Главные вкладки

    Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся и пакет диагностик
    учебно-методический материал по теме

    Беляевка РМО классных руководителей

    Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся и пакет диагностик

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся

    Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. Классные руководители  планируют и организуют свою работу в соответствии с концепцией воспитательной системы школы, собственной программы деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. Оценить эффективность работы воспитательной системы помогает диагностика и мониторинг развития личности и классного коллектива.  

    Педагогический мониторинг  процесса воспитания это система сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.

    Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действие способов, приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.

    Стратегия и тактика мониторинга  процесса воспитания детей основывается на следующих принципах:

    Гуманистической направленности - уважение личности каждого участника, соблюдение его достоинства, прав и свобод;

    Демократичности - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия;

    Диалог - конструктивное взаимодействие участников даже при отсутствии единых взглядов на те или иные вопросы  воспитания;

    Конфиденциальность - неразглашение результатов исследований без согласия участников;

    Научность - обоснованность используемых понятий, идей и способов действий;

    Целостность и системность - последовательная разработка и реализация мониторинга воспитания как системы, а не ряда случайных методик.

    Основные функции мониторинга - диагностическая, ориентирующая (направляющая), мотивационно-стимулирующая, воспитывающая, оценочная, аналитическая, коррекционная и прогностическая.

    Цель мониторинга: оценить состояние и результативность функционирования воспитательной системы класса, успешность воспитательного процесса в ней и уровень развития классного коллектива.

    Объектом мониторинга является воспитательная система класса.

    Предмет мониторинга – классный коллектив как условие развития личности ребенка.

    Для исследования эффективности воспитательной системы класса я использую следующие критерии:

    • Уровень сформированности классного коллектива.
    • Уровень развития ученического самоуправления класса
    • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
    • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся, уровень воспитания ответственного отношения к состоянию своего здоровья.
    • Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
    • Уровень воспитанности учащихся.
    • Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе)
    • Уровень готовности к  осознанному выбору профессии

    В качестве инструментария использую следующие основные методы педагогической диагностики:

    • информационно-констатирующие – беседа, анкета, тест, опрос;
    • оценочные – оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики;
    • продуктивные – изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников;
    • поведенческие – наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия;
    • игровые методы

    Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся

    Направления организации воспитания и социализации обучающихся

    Критерии и показатели эффективности воспитательной системы

    Диагностические средства

    Гражданско-патриотическое

    - сформированность системы ценностей;

    - Уровень воспитанности обучающихся;

    Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (5-11 класс);

    Оценка уровня воспитанности учащихся (5-11 класс)

    Определение ценностных ориентации личности (8 – 11 класс)

    Нравственное и духовное воспитание

    - определение направленности человека;

    - уровень толерантности;

    Диагностика направленности личности (7-11 класс)

    Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников (8-11 класс)

     Воспитание положительного отношения к труду. Профориентация.

    - определение интересов и склонностей обучающихся;

    - уровень готовности к осознанному выбору профессии;

    -определение ведущего профиля обучения;

    Уровень готовности в выбору профессии (9-11 класс)

    Методика «Матрица выбора профессии» (7-11 класс);

     

    Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (5- 11 класс)

    Интеллектуальное воспитание

    - уровень интеллектуального развития личности и класса;

    - мониторинг одаренности;

    - организация работы с одаренными и слабоуспевающими  детьми;

    Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости (2-11 класс);

    Мониторинг проявления видов одаренности (1 – 11 класс)

    Диагностика отношения к учению и к учебным предметам (для работы со слабоуспевающими)

    Анкета способностей ребенка (для родителей 2 -6 класса)

    Активность участия в олимпиадах, научно-исследовательских работах, интеллектуальных конкурсах (1-11 класс)

    **Опросник исследования тревожности, познавательной активности и  негативных эмоциональных переживаний  у старших подростков и юношей (8-11 класс)

    Здоровьесберегающее воспитание

    - уровень культуры здорового образа жизни обучающихся;

    - занятость в спортивных секциях;

    Формирование представлений о здоровом образе жизни  (9-11 класс)

    Анкета Вредные привычки (2-5, 5-11 класс)

    Методика исследования склонности к виктимному поведению (суициду) 8-11 класс

    Статистический медицинский анализ состояния здоровья детей

    Социокультурное и медиакультурное воспитание

    -  развитие навыков социального общения и толерантности;

    Тест на интернет - аддикцию

    Культуротворческое  и эстетическое воспитание

    - уровень творческой активности обучающихся и класса;

    Анкета способностей ребенка (для родителей 2 -6 класса)

    Экран творческой активности учащихся

    Правовое воспитание и культура безопасности

    - уровень правовой компетентности;

    - динамика правонарушений в классе;

    Статистика правонарушений в классе;

    Анкета на выявление жестокого обращения ;

    Воспитание семейных ценностей

    уровень сформированности семейных ценностей ;

    - степень владения культурой семейных отношений;

    Анкета «Идеальная семья» (10-11 класс)

    Анкета «Семейные традиции»

    Анкета  «Взаимопомощь в семье»

    Формирование коммуникативной культуры

    - уровень коммуникативной компетенции обучающихся;

    - умение работать в группе;

    Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (7-11 класс)

    Методика «Оценка отношений подростка с классом» (7-11 класс);

