Русский советский писатель, общественный и политический деятель А.В. Луначарский
книга на тему

Биография

Краткая биографическая хроника

Из воспоминаний современников Брюсов Луначарскому (1920)

Луначарский – писатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_vykl.docx407.48 КБ

Предварительный просмотр:

Русский советский   писатель, общественный и политический деятель

А.В. Луначарский

Медведкова Ю.С.

г. Новокузнецк, 2013

***

Красивая улица не только поднимает настроение, но и воспитывает…

Улица, дом мой родной

Сердцу любимо и дорого

С детства дружу я с тобой

Много прожили без времени

Жизни безоблачных лет

Много любили и верили

Счастью, готовя ответ

Мила малая родина

Улица, дом мой родной

Сердцу ты мне очень дорога

В мыслях всегда я с тобой.

Каждая улица в Кузнецком районе уникальна, и поэтому нам,  нужно не только изучать свое прошлое, но и бережно сохранять его. Время летит быстро, свершившееся становится частью истории. Люди часто забывают уроки прошлого, забывают, что без него нет движения вперед, нет будущего. На мой взгляд, нельзя предавать забвению события, обстоятельства, имена - всё то, что было когда-то частью нашей культуры.

Улицы, как люди, имеют свою судьбу и свою историю. Они, как и мы, не похожи друг на друга. Одни - новые, широкие, с современными домами, сверкающими по вечерам неоновыми фонарями и разноцветными витринами магазинов. Такие улицы нарядны и всегда многолюдны. Другие – тихие, незаметные, даже можно сказать, «неказистые» с виду, но зачастую именно они бережно хранят на себе печать прошлого.

Улица - это сплетение чувств...

В советский период было модно называть улицы в честь руководителей, министров, общественных и политических деятелей, так в Новокузнецке появилась  ул. Луначарского.

Улица носит имя Луначарского с 1922 года. Улицы именем Луначарского названы во многих городах России.

***

Лунача́рский Анато́лий Васи́льевич

(11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

Академик АН СССР (01.02.1930), с октября 1917 по сентябрь 1929 — первый нарком просвещения, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции 1917 года.

***

Биография

Родился Анатолий Васильевич Луначарский в Полтаве 23 ноября 1875 года в семье действительного статского советника Василия Федоровича Луначарского и Александры Яковлевны Ростовцевой. Незадолго до рождения Анатолия разыгралась настоящая драма: Александра Яковлевна, имевшая длительный роман с нижегородским чиновником Александром Антоновым, забеременела. Однако в этот момент их отношения с возлюбленным прекратились. Уже беременная Александра Яковлевна вышла замуж за Василия Федоровича Луначарского, который признал новорожденного ребенка своим сыном и воспитывал его вместе с двумя сыновьями от первого брака – Михаилом (впоследствии – известным оперным певцом) и Платоном (киевским врачом-педиатром, основателем частной киевской детской больницы на 50 мест). Василий Луначарский и сам был незаконнорожденным сыном черниговского помещика Федора Чарнолусского и его экономки. Луначарский – это анаграмма, образованная от фамилии «Чарнолусский».

Детство Анатолия Луначарского прошло в Полтаве и Киеве – он активно постигал науки, а позже учился в Первой киевской гимназии – его одноклассником и гимназическим товарищем был философ Николай Бердяев. Именно здесь он знакомится с социал-демократическими идеями и с революционной средой. Хотя по своему складу ума Луначарский был склонен к поиску Истины, философствованиям и искусству. Он сходится с богемной средой – юный Луначарский пишет стихи и пьесы, философские трактаты, рассуждает о Мефистофеле и его месте в ницшеанском мире, в котором умирает Бог и торжествует Город. Атеизм Луначарского, о котором так много писалось в советские времена, не носил системного характера и проистекал скорее из увлечения творчеством Ницше, которого Анатолий Васильевич любил цитировать в оригинале. Скорее Луначарский был человеком нецерковным, чем атеистом по убеждениям.

Известно, что Луначарский владел украинским языком – он вообще был полиглотом и во время одного из заседаний Коминтерна начал свою речь на русском, плавно перешел на немецкий, далее – французский, испанский, английский и снова – на русский. Зал взорвался овациями. Но украинский и польский языки Луначарский знал – что называется – для себя, считая их родными и не отделяя от русского. Известны публицистические статьи Луначарского о творчестве Тараса Шевченко, его заметки о современной ему украинской культуре.

