"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".
классный час по теме

Казенова Ирина Петровна

 

Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве методических рекомендаций для проведения классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение  Чувашской Республики

среднего профессионального образования  "Вурнарский сельскохозяйственный техникум"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему

"Методика проведения классного часа на тему:

 "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".

       

п. Вурнары 2012

Рассмотрено на заседании                                                  

цикловой комиссии ветеринарных                                    

и технологических дисциплин                                          

Протокол №____от_________                                          

Председатель_______Степашин А.Н.                              

                                                                                             

         Разработала классный руководитель 213 группы технологического отделения  Казенова И.П.

     

       Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве методических рекомендаций для проведения классного часа.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Подготовительный этап.
  3. Сценарий классного часа.
  4. Заключение.
  5. Приложения.
  6. Список использованной литературы.

1. Введение.

   Здоровый образ жизни человека - говоря эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами.  Что же такое здоровый образ жизни? В целом здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности.

   Умение вести здоровый образ жизни- признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

   именно в техникуме должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога-  создание условий, при которых студент заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни  и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивания не только безрезультатны, но и  вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.   Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению студентов в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере студенчества и сотрудничества.

2. Подготовительный этап.

  1. Наглядность: проектор.
  2. Домашние творческие задания для студентов: найти пословицы и поговорки о здоровом образе жизни, высказывания ученых и знаменитых людей о здоровом образе жизни. Подготовить компоненты здорового образа жизни, факторы, негативно, влияющие на человека.
  3. Деятельность классных руководителей: Выбор наиболее подходящих пословиц и поговорок, подбор заданий,  работа с биографией Павловой Г.А.
  4. Оформление аудитории: проектор, пословицы и поговорки на плакатах, материал для заданий.

3. Сценарий классного часа.

   Классный руководитель: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и  я обращаюсь к вам - здравствуйте дорогие участники и гости. "Вы любите жизнь?" "Что за вопрос? Жизнь это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой". Если  определить, от  чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последует: состояние окружающей среды, достаточное питание, материальное благополучие, медицинское облуживание. Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научилось укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей. в настоящее время здоровый образ жизни становиться все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как относиться к учебе, к своему будущему. И так тема нашего сегодняшнего классного часа - "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться".

  1. Организация целевого пространства.

   Здоровый образ жизни – человек, на которого нужно равняться – это система физического здоровья, психического здоровья и нравственного здоровья. На наш классный час сегодня мы выбрали человека, на которого нужно равняться -  это действующий мастер спорта России, преподаватель физического воспитания в вашей группе – Павлова Г.А.

   Уважаемые студенты, выберите КП (ключевые понятия) из названия ситуации.

   Студенты.  Выбирают ключевые понятия  (физическое здоровье, нравственное здоровье, психическое здоровье).

   Классный руководитель: Молодцы, а теперь давайте ознакомимся с предложенными ДП (древо понятиями).

   Студенты.  Разбирают ДП (приложение 1).

   Классный руководитель: Мы с вами разобрали ДП ситуации, теперь поставьте каждый свою цель на наш сегодняшний классный час (приложение 2).

      Студенты.  Ставят каждый индивидуальную цель.

   Классный руководитель: теперь, когда вы поставили индивидуальные цели, я хочу сформулировать цели на классный час:

Цель саморазвития:  осознать себя в системе здорового образа жизни.

Цель познавательная: обобщить, систематизировать и углубить свои знания в сфере здорового образа жизни и достижений людей, ведущих здоровый образ жизни.

  1. Организация продуктивного пространства.

     Знаете, У. Шекспир сказал: "Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник".

   Только имея волю, можно достичь чего-то. Все мы знаем, что спортсмены в большинстве своем люди здоровые, здоровые не только физически, но и психически и нравственно. Спортсмены находятся в постоянных тренировках, они не употребляют алкоголь и наркотики, не курят. На таких людей нужно равняться, необходимо ставить их себе в пример, стараться достичь хотя бы десятой, сотой, доли того, чего добились они.  В нашем техникуме есть такие люди. Хочется вам всем, да и себе тоже привести в пример, человека, на которого нужно равняться. Все вы знаете, что преподавателем физкультуры в нашем техникуме работает   Павлова Галина Александровна, действующий мастер спорта России. Мне бы хотелось предоставить слово Галине Александровне, чтобы она рассказала нам о своем пути в большой спорт.

Павлова Г.А.  Свою спортивную деятельность я  начала с 4 класса, с занятий лыжами. В то время лыжи у меня были старые, ездила я в валенках. Одна лыжа была сломанной. Чтобы продолжать ездить на лыжах я сама заштопала ее консервной банкой.

   Нормальные лыжи у меня появились  только в 6 классе. В школе я начала принимать участие в соревнованиях, входила в сборную команду Района. Уже в школе, начала занимать призовые места.

   После школы поступила в Чебоксарский планово-экономический колледж. Проходя обучение в колледже, продолжала свою спортивную деятельность, принося  колледжу первые, вторые и третьи места.  

   После окончания колледжа   в течении 10 лет  не занималась спортом. Но после рождения дочери снова начала занятия спортом. В 2008 году на  Чемпионате России по зимнему полиатлону выполнила мастера спорта России и выполнила норматив мастер спорта международного класса.

      Классный руководитель.  Уважаемая Галина Александровна, немного скромничает, остановив свой рассказ на выполнении мастера спорта, она по сегодняшний день принимает активное участие в соревнованиях. В настоящее время Галина Александровна постоянно отстаивает честь Республики, на соревнованиях привозя призовые места. В 2012 годы она выехала на всемирные сельские игры, где защищала честь России, и не зря, привезла с собой три серебряных и две бронзовых медали.

   Посмотрите на своего преподавателя, ее знает вся Республика, и это не преувеличение.    В этом году во время прохождения сельских игр в г. Чебоксары, весь город был просто завешен  плакатами с ее изображением. Слава нашла своего героя. Благодаря спорту и здоровому образу жизни Галину Александровну узнала вся Чувашия, за нее болели всей Республикой. Она получила благодарность президента Чувашской Республики.

У Галины Александровны большое количество медалей и наград, посмотрите лишь на некоторые из них (приложение 3,4).

   Уважаемые студенты, если у вас есть вопросы, вы можете их задать Галине Александровне.

Студенты:  Скажите, в спорт вас отдали родители, или вы сами пошли?

Галина Александровна:  в спорт я пришла сама, мне очень хотелось ездить на лыжах, денег у родителей лишних не было, поэтому я сама себе ремонтировала лыжи и продолжала ездить.

  Студенты. Скажите, Галина Александровна, а что для вас спорт? 

 Галина Александровна: Пройдя такой сложный путь, я не могу в настоящее время представить себя без спорта, стараюсь на своих уроках привить свою любовь к спорту своим ученикам,  и не напрасно, многие из студентов берут  пример, стараются быть на меня похожими, просто уважают как человека и как преподавателя. В моей жизни спорт и здоровый образ жизни, как неотъемлемая часть сыграли огромную роль.

Классный руководитель: большое спасибо Галине Александровне да рассказ и за ответы на вопросы. Теперь мне бы хотелось, чтобы вы, уважаемые студенты, рассказали  о компонентах  здорового образа жизни и  факторах негативно, влияющих на здоровье.

Студенты: Рассказывают подготовленные речи (приложение 4).

  1. Организация рефлексивного пространства.

Классный руководитель:  теперь, когда мы послушали рассказ Галины Александровны, когда вы нас ознакомили с компонентами здорового образа жизни и факторами, негативно влияющими на здоровье, думаю каждому здесь присутствующему, стало понятно, что бедующее каждого из нас, зависит только от нас самих. Лишь ведя здоровый образ жизни, можно задумываться о будущем, видеть впереди, лишь хорошее. Вам повезло -  у вас есть человек, на которого нужно равняться. Здоровье и спорт связаны между собой. И чтобы чего то – добиться, нужно постоянно над собой работать.  Попытайтесь достичь половины того, чего добилась Галина Александровна. Может потом вам захочется большего. Ведь недаром говорят в здоровом теле – здоровый дух. Я хочу, чтобы вы вернулись к началу нашего мероприятии, когда ставили цели, и посмотрели, достигли ли вы того, чего хотели, может вы достигли большего, или же наоборот хотите что – то еще узнать.

Студенты: отвечают по индивидуальным целям.

Классный руководитель: Я желаю вам всего наилучшего. Спасибо всем большое за такое прекрасное мероприятие. Отдельное спасибо Галине Александровне. И мне кажется, что если после этого классного часа, хотя бы половина из вас , да хоть одна треть пойдут по стопам  своего педагога, значит мы не зря сегодня здесь собрались.

4. Заключение.

   Здоровье – это одна из самых важных составляющих полноценной счастливой жизни. Если человек не здоров, то никакие другие радости жизни не приносят ему морального удовлетворения. К сожалению, чаще всего заботиться о своём здоровье мы начинаем тогда, когда организм уже бьёт тревогу. Тогда мы и начинаем корить себя: «И почему же раньше я не следил за своим здоровьем? Почему не слушал советов врачей?». Очень важно предупредить этот момент, стараясь уделять больше вниманию своему организму и ведя здоровый образ жизни.

     Здоровье, так же как любовь и дружбу, за деньги не купишь. Его можно и нужно заслужить. Сегодня в нашей жизни полной быстрого темпа города и полнейшей нехватки времени, мы очень часто забываем о своём здоровье. Конечно, пока организм молодой, он выдерживает большие нагрузки, и мы начинаем этим злоупотреблять. А с возрастом, как правило, все плохие привычки молодости дают о себе знать.

Итак, из этого следует одна очень простая истина: беречь здоровье нужно смолоду.

5. Приложения.

Приложение 1.

ДП 1. Физическое здоровье.

Чистая, гладкая кожа.

Здоровые зубы.

Блестящие, чистые ногти.

Блестящие, крепкие волосы.

Подвижные суставы.

Упругие мышцы.

Хороший аппетит.

Здоровое сердце.

Ощущение бодрости в течение дня.

Работоспособность.

ДП 2. Психическое здоровье.

Уверенность в себе.

Эмоциональная стабильность.

Легкая переносимость климатических изменений.

Легкая адаптация к новому сезону.

Уверенность в преодолении трудностей.

Оптимистичность.

Отсутствие страхов.

Умение нравиться окружающим.

ДП 3. Нравственное здоровье.

Умение делать выбор между добром и злом.

Доброта и отзывчивость.

Справедливость и честность.

Цель в жизни- образование и саморазвитие.

Умение отвечать за совершенные поступки.

Гуманные отношения с людьми.

Стремление помочь людям.

Патриотизм.

Приложение 2.

                 Что?                                              Сколько?                              Для чего?

Здоровый образ жизни                                Методы                    Развития-саморазвития

Психическое здоровье                              Принципы                        Оздоровления

Физическое здоровье                                Функции        Для дальнейшей деятельности в спорте

Нравственное здоровье                             Способы                 Расширения мировоззрения

                                                                Необходимость

                                                                    Действие

Я хочу понять_______________________________________________________________

Я хочу узнать_______________________________________________________________

Я хочу осознать_____________________________________________________________

Я хочу уяснить______________________________________________________________

Я хочу выяснить_____________________________________________________________

Я хочу разобраться___________________________________________________________

Я хочу выяснить_____________________________________________________________

Я хочу осмыслить____________________________________________________________

Я хочу разобрать_____________________________________________________________

Я хочу исследовать___________________________________________________________

Я хочу проанализировать______________________________________________________

Приложение 3.

  1. 2-е место  8 Международные спортивные игры  государств участников СНГ по легкой атлетике (массовый забег) Иссык-Куль 2012г.
  2. 2-е место  8 Международные спортивные игры  государств участников СНГ по легкой атлетике (плавание) Иссык-Куль 2012г.
  3. 3-е место соревнования по полиатлону Екатеринбург 2012г.
  4. 1-е место соревнования по полиатлону Екатеринбург 2011г.
  5. 2-е место Всероссийские соревнования по зимнему полиатлону памяти МС СССР Ю. Ширяева. Ухта 2010.3-е место соревнования по полиатлону Ижевск 2010г.
  6. 1-е место 15 Республиканские сельские игры (косьба) 2010г.
  7. 1-е место первенство Канашского района по зимнему полиатлону 2010г.
  8. 1-е место финал Кубка Чувашской Республики по лыжным гонкам и спринтерской гонке 2009г.
  9. 3-е место Чемпионат и первенство Приволжского Федерального округа России по легкой атлетике 2009г.
  10. 1-е место Открытые всероссийские соревнования по полиатлону 2009г.
  11. 1-е место 4 республиканские зимние сельские игры (лыжные гонки) 2009г.
  12. 1-е место открытое первенство Канашского района по лыжным гонкам 2009г.
  13. 1-е место Чемпионат и первенство Чувашской Республики по летнему полиатлону 2009г.
  14. 3-е место Чемпионат и первенство Чувашской Республики по легкой атлетике (толкание ядра)  2009г.
  15. Благодарность от Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики и Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики. 2009г.
  16. 1-е место осенний чемпионат и первенство  Чувашской Республики по легкоатлетическому кроссу 2008г.
  17. 1-е место 2 Межотраслевая зимняя спартакиада «Полярное ядро 2008» (полиатлон).
  18. 3-е место открытые Всероссийские соревнования по зимнему полиатлону 2008г.
  19. Почетная грамота  Министерства сельского хозяйства за активную работу по развитию физической культуры и спорта среди сельского населения России 2008г.

Приложение 4.

Компоненты здорового образа жизни. 1. Правильное дыхание.  очень важно всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется. В оздоровительной гимнастике под названием "йога" принято считать, что "одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и  сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное". Конечно же важно и то, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым. 2. Рациональное питание. Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: "Измените пищу человека, и весь человек мало- помалу измениться". Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат переедание и ожирение. "Умеренность- союзник природы",  говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным. Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено - вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма.  необходимо включать их в свой рацион.  А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Так же важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.  3. Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание.  Необходимо добавить, что к  компонентам здорового образа жизни относиться еще и двигательная  активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. "Если не бегать. пока здоров,  придется побегать, когда заболеешь", - так считал римский поэт Гораций.  Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.  Положительные эмоции также необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. старайтесь избегать этих эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

Факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Условно все вредные факторы, влияющие на здоровье человека можно разделить на те, воздействие которых неизбежно, и те, которые можно исключить из своей жизни. Чтобы не быть голословной, приведу примеры, которые показывают влияние вредных факторов на здоровье человека в быту.
Спиртное и переедание. Очень часто после праздников, обычно сопровождающихся застольями с употреблением большого количества тяжелой пищи и спиртных напитков, мы чувствуем себя не особо хорошо.  Такие погрешности в питании, разумеется, оказывают негативное влияние на пищеварительную систему. Переедание и алкоголь задерживают расщепление жировых отложений, что отражается и на фигуре. В результате попадания спирта, а также продуктов его расщепления, в кишечник, из-за нарушения микрофлоры у нас появляются дополнительные проблемы, как, например, боль в животе. Съеденная накануне жирная, острая пища плохо переваривается желудком, что приводит к чувству тяжести, дискомфорту, расстройству и тошноте. При постоянном нарушении принципов правильного питания у вас со временем неизбежно появятся проблемы со здоровьем.