    Экологическое воспитание

    - уровень экологической культуры;

    -  отношение к результатам деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию;

    - степень участия в природоохранных мероприятиях;

    Методика «Экологическая деятельность,  «Отношение к природе» , «Интерес к природе»,  «Ценность природы»  2-4 класс

     Анкета на определение уровня экологической культуры школьников ( 5-9 класс)

    Отношение к природе и ее охране (5-9 класс)

    Формирование классного коллектива

    - уровень развития самоуправления в классном коллективе;

    - удовлетворенность родителей деятельностью классного руководителя и  образовательного учреждения

    Социометрия;

    Диагностика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М. И. Рожков)

    Методика «Оценка отношений подростка с классом» (7-11 класс);

    Методика “Социально-психологическая самоаттестация коллектива”

    Методика “Выявление мотивов участия учащихся

    в делах классного и общешкольного коллектива”

    Процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:

    1. начальный (5-9 класс, сентябрь);
    2. промежуточные (январь, май 5-9 класс);
    3. конечный (9 класс, апрель).

    Отслеживание уровня развития коллектива

    Отслеживание уровня развития коллектива класса происходит по следующим признакам:  

    • движение к общезначимой цели,
    • самоуправление в классе,
    • дисциплина,
    • общественное мнение,
    • согласованность в работе,
    • соотношение руководства и подчинения,
    • дружба в коллективе,
    • общение в свободное время.

    Уровни развития коллектива:

    • допустимый,
    • критический,
    • недопустимый.

    Признаки

    коллектива

    Уровень развития признака

    Допустимый

    Критический

    Недопустимый

    Движение к общезначимой цели.

    Большинство

    Меньшинство

    Есть сопротивление поставленной цели

    Самоуправление.

    Передается часть функций

    Только при участии взрослых

    Только при принуждении

    Дисциплина.

    У большинства

    У меньшинства

    Дисциплину держит только старший

    Общественное мнение.

    Большинство в результате разъяснения

    Меньшинство

    Полное безразличие

    Согласованность в работе.

    Нужно руководство кл. руководителя

    Конфликтность

    Согласованность в отрицательных поступках

    Соотношение руководства и подчинения.

    Большинство

    Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители

    Часть учащихся не умеют подчиняться

    Дружба в коллективе.

    Доброжелательность в коллективе

    Есть эпизодические конфликты

    Есть отверженные в коллективе

    Общение в свободное время.

    Свободное групповое общение.

    Ограниченные групповые привязанности

    Конфликтность между группами



    Предварительный просмотр:

    «Матрица выбора профессии»

    Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В.Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе

    следующие вопросы (если для вас привлекательны несколько «сфер труда» и «видов труда», отметьте не более 3-х):

    С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? (СФЕРА ТРУДА)

    1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и

    читатели, сотрудники и т.д.)

    1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

    1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

    1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

    1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

    1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

    1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)

    1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды,

    овощи, фрукты)

    1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

    1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

    Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? (ВИД ТРУДА)

    2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

    2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

    2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

    2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

    2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

    2.6. Производство (изготовление продукции)

    2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

    2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

    2.9. Защита (охрана от враждебных действий)

    2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

    Анализ производится u1089 с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии,

    находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими Вашим

    интересам и склонностям.

    После того, как Вы определили для себя по матрице, профессии, которые вам близки, то, задумайтесь еще раз над

    вашим выбором!

    Если ваша цель – своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии

    и рынка труда, задайте себе следующие вопросы и по возможности письменно ответьте на них:

    Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать?

    Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы?

    Какого образования требует эта профессия?

    На какой уровень образования я могу рассчитывать?

    За какую минимальную заработную плату я могу работать?

    Какой образ жизни я хочу вести – напряженный или свободный?

    Хочу ли я работать рядом с домом, или мне это безразлично?


    Ф.И____________________возраст______лет

    С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? (СФЕРА ТРУДА)

    1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и

    читатели, сотрудники и т.д.)

    1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

    1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

    1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

    1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

    1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

    1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)

    1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды,

    овощи, фрукты)

    1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

    1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

    Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? (ВИД ТРУДА)

    2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

    2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

    2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

    2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

    2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

    2.6. Производство (изготовление продукции)

    2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

    2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

    2.9. Защита (охрана от враждебных действий,опасности)

    2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

    Ф.И____________________возраст______лет

    С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? (СФЕРА ТРУДА)

    1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и

    читатели, сотрудники и т.д.)

    1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

    1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

    1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

    1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

    1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

    1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)

    1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды,

    овощи, фрукты)

    1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

    1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

    Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? (ВИД ТРУДА)

    2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

    2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

    2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

    2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

    2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

    2.6. Производство (изготовление продукции)

    2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

    2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

    2.9. Защита (охрана от враждебных действий)

    2.10. Контроль (проверка и наблюдение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика и мониторинг процесса воспитания как управленческая проблема.

    Диагностика и мониторинг процесса воспитания - важнейшие инстументы управления процессом воспитания в современной школе....

    Диагностика результативности воспитательного процесса классного коллектива

    Диагностика результативности воспитательного процесса...

    Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников

    Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников...

    Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год

    Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...

    Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год

    Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...

    ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выс...

    ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступае...