Урок конституции
классный час (9 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по основам Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konstitutsii.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. «ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ РОДИНЫ»

Цель и задачи занятия:

1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны;

2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

Образовательные ресурсы:

Символика Российской Федерации , Конституция России и мультимедийное оборудование с презентацией по теме «Конституция России», аудиоаппаратура.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Общая характеристика конституции, понятие, признаки.

2. Исторические этапы конституционного развития России.

3. Конституция Российской Федерации 1993 года.

Эпиграф:

1) Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными! (Марк Тулий Цицерон)

2) Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизационных государств, являющихся двигателями прогресса. (А.Петров, начало ХХ века).

Перед началом урока звучит Гимн Российской Федерации

Обращение депутата Законодательного Собрания

Примерные темы: «Конституция в моей жизни», «Конституция России и Устав Кубани», «Что значит Конституция для жителей края (избирательного округа, города, района)» или иная по выбору депутата.

Далее урок ведет учитель

Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.

Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Первый этап конституционного развития в России:

Принятие в советском государстве Конституции РСФСР 1918 года. Она закрепила федеративное устройство России, юридически оформила диктатуру пролетариата, а потому имела идеологизированную (классовую) направленность, что проявлялось в лишении избирательных прав непролетарских слоев населения;.

Второй этап:

Ознаменован Конституцией РСФСР 1925 года. Юридически закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. Главной задачей государства называла подавление буржуазии и построение коммунизма.

Третий этап:

Связан с принятием Конституции РСФСР 1937 года. Новая Конституция декларировала завершение строительства основ социализма. Экономической основой строя объявлялись социалистическая система народного хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. Закреплялось руководящее положение в обществе Коммунистической партии. Вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право.

Четвертый этап:

В конституционном развитии России очерчен Конституцией РСФСР 1978 года. Научным коммунизм провозглашался официальной общегосударственной идеологией, закреплялась руководящая роль КПСС в политической системе.

Пятый этап:

Оформление Конституции Российской Федерации, принятой на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993. Причины разработки и принятия новой Конституции:

Изменения в обществе после 1991 года

1. Отказ от монопольного положения КПСС;

2. Закрепление принципа разделения властей;

3. Введение института президентства;

4. Распад СССР и преобразование ряда автономных областей в автономные республики – субъекты Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации регулирует шесть блоков отношений:

1) Основы конституционного строя России;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство нашего государства;

4) Систему и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) Местное самоуправление;

6) Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию и ее пересмотра.

Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов и иных нормативных правовых актов государства, она обладает специфическими чертами и свойствами. Это: легитимность, реальность, верховенство, стабильность, преемственность, прямое действие, основа правовой системы.

Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) проявляется в том, что она принята законным способом. Конституционные нормы отражают волю народа.

Реальность означает, что конституционные положения отвечают действительности, в них учитываются объективные закономерности развития общества.

Реальность предполагает исполнимость конституционных норм и принципов, их гарантированность со стороны государства, защищенность личности.

Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая законность и порядок в стране.

Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода.

Прямое действие Конституции означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы.

Как основа правовой системы Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России.

Далее следует конкурс - викторина на знание вопросов, связанных с конституционным устройством России

Учащиеся делятся на три команды

ВОПРОСЫ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ:

1. В чём сущность демократии?

(Демократия – это закрепление свободы в обществе действенными законами, гарантирующими свободу личности)

2. Какой закон называют правовым?

(Закон, который соответствует естественным правам человека и неукоснительно исполняется)

3. Что такое равноправие граждан?

(Гарантия со стороны государства равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.п.)

4. Какой должна быть конечная цель власти?

(Улучшение жизни граждан.)

5. В чём заключаются главные задачи президента?

(Охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и свобод граждан.)

6. Что такое избирательный бюллетень?

(Документ для голосования с фамилиями кандидатов)

7. Что такое референдум?

(Всенародное голосование по важнейшим вопросам общественной жизни)

8. Кто может стать Президентом РФ?

(Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)

9. Кто является президентом РФ?

(Владимир Владимирович Путин)

10. Что такое избирательная система?

(Совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования)

11. Кто не имеет право избирать и быть избранными в РФ?

(Граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда)

12. Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ?

(Человек, его права и свободы)

13. Что такое парламентаризм?

