классный час Семья
классный час (6 класс) на тему

Тихомирова Марина Олеговна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_semya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Семья. Семейные традиции»

Цель проведения:

Создание  условий для формирования и дальнейшего воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям и своим корням.

Задачи:                                                                                                                                        Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;                                           Изучение семей классного коллектива;

Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа;

Изучение мнений учащихся о главных качествах, которыми должны обладать муж и жена.

Деятельность учащихся при проведении классного часа:                                                          - анкетирование.                                                                                                                                                    

- составление генеалогического древа своей семьи;

-поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

-оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

- рассказы учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена»;

- участие в « Большой семейной викторине»;

- участие в игре «Литературные родственники»;

- чаепитие.

Ход классного часа.

Классный руководитель:                                                                                                                                                                          -  Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!

 Сегодня наш разговор пойдёт о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться нашим успехам больше всех на свете. Если нам плохо, если трудно, если нас обидели, кто нас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, наши мамы, папы, родные и близкие нам люди, те, кто  дорог нам больше всего                    на свете.                                                                                                                                        Семья – это основа нашего общества. Будет крепка семья – будет могущественно и наше  государство. В фундаменте каждой настоящей семьи находится любовь. Любить – это значит жертвовать собой. Каждый день, каждую минуту надо жертвовать своими желаниями, привычками, личной свободой ради своего ближнего. Из послания к Коринфианам Апостола Павла мы знаем, что « любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего… Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»  Какое это замечательное послание всем нам, если следовать ему, то тогда не будет ни одной несчастной семьи и  ни одного несчастного человека.

 Давайте  определим, какими  чертами характера  мы желаем наделить своих домочадцев (мужа, жену, детей). Выберите из прилагательных те, которые отдельно должны иметь муж, жена, отец, мать, дети и напишите  в своих требованиях-пожеланиях  и посланиях.                                            

Мальчики пишут о том, какие должны, по их мнению, быть жена, отец, мать. Девочки пишут о том, какие  должны быть муж, мать, отец. Родители пишут о том, какие должны быть дети.                                                                                                                                          Прилагательные:  ответственные, верные, нежные, ласковые, внимательные, весёлые, скромные, трудолюбивые, добрые, великодушные, талантливые, неунывающие, сильные,     могучие, мудрые, заботливые, умные, терпеливые,  симпатичные внешне, строгие, спокойные,  милосердные, энергичные, инициативные, хозяйственные, умелые, творческие, кроткие, увлечённые, неэгоистичные, игривые, непоседливые, прилежные, аккуратные, чистоплотные, послушные, почитающие, смиренные, волевые.                        

А теперь хорошо бы задуматься над тем, а соответствую ли я этим требованиям? Могу ли эти качества приобрести, поработав над собой? И в праве ли я требовать от человека того, что сам не имею? Может мне надо быть милосерднее и терпимее  к другим?                                                                                           Все семьи  разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

 Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Мы составим своё  родословное дерево – выступим в роли историков и археологов. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Слово «генеалогия»  в переводе с греческого  означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Мы с вами составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. Но мы попытались, и пока живы  наши родители, дедушки, бабушки поспешим расспросить их.

               Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое древо. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть наши предки не столь знаменитые исторические личности, а  просто хорошие, достойные уважения люди, кем бы вы могли гордиться в своей семье? Кто  хочет рассказать?

                Учащиеся рассказывают о своих близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

                Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

Существует традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь  святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

   Учащиеся,  названные  в честь кого – либо из родственников,  рассказывают       о    них.

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

  Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но  они дороги и  как  память о наших  родных.  Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются и  вкусы людей, и  уже другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

   БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по- латыни «семья».                                                                                                        (Фамилия).

2.А теперь скажите «семья» по-итальянски.                                                                      (Мафия).

3. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда, Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

4. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

5. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

6. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

7. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

8. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

9. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

10. Как называется фамилия женщины до её замужества?

(Девичья.)

11. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

12.  Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

13.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

14. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

(Улей, борть.)

15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

(Мать-и-мачеха.)

16. В каком месяце отмечается Международный день семей?

 (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

 

 ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ "ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДСТВЕННИКИ"

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.

 

 «...» М. Горький.

(«Мать».)

 «...-разбойники», А.С. Пушкин.

(«Братья-разбойники».)

 «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский.

(«Братья Карамазовы».)

 «Три ...», А.П. Чехов.

(«Три сестры».)

 «... Ваня», А.П. Чехов.

(«Дядя Ваня».)

 «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов.

(«Дед Мазай и зайцы».)

 «Капитанская ...», А.С. Пушкин.

(«Капитанская дочка».)

 «... полка», В.П. Катаев.

(«Сын полка».)

 «... капитана Гранта», Ж. Верн.

(«Дети капитана Гранта».)

 «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.

(Дядя Фёдор, пёс и кот».)

Подведение итогов

Награждается самый активный учащийся.

Лучший участник в номинации «семейный альбом».

Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».

Лучший участник в номинации «Семейная реликвия».

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.                                                                                        

**************************

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Семья и семейное воспитание.

Материал для бесед классного руководителя с  учащимися, родителями....

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....

Классный час «Семья – это то, что с тобой всегда».

Семья – это то, что мы делим на всех.    Всем понемножку: и слезы, и смех,    Взлет и падения, радость, печаль,    Дружбу и ссоры,...

Классный час "Семья-это свято, семья-это счастье"

          Классный час  посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитан...

классный час "Семья=семь+я"

Готовая презентация для проведения классного часа, посвящённого семье и семейным отношениям....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".

Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы  "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...