Курение. К распространенным негативным факторам относится и курение. Эта вредная привычка нарушает работу не только органов дыхания, гортани и легочной системы, но также и вызывает заболевания желудка (гастрит, язва), кишечника, отрицательно воздействует на сердечнососудистую систему, печень и почки. Яд от никотина отравляет весь наш организм, что ослабляет иммунную систему и вызывает большую склонность к различным болезням, чем у некурящих людей. В организме заядлого курильщика постепенно накапливаются канцерогенные вещества и тяжелые металлы, вызывая необратимые изменения во всех органах и системах. Известно, что очень часто люди, страдающие табачной зависимостью, умирают от инсульта, инфаркта миокарда и рака легких.
Малоподвижный образ жизни. В современном мире многие страдают от последствий гиподинамии. А ведь движение всегда было залогом крепкого здоровья. Регулярные спортивные нагрузки стимулируют все системы организма, включая пищеварительную. У физически активного человека практически не бывает метеоризма, запоров и подобных проблем, связанных с застойными явлениями и гнилостными процессами в кишечнике.
Кофемания. Многие по утрам привыкли выпивать чашечку кофе. Это помогает взбодриться и быстро настроиться на рабочий лад. Кофе не представляет опасности для организма только в том случае, если человек ограничивается одной чашкой в день. Злоупотребляя им, мы нагружаем сердце и подвергаем опасности наше здоровье.

Злоупотребление лечением. Большой вред организму наносит регулярное применение лекарственных препаратов, которые могут вызвать даже привыкание. Обезболивающие средства, ферменты, помогающие желудку переваривать тяжелую пищу есть в каждой домашней аптечке, но без них можно было бы вполне обойтись, если бы человек следил за тем, что и в каких объемах он ест, как все пережевывает, какой образ жизни ведет. Все системы организма находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Медикаменты разрушают микрофлору желудка и кишечника и оказывают негативное воздействие на слизистые. Круг замыкается, и мы снова тянемся за таблетками. Все эти факторы вредные для здоровья человека, воздействуют на организм, постепенно ухудшая его состояние. А ведь многие люди не интересуются тем, как они могли бы сохранить здоровье и продлить себе жизнь, и поступают так абсолютно напрасно... Если вы хотите вести здоровый образ жизни, факторы, влияющие на здоровье, должны быть вами учтены! Не будьте равнодушными к себе, ведите здоровый образ жизни!

6. Список использованной литературы.

      1. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н.Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -256 с.

  1. Свияш, А.Г. Здоровье в голове, а не в аптеке / А.Г. Свияш. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. - 320 с.        
  2. http://pilates.by/zdorovyi-obraz-zhizni/zdorove-eto-vazhno
  3. http://zdorovye.ucoz.ua/publ/19-1-0-125

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...

Разработка классного часа по теме "Здоровый образ жизни"

Разработка содержит конспект классного часа и электронную презентацию....

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Цикл классных часов по теме "Здоровый образ жизни"

Данный цикл был разработан специально для обучающихся 9-го класса. Тема вредных привычек и борьбы с ними весьма актуальна для подростающего поколения и мы с ребятами на классных часах вместе находим о...

План-конспект классного часа "Мой выбор-здоровый образ жизни"

Материал содержит план-конспект классного часа по теме "Мой выбор-здоровый образ жизни" на примерах Олимпийских чемпионов; презентация к классному часу....

Сценарий классного часа на тему: «Здоровый образ жизни»

Цель: формировать у учащихся здоровый образ жизни....

Методическая разработка классного часа на тему: "Здоровый образ жизни"

Данное мероприятие могут использовать учителя-предметники и классные руководители. Целью данного классного часа является формирование у учащихся правильного представления о здоровом образе жизни: науч...