Умеем ли мы общаться?
классный час по теме

Клен Татьяна Михайловна

Классный час "Умеем ли мы общаться?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umeem_li_my_obshchatsya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Агентство науки и профессионального образования

Администрации Красноярского края

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 57

Разработка деловой игры

                                                                Разработали и провели:

                                                                классный руководитель

                                                                группы № 15 Клён Т.М.

                                                                мастер п/о Мишина Н.В.

Норильск 2006г.

Содержание

  1. Цели                                                                           3 стр

  1. Форма                                                                         4 стр

  1. Участники                                                                  4 стр

  1. Оборудование                                                            4 стр

  1. Оформление                                                               4 стр

  1. Ход деловой игры                                                 5-11 стр                                              

  1. Выводы                                                                      12 стр              

  1. Методические рекомендации                                  13 стр                

  1. Список используемой литературы                          14 стр

Цели

Образовательные: Познакомить учащихся с правилами поведения в обществе.

Развивающие: Развить в учащихся творческое, оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человечества.

Воспитательные: Воспитать в учащихся вежливое, уважительное отношение к людям.

Форма

Деловая игра.

Участники

Классный руководитель, мастер производственного обучения, учащиеся группы № 15 (2 команды по 5 человек, зрители), гости. Жюри.

Оборудование

Столовые приборы (ложки, вилки). Фишки. Призы (сладкие медали). Красочно оформленные плакаты с названиями каждого конкурса, название игры, эпиграф.

Оформление

Красочно украшен кабинет. Два стола приготовлены для игроков двух команд. На доске красочный плакат с названием игры.

Ход деловой игры

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать всех, кто решил посетить наше сегодняшнее мероприятие.

И говорить мы будем об этикете.

Итак, зачем же нужен этикет? Затем, чтобы знать, как вести себя в той или иной ситуации и уверенно чувствовать себя в любой обстановке. Популярное утверждение, будто главное, чтобы человек был хороший, а там пусть хоть лаптем щи хлебает, в реальной жизни срабатывает плохо. Это провожают «по уму», а встречают всегда «по одёжке», то есть по тому, как мы себя держим. Можно ли этому научиться? Разумеется, можно, и поможет вам в этом наше сегодняшнее мероприятие – деловая игра «Умеем ли мы общаться?».

Итак, мы начинаем! Давайте познакомимся с участниками нашей игры.

В нашей игре участвуют две команды.

(Ведущий представляет капитанов команд)

Капитан 1 команды – Калугина Наталья

Капитан 2 команды – Баранюк Диана

(Капитаны называют игроков своей команды)

1 команда:                                                                

  1. Малухина Наталья                                            
  2. Калугина Наталья                                           
  3. Федосеева Галина                                              
  4. Савчук Лидия                                                    
  5. Кожевникова Анастасия                                  

2 команда: 

  1. Ерёмина Ирина
  2. Стороженко Светлана  
  3. Баранюк Диана   
  4. Дубова Екатерина  
  5. Уманец Елена

Оценивать наши команды будет уважаемое  жюри. В состав жюри вошли следующие преподаватели и мастера производственного обучения.

(Ведущий представляет членов жюри)

Начнём мы с этикета улицы.

Этикет улицы

Большую часть своего времени человек проводит «на людях»: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. О многих правилах поведения среди людей говорится в пословицах и поговорках русского народа: «Худое дело обидеть соседа», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Не груби малому, не вспомянет старый» …

Наш первый конкурс посвящен этикету улицы.

(Ведущий задаёт по два вопроса каждой команде. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.)

Задания для команды 1

  1. Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми?

А. На ходу крикну «привет!» или помашу рукой. Захочу пообщаться – остановлюсь.

Б. Поздороваюсь. В густой толпе или общественном транспорте просто улыбнусь и кивну.

В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

Комментарий:

А. В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение внезапным приступом своей общительности, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый он должен поздороваться первым.

Б. Вполне приемлемо. Но только если вы уверены, что ваши знакомые тоже расположены к разговору.

В. Вы правы: пусть знакомые сами решат – понять или не понять ваш намек на возможность общения.

  1. Вы стоите перед дверями магазина, учреждения. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропускать?

А. Всем уступать дорогу – до вечера прождёшь.

Б. Право первенства принадлежит входящему с улицы.

В. Если я снаружи, пропущу выходящих – преимущество за ними.

Комментарий:

А. Вы рискуете застрять в дверях или получить парочку увесистых тычков.

Б. Тамбур не рассчитан на скопление народа. Поэтому сначала пропустите выходящих – преимущество за ними.

В. Правильный ответ.

Задания для команды 2

  1. Навстречу идёт «сладкая парочка»: молодой человек прихлёбывает на ходу пиво из банки, его спутница смачно грызёт семечки. Что вы думаете об их поведение?

