Классный час: «Ты живёшь среди людей».
классный час (6 класс) по теме

Пастухова Надежда Егоровна

Классный  час:  «Ты  живёшь  среди  людей».

           (по  культуре  речевого  общения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час:  «Ты  живёшь  среди  людей».

           (по  культуре  речевого  общения)

Учитель: Мы  ежедневно  здороваемся  и  прощаемся, обращаемся  к  кому-нибудь с  просьбой, благодарим  за  труд, любезность, извиняемся, если  допустили  какую-нибудь  оплошность.  И  во  всех  этих  ситуациях  нашими  спутниками  выступают  волшебные  слова  речевого  этикета.  Кто  знает, сколько  раз  в  день  мы  произносим  слова  здравствуйте, прощай, благодарю  Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый  раз  одаривая  улыбкой  того, кому  мы  их  адресуем. Первоначальный  благородный  смысл  некоторых  этикетных  слов  уже  утрачен  или  утрачивается. Об  этом  напоминает  нам  в  своём  стихотворении  поэтесса  Веселовская:

          Не всякий возглас в речи выжить мог.

          Но вот звучит во все века спасибо –

          Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

          Касаются веков сквозные грани,

          И снова в нас преемственность жива,

         И из старинных лучших пожеланий

         Кроятся наши русские слова.

Вот из такого  старинного  русского  пожелания  «спаси  бог» и  родилось  слово  спасибо -одно  из  самых  распространённых  в  русском  языке  этикетных  слов.

А  в  какой  жизненной  ситуации мы его  употребляем?  Конечно, в  ситуации  благодарности.

А  каково  лексическое  значение  слова  благодарность?

                  (учащиеся высказывают свои мнения)

Спасибо. А  какое  толкование  дано  в  словаре  С.И. Ожигова

       «Благодарность-чувство  признательности  к  кому-нибудь  за  оказанное  добро, внимание».

А  выразить  благодарность  нам  помогают  специальные  слова.

                (ребята называют: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признательна).

Вы  назвали 4 слова.  Это  мало. Но,  может  быть, пополнят  этот  список  ребята, вернувшиеся  из  творческой  командировки? Они  наблюдали, как  используются  слова  благодарности  в  окружающей  нас  жизни.

Пожалуйста, ребята, вам  слово.

    (Ребята знакомят класс с результатами наблюдений).

Группа №1.

              Мы  исследовали  употребление  слов  благодарности  в  общественном  транспорте. Выяснили, что  люди  благодарят  в  следующих  случаях:

1.Когда передают за проезд;

2.когда кто-то уступил место;

3.водитель дал сдачу.

Чаще  всего  употребляют  слово  спасибо, иногда  благодарю  Вас. К  сожалению, нередко  за  услугу  никак  не  благодарят.

Группа №2. Наш  объект  наблюдения- родная  школа, а  именно: раздевалка, столовая, библиотека. Чувство  благодарности  чаще  всего  выражается в словах спасибо и  большое  спасибо.

Группа №3

         Удручающее  впечатление  произвело  на  нас  общение  в  магазине. Практически  не  слышали, чтобы  кто-то  благодарил  продавца.

Учитель: А  вот  исследователь  русского  речевого  этикета  Н. И. Формановская  в  одной  из  своих  книг  предлагает  28 слов  и  выражений, с  помощью  которых  человек  может  поблагодарить  другого.  Вот  послушайте.

Спасибо.

Благодарю  Вас.

Я  вам  очень  признателен.

Я  вам  многим  обязана.

У  меня  нет  слов, чтобы  отблагодарить  вас…

Как  я  вам  благодарен!

Моя  благодарность  не  знает  границ.

Я  хочу  поблагодарить  вас.

Вы  очень  любезны.

Я  тронута  вашим  вниманием

Это  очень  мило  с  вашей  стороны.

Вы  меня  так  выручили.          И.т.д.

Смотрите, какое   богатство! Им  мы  будем  постепенно  овладевать, будем  учиться  употреблять  их  в  речи.

Давайте  мы  с  вами  представим  себе  любую  ситуацию  благодарности.  Например,  такую.

          (подойти   к  ученице).

              - Оля, дай  мне  на  минутку  учебник.

             - Возьмите,  пожалуйста.

             -  Большое  спасибо, Оленька.

              -Что  вы, не  за  что.

Была  ситуация  благодарности?  (Да)

Из  каких  же  компонентов  она  состоит? Во-первых, участники. Их  два: Оля- человек, которого  благодарят,  я- человек,  который  благодарит. Но  ситуация  благодарности  не  возникает  на  пустом  месте. Ведь  благодарят  за  что-то, за  какую-то  услугу. В  данном  случае  за  учебник.

Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента:

  1. Человек, которого благодарят;
  2. Человек, который благодарит;
  3. Услуга.

Теперь проведём практическое занятие, цель которого – учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.

Задача №1. Вы едете в автобусе и попросили прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу?

Выберите из двух вариантов  правильный.

- Благодарю.

- Моя благодарность не знает границ.

              ( Надо использовать 1 выражение, т.к. вторую форму употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет).

Задача №2.

Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?

- Спасибо, доктор.

-Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность!

            (Нужно использовать 2-е выражение, т.к. слово «спасибо» при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень моей благодарности).

Не должны мы забывать и об участниках ситуации общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова:

   - Я вам чрезвычайно признательна.

   - Примите мою благодарность.

   - Вы очень внимательны.

   - Ваша любезность меня ко многому обязывает.

( Эти выражения используют люди старшего поколения).

УЧИТЕЛЬ

Согласна с вами. Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается точнее, глубже, а понимание этого приходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом.

Послушайте ряд  диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников, их возраст.

      (диалоги инсценируются)

1.- Я принёс тебе книгу.

               -   Спасибо, Петя!

   -Не стоит, за что же!

2.  – Верочка, как я тебе благодарна за то, что ты помогла Андрюше исправить двойку!

     -  Ну что Вы, Алла Васильевна, не надо благодарить меня. Андрюша сам очень старался.

3. – Дорогой Семён Осипович! Разрешите поздравить Вас с днём рождения!

    -- Благодарю вас, друзья мои, я очень тронут…

4.  –Ольга Петровна, у меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас за вашу заботу и внимание, которыми Вы меня окружали.

     -- Что Вы, Ольга Петровна, мне было так приятно! Вам спасибо, что Вы приняли приглашение. Приезжайте ещё.

     -- Большое спасибо.

Вы видите, ребята, что поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове БЛАГОДАРНОСТЬ 2 корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить людям добро.

Продолжим разговор о вежливых словах. Послушайте одну очень мудрую сказку и попробуйте ответить, почему соловей стал лучшим певцом в мире, а аист научился только кричать.

                             АИСТ  И  СОЛОВЕЙ

     ( по мотивам узбекской сказки)

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей – музыкантом.

Он так спешил, что вбежал в дом к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

-- Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец сначала решил научить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

-- Нужно делать вот так!

-- Всё ясно! – обрадовался аист. – Это и есть музыка? – и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась вежливая птица. Он обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом. А чуда аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:

-- Эй, слышите! Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

       А ВОТ ЕЩЁ ОДНА СКАЗКА.

За чисты – чистым полем ,за дремучим – дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город…

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть…

Жить поживать в этом городе одно удовольствие .Все жители здесь сказочно вежливы.

                      А вы когда – нибудь бывали

                      В городе Спасибоград

                      Где на Вежливом бульваре

                      Вежливо благодарят?

Поняли, почему город так называется? Какие приключения могли бы произойти в этом сказочном городе с вежливыми (невежливыми) людьми?

А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город?

Наше занятие мы закончим сообщениями о правилах вежливости у разных народов.

  1. Как приветствуют друг друга люди разных стран.

    Специалисты насчитывают около 3000 различных языков, на которых сейчас говорят люди мира. После того, как люди научились пользоваться словами, их потомки придумали великое множество способов разговаривать друг с другом. Со временем образовалось несколько тысяч способов приветствовать друг друга при встрече.

Древние греки говорили: « Радуйся!» Англичане и американцы говорят обычно: « Как дела?» Современные греки – «Будь здоровым!»    Арабы – «Мир с тобой!»  Индейцы – «Всё хорошо!»

  1. Известная во всём мире английская вежливость.

К моему сыну часто приходил английский мальчик лет 13. Жена угощала его чаем с булочками и пирожными. Каждый раз после чая парень приходил на кухню и говорил моей жене: «Большое спасибо, миссис Орестов, за чай и очень вкусные булочки. Я давно не ел таких замечательных пирожных, благодарю Вас».

Не беда, что пирожные были куплены в соседней кондитерской, где их покупают и родители мальчика. Просто он твёрдо знал, что нельзя уйти из чужого дома, не поблагодарив и не похвалив за угощение.

                                     ( О.Орестов)

  1. Как англичане учат детей вежливости.

Родители чуть ли не с пелёнок приучают детей к вежливости и хорошим манерам.

Отец с маленьким сыном моет в воскресенье машину: « Будь добр, Томми, передай мне, пожалуйста, тряпку». –« Пожалуйста, папа». --  «Спасибо, дорогой, ты очень любезен». – «Спасибо, папа, мне это ничего не стоило».

                               (О. Орестов)

Сегодня мы научились благодарить. Я думаю, что теперь вы всегда будете вежливыми.

Попробуйте составить дома диалоги по следующим ситуациям:

  1. Вы благодарите своего одноклассника за то, что он принёс вам почитать интересный журнал или книгу.
  2. Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.
  3. Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.