Классный час "Россия начиналась не с меча"
классный час (9 класс) по теме

Макухина Людмила Викторовна

Данное мероприятие относится к гражданско-патриотическому воспитанию. Классный час можно проводить в среднем и старшем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_nachinalas_ne_s_mech1.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Россия начиналась не с меча

О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца,
Прожить не смогу...
(Ю. Друнина)

- Несмотря на то, что на улице морозно, погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас, если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.

Посмотрите, вы все улыбаетесь, значить, мы счастливы, спокойны, веселы, нам ничего не угрожает, и в этом есть заслуга людей, которые, порой ценой своей жизни, во имя нашего покоя и благополучия совершают подвиги.

- В феврале вся наша страна отмечала праздник «День защитника отечества»

Отечество, Отчизна, Родная страна, Родина.

- Ребята, а что для вас значит Родина?

(ответы детей)

- Вот как на этот вопрос отвечали опрошенные нашими ребятами респонденты:

Интервью с 1а классом

Но у всех этих ответов можно разглядеть общее

(обобщение детей: Родина это дом, в котором я расту, где живёт моя семья, моя улица, мой двор, где играем с друзьями)

 - Русский мыслитель ХХ Столетия Иван Андреевич Ильин писал «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь».

- Что же такое Родина, с чего она начинается? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в песне, которую исполняет Марк Бернес «С чего начинается Родина»

- Ребята, а как вы понимаете слова «Любить родину»?

(ответы детей)

Обобщение учителя:

-Ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться её будущим.

СПРАВКА

Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали её постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло сказаться на формировании особого отношения русских людей к Отечеству. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил не сил, ни самой жизни защищая родную землю.

- Послущайте стихотворение Анны Ахматовой «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим и от плена спасём

Навеки.

(прослушать музыку или песню)

- Гордитесь ли вы своей страной?

(ответы детей)

- Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учёными, писателями, художниками. Мы первые открыли дорогу в космос, достигли больших успехов в разных областях. История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны. А сколько было других патриотов России – безвестных героев мучеников. Именно благодаря им наша Родина была сохранена великой и могучей державой.

- Дело не в том, что герой со звездой, дело в том, что герой молодой.

Как вы понимаете слово герой?

(ответы детей: Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.)

- Ребята, а сейчас я порошу вас внимательно посмотреть на доску и подумать над вопросом «Что объединяет эти битвы и этих героев?»

(на доске слайды под музыку)

1. А. Невский (Ледовое побоище)

2. Д. Донской (Куликовская битва)

3. К. Минин и Д.Пожарский (Народное ополчение)

4. А.В.Суворов (Русско-Турецкая война)

5. М.И.Кутузов (Бородино – 200 лет)

(презентация ученика)

6. ВОВ (немецко-фашистскими оккупантами)

Великую Отечественную Войну все время характеризуют проявления героизма и стойкости. Что бы ни творилось на территории СССР, какими страшными не были бы репрессии тирании, война всех уравняла.
Яркий пример изменения отношения внутри общества, знаменитое обращение Сталина, которое было сделано 3-го июля 1941 года, содержало в себе слова – «Братья и Сестры». Больше не было граждан, не было высоких чинов и товарищей, это была огромная семья, состоящая из всех народов и национальностей страны. Семья требовала спасения, требовала поддержки.

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

(ответы детей на поставленный вопрос: они защищались, защищали Родину от захватчиков)

- В этом году исполняется 1150 лет Российскому государству и за всё существование нашей страны, русский народ не вторгался с намерениями захватить и поработить чужую страну.

Асадов Э. А. - «Россия начиналась не с меча»

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на пословицу: В жизни каждого есть место для подвига.

- Давайте задумаемся над её смыслом. Закройте глаза и мысленно нарисуйте иллюстрацию к этой пословице.

- Какую картину вы представили? (ответы детей)

- Заметьте, не только на войне можно совершить подвиг и не обязательно он связан с риском для жизни.

- А дети могут проявлять геройство?

- О каких поступках детей-школьников в наши дни вы слышали? (ответы детей)

- Героическим поступком можно считать не только подвиги, но и значимые дела, совершённые для блага людей.

- А в ваших семьях есть люди, поступками, делами которых можно гордиться?

- Ребята, давайте сейчас запустим салют, тем людям поступками которых можно гордится. На столах у вас лежат звёздочки, подумайте и напишите имя того человека, в честь которого вы бы хотели дать салют.

- Посмотрите, какой большой салют у нас получился. И пусть его не будет видно ни в одном городе, ни в одном селе, но он будет в наших сердцах, в нашей памяти.

Песня (Что может быть лучше России)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия начиналась не с меча...

тематический вечер, посвящённый героям Отечественной войны 1812 года...

Святой праведный Алексей Мечев

работа учащегося 7 класса на научно-практическую конференцию...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Когда у стен твоих звенят мечи…»

Сценарий  классного часа, посвящённого разгрому немцев под Москвой...

Первая соборная мечеть деревни Маскары

...если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в...

Тест по рассказу И.С.Тургенева "Касьян с Красивой Мечи"

Тест  для проверки знания текста рассказа И.С.Тургенева "Касьян с Красивой Мечи"....

Наша классная жизнь, начиная с пятого и заканчивая девятым

За пять лет нашей жизни с ребятами много чего было... Но больше хорошего, доброго!...