А. Нормальное поведение. Мы и сами так делаем.

Б. Вообще-то это неправильно, но позволительно: сейчас все так себя ведут.

В. Это дурной тон.

Комментарий:

А, Б. Не стоит перенимать скверные манеры, которые навязывает нам телереклама. С точки зрения этикета подобное поведение считается верхом неприличия! Неужели трудно отыскать спокойный уголок.?

В. Правильный ответ.

  1. В переполненный автобус входит пожилой человек. Ваша реакция?

А. Останусь сидеть. Неизвестно, кто из нас больше устал за день.

Б. Если рядом развалился крепкий мужчина или подросток, попрошу его уступить место.

В. Предложу свое место.

Комментарий:

А. Воспитанные люди так себя не ведут!

Б. Вежливость за чужой счёт не является признаком воспитанности.

В. Правильный ответ.

Этикет в гостях

Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми. Приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определенные правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Потчевать потчуй, а неволить не неволь», «К обедне ходят по звону, а к обеду по зову», «Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!», «В гости ходить – надо и к себе водить», «Умей в гости звать, умей и встречать», «Приехал – не здоровался, уехал – не простился», - говорили о невежливом госте. «У него гостят четыре угла, он сам себе не рад» - обсуждали неприветливого человека.

Хоть не богат, а гостям рад!

(Каждая из команд получает вопросы об умении правильно вести себя в гостях. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. )

Задания для команды 1

  1. Ты пришёл к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

А. Извинюсь и уйду.

Б. Поздравлю именинника, извинюсь и, если пригласят, останусь.

В. Сделаю приятелям выговор, что не известили меня заранее и пообещаю купить подарок завтра, прежде чем принять приглашение.

  1. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

А. Честно скажу, что родители против его посещений.

Б. Не пущу его дальше порога и побыстрее распрощаюсь.

В. Предложу сходить  куда-нибудь, где можно пообщаться.

  1. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия: отругаешь его, заставишь чинить стул или поступишь как-то иначе?

                                              (Оценивается остроумие и оригинальность)

Задания для команды 2

  1.    Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

А. Буду делать вид, что этого человека вовсе нет.

Б. Найду подходящий предлог, чтобы поскорее уйти.

В. По моему нейтральному поведению никто и не догадается, что между нами плохие отношения.

  1.    Представьте себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а  

      тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

А. Попрошу не мешать мне рассказывать.

Б. Спрошу, продолжать ли мне рассказ.

В. Перестану рассказывать.

  1.    Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости и нечаянно сел на торт. Торт или

      приятеля тебе будет жалко? Что предпримешь в этом случае?

(Оценивается остроумие и оригинальность ответа.)

Более двухсот лет тому назад были разработаны и приняты правила приличного поведения за столом. Оригинальный способ сервировки был в ходу при королевских дворах в средние века. Во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям миски с едой прямо с седла, а остатки трапезы бросали собакам. А жирные руки вытирали прямо о шкуры собак. Позднее понятие о приличиях изменились, и появились салфетки. Кому же теперь захочется, чтобы об любимую собаку вытерли руки?! А вот древние римляне были культурнее. Они уже пользовались салфетками.

В наши дни вилка, нож и ложка при еде необходимы. А когда-то, в XVI веке, это было новомодным изобретением. Вилки делались из золота или слоновой кости, встретить их можно было только в очень богатых домах. Так что нам с вами повезло: у нас есть и салфетки, и ложки, и вилки, остаётся только уметь пользоваться всем этим богатством.

И следующий наш конкурс называется…

Где блины, там и мы!

(Каждому из игроков выдается ложка и вилка. Ведущий называет кушанья, игроки поднимают тот прибор, которым нужно есть эти блюда.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

  1. Котлеты (вилка)
  2. Творог (ложка)
  3. Пюре из картофеля (вилка)
  4. Рис (вилка)
  5. Салат (вилка)
  6. Жареный картофель (вилка)
  7. Макароны (вилка)
  8. Каша (ложка)
  9. Пельмени (вилка)
  10. Сосиски (вилка)

Вернёмся к походу в гости. Предложить гостям смотреть телевизор – не лучший вариант общения. Помните: занять гостей, чтобы не было им скучно – главная забота хозяев. И неоценимую помощь в этом нам оказывают различные игры. Играют не только дети, но и взрослые. Есть много весёлых игр, которыми можно занять гостей. С некоторыми их них мы и познакомимся сегодня.

Розыгрыш билетов

(Для этой игры нужно заранее придумать и написать на билетиках различные задания для участников. Каждый из играющих вынимает билетик и выполняет задание, которое ему досталось.

Примеры заданий: прочитать любимое стихотворение, спеть песню, рассказать анекдот, дать совет и т.д.)

