Успешное воспитательное пространство для учащегося= Семья +школа +социум.
методическая разработка на тему

Наседкина Елена Геннадьевна

Нельзя не согласиться, что воспитать  всесторонне развитую личность довольно сложно, если из воспитательного процесса выпадет, хотя бы одно звено. Воспитательное пространство должно быть единым и тесно взаимосвязанным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uspeshnoe_vospitatelnoe_prostranstvo_dlya_uchashchegosya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Успешное воспитательное пространство для учащегося  =

Семья +школа +социум.

«Нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду». Ш. Амонашвили

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании», также с предстоящим введением Федеральных Государственных Стандартов в образовании возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик учащегося:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Нельзя не согласиться, что воспитать такую всесторонне развитую личность довольно сложно, если из  воспитательного  процесса выпадет, хотя бы одно звено. Воспитательное пространство должно быть единым и тесно взаимосвязанным.

 Но, к сожалению, на сегодняшний день современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблемы экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, « авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.  Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов. Во-первых, именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся. Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов, большинство же родителей не имеют надлежащей психологической и педагогической подготовки. В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, её влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято материальным обеспечением семьи, что ослабляет традиционные контакты родителей с детьми.

Я убеждена, что школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи мы начинаем с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Определены функциональные обязанности классных руководителей школы, среди которых - изучение семьи школьника, её воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся на дому, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия.

 Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания.

 Содержание этой работы включает три направления: повышение психолого-педагогической культуры семьи, индивидуальная работа с родителями учащихся, участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела.

В повышении психолого-педагогической культуры семьи педагогический коллектив школы видит свою задачу, прежде всего в том, чтобы обучить родителей умению быть родителями, помочь овладеть педагогическими знаниями и умениями, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, чтобы помочь создать родителям в семье ту благоприятную окружающую среду, которая необходима для развития ребёнка. Работа с родителями в основном ведется традиционным способом: общие собрания, консультации, работа родительского комитета, разнообразные совместные с детьми дела. Но каждый учитель строит свою систему работы с родителями. Секрет успеха заключается в том, чтобы не ограничиться отдельными парадными мероприятиями, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых. Это происходит через педагогический всеобуч, практические занятия и деловые игры. На родительские собрания приглашаются различные специалисты - врачи, психологи, работники правоохранительных органов. На родительских собраниях родители не только  информируются  об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выясняются причины, заинтересованно обсуждаются пути преодоления негативных явлений, намечаются конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры.

 Одним из важных направлений сотрудничества семьи и школы является взаимное обучение учителей, родителей и детей - каждому есть чему поучиться друг у друга. Главными результатами этой работы мы видим в установлении взаимопонимания, готовности к сотрудничеству, уверенности в успехе.

 Поэтому особое место в работе с семьёй в нашей школе занимает индивидуальное консультирование и беседы с родителями, приглашение родителей на открытые уроки и мероприятия. В родительских лекториях  проводятся лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме. Отдельно  рассматривается наиболее острые вопросы семейного воспитания - преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний.
 Как показывают исследования,  вызовы родителей в школу, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы.

Сухомлинский рекомендует, и я с ним полностью согласна,  что педагогам необходимо  вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка его нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

Но самым важным в своей работе педагогический коллектив считает участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Большую работу по организации изучения традиций семьи проводит педагогический коллектив школы. Связующим звеном и основным направлением в воспитательной работе школы является направление  «Семья». Ребята вместе с родителями составляют родословную своей семьи, знакомятся с её историй, семейным укладом и традициями. Взрослые и дети вместе участвуют в праздниках «Самый замечательный семейный праздник», «Семейный альбом», «Семейные потешки», «Музыкальная семейная шкатулка», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др. Все эти мероприятия сближают детей,  взрослых-родителей и педагогов. С наступлением нового учебного года педагогический коллектив продолжил работу в данном направлении. Тематические классные часы «История моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Бабушки и дедушки» и многие другие классные и школьные мероприятия и встречи посвящены были также теме «Семья».

Совместные семейные творческие дела «Папа, мама, я - спортивная семья»,  совместные концерты,  праздники «Родительский дом-начало начал», семейные вечера отдыха в классах, на которые приходят целыми семьями,  походы, которые сближают детей и взрослых – вот далеко неполный перечень мероприятий,  в которых принимают участие дети и родители. Самыми любимыми для детей и запоминающимися для родителей являются яркие, красочные концерты для жителей микрорайона, посвященные Дню матери, Дню пожилых людей, Дню Победы, Дню семьи и другие.   Очень важно для ребёнка услышать слова благодарности за выступление от бабушек и дедушек, от соседей по дому и во дворе,  которые знают их с маленького возраста и знают его родителей.

Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи с представителями старшего поколения, участниками ВОВ. Не должна прерываться  связь поколений. Мероприятия эти тематические, посвященные праздникам и различным датам, к каждой встрече ветеранов готовятся и ученики школы.  Школьный кружок « Разноцветная палитра» готовит для оформления зала свои рисунки и поделки, ученики пишут мини- сочинения или стихи по теме праздника. На каждой встрече пенсионеров - ветеранов школьники выступают с небольшими концертными номерами. Это могут быть колядки - на рождественском празднике, масленичные запевки - на Масленицу, интересная театральная постановка ко Дню Победы для ветеранов и тружеников тыла.

Школа, родители, педагоги  дополнительного образования, работающие в школе, стараются создать необходимые условия для формирования единого педагогически организованного воспитательного пространства,  устанавливая заинтересованный диалог и сотрудничество между собой, взаимодействуя по основным направлениям работы по воспитанию и развитию личности каждого учащегося нашей школы

Следует отметить, что особенность построения воспитательной работы нашей школы в открытости школы окружающему социуму и скоординированности действий учителей и родителей. Целью данной деятельности мы видим в максимальном сближении интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. У нас, взрослых, одна общая цель- создание единого благоприятного для ребёнка воспитательного пространства.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы. Разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т.д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.
Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие, постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью наши родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.
Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника! Творите вместе со своими детьми, посещайте музеи, театры, ходите на экскурсии, в походы и по возможности делайте это вместе с родителями.

Таковы объективные факторы, которые не только обуславливают необходимость согласованной работы школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся, но и делают школу своеобразным центром воспитательного пространства, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности. Чтобы школа стала центром воспитательного пространства, она должна иметь свою воспитательную систему. Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями учащихся. Оно может выражаться в самых разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности  и  многое другое.