Классный час "Школа жизненных навыков. Я принимаю ответственное решение"
классный час (8 класс) по теме

Белкина Татьяна Алексеевна

Как правило, учащиеся средних классов составляют так называемую группу риска, так как именно в этом возрасте ученики приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам. Данный классный час является одним из классных часов "Школы жизненных навыков". Разговор на нём идёт о вреде курения. Учащиеся знакомятся с различными фактами из истории табакокурения, отвечают на вопросы викторины. По возможности, можно посмотреть фильм о вреде курения, ссылка на который дана в конспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shkola_zhiznennh_navykov.zip345.11 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

8 класс

Из опыта работы

классного руководителя

Белкиной Татьяны Алексеевны

2011 год

Школа жизненных навыков «Я принимаю ответственное решение»

Цели:

  1. углубить знания подростков о психическом социальном здоровье;
  2. способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность;
  3. развивать умение формулировать и принимать решение в отношении курения и предвидеть последствия своих решений

I. Слово учителя

        Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем.

        Американский учёный Джон Броди на основании многолетних исследований пришёл к выводу, что 90% факторов здоровья неподвластны медицине. Среди трёх основных групп этих факторов – наследственность, влияние окружающей среды и образа жизни – лидирует именно образ жизни.

        Человек и общество должны делать всё, чтобы формировать здоровый образ жизни. Но опять оказался прав Козьма Прутков, заметивший, что все говорят, «здоровье дороже всего, но никто этого не соблюдает».

        Причинами нежелания вести здоровый образ жизни являются недостаток знаний и элементарная лень.

        Нашим сегодняшним классным часом мы начинаем в этом году цикл классных часов, посвящённых пропаганде здорового образа жизни.

        Что же такое «здоровый образ жизни»?

Здоровый образ жизни – это совокупность действий и поступков человека, которые направлены на сохранение его духовного и физического здоровья.

        Для того,  чтобы соприкоснуться с аспектами здорового образа жизни, мы должны подробнее рассмотреть материал относительно некоторых проблем. Обратимся к схеме.

        Сегодня мы с вами поговорим об одном из аспектов здорового образа жизни: об отказе от вредных привычек, а именно о вреде курения. Прежде чем перейти к основному разговору, давайте ответим  на несколько вопросов:

  1. Верно ли, что от курения погибает более 10 000 тысяч человек ежегодно? (Да).
  2. Верно ли, что курение успокаивает нервы? (Нет)
  3. Легко ли отказаться от курения? (Нет).
  4. Почему же молодое поколение, зная о вреде курения, продолжает курить?

II. Выступления подготовленных учеников

1-й ученик

        Открытие Америки (1942 год) подарило человечеству два знаменитых растения: картофель и табак. Гёте заметил, что картофель стал для человека благословением, а табак – карой. В США запрещена реклама табака, а за курение в общественном месте взимают штраф. Трое из четырёх американцев не курят.

        У ещё неокрепшего молодого организма быстрее, чем у взрослого формируется непреодолимое влечение к наркотизации организма в любых формах: курение, употребление алкоголизма и наркотиков. Некоторые люди оправдывают курение тем, что оно не даёт им пополнеть. Но ведь есть более эффективные и безопасные методы: уменьшение количества потребляемой пищи, занятия физической культурой, различные диеты. Все мы знаем, что воздух, которым дышат люди, загрязнён пылью, выхлопными газами… А курильщики поглощают ещё сигаретный дым, никотин и другие яды табака. Курение оказывает резко отрицательное влияние на все жизненно важные процессы в организме. Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Доказано, что у курильщиков возрастает риск заболевания болезнями сердца в 2-3 раза, раком лёгких болеют в 15 раз чаще, а риск заболеть раком лёгких у злостных курильщиков возрастает в 46 раз. Курение влияет на содержание гемоглобина в крови.

        Уродства у курящих матерей встречаются в 2 раза чаще, чем у матерей, которые не курят. Чаще всего уродуется нервная система плода: дети рождаются с водянкой головного мозга, недоразвитым головным мозгом.

У курильщиков центры мозга, чувствительные к никотину, находятся в угнетённом состоянии, а потому и на концах нервов, берущих начало из них, веществ, необходимых для нормального строения и функции тканей, образуется недостаточно. В результате курения во многих тканях и органах наблюдается нервная дистрофия, а на фоне неё складывается предрасположенность к различным заболеваниям.

Вот некоторые заболевания, наиболее характерные для табакокурения:
- в бронхах - хронический бронхит курильщика;
- слизистая оболочка пищевода истончена, повышенно ранима;
- в желудке - хронический гастрит курильщика или даже язва;
- слизистая оболочка толстого кишечника тоже изменена, нарушена его моторика;
- мелкие артерии, артериолы, повышенно возбудимы, склонны к спазмам;
- расстроена работа потовых и сальных желёз кожи;
- волосы истончены, секутся и выпадают;
- оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

Рак тоже чаще развивается там, где имеет место хроническое воспаление и дистрофия; именно поэтому у курильщиков чаще бывает рак.  Не только рак бронхов, лёгкого, но также рак пищевода, желудка, толстого кишечника.

2-й ученик

Каждый день от потребления табака в мире погибает около 14 тысяч человек. Это «клиентура» восьми участковых терапевтов.

2. Каждый год только в России 330-400 тысяч человек умирают от связанных с курением заболеваний.

3. В течение ХХ века курение убило около 100 миллионов человек во всем мире. По сути, это 10 вымерших мегаполисов размером с Москву, или пять опустевших городов вроде Мехико.

4. Если табачная эпидемия будет развиваться сегодняшними темпами, 250 миллионов  ныне живущих детей умрут от заболеваний, вызванных употреблением табака. Примерно столько младенцев родится во всем мире за два ближайших года.

5. В России курит 44 миллиона человек. Около 60 процентов мужчин в нашей стране – курильщики, это один из самых высоких показателей в мире. С начала 90-х годов прошлого века число россиянок-курильщиц удвоилось. По количеству курильщиков мы «в одной лодке» с Китаем, Индией и Индонезией.

6. Почти четверть несовершеннолетних курильщиков пристрастились к табаку до того, как им исполнилось 10 лет.

7. Около 50 миллионов женщин ежегодно вынуждены вдыхать дым во время беременности. Врачи давно выяснили, насколько серьезен вред курения во время беременности.

Табачный дым сильно воздействует на плод – курение (в том числе пассивное) может стать причиной преждевременных родов и выкидыша, гибели плода, рождения маловесного ребенка. Дети курящих родителей более подвержены синдрому внезапной младенческой смерти, заболеваниям органов дыхания и другим проблемам со здоровьем и развитием.

8. В табачном дыму содержится около 4000 химических соединений, в том числе 70, вызывающих рак, даже при пассивном курении.

9. Почти половина всех детей в мире – пассивные курильщики, что существенно увеличивает риск развития астмы. То есть, каждый второй ребенок может серьезно заболеть только потому, что рядом курят взрослые.

10. Проживание и совместная работа с курильщиками на 22 процента увеличивают риск возникновения рака легких у людей, которые никогда не курили. У жен заядлых курильщиков риск развития рака легкого вдвое выше, чем у жен некурящих мужчин.

Пассивными курильщиками можно считать и жителей многоквартирных домов – если один человек курит в подъезде или лифте, все остальные рискуют заболеть или даже умереть от связанных с курением заболеваний.

11. Некурящие бармены и официанты получают на рабочих местах ежедневную дозу дыма и содержащихся в нем веществ, эквивалентную 3–5 выкуренным сигаретам. По утрам у них настоящая никотиновая «ломка», которая проходит только после начала рабочего дня в дыму.

12. Каждый второй курильщик умирает от связанных с курением причин. Также курение является основной причиной рака легких, и отнимает в среднем 10–12 здоровых лет жизни. За 10 лет можно: проводить внука в первый класс и быть с ним рядом в момент получения школьного аттестата, или получить два-три высших образования, или написать 8–10 книг-бестселлеров, или выучиться на врача.

13. Во всем мире люди выкуривают больше 15 миллиардов сигарет в день. Это 750 миллионов пачек, 75 миллионов блоков, горы окурков и другого мусора.

III. Просмотр видеоролика «Твой выбор: курить или не курить» на сайте http://www.youtube.com/watch?v=cL0Mr5_fwro) либо презентации, подготовленной к классному часу

IV. Выступление подготовленного ученика

        Специалисты предлагают два способа борьбы с курением:

  1. Постепенное отвыкание путём медленного снижения количества выкуриваемых сигарет;
  2. Полный отказ от курения, замена сигареты конфетой. Избавление от вредной привычки – прежде всего победа каждого человека над самим собой.

ФАКТЫ БОРЬБЫ С КУРЕНИЕМ

  1. В конце 16 века в Англии за курение казнили, а головы казнённых с трубкой во рту выставляли на площади.
  2. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекари имеют право продавать табак, только как лечебное средство.
  3. В Турции курильщиков сажали на кол.
  4. В Россию зелье завезли в начале 17 века, курильщиков также не миловали. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого будет найден табак, надобно пытать и пороть кнутом, пока тот не признается, откуда добыл…
  5. В школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажёре. Педагоги полагают, что подобный метод не только отучит провинившегося от сигареты, но и приобщит к спорту.

V. Викторина

1. Когда, кем и откуда впервые завезён табак в Европу?

А) В 16 веке испанцами из Америки.

Б) В 17 веке китайцами.

В) В 18 веке англичанами из Индии

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

А) Сигареты с фильтром.

Б) Сигареты с низким содержанием никотина.

В) НЕТ

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?

А) 20-30

Б) 200-300

В) Свыше 3000

4. Как курение влияет на работу сердца?

А) Замедляет его работу.

Б) Заставляет учащённо биться.

В) Не влияет на его работу

5. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

А) Аллергия

Б) Рак лёгкого

В) Гастрит

6. Что такое пассивное курение?

А) Нахождение в помещении, где курят.

Б) Когда куришь за компанию.

В) Когда не затягиваешься.

7. Что вреднее?

А) Дым от сигарет

Б) Дым от газовой горелки

В) Выхлопные газы

8. Как курение влияет на массу человека?

А) Снижает её

Б) Повышает

В) Никак

9. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?

А) 10%

Б) 30%

В) 50%

10. Каков процент желающих бросить курить?

А) 100%

Б) 65%

В) 25%

11. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?

А) на 10 лет

Б) на 15 лет

В) на 4 года

12. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

А) на 8 лет и более

Б) на 1-2 года

В) на 5-6 лет

13. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?

А) около 250 человек

Б) не менее 100 человек

В) менее 200 человек

VI. Слово учителя

        Вот и подошёл к концу наш первый классный час о здоровом образе жизни. Я думаю, что все вы, ребята, сделаете определённые выводы и решите для себя, что главное для вас ЗДОРОВЬЕ!

Использованная литература и Интернет-ресурсы

  1. Давыдова  А.В. Классные часы. 8 класс. М.: Вако, 2008
  2. Морозова Л. П. Классные часы. 10 класс. Волгоград: Учитель АСТ, 2005
  3. Кулинич Г. Г. Классные часы. 10-11 классы. М.: Вако, 2007

http://neky.ru/foto/191-o-vrede-kurenija-v-kartinkakh.html

http://chipollis.nm.ru/kartinki-o-vrede-kureniya.html

http://www.ivanpobeda.com/post103718419/

http://www.nekurim.com/

http://www.realisti.ru/main/satisf

http://narco.mcvita.ru/smoke/bolezni.html

http://www.takzdorovo.ru/privychki/glavnoe/fakty-o-vrede-kureniya/

http://www.youtube.com/watch?v=cL0Mr5_fwro ( видеоролик «Твой выбор: курить или не курить?»)

Положительные эмоции, нравственная

регуляция

Физическая культура

Рациональное питание

ЗОЖ

Личная гигиена, эстетика труда и отдыха

Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики

Экологическое сознание и поведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я принимаю ответственные решения"

В профилактике вредных привычек у подростков важное место уделяется преодолению влияния сверстников. Именно давление сверстников становится главной причиной приобщения многих подростков к алкого...

«Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных жизненных навыков школьников в воспитательном процессе.»

В данной статье говорится о новых подходах  в формировании социальных навыков детей- сирот. живущих в школе-интернате....

я принимаю ответственное решение

классный час и презентация на заданную тему, которые учат детей ответственно принимать самостоятельные решения...

Классный час. "Уроки тренинга жизненных навыков" "Навыки общения".

Большую часть времени мы проводим с другими людьми, поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях....

Тренинги жизненных навыков.

Тренинги для учащихся 10 - 11 классов....

Игра "Я принимаю ответственное решение"

Игра "Я принимаю ответственное решение"...

Классный час «Я принимаю ответственные решения»

Цель:  создание условий для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной п...