Болычева Е. – стихотворение

Котенко Л., Фатхуллова Ю. – песня

Фалес Н, Жванко А. - вредные советы

Перевертыши

(Гостей можно разбить на команды и устроить интеллектуальное соревнование. Вопросы для викторины могут быть самые разные, а мы предлагаем вам поиграть в «перевертыши»: разгадать зашифрованное название книг, сказок, поговорок. Тот, кто правильно ответит зарабатывает для своей команды 1 балл.)

«Перевертыши» поговорок

  1. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)
  2. Лысина – мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)
  3. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

«Перевертыши» названий художественных произведений

  1. Счастье от глупости. («Горе от ума».)
  2. Закон и поощрение. («Преступление и наказание».)
  3. Прибытие штилем. («Унесенные ветром».)
  4. Девочка – великан. («Мальчик с пальчик».)
  5. Толстяк смертный. («Кощей бессмертный».)
  6. Ты забыла ужасную вечность. («Я помню чудное мгновенье…»)

Позвони мне, позвони!

В современном обществе очень удобным и распространенным средством связи стал телефон. В Древней Руси телефона не было, но ещё тогда существовали правила вежливого общения, которые не потеряли своей актуальности до нашего времени. Вот некоторые из них.

  1. Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  2. С тем не бранись, кому будешь кланяться.
  3. Не все мели, что помнишь.
  4. Говори, да не проговаривайся.
  5. Не из чести переносят вести.

О других правилах общения, в частности, об общении по телефону, расскажут наши команды.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

Вопросы команде 1

  1. Если вы звоните знакомой, а к телефону подходит кто-либо из её семьи, что следует сказать? (Поздороваться, представиться, просить позвать знакомую, не забыв сказать «пожалуйста».)

  1. Обязательно ли здороваться и прощаться при телефонном звонке? (Обязательно.)

  1. Можно ли по телефону поздравлять с праздником? А выражать соболезнование? (Поздравлять можно, соболезновать нельзя.)

Вопросы команде 2

  1. Обязательно ли представляться, позвонив по телефону? (Обязательно.)

  1.  Можно ли, подняв трубку телефона спрашивать: «Кто говорит?», «Кто у телефона?», «А кто это?» (Нельзя.)

  1. Как следует поступить, если вам позвонили по телефону, а у вас гости? (Извиниться и отложить разговор на другое время.)

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы узнали об основных правилах поведения на улице и в гостях, поговорили о том, как нужно пользоваться столовыми приборами, как правильно общаться по телефону и как можно занять гостей, чтобы визит к вам надолго им запомнился. Надеемся, что вам было интересно у нас в гостях, и вы узнали много нового и полезного для себя.

А сейчас мы попросим жюри подвести итоги нашей игры!

(Жюри поводит итоги. Команда – победитель награждается сладкими призами.)

Выводы

Мероприятия такого типа позволяет в интересной игровой форме познакомить учащихся с правилами поведения в обществе. Воспитывает в учащихся вежливое, уважительное отношение к людям, а также способствует развитию в детях творческого, оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человечества.

Методические рекомендации

Такие деловые игры можно проводить вместо скучных бесед об этике поведения. Классный час в виде деловой игры более интересен учащимся. Они усвоят больше полезной информации.

Такие игры повышают интерес у учащихся к этикету, сплачивают коллектив, развивают у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, помогают строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося с присущими им элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса, то есть осуществлять принцип педагогики сотрудничества.

Список используемой литературы

  1. Афанасьев С., Груздева Л. «Весёлые вечеринки», Москва «АСТ – Пресс Книга», 2005 г.

  1. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 3 – 2005г.

  1. Панкеев И. «Энциклопедия этикета», Москва «Олма – Пресс», 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умеем ли мы прощать?

Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и любимым, и нужным назначен свой срок....

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Умеем ли мы общаться".

Представлена презентация устного журнала на тему: "Умеем ли мы общаться", выполненная учащимися в стихотворной форме и использованная на уроке ,проводимом в рамках Всероссийского урока чтения 7 октябр...

классный час: "Умеем л мы прощать, все ли можно простить?"

Данный класный час расчитан на 5-7 классы. Построен на учебном диалоге и тренинговых ситуациях....

Умеем ли мы писать письма

Конспект урока-подготовки к написанию письма развивает интерес учащихся к эпистолярному жанру...

классный час "Умеем ли мы общаться"

Психологический классный час о правилах человеческого общения....

Умеем ли мы говорить?!

В данной презентации вашему вниманию предлагается правильное произношение некоторых клавиш на клавиатуре компьютера. Полезно использовать на уроках при знакомстве с клавиатурой. Дети легко воспринимаю...

Что мы уже умеем

Использование элементов игры в различных видах деятельности, как условие создания психологического климата на уроке.Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваютс...