классный час "Азбука общения"
классный час (5 класс) по теме

Карпова Вера Михайловна

Цель классного часа: развитие умения сотрудничать в команде, развитие самоуважения и уважения к другим. Проводится в игровой форме, присутствуют элементы тренинга и этической беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час "Азбука общения"63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  классного  часа  на  тему  «Азбука  общения».

Цель:  Развитие  умения  сотрудничать  в  команде.  Продолжение развития самоуважения и уважения к другим.

Задачи:  1.  Продолжение формирования позитивных межличностных отношений через

                     осознание   и   прочувствование   детьми   своей  общности  с  другими  и

                     своей индивидуальности.

  1. Развитие  коммуникативной  компетентности.
  2. Формирование  нравственно-этических  качеств  личности.
  3. Формирование  эмоционально-чувствительной  сферы  личности  ребёнка.

Подготовка  к  классному  часу:

  1. определение  темы  классного  часа  по  результатам  опроса  и  беседы  с  учащимися,  формулировка  целей  и  задач.
  2. тщательный  отбор  материала  с  учётом  поставленных целей  и  задач.
  3. составление  плана,  подбор  наглядных  пособий  и  необходимого  оборудования  и  инвентаря.

                 

Структура классного часа:

1.   Вступительная часть – выделение  проблемы  и  постановка вопроса.

2.  Основная (содержательная) часть –  пути  решения  проблемы;

3.  Заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.

4.  Рефлексия,  подведение  итогов.

Форма  проведения  классного  часа:  

игровая  с  элементами  тренинга  и  этической  беседы.

Методы  и  приёмы  работы:

-  проблемные  вопросы

-  диалоговое  общение

-  частично-поисковый  метод

-  метод  коллективного  принятия  решений

-  игра

На  протяжении  всех  этапов – педагогическая  поддержка.

Ход  и содержание  классного  часа   «Азбука  общения».

                                                                Три   шага  ведут  к  успешной  коммуникации.

                                                                Первый  шаг – знать,  чего  ты  хочешь.

                                                                Второй  шаг – знать,  чего  хочет  твой  партнёр.

                                                                Третий – как  вам  обоим  прийти  к  победе.

                                                                                                                                     Д. Лаборд

        Беседа  педагога  с  детьми:    Все  мы  живём  среди  людей.  Чтобы  иметь  друзей,  быть  успешным  в  жизни  надо  много  общаться.  Кому  из  вас  не  хотелось  быть  в  центре  внимания?  Любят  ли  вас  окружающие?  Как  найти  общий  язык  с  одноклассниками,  добиться  их  уважения?  Мы  часто  задаём  себе  подобные  вопросы,  но не   всегда  точно  знаем  ответы  на  них.  Хорошее  общение – залог  успеха.

Эпиграфом  к  нашему  занятию  служит  высказывание  Дженни  Лаборд.  Попробуем  сами  пройти  эти  шаги  и  найти  ответы  на  интересующие  нас  вопросы.

        Шаг  первый.  Знать,  чего  ты  хочешь.

Упражнение 1.  Взаимное  представление. 

Дети  разбиваются  по  парам.  В  течение  3 минут  им  необходимо  ответить  друг  другу  на  вопросы:  Любимые  увлечения?  Как  я  провожу  свободное  время?  Моя  мечта?

Потом  ребята  возвращаются  в  круг  и  каждый  представляет  своего  партнёра.

          Учитель:  Мы  узнали много  интересного  о  каждом  из  вас.  Но  вернёмся  к  общению.  Какой  человек для  вас  является  приятным  собеседником?  

Ребята  высказывают  своё  мнение.

            Учитель:  Хотите  побыть  в  роли  исследователей?  Знать  себя – великая  наука.   А  любят  ли  вас  окружающие? Предлагаю  пройти  тест. 

Инструкция:  Я  буду  читать  вопросы,  а  вы  выбираете  тот  вариант  ответа,  который  в  большей  степени  подходит  вам  и  отмечаете  количество  баллов.

 Тест.

1.  Очень  ли  вам  бывает  неприятно,  если  в  присутствии  кого-либо  вы  краснеете  от  смущения?     А. нет (0 баллов)     Б. немного (2 балла)   В. очень (4 балла)

2.  Вы  оказались  в  положении,  когда  оправдываться  можно,  лишь  взвалив  вину  на  другого.  Как  вы  поступите?

А. Постараюсь  обвинить  этого  другого  как  можно  меньше. (2)

Б. Вообще  не  буду  пытаться  оправдываться. (4)

В. Ничего  не  поделаешь,  придётся  пойти  на  это. (0)

3. Трудно  ли  вам  просить  кого-нибудь  об  услуге?

А. да (2)  Б. нет (4)  В. стараюсь  никого   не   просить (0)

4. Часто  ли  вы  делаете  комплименты  людям?

