Всероссийский урок знаний 2 сентября "Мы - россияне!"
классный час (7 класс) по теме

Рассказ о Конституции РФ, о правах и свободах граждан России, кроссворд, игра, презентация для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_urok_2_sentyabrya.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №5

с углубленным изучением отдельных предметов

«Мы – россияне!»

Всероссийский урок 2 сентября

Учитель высшей категории Л.В. Карпова

г. Наро-Фоминск

2013г.

Всероссийский урок 2 сентября

 «Мы – россияне!»

Цель: формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.

Задачи:

  • формировать правовую культуру,
  • развивать чувство гордости за Россию,
  • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников,
  • показать, что объединяет всех россиян, чем они гордятся и что ценят.

Просмотр видеоролика с участием первых лиц государства: В. В. Путина, В. И. Матвиенко, С. Е. Нарышкина, В. Д. Зорькина.

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, 12 декабря 2013 года государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства – 20-летие принятия Конституции Российской Федерации – Основного Закона страны. В Конституции содержится список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.

Конституция 1993 года состоит из преамбулы и 2 разделов. Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту Конституции. В преамбуле называются 6 основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Это:

  1. Утверждение прав и свобод человека.
  2. Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации.
  3. Сохранение исторически сложившегося государственного единства.
  4. Возрождение суверенной государственности России.
  5. Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства.
  6. Обеспечение благополучия и процветания России.

Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов. Первый раздел содержит собственно текст Конституции и включает 9 разделов:

  1. Основы конституционного строя.
  2. Права и свободы человека и гражданина.
  3. Федеративное устройство.
  4. Президент.
  5. Федеральное собрание.
  6. Правительство Российской Федерации.
  7. Судебная власть.
  8. Местное самоуправление.
  9. Конституционные поправки и пересмотр  конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Конституция определяет общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.

- Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?

(Ответы учащихся)

Учитель. Россия – Европа и Азия,

                 Россия – земля без границ,

                 Великое разнообразие

                 Наречий, характеров, лиц…

В нашей многонациональной стране проживает более 160 народов, которые говорят более чем на 230 языках. Среди них русские составляют большинство – 77,71%, татары – 3,72%, украинцы – 1,35%, башкиры – 1,11%, чуваши – 1,01%, чеченцы – 1%.

Самые малочисленные народы России – вепсы, ненцы, гагаузы, долганы, эскимосы, нагайбаки, тофалары, караимы, чукчи.

Уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство имеет свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподаётся национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции. Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.

  1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.
  2. Преданность, неизменность в своих чувствах.
  3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.
  4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.
  5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.
  6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.

О

Б

Р

О

Е

Р

Н

О

С

Т

Ь

О

Ч

У

В

С

Т

В

И

Е

А

Д

Е

Ж

Д

А

Ю

Б

О

В

Ь

Р

А

Т

С

Т

В

О

Если вы правильно решили кроссворд, то по вертикали под цифрой 1 вы прочтёте слово ДРУЖБА. Какое хорошее и доброе слово. У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства», «Если дружба велика – будет Родина крепка».

 А что такое гражданский мир и согласие?

 (Ответы учащихся)

Учитель. У поэта Ф. И. Тютчева есть стихотворение « Два единства».

Из переполненной господним гневом чаши

Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши!-

Славянский мир, сомкнись тесней.

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней…

                                                      ?

Как  вы поняли смысл этого стихотворения?

(Ответы учащихся)

Наше единство в любви людей друг к другу, а не во вражде.

-Какие права и свободы имеются у всех граждан России?

(Ответы учащихся)

Учитель. В Конституции нашей страны содержатся основные права и свободы, а также обязанности граждан. Учёные-юристы разделяют их на следующие группы:

Личные: на жизнь, на защиту чести и достоинства, на невмешательство в личную жизнь, на тайну переписки и переговоров, на неприкосновенность жилища, право не подвергаться пыткам.

Гражданские: на гражданство, на свободу передвижений, на свободу совести, на выбор места жительства.

Юридические: на судебную защиту, на равенство перед законом, не подвергаться произвольному аресту, не давать показания против себя и своих близких, на презумпцию невиновности.

Политические: избирать и быть избранным, на управление делами государства, на политические объединения, на политические убеждения, право обращаться в различные инстанции, на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирование.

Социальные: на достойный уровень жизни, на образование, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на жилище.

Духовные: на свободу мысли и слова, на свободу творчества, на защиту интеллектуальной собственности.

Экономические: на частную собственность, на наследование, на свободное предпринимательство, на свободный и безопасный труд.

Конституция гарантирует достаточно большое количество различных прав и свобод граждан. Но основные мысли таковы:

  1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав – главное назначение государства.
  2. Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех – основа свободы.
  3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не противоположны по смыслу, если закон демократический. Следовательно, всё, что не запрещено, то дозволено.
  4. Ограничение прав возможно исключительно ради общего благосостояния в демократическом обществе.

Каждый взрослый дееспособный человек, если только он хочет чувствовать себя полноправным гражданином своей страны, обязан не только знать свои права, но и уметь защищать их всеми законными способами.

Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Прочитайте и соедините части предложения. Например: «В школе я должен… хорошо учиться, внимательно слушать учителя».

  • В школе я имею право…(получать бесплатно образование, отдыхать на переменах).
  • Дома я должен…(помогать родителям, уважать старших, слушаться их, выполнять домашние задания).
  • Дома я имею право…(получать дополнительные знания из различных источников (книг, телевидения, Интернета).
  • На улице я должен…(здороваться со старшими, уступать им место в транспорте, быть вежливыми с окружающими людьми).
  • На улице я имею право…(играть в различные игры, заниматься спортом, общаться с друзьями).
  • После школы я имею право…(отдыхать, получать дополнительные знания).
  • После школы я должен…(выполнять домашние задания, трудиться в меру своих сил).

А теперь мы поговорим с вами о людях, делами которых гордится вся Россия.

(Рассказы учащихся о подвигах людей в годы великих испытаний, совместного труда, достижения людей в космосе, спорте, искусстве, литературе).

Заключительное слово учителя.

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для граждан любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения её качества.

Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования обучающихся; формирование активной гражданской позиции и правового созн...

Классный час для 9 класса "Всероссийский урок знаний, посвященный 20-летию Конституции РФ"

Классный час для 9 класса "Всероссийский урок знаний, посвященный 20-летию Конституции РФ"...

Праздник, посвященный Всероссийскому дню знаний о лесе.

Внеклассное мероприятие по биологии  в 5-6 классах....

КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 «А» КЛАССЕ Тема урока : «Урок России. Мы- россияне!20-летие РФ»

Данный классный час знакомит учащихся с главными государственными символами России. Можно приурочить информацию ко Дню празднования Конституции Российской Федерации....

Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 25 лет со дня принятия Конституции России.

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования обучающихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; ...

« Мои знания – моя сила. Кафе «Тетрадь в клеточку». « Всероссийский урок ОБЖ».

Информирование учащихся о введении единого образовательного пространства в РФ....