Разработка внеклассного мероприятия "Край, в котором мы живем"
классный час (5 класс) по теме

Дацюк Татьяна Николаевна

Разработка внеклассного мероприятия  "Край, в котором мы живем" посвящена Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. Она может быть использована в работе классными руководителями, воспитателями, социальными педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Край, в котором мы живём»

Цели:

  1. Расширение знаний детей о коренных народах, природе, природных богатствах своего края;
  2. Привитие уважения к официальной символике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и города Мегиона;
  3. Воспитание чувств патриотизма, уважительного отношения к совместному труду в малых группах;

Предварительная подготовка:

  1. Подборка музыкального сопровождения внеклассного мероприятия: гимна ХМАО, хантыйской мелодию
  2. Подготовка презентации-сопровождения.
  3. Подготовка атрибутов путешествия: художественной карты ХМАО, контуров обласов, бейджиков с символами команд, табличек с названиями пристаней, кроссвордов «Природа Югры», национального орнамента «Кедровая шишка», буклета «Памятка юного жителя Югры».
  4. Подготовка сценария мероприятия.
  5. Проведение викторины и формирование команд.

Форма проведения:

Заочное путешествие «Край, в котором мы живём»

Оформление: выставка рисунков и поделок «С днём рождения, любимый округ!»

физическая карта округа, медиапроектор, экран, эмблемы, жетончики.

Музыкальное оформление: гимн ХМАО, хантыйские мелодии.

Ход внеклассного мероприятия

  1. Вступительная часть

Учитель:

Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочём ей были не белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти чёрный ворон, тяжело опустил чёрные крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума…

А принесла нас эта песня в край дивный – край Утренней Зари, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси. В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два близкородственных народа, их языки названы угорскими, поэтому и край наш называется Угра, или Югра.

Прошло с тех пор сотыр тал – тысяча лет, а может, и того больше. Пришли потом на эту землю купцы русские, стали деревни строить, хлеб сажать. Дружно жили они с местными народами, лечили их, товарами обменивались, в школах учили.

В прошлом столетии в 1930 году на территории, заселённой остяками (ханты) и вогулами (манси) 10 декабря был образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово. Сейчас это Ханты-Мансийский автономный округ-Югра со столицей городом Ханты-Мансийск.

(На всём протяжении рассказа показывается презентация с видами природы и населения ХМАО и звучит хантыйская мелодия)

Ученик:                        Югорский край – заветный край России,

                                Земля легенд и сказок старины.

                                В твои просторы, зори молодые

                                Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

  1. Основная часть

Учитель: Дорогие ребята, 10 декабря наш округ отмечает  свой день рождения. Все мы – жители этой прекрасной Югорской земли, которая для нас стала Родиной. Но теснее всего с ним связаны вы, ведь 17 человек нашего класса родились в городе Мегионе.

В день рождения принято дарить разные подарки. Что может  быть для Родины самым лучшим подарком? Конечно, наша любовь и наши знания о ней. Сегодня вы продемонстрируете, насколько хорошо вы знаете свой край: его символы, особенности природы, традиции коренного населения.

А ещё в день рождения принято ходить к имениннику в гости. Наш округ большой, его площадь составляет 523,1 тыс. км2, объехать его можно только за несколько дней. Но у нас с вами есть вот такая чудесная карта, по которой мы сегодня и попутешествуем. На карте отмечены пункты назначения, в которые нам необходимо попасть, а в конце нашего путешествия вас ждёт сюрприз.

Средством передвижения по округу будет облас. Что это? А почему именно на нём? (много болот и лесов, можно передвигаться только по рекам). Наш маршрут проложен по реке Обь.

Демонстрируется контур обласа, на котором написано 5 «а» класс. Это наше средство передвижения для сегодняшнего путешествия. Пристани, в которые мы держим путь, отмечены на карте. Давайте определим, в каких города они расположены?

«Символы Югры» (Ханты-Мансийск),

«Кладовая Югры» (Сургут),

«Северные посиделки» (Аган),

«Семейная» (Мегион).

А я буду ждать вашего возвращения на пристани «Подарочная», у меня для вас есть сюрприз.

Контур устанавливается на пристани «Символы Югры»

Пристань «Символы Югры».

Ученик:                                            Земля моя земля!

Тебя увижу я –

И новую струну

Нежданно шевельну.

И в дрожи той струны,

Как в глубине глубин,

Услышу шум Волны

Разлившейся Оби.

И, солнца золотей,

Сверкнёт далёкий плёс!

И лепет лебедей,

И звонкий смех берёз!

И этою струной

Звенит весь край родной!..

Звучит гимн округа.

Когда мы слышим гимн? (при открытии и закрытии торжественных мероприятий, спортивных соревнований, олимпиадах)

Вы находитесь на пристани «Символы Югры». Каждый субъект России имеет гимн, флаг и герб. А сейчас я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете герб и флаг.

На экране проецируются 4 разных флага, нужно найти свой.

На экране проецируются 4 разных герба, найдите свой.

  1. По каким признакам вы их определили?
  2. Что символизируют цвета наших символов?

У каждого города в нашем округе есть животное-символ, из предложенных установите соответствие:

Мегион        белка

Лангепас        соболь

Сургут                лисица

А сейчас я предлагаю вам отправиться дальше по реке к пристани «Кладовые Югры», расположенной в г. Сургуте.

Пристань «Кладовые Югры»

Ученица :                                 В тайге поскрипывают ели,

Смола стекает, словно мёд.

Вдруг шишка, сорванная ветром,

Как птенчик, на ладонь порхнёт.

Дождь прибежит с далёкой горки,

И зажелтеет зверобой,

А сколько тут звериных тропок –

Побродим по тайге с тобой!

И поглядим, кто в дуплах, норах,

Кто гнёзда на вершинах вьёт,

Кто в синих прячется озёрах

И в речках медленных живёт.

Очень богат наш округ разнообразными природными богатствами. В России и во всём мире его называют «Нефтяной край, лесной край».

Но, кроме нефти и леса, в нашем краю можно найти и другие богатства. Давайте поиграем в игру «Лукошко». На экране будут появляться изображения ягод, вы записываете их  название в «Лукошко» (контур лукошка)

А ещё ваше лукошко может пополниться одной вкусной ягодой, если вы правильно разгадаете кроссворд.

м

у

к

с

у

н

г

а

з

о

л

е

н

ь

р

я

б

ч

и

к

н

е

ф

т

ь

т

а

й

г

а

                Рыба, обитающая в Оби

                Полезное ископаемое

                Домашнее животное хантов

                Таёжная птица

                Полезное ископаемое

                Хвойные леса округа

Облас переставляется в Пристань «Северные посиделки»

Ученик :                           …Где-то под солнцем эры чудесной

Жить я останусь кровью и песней.

Я – кареглазый, я – смуглокожий!

Манси – с собою, сегодняшним, схожий!

Спорщик задиристый с голосом звонким,

С сердцем отзывчивым, как у ребёнка.

Ведь это сделать непросто – ханты и манси живёт в отдалении от больших городов и главных дорог. Быт их очень простой, они хранят традиционный образ жизни. Верность своим традициям они хранят в народных загадках, отгадайте их.

Волшебник:

На железе посредине чума сидит –

И угостить может, и укусить может. (Огонь очага)

Не буквы, а написаны в строчку.

Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы)

С неба летит – пляшет.

Всё, что есть в тундре, - прячет.

А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Острым клювом в мех ныряет

И подружку за собой уводит.

А след остаётся. (Игла с ниткой)

Долгими зимними вечерами хантыйские мастерицы украшают одежду очень красивыми орнаментами. Сейчас вы получите комплект разрезанных карточек, из которых надо собрать орнамент «Кедровая шишка». Команды собирают орнамент  за 4 минуты.

Пристань «Семейная»

Ученик читает «Стихотворение о Мегионе»

Говорят, что здесь климат суровый,

Что всё время снега и снега,

И совсем ненадолго зелёный

И цветущей бывает тайга.

Только это от нас не зависит.

Север, север, ты снова зовёшь

Светлой песней прозрачного лета,

По таёжным проселкам идёшь.

Мегион – это слово похоже

На названье далёкой звезды.

Этот край смотрит кротко и нежно

Зеркалами озёрной воды.

Хотя вы находитесь в своём родном городе, это не конечный пункт нашего путешествия.

Давайте поиграем в игру «Кто больше?» Необходимо назвать профессии, востребованные в нашем городе. Команды по очереди зачитывают списки.

А сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свой город.

Демонстрируются слайды с видами улиц города, нужно узнать её название.

Пристань «Подарочная»

Вас ждёт последнее испытание. Вам нужно сочинить синквейн. Тему для своей команды капитаны узнают, вытянув листочек. Темы синквейнов «Югра».

На этой станции каждая команда сочиняет синквейн.

Правила сочинения:

1 строчка                 1 имя существительное                край

2 строчка                2 прилагательных (признаки)                большой, богатый

3 строчка                3 глагола                                живёт, работает, процветает

4 строчка                предложение из 4 слов                мы в нём живём

5 строчка                1 имя существительное                ЮГРА

Учитель: в самом начале путешествия я вам обещала, что будет сюрприз-подарок. На память о нашем мероприятии и в честь дня рождения округа я вам дарю «Памятки юного жителя Югры». Под музыку раздаются памятки.

Вот мы и вернулись с вами из нашего увлекательного путешествия. Я надеюсь, что оно вам понравилось и позволило каждому из нас ощутить себя частичкой такого прекрасного и удивительного края – Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.

Ученик:                                  Я Родины себе не выбирал.

Она, как жизнь, даётся от рождения,

Мне стала вьюжная суровая Югра

Отечеством, той точкой становленья,

Откуда в жизнь шагнул и где иду

У всех, как свечка в юрте, на виду.

Я родины себе не выбирал…

  1. Заключительная часть.

Дорогие ребята, я очень хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем путешествии.

Закончите предложения:

  1. Мне понравилось мероприятие потому, что…
  2. Мне не понравилось мероприятие потому, что…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Дом,в котором я живу"

Данное занятие формирует у учащихся любовь к Родине, патриотизм: от любви к своей деревне, к своему краю до любви ко всей стране в целом....

Презентация к внеклассному мероприятию "Мир, в котором я живу"

Ведь это всё слова,Что царь природы ты.Ты только часть её,Зависимая часть.Что без неё и мощь твояИ власть?...

Разработка урока "Край в котором мы живем"

Урок английского языка в 8 класс по теме "Край в котором мы живем"....

Внеклассное мероприятие "Край, в котором мы живем"

27 сентября  — День государственности Республики Саха (Якутия) В 1990 году была принята Декларации о государственном суверенитете, Конституции Республики Якутии, учреждение поста Президента...

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе  в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....

Методическая разработка Внеклассного мероприятия на тему: "Афганистан-живая память"

Методическая разработка Внеклассного мероприятия на тему: "Афганистан-живая память"...