В самом начале ХХ века Луначарский оказался под идейным влиянием Александра Богданова – известного философа, врача, энциклопедиста и деятеля левого движения. «Тектология» Богданова критиковалась Лениным (позже отношения между Лениным и Богдановым переросли в откровенную вражду). Однако сегодня именно этот труд белорусского мыслителя (Богданов был белорусом по происхождению) считается основой современной кибернетики. Позже Богданов инициировал создание Социалистической академии, Пролеткульта и первого в СССР Института переливания крови (во время эксперимента с переливанием крови самому себе в 1928 году Богданов умер). Луначарский не только восхищался Богдановым – он женился на его юной сестре Анне…

В 1895 году Луначарский поступает в университет в Цюрихе. Он много читает, слушает лекции Рихарда Авенариуса и увлекается идеализмом, что в корне противоречило марксистским воззрениям. В Цюрихе Луначарский вступает в масонскую ложу и пытается постичь суть тайных знаний. В конце концов Луначарский перестает искать Бога – он становится атеистом (убежденным) и марксистом (сомневающимся). Его искания в сфере эмпириокритицизма (так критикуемого Лениным) приводят к написанию двухтомного труда «Социализм и религия». В конце 90-х Луначарский знакомится с Максимом Горьким, и они совместно разрабатывают новое направление в философии – богостроительство. Богостроительство было антихристианским учением, провозгласившим религию без Бога, – это течение стало апофеозом идеи Человекобожества. Богостроители призывали не искать «объективно не существующего» Бога, а построить Его из некой субстанции, из мощи коллектива.

Фактически Луначарский в этом вопросе пошел намного дальше Ленина (Владимир Ильич достаточно поверхностно разбирался в вопросах религии): он увидел в марксизме не веру в Бога, а веру без Бога – новое слово в общественной мысли. Впрочем, для юного Луначарского его швейцарский период был началом исканий: он вступает в социал-демократические кружки, знакомится с Плехановым, путешествует по Италии и Франции, пишет биографию Гарибальди (ставшего кумиром Луначарского).

В 1898 году Луначарский возвращается в Россию. В Москве он занимается подпольной деятельностью. В 1899-м его арестовали и сослали – сначала в Калугу (где Луначарский знакомится с Константином Циолковским и позже – после революции – открывает калужского самородка миру), а потом в Вологду и Тотьму. В 1903 году, вслед за расколом РСДРП, Луначарский после некоторых сомнений поддерживает большевиков и вступает в полемику с меньшевиками и Мартовым... Но уже в 1909-м Луначарский (к тому времени побывавший в тюрьме и бежавший за границу) расходится во взглядах с Лениным. Ленин достаточно жестко раскритиковал Луначарского в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Фактически до 1917 года Ленин и Луначарский общались эпизодически.

Это было очень напряженное время. Луначарский критиковал большевиков за участие в работе Государственной думы, позже выступал с пацифистских позиций в годы Первой мировой войны и не понимал тезис Ленина о необходимости превращения борьбы империалистической в войну гражданскую. Для Луначарского война была войной – страшным и античеловеческим явлением. Он все чаще появляется среди декадентствующих писателей, заводит дружбу с Габриэле д'Аннунцио и Маринетти (предтечами фашизма), посещает Метерлинка и принимает у себя в гостях Бальмонта, Белого, Андреева, Брюсова. Луначарский восхищается Блоком – есть мнение, что поэму «Двенадцать» Блок написал под влиянием Луначарского.

Февральская революция 1917 года потрясла Анатолия Васильевича. Он оставляет семью в Цюрихе и приезжает в Россию. Здесь включается в группу «межрайонцев», примиряется с Лениным и осенью 1917-го входит в руководство большевистской партии. В письмах жене он признавался, что не поддерживал идею вооруженного восстания, однако был вынужден с нею смириться.

После Октябрьского вооруженного восстания Луначарский входит в состав Совета народных комиссаров – в качестве комиссара просвещения. «Профессорский нарком», – именно так издевательски отзывались о нем недообразованные члены советского правительства, видевшие в Луначарском чужака. А Луначарский пафосно и с рвением выступал за новую культуру и общество новых людей. «Культура должна принадлежать массам», – до Ленина этот тезис выдвинул Луначарский.

Луначарский восстанавливает деятельность университетов. Луначарский окружает себя поэтами, писателями, профессорами, выбивая для них в голодные годы Гражданской войны дополнительные пайки и выписывая пропуска через фронт желающим покинуть страну. Луначарский вводит моду на сокращения («политпроп», «Совнарком» и т. д. – это новшества эпохи Луначарского). Вместе с новым миром он строит новый язык – на протяжении 12 лет Луначарский предлагал перевести русский и другие языки народов бывшей России на латиницу. Многих деятелей культуры Луначарский спас от смерти. Это не могло не вызвать раздражения в среде большевиков – за Анатолием Васильевичем закрепилась кличка «Барин». В то же время белоэмигранты тоже не жаловали Луначарского – например, Аркадий Аверченко высмеял его в «Дюжине ножей в спину революции». Хотя… Луначарский искренне считал, что с религией в Стране Советов необходимо покончить – и был одним из инициаторов разрушения храмов и передачи их имущества государству.

Лев Троцкий вспоминал: «Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров».

Известна публичная дискуссия Луначарского с митрополитом Антонием – о происхождении человека. Митрополит доказывал происхождение человека от Бога, Луначарский стоял на позициях дарвинизма. После продолжительных прений митрополит с лукавством отметил: «Хорошо, давайте будем считать, что я происхожу от Бога, а Анатолий Васильевич – от обезьяны». Луначарский тут же парировал: «С огромным удовольствием принимаю ваше предложение. Но заметьте: в моем случае прогресс очевиден, а в вашем – увы!»

Тогда же Луначарский выступил с тезисом о том, что человек может победить смерть только любовью. Позже Сталин, искренне ненавидевший Луначарского (хотя Анатолий Васильевич отвечал ему взаимностью), напишет на рукописи поэмы Горького «Девушка и смерть»: «Эта вещь посильнее, чем «Фауст» Гете. Любов (именно так, без мягкого знака. – К.Б.) побеждает смерть. И.Сталин».

В конце 20-х годов нарком Луначарский все больше оттирался в сторону. Он старался не принимать участие во внутрипартийных склоках и фракционной борьбе. Вместо этого много пишет – биографии выдающихся людей, литературную критику, начинает работу над Большой советской энциклопедией. Параллельно ведет обширную переписку со многими деятелями культуры.

Когда Николай Рерих пожелал переехать в Советский Союз, его остановил именно Луначарский. «Но почему? Я же разделяю убеждения большевиков!» – удивился Рерих. «Оно-то так, но, приехав в Советский Союз, вы перестанете быть философом и перестанете заниматься философскими изысканиями», – объяснил Луначарский. Точно так же он остановил многих талантливых писателей от попытки вернуться на Родину. Иных – того же Горького – Луначарский вернул из эмиграции… Очень много странных и противоречивых сторон у одной личности. В советском правительстве он выглядел белой вороной. Его тяготила власть, и он стремился к творчеству. Наверное, поэтому его не воспринимали как возможного конкурента товарищи по политическому лагерю…

В начале 20-х Луначарский расторгает брак с Анной Александровной Богдановой. В это время в его жизни появилась новая пассия – актриса Наталья Розенель. Она была на 25 лет моложе Луначарского, ее брат Илья Сац был известным театральным режиссером, основателем театра юного зрителя. Но Луначарский влюбился – несмотря на людскую молву и предрассудки. Вскоре был заключен брак.

В 1929 году Луначарский уходит со своего наркомовского поста. Некоторое время он занимал второстепенные должности. Писал книги – именно в это время появляется его перевод «Фауста», а также очерки о Ленине. Возникла задумка написать монументальную книгу мемуаров о Вожде мирового пролетариата. В 1933-м Луначарского назначают чрезвычайным и полномочным послом СССР в Испании – там как раз свергли режим диктатора Примо де Риверы, и к власти пришли левые – социалисты и анархисты во главе с Мигелем Асаньей. Испания виделась стратегическим партнером СССР в Европе. К тому времени Луначарской был морально подавлен: нелюбимый им Сталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В родной Украине свирепствовал голод, забравший миллионы жизней земляков. Друг юности Николай Скрыпник покончил жизнь самоубийством…

Луначарский всю дорогу в Испанию работал над новой книгой о Гарибальди. Один из антигероев книги – король Виктор Эммануил, «усатый, пузатый карапуз с завышенными амбициями, злобный и мстительный интриган». При желании в этом образе можно узнать совсем другого человека…

26 декабря 1933 года в городке Ментона в 30 км от Ниццы Луначарскому стало плохо. Сердечный приступ сначала свалил его в постель, но к концу дня сердце великого мечтателя остановилось. Его тело было кремировано, а прах захоронен в Кремлевской стене. Троцкий в самом начале 1934 года, узнав о смерти Луначарского, написал: «Не только друг, но и честный противник не откажет в уважении его тени».

