Классный час на тему "Я - гражданин России. Юрий Гагарин"
классный час (8 класс) по теме

Данный материал представляет собой разработку классного часа, посвященного выдающемуся летчику-космонавту Юрию Гагарину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yu.gagarin.ppt1.91 МБ
Microsoft Office document icon kl.chas_o_gagarine.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первому человеку в космосе посвящается… В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. Т.Г. Шевченко

Слайд 2

Детство Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР .По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева — работала на молочнотоварной ферме. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. Однажды младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе и начал фотографировать. Юрий успел позвать мать, и той удалось, оттолкнув немца, снять сына с шарфа. После этого случая Борис в течение месяца не мог ходить. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.

Слайд 4

Юность В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, где занимался в аэроклубе. В 1955 году Юрий Гагарин закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин. 27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова, которое окончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.

Слайд 5

Первый полет 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (взлетал в звании старшего лейтенанта), а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

Слайд 6

Макет спускаемого аппарата Гагарина в мемориальном музее космонавтики

Слайд 8

Встреча в Москве

Слайд 9

После защиты дипломной работы в академии Жуковского Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ .В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.

Слайд 10

Гибель 27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась. Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области.Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.

Слайд 11

Причина гибели. Официальная версия Были собраны 95 % обломков самолёта и оборудования. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50—70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было.

Слайд 12

Версия С. М. Белоцерковского и ряда учёных По данным комиссии, примерно за минуту до столкновения Гагарин пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Наиболее вероятным «событиями» могли быть: Уклонение самолёта от шар-зонда или стаи птиц; Попадание в след пролетевшего самолёта; Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра. Плохие погодные условия (нижняя кромка нижнего слоя облаков была на высоте 500—600 метров); неточные сведения о погоде.

Слайд 13

Награды Ленина (СССР, 14 апреля 1961) Георгия Димитрова (Болгария, 24 мая 1961) Звезда II класса (Индонезия, 10 июня 1961) «Крест Грюнвальда» I степени (Польша, 20 июня 1961) Первый кавалер ордена «Плайя-Хирон» (Куба, 18 июля 1961) «За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия, 2 августа 1961) Знамени I степени с бриллиантами (Венгрия, 21 августа 1961) Карла Маркса (ГДР, 22 октября 1963) «Ожерелье Нила» (Египет, 31 января 1962) Большая лента Африканской Звезды (Либерия, 6 февраля 1962) Медаль «Золотая Звезда» (СССР, 14 апреля 1961) Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР» (СССР, 1958) Медаль «За освоение целинных земель» (СССР, 12 апреля 1961) Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (СССР, 9 мая 1965) Медаль «За безупречную службу» III степени (СССР, март 1966) Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (СССР, январь 1968)[32] Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР) Золотая медаль правительства Австрии, 1962 Золотая медаль и почётный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почётный диплом Королевского аэроклуба Швеции Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961 Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007

Слайд 14

Память

Слайд 15

Место гибели Ю.А.Гагарина. У этого обелиска всегда живые цветы.



Предварительный просмотр:

Классный час (1 сентября)

Тема классного часа:    Я – гражданин России

 

Цели и задачи: 

- включить учащихся в активное познание истории, духовных ценностей;

- изучить жизнь и деятельность выдающегося летчика Ю.А. Гагарина;

- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;

- сформировать качества активного гражданина;

- сформировать правильность понимания и проявление сущности нравственных категорий;

- помочь учащимся определиться с выбором конкретного жизненного идеала;

- способствовать формированию правил самовоспитания личности.

Форма: Тематический устный журнал с элементами рассуждения.

 

                                   В ком нет любви к стране родной, 

те сердцем нищие   калеки.

                                                                                                       Т.Г. Шевченко

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Кл. рук. 1. Познакомьтесь с эпиграфом. Как вы понимаете его смысл? Почему эта фраза взята в качестве эпиграфа?

Кл. рук. 2. Прослушайте следующую композицию (песни А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был?». )

                       ? знакома ли вам эта песня, кому она посвящена? (Гагарину.)

Кл. рук. 3.Сегодняшняя наша встреча посвящена Ю.А.Гагарину. Почему именно ему?

Кл. рук.4:  Идеальный герой нашего времени, он стал символом бесстрашного подвига и неиссякаемой молодости, символом человечества, олицетворением его лучшей части.

 Почему именно он полетел? Потому что именно весь ход событий нашей жизни готовил его к этому подвигу. Тяжелое детство, стремление учиться и не просто учиться, а хорошо учиться, помочь своим родителям – вот цели, к которым поначалу стремился Юрий.

   Что же нам известно о Ю.Гагарине? Каким он был, как воспитывался характер будущего космонавта?

Компьютерная презентация.

1 слайд – детство.

            Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР .По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин  — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева  — работала на молочнотоварной ферме.

       Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. Однажды младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе и начал фотографировать. Юрий успел позвать мать, и той удалось, оттолкнув немца, снять сына с шарфа. После этого случая Борис в течение месяца не мог ходить.  9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.

 2 слайд – юность

            В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, где занимался в аэроклубе. В 1955 году Юрий Гагарин закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

           27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова, которое окончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.

3 слайд – первый полет

         9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты.

            12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вот как об этом событии вспоминал сам Юрий Гагарин:

«. 12 апреля 1961года… Приближалось время старта…В половине шестого врач вошел в спальню и легонько потряс меня за плечо…  

 - Юра, пора вставать, - услышал я

Я моментально поднялся. Обычная физзарядка., медицинский осмотр, скафандр, специальный автобус… Мы быстро   мчались по шоссе.

Я еще издали увидел устремленный ввысь серебряный корпус ракеты…чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч солнца горел на ее вершине… Нетерпение росло.

 Я занял место в «космическом» кресле, задраили люк… ракета задрожала всем  корпусом и оторвалась от земли. В  иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. 

Слайд 6

Через 108 минут после старта космический корабль «Восток» благополучно приземлился в заданном районе. Вся  страна и весь мир кипел, приветствовал  небывалое достижение науки. »

   После полета Гагарин сделал короткую запись  - слайд 7

Слайд 8

 За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (взлетал в звании старшего лейтенанта), а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

Слайд 9 – после полета

Слайд 10 – гибель

         27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.                              

          Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области.Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.

Слайд – 11 – причины (официальные)

       Были собраны 95 % обломков самолёта и оборудования. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50—70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным.

        Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было.

Слайд – 12 – причины (неофициальные)

     По данным комиссии, примерно за минуту до столкновения Гагарин пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования.

 Наиболее вероятным «событиями» могли быть:

  1. Уклонение самолёта от шар-зонда или стаи птиц;
  2. Попадание в след пролетевшего самолёта;
  3. Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра.
  4. Плохие погодные условия (нижняя кромка нижнего слоя облаков была на высоте 500—600 метров); неточные сведения о погоде.

Другие причины

Отсутствие внятной опубликованной официальной версии и объективных доказательств порождало целый ряд предположений и неофициальных версий гибели лётчиков. Эта тема продолжает волновать умы до сих пор.

1)Версия Н. Ф. Кузнецова. По утверждению начальника Центра подготовки космонавтов в 1963—1972 годах, Серёгину в те времена нездоровилось: он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно, произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта. Гагарин, выполняя пилотаж, не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина, а когда шансов на спасение не осталось — погиб вместе с ним.

2)Существуют утверждения, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны. После этого , по одной версии, была организована гибель Гагарина, по другой — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после небольшой пластической операции на лице помещён в одну из провинциальных психиатрических больниц.

3)Ещё одни предположения гласят, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего ещё много лет прожил под чужим именем в посёлке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком.

4)Ещё одна конспирологическая версия о малом «советском лунном заговоре» содержит обоснования и некоторые аргументы того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полёта на учебном самолёте, а несколькими днями ранее на новом космическом корабле советской лунно-облётной программы.

Слайд  13,14 - память

         Ю.Гагарин уже при жизни стал легендой, символом того, на что способен человек. С давних времен человека притягивало к себе небо, бесконечное, таинственное и прекрасное. Человек мечтал приблизиться к нему. Полет Гагарина осуществил  мечту человечества о полетах к звездам. 

     А теперь, анализируя все увиденное и услышанное вами, скажите,

какими чертами характера должен обладать человек, чтобы имя его ровнялось подвигу?

Возможные ответы детей: выдержка, сила воли, гибкость ума…

Сам Гагарин говорил, - «Для первого полета нужен человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств».

- Какие достоинства, на ваш взгляд присущи таким людям?

Возможные ответы детей: доброта, любознательность, простота, целеустремленность…

- Должен ли человек работать над собой, чтобы эти качества развивать?

Итог

Возможно, именно эти качества дадут толчок к воспитанию всесторонне развитой личности, полноценного гражданина нашей русской земли, умеющего тонко ценить и понимать духовное и культурное наследие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Новая Россия начинается с 1812 года»

Классный час посвящён Дню воинской славы России, воспоминаниям  о знаменательном событии в истории России,  победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, чтобы молодое подрас...

Технологическая карта и конспект урока на тему "Гражданин России"

Технологическая карта урока и конспект на тему "Гражданин России"  по обществознанию для 5 класса соответствует ФГОС....

Технологическая карта и конспект урока на тему "Гражданин России"

Технологическая карта урока и конспект на тему "Гражданин России"  по обществознанию для 5 класса соответствует ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...

Презентация по теме Гражданин России

Презентация по Теме №1 к учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...

ОДНКНР 5 класс. Тест по теме: "Гражданин России"

Тест составлен в соответствии с  программой курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин "Основы духовно-нравственной культуры России". – М.: ОО...