - препятствия на пути к выбранной вами цели. Вы должны незамедлительно ответить,
как вы преодолеете эти препя
тствия. Задавший вопрос (поставивший препятствие) сообщает свой способ преодоления. .

Социально-nриемлемые позиции: • компетентность, эрудированность; •направленность на достижение поставленной цели; • умение взвешивать свое решение и учитывать мнение окружающих; • адекватная оценка собственных возможностей.

Я надо!

Не так живи, как хочется,
а так живи, как Бог велит.

Поговорка

Как вы знаете, общественное производство представлено различными видами труда, профессиями. Есть такие виды труда, которыми занимаются множество людей, - массовые (сельхозрабочий, строитель, шофер и т. д.), а есть редкие (ювелир, настройщик музыкальных инструментов). В этом проявляется общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу.

Есть и региональные особенности разделения труда, отражающие потребности в различных профессиях в конкретной территории (например, в Воркуте - шахтеры, в Нефтеюганске - нефтяники). Таким образом, для обеспечения эффективной работы
отрасли, пр
едприятия необходимо определенное соотношение профессионального состава работающих. А что делать, если никто не хочет работать под землей, в тяжелых условиях? Вот тут-то и выступает общественный регулятор «надо». И кому-то приходится, вопреки внутреннему желанию, работать там, где надо обществу. Для привлечения. мотивации такой работы используются материальные стимулы.

Система разделения труда в обществе создает рынок труда.

Поэтому профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение.

Упражнение-дискуссия

«Кто нужен нашему городу (поселку?)»

Представьте, что ваш класс - это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются, и наверняка окажется, что будет очень не-
реальная обстановка.

Дискуссия под руководством «мэра», вероятно, покажет, что с таким набором профессий город жить не сможет. Чтобы он существовал, необходимо наличие многих профессий, в том числе непрестижных, но нужных обществу, без которых нельзя жить. Поэтому некоторым из вас найти работу «по желанию» не удастся. Таким образом, «жители города» придут к выводу о том, что жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии.

Мысли мудрых

... Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества. (Д. Менделеев)

• Бойтесь того, кто скажет: «Я знаю, как надо». (А. Галич)

Упражение

«Учет обстоятельств»

Составьте представление о себе в профессиональной области с учетом требований и условий окружающей среды и ваших индивидуальных ограничений.

Я =

надо

  1. Требования рынка труда
  2. Условия для обучения
  3. Семейно-бытовые условия
  4. Ограничения по здоровью
  5. Ограничения по способностям

Ситуация-проба «Возьмите меня на работу»

Вам необходимо устроиться на работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли в большую фирму для разговора с руководителем.

Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли а) на любую работу б) на интересующую вас работу.

Социально-приемлемые позиции:

  1. Объективность (не лгать);
  2. Умение показать свои достоинства;
  3. Скромность и открытость;
  4. Вежливость и доброжелательность;
  5. Поиск оптимального решения;
  6. Учет законов маркетинга.

Рефлексия

Словарик

Рынок труда - купля и продажа рабочей силы.

Соцuальный заказ - потребность общества в условиях, обеспечивающих его воспроизводство и развитие.

Профессиональная пригодность - это мера соответствия человека требованиям профессии.

Профессиональные способности - совокупность стойких индивидуальных качеств личности (физических, психофизиологических, интеллектуальных и нравственно-волевых), от которых зависят результаты в области данной профессиональной деятельности.

Память - способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Память может быть механической и логической, образной, вербальной, эмоциональной. Без памяти не обходится ни одна профессия, но для актера, например, повышены требования к словесной памяти, для художника - к образной.

Мышление - деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, но и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений. Мы не можем органами чувств воспринять скорость, с которой движется свет (300000 км/с), а мышление - может представить.

Развитое мышление также нужно во всех профессиях, но профессии умственного труда (типа «Человек - Знаковая система»: педагог, математик) предъявляют к мышлению повышенные требования.