Так закончилась жизнь великого человека, увидевшего свет в Полтаве и ставшего впоследствии строителем новой культуры, нового мира и нового человека. Он искренне верил в святость своего дела и заслуживает того, чтобы о нем помнили – даже несмотря на все допущенные им ошибки и просчеты.

***

Краткая биографическая хроника

1875 г., 23 ноября в городе Полтаве в семье чиновника А И. Антонова родился сын Анатолий (носил     фамилию первого мужа матери).

1887—1895 гг. Учеба в Киевской первой гимназии.

1892 г. Вступление в социал–демократическую группу и начало участия революционном движении — пропаганда среди рабочих железнодорожного депо и ремесленников     в киевском предместье Соломенка.

1895—1896 гг. Учеба в Цюрихском университете. Установление в Цюрихе тесной связи с членами первой марксистской группы «Освобождение труда» — Г. В. Плехановым и П. Б. Аксельродом.

1897—1898 гг. Жизнь в Ницце, Париже из–за болезни старшего брата Платона Васильевича. Встреча в Швейцарии и Франции с видными представителями социал–демократии — Р. Люксембург, П. Лафаргом, Ж. Гедом, Ж. Жоресом и другими, сотрудничество в изданиях «Союза русских социал–демократов за границей».

1898 г., конец августа или начало сентября. Приезд из–за границы в Москву с рекомендательным письмом от П. Б. Аксельрода А. И. Ульяновой–Елизаровой и активное участие в подпольной революционной работе Московского комитета РСДРП.

1899 г., 13 апреля. Первый арест по «Делу о преступной пропаганде среди рабочих в городе Москве».

1899 г., 24 мая. Второй арест по «московскому делу».

1899 г., конец мая. Заключение в одиночную камеру Таганской тюрьмы, где Луначарский находился до 8 октября 1899 г.

1900 г., январь. Был отправлен на жительство под надзор полиции в Калугу.

1900 г., апрель. Приезд в Киев для свидания с матерью.

1900 г., 29 апреля. Арест на вечере студенческой молодежи г. Киева по подозрению в революционной пропаганде среди киевских рабочих накануне Первомая.

1900 г., апрель — середина июня. Пребывание в киевской Лукьяновской тюрьме.

1900 г., 30 июня — 26 января 1902 г. Жизнь в Калуге под надзором полиции в ожидании решения по «московскому делу».

1902 г., февраль. Переезд в Вологду по приглашению А. А. Богданова. Решение царских властей о высылке Луначарского под надзор полиции в Вологодскую область на два года.

1902 г., 15 май. Вологодская ссылка. Выступления в поддержку ленинской «Искры».

Критика социологических взглядов народников, «легальных

марксистов», экономистов, анархистов, идеологов буржуазного либерализма

(Н. Бердяева, С. Булгакова). Сотрудничество в журналах «Образование», «Вопросы философии и психологии», «Правда», «Русская мысль».

1902 г., сентябрь. Вступление в брак с А. А. Малиновской.

1903 г., март — 1904 г., 15 мая. Пребывание в ссылке в городе Тотьме Вологодской области.

1904 г., май. Переезд в Киев по окончании срока ссылки. Луначарский ведет

большую политическую и публицистическую работу.

1904 г. Напечатана в сборнике «Очерки реалистического мировоззрения» первая

 крупная работа по эстетике — «Основы позитивной эстетики».

1904 г., октябрь. Отъезд по вызову В. И. Ленина за границу для работы в редакции центрального органа партии — газете «Вперед».

1904 г., 4 декабря. Первая встреча Луначарского с В. И. Лениным в Париже. Этой встрече

предшествовал продолжительный период заочного знакомства.

1904 г., декабрь — 1905 г., октябрь. Приезд в Женеву и активное участие под руководством В. И. Ленина в работе редакций центральных органов партии газет «Вперед» и «Пролетарий». В этих газетах было опубликовано 37 статей, очерков, фельетонов и стихотворений Луначарского. Устные выступления против меньшевиков в Женеве и большевистская пропаганда во Франции, Бельгии, Германии.

1905 г., 12—27 апреля. Участие в работе III съезда РСДРП в Лондоне. По поручению Ленина Луначарский выступает на съезде с докладом о вооруженном восстании.

1905 г., лето. Отъезд в Италию из–за болезни (Виареджо, Флоренция). В Женеве в издательстве ЦК РСДРП выходит брошюра «Очерки по истории революционной борьбы европейского пролетариата», в издательстве «Вперед» — брошюра «Как петербургские рабочие к царю ходили». В журнале «Правда» напечатана статья «Диалог об искусстве». Брошюра «Р. Авенариус. Критика чистого опыта в популярном изложении А. Луначарского». «Новая теория позитивного идеализма».

1905 г., ноябрь. Приезд в Петербург. Начало работы в редакции первой легальной

большевистской газеты «Новая жизнь». После ее закрытия продолжает работать в газетах «Волна», «Вперед», «Эхо».

1905 г., декабрь. Арест за участие в революционной деятельности.

1906 г., январь — февраль. Находился в петербургской тюрьме «Кресты».

1906 г., 10—25 апреля. Участие в работе IV (Объединительного) съезда РСДРП в Стокгольме. Выступил в защиту ленинской аграрной программы.

1906 г. Выход брошюры «Очерк развития Интернационала», сборника «Отклики жизни». С предисловием Луначарского и под его редакцией издаются политические брошюры, за что он подвергается судебному преследованию.

1907 г., февраль. Эмигрирует из России в Италию.

1907 г., август. Участие вместе с В. И. Лениным в работе международного

 социалистического конгресса II Интернационала в Штутгарте. Отстаивал большевистскую позицию в вопросе о взаимоотношении партии и профсоюзов.

1907 г. Вышла статья «Задачи социал–демократического художественного творчества»  (в журнале «Вестник жизни»).

1908 г., январь. Переезд из Флоренции на Капри.

1908 г. Временный отход от ленинского ядра партии на позиции фракционной

 группы, руководимой А. А. Богдановым.

1908 г., апрель. Встреча с Лениным на Капри.

1908 г. Вышла в Петербурге в издательстве «Шиповник» первая часть работы «Религия и социализм».

1909 г. Участие в организации каприйской школы.

1909 г., август — декабрь. Преподает в каприйской школе.

1909 г., декабрь. Стал членом фракционной группы «Вперед».

1909 г. В книге «Очерки философии коллективизма» была напечатана работа «Мещанство и индивидуализм».

1910 г., 28 августа — 3 сентября. Участие в работе международного социалистического конгресса в Копенгагене.

1910 г. Участие в организации болонской школы.

1910 г., ноябрь — 1911 г., январь. Чтение лекций в болонской школе.

1911 г. Переезд в Париж. Выход второй части работы «Религия и социализм».

Становится постоянным корреспондентом русских газет «Киевская мысль», «День» и еженедельника «Театр и искусство».

1912 г. Организация в Париже кружка русских рабочих писателей и поэтов.

1914 г. В журнале «Борьба» была напечатана статья «Письма о пролетарской литературе».

1915 г., начало. Переезд в Швейцарию (Сент–Лежье). Изучает вопросы народного образования.

1917 г., май. Возвращение из эмиграции в Россию. Начало активной агитационно–пропагандистской работы против Временного правительства, за установление власти Советов.

1917 г., 4 июля. Выступление вместе с В. И. Лениным и Я. М. Свердловым с балкона дворца Кшесинской перед многотысячными демонстрантами.

1917 г., 22 июля. Арест Временным правительством по обвинению в государственной измене.

1917 г., 22 июля — 21 августа. Находится в тюрьме «Кресты».

1917 г., июль. Объединение на VI съезде «межрайонцев», куда входил и Луначарский, с Петроградской организацией большевиков.

1917 г., 20 августа. Решением ЦК партии назначен заведующим литературным отделом

большевистской газеты «Пролетарий» и введен в состав редакции журнала «Просвещение».

1917 г., 20 августа. Избран товарищем петроградского городского головы по вопросам культуры.

1917 г. В издательстве «Социалист» выходит брошюра «Культурные задачи рабочего класса. Культура общечеловеческая и классовая».

1917 г., конец августа. Активное участие вместе с Ф. Э. Дзержинским в большевистском комитете самообороны Петрограда по разгрому корниловского мятежа.

1917 г., 16—19 октября. Созвана в Петрограде по инициативе Луначарского Первая конференция пролетарских культурно–просветительных обществ, положившая начало существованию Пролеткульта.

1917 г., предоктябрьские дни. Выполнение ответственных поручений Петроградского военно–революционного комитета.

1917 г., 25—26 октября (7—8 ноября). Участие в работе II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.

1917 г., 26 октября (8 ноября). Огласил на съезде написанное В. И. Лениным воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!» о свержении Временного правительства и переходе всей власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

1917 г., 26 октября (8 ноября) II съезд Советов сформировал первое рабоче–крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. По предложению В. И.  Ленина Луначарский был назначен народным комиссаром просвещения.

1917 г., конец — 1919 г., начало. Находится в Петрограде. Помимо обязанностей наркома просвещения выполняет обязанности заместителя председателя Совета Комиссаров Союза коммун Северной области.

1917 г., 12 ноября. Написано обращение «К учащимся».

1917 г., декабрь — 1918 г., начало. Участие в работе комиссии по подготовке Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.

1918 г. Участие в разработке документов «Основные принципы единой трудовой

 школы», «Положение о единой трудовой школе РСФСР».

1918 г., 26 августа. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению с изложением основных путей развития новой, социалистической школы, формирования идейно–теоретических основ советской педагогики.

1919 г., 18—23 марта. Участие в работе VIII съезда РКП(б), работа председателем аграрной секции.

1919 г., 6 мая. Речь на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию о задачах внешкольного образования в Советской России.

1919 г., май—июль. Поездки по заданию ЦК партии в Костромскую и Ярославскую области, где Луначарский проводил партийную, организационную и агитационно–пропагандистскую работу.

1919 г., октябрь. Поездка по поручению В. И. Ленина в Тулу для организации Тульского укрепленного района, где отстаивались подступы к Москве.

1919 г., октябрь—ноябрь. Поездка по заданию ЦК партии на партийно–политическую работу в 12–ю армию, занимавшую фронт у Чернигова — Киева и Житомира.

1920 г., 29 марта — 5 апреля. Участие в работе IX съезда РКП (б).

1920 г., 1 мая. Участие в закладке памятника К. Марксу на Театральной площади в Москве.

1920 г., май—июнь. Поездка по решению ЦК партии и Советского правительства на Украину (Харьков, Полтава, Кременчуг, Херсон, Одесса), работа по созданию партийного и государственного аппарата для налаживания нормальной работы и жизни в Республике.

1920 г., 19 июля — 7 августа. Доклад делегатам II конгресса Коминтерна о народном образовании в РСФСР.

1920 г., август. По решению Совнаркома Луначарский едет в Донскую и Кубанскую области, где ведет политическую и организационную работу.

1920 г., 26 сентября. Доклад на III сессии ВЦИК 7–го созыва, явившийся первым отчетом  народного комиссара просвещения перед высшим органом власти Республики.

1920 г., октябрь. Поездка на Украину с инструкторско–агитационным поездом Всероссийского ЦИК «Октябрьская революция»

1921 г., январь—февраль. Поездка в Рязань, Тамбов, Саратов. Участие в «профсоюзной дискуссии».

1921 г., 8—16 марта. Участие в работе X съезда РКП (б).

1921 г., 9 марта. Выступил с речью на X съезде РКП (б).

1921 г., октябрь—ноябрь. Поездка по решению ЦК партии и ВЦИК в Поволжье, участие в организации борьбы с голодом.

1922 г., 27 марта — 2 апреля. Участие в работе XI съезда РКП (б).

1922 г., 28 июля — 3 августа. Выступление в качестве представителя государственного обвинения на судебном процессе правых эсеров.

1922 г., 23 ноября. Доклад на IV Всероссийском съезде работников просвещения с изложением задач по политической и педагогической переподготовке учителей.

1922 г., 24 декабря. Доклад на X Всероссийском съезде Советов.

1923 г., 17—25 апреля. Участие в работе XII съезда РКП (б).

1923 г., май. Поездка на Урал, в Сибирь.

1923 г. Выход сборников статей и выступлений: «В мире музыки», «Идеализм и материализм. Культура буржуазная и пролетарская», «Наука, религия, искусство», «Об интеллигенции», «Проблемы народного образования».

1924 г., зима. Поездка в Нижний Новгород, Самару.

1924 г., 24 января. Доклад на XI Всероссийском съезде Советов о ликвидации неграмотности.

1924 г., 25 января. Доклад «Ленин и молодежь» в Коммунистическом университете имени Свердлова. Это был один из первых непосредственных откликов Луначарского

 на смерть В. И. Ленина.

124 г., 23—31 мая. Участие в работе XIII съезда РКП (б).

1924 г. Вышли сборники статей и выступлений: «Беседы по марксистскому миросозерцанию», «Искусство и революция», «Ленин и просвещение», «Партия и революция», «Просвещение и революция», «Театр и революция».

1925 г., 9 января. Доклад на Всесоюзном совещании пролетарских писателей.

1925 г., 15 января. Доклад на I Всесоюзном съезде учителей о задачах просвещения в системе советского строительства.

1925 г., 23 января. Доклад «В. И. Ленин о науке и искусстве» на торжественном заседании Государственного ученого совета, посвященном годовщине смерти Ленина.

1925 г., апрель. Доклад на Первом съезде Союза воинствующих безбожников СССР.

1925 г. Работа в составе комиссии, созданной по решению ЦК РКП (б), по подготовке резолюции ЦК «О политике партии в области художественной литературы».

1925 г., сентябрь. Участие в торжественном заседании, посвященном 200–летию Академии наук.

1925 г., 20—21 сентября. Диспуты в Ленинграде с митрополитом А. Введенским.

1925 г., 18—21 декабря. Участие в работе XIV съезда ВКП(б).

1926 г., лето. Поездка в Ленинград и Ленинградскую область для обследования музеев, дворцов, картинных галерей. Посещение Пскова, Новгорода, пушкинских мест.

1926 г. Поездка в Грузию. Выход сборника статей «Очерк марксистской теории искусств».

1927 г., ноябрь—декабрь. Участие в работе Подготовительной комиссии по разоружению в Женеве в качестве члена советской делегации.

1927 г. Председательство на Первой международной конференции пролетарских и революционных писателей. Выходят сборники статей: «Вопросы социологии музыки», «На Западе», «Театр сегодня».

1927 г., 2—19 декабря. Делегат XV съезда ВКП(б).

1928 г., 5 марта. Доклад на собрании в Академии художеств о постановке художественного образования в СССР.

1928 г., 26 ноября. Доклад на торжественном заседании в Большом театре, посвященном 100–летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского.

1928 г. Выход сборника статей «Кино на Западе и у нас».

1929 г., 22 января. Доклад «Естествознание и марксизм» на I Всероссийской конференции преподавателей естествознания школ повышенного типа.

1929 г., 9 марта. Лекция «Диалектический материализм и механисты» на собрании ячейки ВКП(б) Наркомпроса РСФСР.

1929 г., март. Доклад на VII Всесоюзном съезде профсоюза работников просвещения СССР «Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства».

1929 г., 15 мая. Доклад на XIV Всероссийском съезде Советов «О текущих задачах культурного строительства».

1929 г., 13 мая. Доклад на VII Всесоюзном съезде работников искусств.

1929 г., 3 июня. Доклад на I Всероссийском съезде крестьянских писателей.

1929 г., июнь. Речь на Втором съезде Союза воинствующих безбожников СССР.

1929 г., 12 сентября. Президиум ЦИК СССР назначает Луначарского председателем Ученого комитета ЦИК СССР.

1929 г., 10 октября. Лекция «Идеализм и материализм» в Политехническом музее.

1929 г. Вышел сборник речей «Искусство и молодежь».

1930 г., 1 февраля. Избрание Луначарского действительным членом Академии наук СССР.

1930 г., август. Участие в Оксфордском (Англия) философском съезде.

1931 г., 1 февраля. Речь на общем собрании Академии наук СССР.

1931 г., 2 октября. Избрание Луначарского директором Института русской литературы

 (Пушкинский Дом).

1932 г., апрель. Участие в заседаниях первой международной Женевской конференции

 по разоружению.

1932 г., лето. Участие в работе Международной конференции историков в Гааге.

1932 г. В 6–м томе Литературной энциклопедии напечатана статья «Ленин и литературоведение».

1932 г., осень. Находился на лечении в Германии.

1933 г. В журнале «Новый мир» № 1 напечатана работа «Барух Спиноза и буржуазия».

1933 г., 12 февраля. Доклад на 2–м пленуме оргкомитета Союза советских писателей

«Социалистический реализм».

1933 г. Вышла работа «О Владимире Ильиче. Сборник статей и воспоминаний».

1933 г., август. Назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Испании.

1933 г., осень. Лечение в клинике в Париже.