(Форма представительной демократии)

Вопросы второй команде:

1.Что такое прямая демократия?

(Прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц)

2. Какое государство называют правовым?

(То, в котором признаётся верховенство закона, права и свободы человека, существует разделение властей и независимый суд)

3. Какими должны быть выборы в демократическом обществе?

(Периодическими, представительными, окончательными)

4. В чём заключаются основные задачи парламента?

(Принятие законов, по которым будет жить страна и все граждане)

5. Что такое депутатский мандат?

(Документ, удостоверяющий депутатские полномочия, право выполнять депутатские обязанности)

6. Что такое политический абсентеизм?

(Уклонение граждан от участия в выборах)

7. Являются ли средства массовой информации ветвью власти?

(Нет)

8. Кто может стать депутатом Государственной Думы?

(Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)

9. Что такое мажоритарная избирательная система?

(От каждого избирательного округа избирается один депутат, который при выборах набрал наибольшее количество голосов)

10. Что такое политический плюрализм?

(Многообразие форм политической жизни: наличие многопартийности, существование оппозиции, решение споров в рамках закона, готовность к компромиссам)

11. Кто является губернатором Краснодарского края?

(Александр Николаевич Ткачев)

12. Что понимается под политической культурой личности?

(Условия, необходимые для грамотного и эффективного участия в политике: политические знания, ориентация на ценности и правила демократического общества, овладение способами практических политических действий)

13. Что такое популизм?

(Стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей с помощью привлекательных лозунгов, раздачи ни чем неподкреплённых обещаний)

Вопросы третьей команде.

1. Что такое представительная демократия?

(Участие граждан в управлении государством через избранных представителей, которые на государственном уровне выражают интересы народа)

2. Что понимается под местным самоуправлением?

(Самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории непосредственно или через избранные органы власти)

3. Что такое разделение властей?

(Государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную)

4. Что такое пропорциональная избирательная система?

(Количество кандидатов от каждого округа зависит от количества голосов, отданных за ту или иную партию, места в парламенте между партиями распределяются пропорционально количеству голосов)

5. Как называется законодательный орган Краснодарского края?

(Законодательное Собрание Краснодарского края состоит)

6. В чём заключаются главные задачи правительства?

( Исполняет федеральный бюджет, обеспечивает единую государственную политику, управляет федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка)

7. Кто является председателем Законодательного Собрания Краснодарского края

(Владимир Андреевич Бекетов)

8. Как называется процедура отрешения Президента от должности?

(Импичмент)

9. Как называется лицо, которое следит за процедурой голосования?

(Наблюдатель)

10. Как называется политическая организация, которая отражает интересы слоя общества и имеет свою программу?

(Политическая партия)

11. Как называется основной документ муниципального образования?

(Устав)

12. Кто может быть судьёй в Российской Федерации?

(Гражданин России, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет)

13. Как называются избиратели, голосующие за определённую политическую партию или кандидата?

(Электорат)

Второй конкурс «Вставь пропущенное слово».

(команды получают задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________ государство с ___________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________________

- обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные _________.

Правильный ответ:

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Депутат Законодательного Собрания Краснодарского края участвует в оценке команд.

Учитель и учащиеся подводят итоги урока

Заключительное слово депутата

Поощрение депутатом учащихся, особо проявивших себя на занятии.

  ДНЮ (18-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ) КОНСТИТУЦИИ РФ 
ПОСВЯЩАЕТСЯ
10-11 класс (1 -2 часа)

Свобод российских не понять, 
Чужим аршином их не смерить,
У них особенная стать,
В свободы надо только верить! 
(Ф.Куликов, 1906г.)
ВСТУПЛЕНИЕ 
12 декабря 2011 г. в нашей стране государственный праздник. Мы
отметим важную дату в истории государства, в становлении и развитии
демократического общества - 18-летие принятия Конституции РФ,
Основного Закона страны.

В настоящий момент в мире Конституция РФ является наиболее
современной. Однако, многое из того, что записано в этой конституции, к
сожалению, не реализуется. В этом есть и вина россиян, не знающих свой
Основной Закон, не понимающих, что означает та или иная норма, не
умеющих цивилизованно отстаивать свои права.

Конституцию своего Отечества следует глубоко уважать. Думается, что
уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к
Конституции страны.
Цель: На конкретных фактах повторить, закрепить, обобщить
изучаемый материал по основам конституционного строя, его историю и
развитие.
ЗАДАЧИ: На основе знаний, полученных школьниками в начальной и
основной школе, расширить их представления о Конституции, символике
Российской Федерации; содействовать воспитанию уважения к социальным
нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, способствовать
формированию активной жизненной позиции на основе правовой культуры
Оформление класса:
1.Политическая или географическая карта современной России
2.Изображение герба и флага
Учебно-методическое оборудование: Конституция РФ 1993 г., Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Государственные гимны России на разных этапах: первый официальный гимн «Молитва русских» (1815-1833гг.) слова В.А. Жуковского, автор музыки неизвестен, второй официальный гимн «Боже, Царя храни!» (1833-1917гг.) слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова, гимн Российской
демократической республики (период Временного
правительства) со 2 марта по 25 октября 1917 года. «Марсельеза», слова
П. Лаврова, музыка К.Ж. Руже де Лиль в обработке А.К. Глазунова, гимн советской России с января 1918 по 1944год, «Интернационал»
слова Э. Потье, перевод А. Коца, музыка П. Дегейтера, гимн Российской Федерации с 1990г. Национальный гимн «Патриотическая песня», музыка М.И. Глинка, 12 карточек с вопросами, игровой стол, юла, дудка, магнитофон (с записью гимна), знаки капитанов.
НАЧАЛО УРОКА: 
Звучит гимн России. Все встают, (муз. А.В.Александрова (мелодия
прежнего гимна СССР), слова С.В.Михалкова).

  Как называется государственный праздник в стране, который
отмечается совсем скоро 12 декабря?

  Что такое конституция?

  Что гарантирует Конституция РФ?
ХОД УРОКА: 
1. Организация класса . 
-класс рассаживается по рядам / по трем сторонам класса, на заранее
приготовленные П-образные места.

-капитаны подбирают себе членов команды «Знатоков» по два человека
— занимают места за игровым столом.

-образование трех групп болельщиков.

-объяснение условий игры: играют «знатоки» - за каждый ответ
получают очки, максимально 5 баллов; команда болельщиков добавляет
только по существу, без повторения, за существенные дополнения очки.

За организацию группы и поведение команды «болельщиков» во время
игры - штрафные или дополнительные очки.

Команда «знатоков» по окончании игры получает среднее количество
очков из набранных - это оценка.

Команда «болельщиков», набравшая более половины очков команды
«знатоков», по решению команды имеет право выставить до трех оценок
участникам команды «болельщиков» (наиболее активным и эрудированным)
2. Основная часть 
1. В каком году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека?
Как называется праздник, широко отмечаемый во многих странах,
относящийся к этому событию. (10 декабря 1948 года - День прав человека)

2.Как называется Основной Закон государства? Объясните его название.
(Конституция от латинского constitutio - устройство, установление).

3.Когда появились первые проекты Конституции России? Назовите их
авторов. Дайте не менее трех сходных и различных позиций. (П.Пестель
«Русская правда», Н.Муравьев «Конституция», 1я половина 19 века).
Сходство: уничтожение самодержавия, отмена крепостного права, отмена
сословий;

Различия: республика - монархия, наделение крестьян землей,

парламент двухпалатный - однопалатный.

4. Какая по счету конституция действует в России? Назовите даты их
принятия по порядку. (1918, 1924, 1936, 1977, 1993.)

5. На таблице знаком + укажите, какие признаки относятся к морали, а
знаком - к праву.

• регулируют наиболее важные общественные отношения,
затрагивающие существенные интересы людей и общества / - /.


  • регулируют общественные и личные отношения типа: человек-
    человек, человек-коллектив, человек-общество, человек-государство
    /+/.

  • существуют, складываясь постепенно в общественном сознании /+/.

  • Закреплены в законах /-/

  • За их нарушение следует ответственность в виде осуждения
    обществом, коллективом или отдельными лицами /+/

  • За их нарушение следуют ответственность в виде государственного
    принуждения /-/

  • Становятся обязательными регуляторами поведения человека после
    их внедрения в индивидуальное сознание /+/

  • Становятся обязательными регуляторами поведения после их
    установления государством /-/.


6. Кто (по Конституции РФ 1993г.) наделен правом законодательной
инициативы? (президент, Совет Федераций, члены Совета Федераций,
депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, Законодательные правительственные органы субъектов РФ).

7. Первая поправка к Конституции США запрещает Конгрессу -
высшему законодательному органу власти в стране принимать законы,
ограничивающие свободу совести. Тем не менее в семи штатах США
атеистам не разрешается занимать государственные должности. Соблюдается ли в США демократический принцип свободы совести? (не соблюдается). 

8. Соблюдалось ли право свободы совести в СССР, согласно
Конституции 1977 года? (Нет. Верующий человек не мог стать членом
компартии, а не член партии не мог занять руководящих постов в
управлении; право на митинги, шествия и демонстрации не распространялось
на религиозные организации. Статья 50. указывала: эти свободы
предоставляются «в целях укрепления и развития социалистического строя», а религиозные организации исключались из системы социализма.)

9. Конституция 1977 года предусматривала свободный выход союзной республики из состава СССР (статья 72), а Конституция 1993 года этого не только не предусматривает, но и подчеркивает «государственную целостность» (статья 5 часть 3). С чем это связано? (В советских конституциях это право было достаточно формально. Оно провозглашалось, но не реализовывалось.)

10. Перечислите основные принципы конституционного строя.
(Правовое государство; разделение властей; народовластие; приоритет прав
человека; федерализм; социальное государство; многообразие и свобода
экономической деятельности; политическое многообразие; светское
государство.)

11.Что это за мелодии (текст)? Что их объединяет? (Если нет
фонозаписи, то можно использовать карточки с текстом.)

А) Боже, царя храни!
Сильный державный,
Царствуй на славу, на славу
Царствуй на страх врагам,
Все низпошли!

Б) Боже, Царя храни.
Славному долги, дни
Дай на земле!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю
Всех утешителю!
Боже, Царя, Царя храни

В) Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог.

Г) Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.

Д) Славься, славься наш русский царь,
Господом данный нам царь-государь!
Да будет бессмертен твой царский род,
Да им благоденствует русский народ.

Государственные гимны России на разных этапах: 

А) первый официальный гимн «Молитва русских» (1815-1833гг.) слова В.А.Жуковского, автор музыки неизвестен.

Б) второй официальный гимн «Боже, Царя храни!» (1833-1917гг.) слова В.А.Жуковского, музыка А.Ф.Львова.

В) гимн Российской демократической республики (период Временного
правительства) со 2 марта по 25 октября 1917 года. «Марсельеза», слова
П.Лаврова, музыка К.Ж. Руже де Лиль в обработке А.К.Глазунова.

Г) гимн советской России с января 1918 по 1944год, «Интернационал»
слова Э.Потье, перевод А.Коца, музыка П.Дегейтера.

Д) гимн Российской Федерации с 1990г. Национальный гимн
«Патриотическая песня», музыка М.И.Глинка.

3. Подведение итогов.
 

-подсчет очков, набранных командой игроков, выставление оценок,
-подсчет очков, набранных командой болельщиков, определение
лидеров, выставление оценок с учетом мнения команды игроков.