Воображение - способность человека представлять что-либо в своем сознании, мысленно. Образы воображения создаются из когда-то воспринятых элементов, но могут обладать и новизной, помогать создавать новые продукты деятельности. Особенно важно иметь развитое воображение людям творческих профессий (писателям, художникам, конструкторам, изобретателям и др.).

Потребности - фундаментальные качества человека, выражающие его нужду в чем-либо и служащие источником его активности.

Интересы - избирательное, эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям, сопровождающееся стремлением познать их и овладеть ими.

Склонности - расположение личности к той или иной деятельности, предпочтение этой деятельности перед другими.

Приложение 1

«Карта интересов»

        Для определения области ваших ведущих интересов вам предлагается перечень вопросов. Если вы считаете, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (++), если просто нравится - один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь - ноль (О), если не нравится - один минус (-), а если очень не нравится - два минуса (--). Отвечайте на все вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

  1. Знакомиться с жизнью растений и животных.
  2. Уроки географии, чтение учебника географии.
  3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.
  4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.
  5. Уроки домоводства или домашние задания по домоводству.
  6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
  7. Читать об открытиях в области химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
  8. Читать технические журналы (например, «Техника молодежи», «Сделай сам», «Моделист-конструктор» И др.).
  9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
  10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
  11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
  12. Узнавать о достижениях в области строительства.
  13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т. д.).
  14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.
  15. Знакомиться с военной техникой.
  16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.
  17. Читать классиков советской и зарубежной литературы.
  18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.
  19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
  20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, организатора).
  21. Читать книги, смотреть фильмы о работе правоохранительных органов.
  22. Заботиться о порядке в вещах, в помещениях, в которых вы учитесь, живете, работаете.
  23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».
  24. Изучать экономическую географию.
  25. Изучать иностранные языки.
  26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.
  27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.
  28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.
  29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах.
  30. Изучать биологию, ботанику, зоологию.
  31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям.
  32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
  33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о
    врачах и достижениях в области медицины.
  34. Интересоваться работой предприятий легкой промышленности.
  35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».
  36. Наблюдать за химическими явлениями в природе, производить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
  37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах).
  38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.
  39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.
  40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.
  41. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.
  42. Читать популярную литературу о средствах передвижения, автосервисе.
  43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.
  44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.
  45. Обсуждать текущие политические события в своей стране и за рубежом.
  46. Читать литературно-критические статьи.
  47. Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.
  48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, за рубежом.
  49. Помогать товарищам выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.
  50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.
  51. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.
  52. Читать научно-популярную литературу об открытиях математики, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
  53. Интересоваться хозяйственно-экономическими проблемами города, региона.
  54. Читать художественную литературу на иностранном языке.
  55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.
  56. Посещать драматический театр, ТЮЗ, кукольный театр.
  57. Слушать оперную или симфоническую музыку.
  58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи.
  59. Посещать биологический кружок.
  60. Заниматься в географическом кружке.
  61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.
  62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути лечения.
  63. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.
  64. Проводить опыты по физике.
  65. Готовить раствор, взвешивать реактивы.
  66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).
  67. Пользоваться точными измерительными приборами (тестером, осциллографом); производить разнообразные расчеты.
  68. Мастерить различные предметы и детали из металла.
  69. Мастерить различные предметы и детали из древесины или
    художественно обрабаты
    вать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).
  70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи
    различ
    ных построек.
  71. Посещать кружок юных мото- или автолюбителей.
  72. Участвовать в секции парашютистов, кружке авиамоделистов или в работе авиаклубов.
  73. Заниматься в стрелковой секции.
  74. Изучать историю возникновения различных народов и государств.
  75. Писать классные и домашние сочинения по литературе.
  76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.
  77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-либо дело.
  78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо рассказывать, помогать в чем-либо.
  79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.
  80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.
  81. Заниматься в математическом кружке.
  82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.
  83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.
  84. Посещать музеи, художественные выставки.
  85. Выступать на сцене перед зрителями.
  86. Играть на музыкальном инструменте.
  87. Играть в спортивные игры.
  88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.
  89. Самостоятельно составлять географические планы, карты, собирать различные географические материалы.
  90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.
  91. Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.
  92. Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.
  93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
  94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии.
  95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли и др.).
  96. Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр.
  97. Уроки труда в школьных мастерских.
  98. Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном
    к
    ружке.
  99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за
    отделочными работами.
  100. Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов
    и транспортных средств.
  101. Участвовать в секции гребцов, яхтсменов, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.
  102. Участвовать в военизированных играх (например, в «Зарнице» ).
  103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры города.
  104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или иностранному языку.
  105. Вести личный дневник.
  106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении.
  107. Выполнять работу вожатого, опекать младших.
  108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.
  109. Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.
  110. Решать сложные задачи по математике.
  111. Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.
  112. Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.
  113. Заниматься в художественном кружке.
  114. Участвовать в смотре художественной самодеятельности.
  115. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.
  116. Заниматься в какой-либо спортивной секции.
  117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.
  118. Участвовать в географической экспедиции.
  119. Участвовать в геологической экспедиции.
  120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их страдания.
  121. Участвовать в выставках кулинарных и кондитерских работ или посещать их.
  122. Участвовать в физических олимпиадах.
  123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.
  124. Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или составлять чертежи.
  125. Разбираться в сложных радиосхемах.
  126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.
  127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
  128. Принимать посильное участие в строительных работах.
  129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т. п.
  130. Летать на самолетах, управлять сверхскоростными самолетами.
  131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.
  132. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы,
    выступать с докладами на исторические темы.
  133. Работать с литературными источниками, вести дневник
    впечатлений о прочит
    анном.
  134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.
  135. Подготавливать и проводить классные собрания, школьные
    сборы.
  136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем- либо вопросы воспитания детей и подростков.
  137. Помогать в работе милиции, быть членом кружка ЮИД. Постоянно общаться с различными людьми.
  138. Постоянно общаться с различными людьми.
  139. Участвовать в математических олимпиадах.
  140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
  141. Беседовать с друзьями на иностранном языке.
  142. Заниматься изобразительным искусством.
  143. Посещать театральный кружок.
  144. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.
  145. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
  146. Выращивать в саду или на огороде растения, воспитывать
    животных, ухажива
    ть за ними.
  147. Производить топографические съемки местности.
  148. Участвовать в длительных трудных походах, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
  149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.
  150. Работать на предприятии пищевой иди легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т. д.),
  151. Решать сложные задачи по физике.
  152. Работать на химическом производстве.
  153. Участвовать в выставках технического творчества.
  154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.
  155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.
  156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.
  157. Работать в строительной бригаде.
  158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.
  159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.
  160. Быть военным инженером или командиром.
  161. Ходить в походы по историческим местам родного края.
  162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т. д.
  163. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.
  164. Руководить бригадой во время трудового десанта.
  165. Организовывать игры или праздники для детей.
  166. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре,
    адвокатуре
    , юридической консультации).
  167. Оказывать людям различные большие и малые услуги.
  168. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.
  169. Работать в области планирования, финансирования, экономики предприятий народного хозяйства.
  170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.
  171. Участвовать в выставках изобразительного искусства.
  172. Играть на сцене или сниматься в кино.
  173. Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем музыки.
  174. Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Обработка результатов

Все ответы вносятся в индивидуальный лист ответов ( в виде плюсов и минусов в клеточку с номером).