1933 г., 26 декабря. Скончался во французском городе Ментоне.

***

Из воспоминаний современников

Брюсов Луначарскому (1920)

В дни победы, где в вихре жестоком

Все былое могло потонуть,

Усмотрел ты провидящим оком

Над развалом зиждительный путь.

Пусть пьянил победителей смелых

Разрушений божественный хмель,

Ты провидел, в далеких пределах,

За смятеньем, конечную цель.

Стоя первым в ряду озаренном

Молодых созидателей, ты

Указал им в былом, осужденном,

Дорогие навеки черты.

В ослеплении поднятый молот

Ты любовной рукой удержал,

И кумир Бельведерский, расколот,

Не повергнут на свой пьедестал.

Ты широко вскрываешь ворота

Всем, в ком трепет надежд не погиб, -

Чтоб они для великой работы

С сонмом радостным слиться могли б,

Чтоб под черными громами, в самой

Буре мира - века охранить,

И вселенского нового храма

Адамантовый цоколь сложить.

***

Луначарский – писатель

        Многосторонняя литературная одаренность А. В. Луначарского проявлялась в том, что он на протяжении чуть ли не всей своей жизни писал стихи. Он стремился выразить на языке поэзии свои переживания при слушании музыки, пробовал свои силы в философской лирике, выступал со стихотворными памфлетами. Известно, что сатирические стихи Луначарского, направленные против буржуазных либералов, одобрял В. И. Ленин. В 1907 году он советовал своему талантливому сотруднику вернуться к этому жанру, "тряхнуть... стариной", вновь "посмеяться... в стихах" над политическими противниками.
        Считая свои поэтические опыты далекими от совершенства, Луначарский помещал в печати лишь немногие из них. Большая же часть его стихотворений осталась неопубликованной.                           

Прислушайтесь! Чу! Отдаленные раскаты...

Земля дрожит. Гигантская борьба

Мир потрясает. Мир не хочет больше

Сгибаться под железною пятой...

...В России фронт переменился: грянул

Священный бой, последний бой. Не раб

С рабом схватился по призыву властных,

А угнетенные поднялись дружно против

Рабовладельцев. Этот бой

Пожаром разрастется над землей,

И, словно Феникс, выйдет из пожаров

Свободный, обновленный светлый мир.

Об этих днях гадали уж пророки,

Поэты их провидели. И вы

Увидите сейчас картины, речи

Услышите, в которых рисовал

Пролог к той драме, коль и вы артисты,

Великий сын Америки. Внимайте:

Здесь борются свободный идеал

С Железною Пятой капитализма,

Здесь ваши братья с вашими врагами

Переживут моменты жгучей распри,

И будете вы слышать эхо, видеть отблеск

Тех красных дней, что окружают вас.

Два года власть рабочая стояла,

Стоит и устоит, но под грозой

Она живет, и грозною под стать

Овеянную гордою надеждой...

1919

                             

Бессмертен

Павший за великое

Дело

В народе жив

Вечно

Кто для народа

Жизнь положил

Трудился, боролся

И умер

За общее благо

                           

Не зная имен

Всех героев борьбы

За свободу

Кто кровь свою отдал

                           

Род человеческий

Чтит безыменных

Всем им в память

И честь

Этот камень

На долгие годы

Поставлен

1920


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственные органы и политические деятели России

1. ВЫСШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ КОНЦА XIX3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА...

Математические задачи от русских, советских и зарубежных писателей

Можно ли изучать математику, используя литературные произведения? Оказывается можно!«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда     в движении своё...

Портрет политического деятеля на примере Великобритании

Методическая разработка урока (УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.)...

Политический деятель- Андрей Громыко.

Эта презентация посвещается жизни и деятельности выдающегося русского политического деятеля и дипломата Андрея  Анреевича  Громыко.  Имя  Андрея  Андреевича  Громыко - по...

Известные политические деятели Кубани

Краткий рассказ о наиболее значимых фигурах в политической жизни Кубани, по мнению учащихся 11-х классов....

Дистанционный урок "Политические деятели: Уинстон Черчилль и Маргарэт Тэтчер"

Дистанционное задание по страноведению для обучающихся 2 курса СПО...

Самостоятельная работа по литературе в 5 классе по теме "Тема войны в произведениях русских и советских писателей"

Тестовые задания и задания с кратким вариантом ответа по произведениям на тему войны.Учеб. И.Н. Сухих....