 УРОК: КОНСТИТУЦИЯ РФ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 
8-9 КЛАСС. 1 ЧАС. 
Цель : показать роль конституции РФ для государства, общества и каждого человека.
Для проведения урока рекомендуется начать разговор о конституции на предыдущем уроке, связав его тему с темой «конституция». Па предыдущем же уроке дается домашнее задание по группам:
1 .Выделите и проанализируйте статьи конституции РФ о государстве и
государственном устройстве. Формы: рассказ, схема, таблица.
2.Какими статьями и каким образом конституция РФ гарантирует права человека? Форма: анализ собственного жизненного опыта.
3.Каким станет наше общество, если исчезнет само понятие «конституция». Форма: рассказ, сценка.
Оборудование урока: стенд по истории конституции в России, текст конституции.
Возможна Российская государственная символика, политическая карта Российской
Федерации. Праздничное оформление класса.
ХОД УРОКА: 
1. Организационный момент.
2.Ассоциограмма к слову «конституция».
При составлении ассоциограммы можно задать такие вопросы:
Где мы слышали это слово?
Какие события в истории России связаны с понятием «конституция».
А сейчас у нас есть конституция?
Что вы знаете о ней?
Почему она так важна?
Почему ее называют «основным законом государства»?
З.Постановка цели урока: 
Вопрос учителя: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Ребята отвечают на вопрос и формулируют цели урока, которые записывают в тетрадь и на доску.
4.Отчет групп о проделанной домашней работе. Форму отчета выбирают сами учащиеся. Регламент выступлений не более 5 минут. Группам предлагается самим оценить свою работу и работу одноклассников: пока одна группа отчитывается другие 1- готовит ей вопрос, 2-дает рецензии тем и другим.
5.Учитель обращает внимание на доску, где показана история Российской Конституции. Это надпись на доске или специально оформленный праздничный плакат:
«Конституция России и СССР».
10 июля 1918г. Первая Русская конституция
31 января 1924г. Конституция РСФСР.
5 декабря 1936г. 1-ая конституция СССР.
7 октября 1977г. 2-ая конституция СССР.
12 декабря 1993г. Конституция РФ.
6. Как подведение итогов рекомендуется провести проблемную дискуссию
по вопросу: какую роль играет конституция в жизни государства,
общества и каждого человека?
^ Вопросы учителя : Какие сферы жизнедеятельности человека регулирует
конституция? Пользуемся ли мы конституцией в повседневной жизни?
Почему конституцию называют основным законом государства?


  1. Вывод по уроку делает учитель. В жизни российского общества
    конституция РФ играет важную регламентирующую роль, она закрепляет
    самое главное в устройстве общества и государства.

  2. В качестве рефлексии ученикам предлагается ответить на вопрос: почему
    мне важно изучать конституцию? Пли: какую пользу вынес я с этого
    урока?

 МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ : 
Конституция – общеобязательный нормативно-правовой акт(закон),
принимаемый высшим представительным органом власти или народом на
референдуме, который закрепляет важнейшие начала жизни общества и
государства, рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается
на авторитет и принудительную силу государства.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ:
 
Основополагающий характер конституции в том, что она регулирует
не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные,
имеет обобщающий характер.
Народность конституции состоит в том, что она должна выражать
интересы народа, а именно закреплять общественные отношения, которые
являются результатом деятельности людей и народа в целом, а также
создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо
непосредственно.

Реальность конституции означает, что данный документ должен
отражать фактическую ситуацию в обществе.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ:
 
23 апреля 1906 года Николай II издал «Основные государственные
законы». Документ состоял из преамбулы и 5 глав: о существе верховной
самодержавной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о
законах, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете
Министров, министрах и главноуправляющим по отдельным частям.
Фактически эти законы являлись первой русской конституцией.

Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года 5
Всероссийским съездом советов. Эта конституция заложила основы нового
социалистического строя и новой советской государственности.

Конституция СССР принята 31 января 1924 года II Всесоюзным
съездом Советов. Главная цель конституции СССР 1924 г. - отразить
природу и структуру СССР.

2-я конституция СССР была принята 5 декабря 1936 г. VIII
Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов. Особенностями этой
конституцией стали: закрепление принципа плановой экономики, увеличение
числа союзных республик и усиление позиций центра, провозглашения
большего объема прав и свобод человека, и т.д.

Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на Внеочередной
7-й сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва. В ней провозглашались
отказ от принципов диктатуры пролетариата, установление руководящей и направляющей роли КПСС, более широкое регулирование статуса личности.

В начале 90-ых гг. возникла необходимость коренных
конституционных реформ.
12 декабря 1993 г. конституция РФ была принята большинством
избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в
силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Конституция- основной закон государства

Разработка интегрированного урока...

Парламентский урок. Конституции Республики Татарстан - 20 лет.

Ежегодно стало традицией проводить Парламентский урок в преддверии очень важного для нашей республики праздника - Дня Конституции Республики Татарстан. Сегодняшний урок примечателен тем, что основному...

учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"

Методическая раработка урока  "Конституция-основной закон государства"...

Всероссийский урок конституции.

Материал рассчитан на учащихся 8 класса....

урок-конституции 20 лет

Разработка классного часа -Конституции 20 лет....

Конспект урока Конституция РФ - 20 лет на страже закона

Конспект урока по истории и обществознанию с презентацией....