Интересы

Область деятельности

№ вопросов

Кол-во

+

-

1. Биология, сельское хозяйство

1

30

59

88

117

146

2. География

2

31

60

89

118

147

3. Геология, добыча полезных

3

32

61

90

119

148

ископаемых

4. Медицина

4

33

62

91

120

149

5. Легкая и пищевая промышленность

5

34

63

92

121

150

6. Физика

6

35

64

93

122

151

7. Химия

7

36

65

94

123

152

8. Техника

8

37

66

95

124

153

9. Электро- и радиотехника,

9

38

67

96

125

154

связь

10. Металлообработка

10

39

68

97

126

155

11. Деревообработка

11

40

69

98

127

156

12. Строительство

12

41

70

99

128

157

13. Транспорт

13

42

71

100

129

158

14. Авиация и морское дело

14

43

72

101

130

159

15. Военные специальности

15

44

73

102

131

160

16. История, обществоведение

16

45

74

103

132

161

17. Литература, филология

17

46

75

104

133

162

18. Журналистика

18

47

76

105

134

163

19. Общественная деятельность,

управление, социальная

19

48

77

106

135

164

служба

20. Педагогика, образование

20

49

78

107

136

165

21. Право, юриспруденция

21

50

79

108

137

166

22. Сфера обслуживания,

22

51

80

109

138

167

снабжение, питание

23. Математика, информатика

23

52

81

110

139

168

24. Экономика, менеджмент

24

53

82

111

140

169

25. Иностранные языки

25

54

83

112

141

170

26. Изобразительное искусство

26

55

84

113

142

171

27. Сценическое искусство

27

56

85

114

143

172

28. Музыка

28

57

86

115

144

173

29. Физкультура и спорт

29

58

87

116

145

174

Каждая строка листа ответов (благодаря специальной группировке вопросов) соответствует той или иной области деятельности.

Приложение 2

Карта развития трудовых психофизиологических качеств

Качества

Оценки

5

4

3

2

1

  1. Выполнение точных движений (пальцами, кистью, руками)

  1. Выполнение координированных движений (двумя руками; руками и ногами; глазами, руками и ногами)

  1. Сохранение быстрого темпа работы в течение длительного времени

  1. Различие цветов

  1. Определение на глаз (размеров предметов, расстояний между ними, небольших отклонений от заданной формы)

  1. Оценка осязанием (гладкости поверхности предметов, толщины предметов, малых расстояний)

  1. Запоминание редко слышанных или виденных текстов.

  1. Сохранение внимания на одном и том же объекте длительное время.

  1. Одновременное наблюдение нескольких объектов.

  1. Длительное выполнение однообразной работы.

  1. Быстрое переключение и одной деятельности на другую.

  1. Принятие правильных решений при внезапном возникновении сложных ситуаций

Общая сумма баллов (максимально – 60) будет говорить об уровне вашей физиологической подготовленности к трудовой деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный классный час «Хочу – могу - надо» (предпрофильная подготовка учащихся).

Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии....

«ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»

Данное занятие реализуется в рамках авторской общеобразовательной программы дополнительного образования «Профессиональный выбор». Программа рассматривает проблемы профессионального самоопределения под...

Классный час "Хочу. Могу? Надо!"

Классный час "Хочу. Могу? Надо!" разработка с использованием тренинговых методик...

"Хочу, могу, надо в моей жизни" 9 класс

Тему "Хочу, могу, надо в моей жизни"  для подростков считаю актуальной. Вопросы подобного плана окружают нас чаще неосознанно. Во время классного часа дети, озвучив их, учатся ставить перед собой...

Мой выбор профессии: хочу + могу + надо

У меня растут года,Будет мне семнадцать.Где работать мне тогда,Чем заниматься?                       В.Маяковский...

Проект открытого занятия по теме "Профориентация". Хочу,могу, надо.

Проект открытого занятия по теме Профориентация." Хочу,могу,надо" посвящен проблеме осознанного выбора профессии,использованы разнообразные формы и методы работы(беседы,лекция,проблемная ситуация,груп...

Классный час по профориентации «Хочу – могу - надо»

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, ...