А. да, очень часто (4)  Б. иногда (2)  В. редко (0)

5. К  вам  пришли  без  предупреждения  и  не  вовремя.  Как  вы  себя  поведёте?

А. Постараюсь,  чтобы гость  не  заметил,  что  его  приход  нежелателен. (2)

Б. Воскликну: «Как  я  рада!» (4)

В. Не  попытаюсь  скрыть  того,  что  я  не  в  восторге  от  его  прихода. (0)

6. Можете  ли  вы  представить,  что  ведёте  длинный  разговор  с человеком,  который  ошибся  номером?

А. конечно (4)     Б. не  исключено (2)     В. в  таких  случаях  я  бросаю  трубку (0)

Подсчитаем  общее  количество  баллов. Предлагаю  вам  выслушать  результат.

Если  у  вас  от 0 до 4 баллов,  то  вы  попадаете  в  группу  людей,  которые   редко  улыбаются  окружающим  и  предпочитают,  чтобы  их  считали  прямыми,  суровыми  и  холодными.

Подобное  поведение  ставит  стену  отчуждения,  поэтому  у  них  возникают  проблемы  с  общением.

5-12 баллов. Обаяние  этих  людей  связано  с  искренностью  и  непосредственностью,  и  именно  эти  черты  симпатичны  окружающим. И  хотя  иногда  взрываются,  стараются  остаться  воспитанными  людьми.

13-20 баллов.  Эти  люди  одарены  обаянием.  Симпатии  окружающих  доставляют им  удовольствие,  да  и  им  симпатичны  все  и  каждый.  

21-24 балла.  В  них  бездна  обаяния.  Им  обычно  прощают  недостатки. Иногда  их  упрекают  в  неестественности – и  это,  пожалуй,  справедливо.

Учитель:  Правда,  приятно,  когда  вас  любят?  Каждый  из  нас   хочет,  чтобы  другие  к  нам  хорошо  относились.  

Вспомним  золотое  правило: относись  к  другим  так  же,  как  ты  хочешь,  чтобы  относились  к  тебе  (учитель   начинает  фразу,  ребята  продолжают).

             Шаг  второй.  Знать,  чего  хочет  твой  партнёр.

             Игра 2.   «Чем  мы  похожи?»

Учитель:  Вы  сейчас  будете  объединяться  в  группы  по  признакам  сходства.  Называются  признаки:  цвет  глаз,  волос,  элементы  одежды  и  т.д.

Прежде  чем  объединиться  мы  смотрим  на  человека.  

Учитель:  А  вы  знаете,  что  общаться  можно  по-разному.  А  какую  информацию  мы  запоминаем  лучше?  Как  можно  общаться,  не  разговаривая?

             Невербальные  средства:  движение  рук,  головы, ног,  туловища,  мимика,  кожные  реакции (покраснение,  побледнение,  потение),  прикосновение,  объятия,  смех,  кашель,  вздохи  и  т.д.

             Упражнение  3.  Приветствия.

В  разных  странах   люди  по-разному  приветствуют  друг  друга.  Европейцы  - рукопожатием,  японцы -  кланяются,  африканцы – трутся  носами.  А  давайте  и  мы  поприветствуем  друг  друга  так  же.

             Учитель:  В  общении   очень  важна  интонация,  жесты,  мимика.  Они  выражают  ваше  отношение  к  людям  и  подчас  лучше,  чем  сами  слова.  Давайте  угадаем  настрой  человека  к  общению.

Учитель  показывает  картинки  с  изображением  разных  людей (с  разным  эмоциональным  настроем)  и  ребята  высказываются,  какой  это  человек.  Называют  тех,  с  кем  им  было  бы  приятно  общаться.

Жесты  «лжи»:  рука  прикладывается  ко  рту,  как  бы  в  попытке  задержать  обман;  прикосновение  к  носу;  потирание  века,  уха.

Руки  в  замок  выражают  попытку  спрятаться  от  неблагоприятной  ситуации.

Сжатие  пальцев  в  кулак  означает  враждебность.

             Учитель:  Как  лучше  всего  происходит  передача  информации,  каким способом?  Как  вы  считаете?

Факт (напечатан  на  листе): Две  трети  информации  о человеке  мы  получаем  от  наблюдаемого  коммуникативного  поведения,  то  есть   сначала  видим  и  слышим  человека  и  лишь  затем  что-то  понимаем.  Альберт  Мейерабин  установил,  что  передача  информации  происходит  за  счёт  вербальных  средств (только  слов)  на  7%,  за счёт  звуковых  средств (включая  тон  голоса,  интонацию  звука) – на  38%,  а  за  счёт  невербальных  средств – на  55%.

             Учитель:  Итак,  лучше  всего  человек  запоминает  информацию,  если  он  видит,  слышит  её  и  сам  в  ней  участвует  с  помощью  мимики  и  жестов.  Даже  слова,  сказанные  с  разной  интонацией  воспринимаются  по-разному.

