Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь"
классный час (11 класс) на тему

Лукашева Любовь Александровна

Данный классный час может быть использован при проведении мероприятий, посвященных Всемирному Дню инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сострадание как качество личности не появляется внезапно. Оно воспитывается так же целенаправленно, как и другие моральные качества личности. Пути и средства этого обучения разнообразны. Взращивание, возделывание, культивирование зерен добра в душе растущего человека – проблема воспитания. В школьные годы постигаются законы добра, любви, взаимопомощи; вырабатывается умение видеть, когда другому трудно; умение посочувствовать и пожалеть, умение принять при необходимости помощь от другого.

Классный  час «Сострадание. Право на лучшую жизнь», рассчитанный на обучающихся 11 класса и разработанный с учетом возрастных особенностей, не только привлекает внимание учащихся к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, но и способствует развитию нравственных качеств, воспитывает гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями, содействует формированию нравственных установок по отношению к людям с данной проблемой.

Необходимый реквизит:

  1. Компьютерная презентация
  2. Сообщения обучающихся
  3. Результаты социологического опроса
  4. Краски, карандаши
  5. Книга, написанная шрифтом Брайля

Данный классный час может быть использован при проведении мероприятий, посвященных Всемирному Дню инвалидов.

 Ход занятия

1.Учитель читает стихотворение:

Безногий танцор, глухой музыкант, 
Художник слепой... И такое бывает. 
Болезни сильнее раскрытый талант, 
Не жалость – восторг их  труд вызывает. 
Они не рыдают, не тянут к нам руки, 
Несут красоту, свой недуг затмевая. 
И, глядя на них, мне смешны мои муки, 
Их чудом дышу и опять оживаю. 

Учитель:

-Какое странное стихотворение?

-Почему нашу встречу я начала с этого стихотворения?

 - Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Ответы учащихся.

-Учитель: Правильно, о людях с ограниченными возможностями. Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь. Сегодня мы поговорим с вами о сострадании. (Слайд 1) 

2. Практическое  упражнение.  Учащимся предлагается попробовать прочитать книгу, написанную шрифтом Брайля. (Слайд 2)

Учитель рассказывает про шрифт, пока ребята пробуют прочитать.

 Шрифт Брайля — шрифт для слепых. Он был разработан французом Луи Брайлем, сыном сапожника, который в возрасте трёх лет потерял зрение, поранившись шилом. В возрасте 15 лет он изменил «ночной шрифт» капитана артиллерии Шарля Барбье, который тот разработал для чтения в темноте. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту.

Беседа о сложностях, с которыми приходится встречаться людям с ограниченными возможностями в повседневной жизни.

3. Истории о людях-инвалидах. Рассказ учащихся. (Слайды)

Ник Вуйнич 

Он родился в Мельбурне в 1982 году в семье очень верующих сербских эмигрантов. Родился без рук и без ног… Сын без конечностей — это было не то, что ожидали медсестра Душка Вуйчич и пастор Борис Вуйчич…  Это был их долгожданный первенец. Весь приход причитал: «Почему Господь допустил такое?» У Ника есть подобие стопы вместо левой ноги. Благодаря этому мальчик научился ходить, плавать, кататься на скейте, играть на компьютере и писать. Родители добились, чтобы сына взяли в обычную школу. Ник стал первым ребенком-инвалидом в обычной австралийской школе. Каждый вечер Ник молился Богу и просил его: «Бог, дай мне руки и ноги!» Он плакал и надеялся, что, когда проснется утром, руки и ноги уже появятся. Мама с папой купили ему электронные руки. Но они были слишком тяжелыми, и мальчик так и не смог ими пользоваться. По воскресеньям он ходил на занятия в церковную школу. Там учили, что Господь всех любит. Ник не понимал, как так может быть — почему тогда Бог не дал ему то, что есть у всех. Иногда взрослые подходили и говорили: «Ник, все у тебя будет хорошо!» Но он им не верил – никто не мог ему объяснить, почему он такой, и никто не мог ему помочь, даже Бог.

 «Как часто вы пользуетесь своими руками и ногами?» — этот вопрос Ник задает, свидетельствуя о своей жизни. В принципе, он не ждёт ответа – это лишь призыв задуматься…Он сам приспособился самостоятельно жить в этом мире — сам включает свет, бреется, причесывается, открывает водопроводный кран, пользуется телефоном, управляет коляской… Особенно поражает умение и любовь Ника к различным видам спорта – он плавает в бассейне, играет в гольф, занимается серфингом… Ник управляется с клавиатурой компьютера, набирая 43 слова в минуту! Его любимая комбинация быстрой печати на клавиатуре — «пяточка-пальчик». Кроме этого Ник научился писать и рисовать, приобрел специальность финансиста, окончив соответствующее учебное заведение. Но все это пришло не сразу.

«Люди мне говорят: «Как ты можешь улыбаться?» — рассказывает Ник. – «Затем они понимают, что «должно быть что-то большее, чем то, что видно с первого взгляда, если парень без рук и ног живёт более полной жизнью, чем я». Ник повествует своей аудитории о том, насколько важно иметь своё видение и мечтать по-крупному. Используя свой собственный опыт во всём мире в качестве примера, он бросает вызов другим, чтобы они рассмотрели свои перспективы и заглянули за пределы своих обстоятельств. Он делится своей точкой зрения, как перестать смотреть на препятствия, как на проблему, а вместо этого начать видеть их, как возможность к росту, как оказывать влияние на других…

Эйми Маллинз

Эйми Маллинз вошла в список 50-ти самых красивых людей мира по версии журнала People; ей принадлежит три мировых рекорда в беге на короткие дистанции и прыжках в длину… среди инвалидов — девушка родилась без малоберцовых костей, и в возрасте одного года ей ампутировали обе ноги ниже колена. С тех пор, по словам самой Эйми, она носится, как угорелая.

Эйми с раннего возраста научилась ходить на протезах, посещала обычную среднюю школу в Пенсильвании, занималась софтболом и теннисом, в старших классах — выигрывала все соревнования по горным лыжам. До 17 лет она вообще не встречала других людей с ампутированными конечностями — училась и соперничала со здоровыми людьми. И всегда была первой.

После средней школы девушка выиграла грант Министерства обороны США на обучение в престижном университете Джорджтаун на факультете международных отношений — один из трех грантов, которые ежегодно разыгрываются между американскими школьниками. Маллинз училась, а летом проходила практику в Пентагоне.

Во время учебы Эйми услышала о соревнованиях спортсменов-инвалидов, на одно из таких соревнований по легкой атлетике она и решила отправиться, хотя раньше даже не ступала на беговую дорожку стадиона. Ей было 19, и ноги у нее были сделаны из дерева и пластика. На соревнованиях по бегу — первых в ее спортивной карьере — она впервые увидела людей на протезах из самых разных материалов. И в том забеге опередила национального рекордсмена на три сотые секунды и с первой попытки установила новый рекорд США в беге на 100 метров среди инвалидов! Чуть было не зарытый в землю талант спринтера дал о себе знать!

Эйми вообще мало говорит о жизненных неудачах. Но они были. Например, однажды на межуниверситетских соревнованиях за 15 метров до финиша у спортсменки соскользнул с ноги протез, она упала… Она была в отчаянии, и так бы и расспрощалась со спортом, но сдаться не дал тренер. Собрав волю в кулак, Маллинс уже через полчаса пробежала 200-метров, на которые была заявлена, и с тех пор ни перед чем не останавливалась.

Биография этой женщины не ограничилась спортом. Однажды Эйми пригласили сняться для обложки модного журнала. А через пару месяцев — в Лондон на фотосессию к знаменитому модельеру Александру Маккуину. Маллинз приехала, но поставила условие: фотосессии — хорошо, но она должна выйти и на подиум вместе с другими моделями.

В 2002 году на таких высокохудожественных и странных протезах Эйми появилась на экранах в авангардном кино. Это еще одно ее «хобби» — актерство. Российский зритель мог видеть Эйми в телеверсии фильма «Пуаро», в одной из серий она снялась.

Но главное, Маллинз учит мир относиться к инвалидам как к людям с безграничными возможностями, преодолевать страх и неприязнь, которые вольно или невольно вызывают физические дефекты.

Виктор Коновалов

Спортсмен живет в США. Его отец и мать родились и жили в России, так что он – русский американец.

Он был перспективным мотогонщиком, но примерно в возрасте 20 лет на соревнованиях попал в аварию и сломал позвоночник. Виктор всю жизнь занимался спортом, и с после травмы стал бояться, что наберет лишний вес или наоборот - потеряет былые мышцы. С того злополучного дня он начал заниматься бодибилдингом, но он и не мог себе представить, что зайдет так далеко. После 10 лет упорных тренировок, друзья Виктора стали подталкивать его к выступлениям на соревнованиях. Он и не надеялся, что из этого может выйти что-нибудь дельное, однако согласился.

И вот Виктор собрался с духом, и принял участие в своем первом конкурсе. Судьи присудили ему первое место. Для него это было очень волнительное событие, даже не сама победа, а участие, и реакция зрителей.

Он влюбился в позирование и понял, что окружающие ценят его как спортсмена и волевого человека. После этого Виктор одержал победу на национальном первенстве во Флориде в 1996 году, причем обошел прежнего чемпиона. В дальнейшем он защитил свой титул в 1997, 1998, а также в 2004 и 2007 годах.

В 1998 году федерация IFBB решила создать профессиональный дивизион бодибилдеров-инвалидов. И в том же году первое звание профессионала получил ни кто иной, как Виктор Коновалов. Быть может потому, что превосходил остальных кандидатов в объеме и рельефе мышц, а может еще и потому, что хотел этого сильнее других. После третьего триумфа подряд состоялась первая встреча Виктора с Беном Уайдером.

После этой встречи они заключили контракт и теперь у Виктора есть возможность обращаться к людям через журналы Джо, делать гостевые позирования, фотосъемки и прочее. Бодибилдинг - это довольно-таки сложный спорт: необходимо систематически тренироваться, правильно питаться и еще много-много важных аспектов.

Виктор - пока первый и единственный культурист на инвалидной коляске, который был удостоен Золотой медали за вклад в развитие мирового бодибилдинга.

Но Виктор не останавливается на достигнутом. Он решил продолжить свое образование, получив степень магистра в области физического воспитания, и впоследствии стал преподавателем на кафедре в местном колледже. Виктор постоянно работает над собой, работает для других. И ему это приносит огромное удовольствие. Бодибилдинг вернул его к нормальной жизни. В тот день, когда он сломал спину, у него пропало желание жить. Тренировки с тяжестями вернули ему уважение окружающих и уверенность в себе. Он осознал, что он не неудачник, а настоящий боец, который завоевал свое счастье.

4. Анализ социологического опроса, проведенного одним из учащихся.

Было опрошено 50 обучающихся школы.

1.Знаете ли вы, кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья? (диаграмма  №1)

2. Есть ли у вас среди знакомых семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья? (диаграмма №2)

3. Как вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья? (диаграмма №3)

4. Готовы ли вы принять человека с ограниченными возможностями как равного? (диаграмма №4)

Результаты опроса подтвердили, что основными чувствами, 
которые ученики испытывают по отношению к людям с ограниченными возможностями, являются жалость, сочувствие и сострадание (80%).

5. Прослушивание песни Светланы Копыловой «Без рук и ног», которая сопровождается презентацией.

Учитель:

-А теперь нарисуйте то, что вы почувствовали после прослушивания данной песни.

Учащиеся рисуют небольшие рисунки, которые все вместе приклеивают на один лист.

Учитель:

-Сейчас я хочу, чтобы вы придумали слоган, который мы напишем на нашем рисунке (Инвалид-не инвалид, люди так не делятся).

- Над чем заставила задуматься  вас сегодня наша беседа?

-Спасибо за урок.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа», с. Зикеево Жиздринского района

Классный час

«Сострадание. Право на лучшую жизнь»

Автор: Лукашева Любовь Александровна

                                                            Возрастной адресат: учащиеся 16-17 лет

2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь"

Классный час на тему "Сострадание. Право на лучшую жизнь" посвящается ко дню инвалидов....

Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь"

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.Ступени мешаю...

"Сострадание. Право на лучшую жизнь"

Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся, обучать навыкам группового взаимодействия....

Классный час "Право на лучшую жизнь"

Вокруг нас много людей с ограниченными возможностями здоровья. Важно рассказать ребятам, что это люди, как и все, мечтающие, творческие, талантливые. Только добиваться своих успехов им гораздо труднее...

Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь" (День инвалидов)

Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся;обучать навыкам группового взаимодействия....

Классный час к Международному дню инвалидов "Сострадание. Право на лучшую жизнь"

Целью классного часа - привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов....

Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь" (День инвалидов)

Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся;обучать навыкам группового взаимодействия....