             Шаг  третий.  Как  обоим  прийти  к  победе.

Учитель:  А  теперь  попробуем  прийти  к  взаимопониманию  и  поработать  в  команде.

             Упражнение  4.  Сменяющиеся  команды.

Учитель  выкрикивает  число (не  большее,  чем  количество  ребят),  после  этого  именно  это  количество  детей  должно  встать.  Так  повторяют  несколько  раз,  пока  ребята  не будут  выполнять  действия  слаженно.

             Упражнение  5.  Верёвочка.

Для  проведения  этой  игры  необходимо  взять  верёвку,  связать  её  в  кольцо.  Ребята  встают  в  круг  и  берутся  двумя  руками  за верёвку,  которая  находится  внутри круга.  Задание:  закрыть  всем  глаза,  и,  не  выпуская  из  рук  верёвку,  построить  фигуру,  названную  учителем.  Сначала  возникает  путаница,  затем  ребята  приходят  к  взаимопониманию.

Учащиеся  делятся  ощущениями  от  совместной  деятельности.

              Учитель:  А  теперь  давайте  подарим  друг  другу  жесты – пожелание  добра  и  добрые  слова.

             Рефлексия.  Учитель  просит  ребят  по  очереди  высказаться  о  том,  комфортно  ли  они  себя чувствовали,  работая  единой командой?  С  какими  чувствами  они  уходят  с  занятия?  После  каждого  высказывания  участника,  все  дружно  говорят  ему  спасибо.  

     

Самоанализ  классного  часа на  тему:  «Азбука  общения».

                  После  опроса  учеников  6  класса  выяснилось, что  проблема  правильного  общения  в  коллективе  достаточно  актуальна. Несмотря  на  то,  что  ребята  самостоятельны,  активны,   многие  из  них  испытывают   трудности  в  общении  с  одноклассниками,  чувствуют  себя  недостаточно  уверенно,  не  всегда  могут  отстоять  свою  точку  зрения  в  споре  с  друзьями.  Детский  коллектив  ещё   не  полностью  сформирован.  Поэтому  тема  классного  часа  очень  актуальна  на данный  момент.

Цель:  Развитие  умения  сотрудничать  в  команде.  Продолжение развития самоуважения и уважения к другим.

Задачи:  1.  Продолжение формирования позитивных межличностных отношений через

                     осознание   и   прочувствование   детьми   своей  общности  с  другими  и

                     своей индивидуальности.

  1. Развитие  коммуникативной  компетентности.
  2. Формирование  нравственно-этических  качеств  личности.
  3. Формирование  эмоционально-чувствительной  сферы  личности  ребёнка.

Классный  час  проводился   в  игровой  форме,  присутствовали  элементы  тренинга  и  этической беседы.  На  первом  этапе  ребята  пытались  познать   себя:  представляли  друг  друга (приобретая  опыт  работы  в  парах),  проводили  самодиагностику.   На  втором –  приветствовали  друг  друга, демонстрировали  элементы  невербального  общения,   высказывали личное  мнение,  анализировали,  делали  выводы.  На  заключительном этапе   организованно  и  увлечённо  работали  в  группе.  После  выполнения  каждого  упражнения  подводились  промежуточные  выводы.  Роль  педагога  заключалась  в  проведении  коррекции  и  оказании  помощи  в  поисках  правильного  решения.  

Методы  и  приёмы  работы:

-  проблемные  вопросы

-  диалоговое  общение

-  частично-поисковый  метод

-  метод  коллективного  принятия  решений

-  игра

На  протяжении  всех  этапов   осуществлялась   педагогическая  поддержка.

В  ходе  занятия  создавалась  хорошая  психологическая  атмосфера.  Ребята  получили  положительный   эмоциональный  заряд.  При  оценке  классного  часа  дети  отмечали,  что не зря потратили  время,  что  им  больше  всего  понравилось  работать  в  группе,  что  они  лучше   будут  относиться  друг  к  другу.  Цель  воспитательного  мероприятия  была  достигнута.  Ребята  приобрели  опыт  вербального  и  невербального  общения.  Осуществление  важнейшей  задачи – развитие  коммуникативной  компетентности  в  дальнейшем  будет  влиять  на  учебную  успешность,  а  от  неё  зависит   адаптация  ребёнка  к  школе.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Общение - искусство"

Внеклассное групповое занятиедля учащихся 8 классов развивает коммуникативную компетентность учащихся, ребята учатся  не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнени...

классный час общение

классный час общение для 10 класса....

Классный час "Общение в жизни человека"

Классный час с ипользованием активных форм работы....

Классное собрание "Общение родителей с ребёнком"

Общение родителей с ребенком - материал для родительского собрания...

Классный час."Общения. Правила общения"

для классных руководителей...

Классный час «Общение: Онлайн или…?»

Классный час «Общение: Онлайн или…?»...

Конкурсный классный час "Общение"

Конкурсный классный час "Общение"...