Классный час «Умеем ли мы себя вести»
классный час (6 класс) по теме

Ефремова Любовь Романовна

Главная цель занятия - развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umeem_li_my_sebya_vesti.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Ефремова Л.Р.

МБОУ «СОШ № 12»

г. Ноябрьска, ЯНАО

Классный час

«Умеем ли мы себя вести»

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Ход занятия

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в театр на представление. Но хочу предупредить, что главный персонаж   всех постановок Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот, что с ним происходит… Давайте вместе посмотрим ситуации, в которые попадает Васечкин, найдем все его ошибки,  исправим их и   сформулируем правила поведения.

Итак, спектакль начинается…

Ситуация 1  «В театре»

 Ученик читает стихотворение Г.Остера:

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль.

Не просите билеты

На балкон и в партер,

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе, бутерброд.

 Разыгрывание миниатюры «На спектакле»

На сцене условно показан зрительный зал театра – стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров. Достал шоколадку, шумно ее разворачивает, ест ее. Затем зевает и решает вернуться в буфет, зовет с собой товарища.  Выходит в фойе. Встречает женщину, она роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. Дама в ответ говорит: «Никогда , мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин идет в буфет.

Беседа с учащимися.

- Назовите ошибки, которые допустил Васечкин. Сформулируйте правила поведения в театре.

Посещение театра - маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни другим, нужно соблюдать некоторые несложные правила.

  • Приходите в нарядной одежде.
  • Позаботьтесь, чтобы в руках у Вас не было шуршащих пакетов или больших рюкзаков. 
  •  Приезжайте в театр минут за 20-30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть не спеша раздеться, поправить прическу и занять свои места.
  • Как правильно пройти к своим креслам?
  •  Для начала найдите ряд, указанный в билете. Чтобы пройти к своим местам, Вам придется побеспокоить уже сидящих.
  • Повернитесь к ним лицом, а спиной к сцене. Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство. Если Ваши места в середине ряда – приходите в зрительный зал пораньше.
    Не стоит ждать 3-го звонка. Если же Вы опоздали, нужно обратиться к смотрителю, стоящему у дверей зала. Вам помогут занять до антракта свободные места, или придется постоять.
  • Если в зале Вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы.
  • Заняв места, не следует занимать оба подлокотника. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и Вы.
  • Не стоит сидеть, прильнув друг к другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят видеть сцену.
  • Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, мороженое, яблоки, конфеты, напитки.
  • На концерте не подпевай исполнителю, если он об этом специально не просит - все же люди пришли послушать не твое пение.
  • Во время спектакля не разговаривай даже шепотом и не ищи случайно оброненную вещь - она никуда не денется до перерыва.
  • Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило.
  • Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.
  • Перед началом действия отключите мобильные телефоны.
  •  Если Вы простужены – воздержитесь от похода в театр: кашель и чихание очень мешают публике и артистам.
  • Если же Вам внезапно стало нехорошо – постарайтесь выйти из зала как можно тише.
  • Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.
  •  Дождавшись, когда опустится занавес, не стоит бегом бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду, «пока очередь не набежала». Пять минут Вас не спасут, а настроение будет испорчено.
  • К тому же артисты выходят на поклон, и зачастую не один раз. Разве Вам не приятно еще раз увидеть людей, работавших для Вас два часа? Поблагодарите их аплодисментами.

Ситуация 2 «В транспорте».  

Ученик читает стихотворение Г.Остера:

Когда состаришься — ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

Разыгрывание миниатюры «В автобусе»

На сцене шесть стульев условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. Впереди сидит «кондуктор».  На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее  в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!».  Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».

Беседа с учащимися.

Проанализируйте поведение Васечкина и Ани в автобусе, найдите допущенные ими ошибки, сформулируйте правила поведения в транспорте.

Правила поведения в транспорте.

1. Захожу в транспорт не спеша, соблюдая очереди, не опережая всех.

2. Компостируют проездной талон (если нужно).

3. В транспорте не толкаются, стараюсь не наступать людям на ноги, не опираться локтем на человека, который стоит рядом, не толкать ее в спину.

4. Уступаю место старшим и девочкам, употребляя «волшебные» слова.

5. В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговариваю громко, не высовываюсь из окна, не мешаю пассажирам при выходе и на входе.

6. Выхожу на передние двери.

7. Показываю закомпостированный талон кондуктору.

8. Талон выкидываю всегда в урну.

9. При входе в автобус мальчик пропускает девочку, но получается он первым и останавливается дело, готов помочь ей сойти. Маме, учительнице, старшей сестре и другим взрослым подает при этом руку.

10. Стоять в проходе с правой стороны, чтобы не мешать тем, кто выходит.

11. В транспорте не есть мороженое, пирожные (можно нечаянно испачкать одежду пассажиров или сидения), желательно не пить воду (опасно для здоровья)

12. Выходя, пропустить старших, помочь пожилым людям и инвалидам и вынести их вещи.

Ситуация 3  «День рождения».

Ученик читает стихотворение Г.Остера:

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Сложно будет вынимать.

Разыгрывание миниатюры.

 На сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а мы пока с Сашкой в компьютер поиграем». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Врывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, он хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красной упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Беседа с учащимися.

Проанализируйте увиденную ситуацию,  найдите ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Сформулируйте правила: как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве гостей.

Как правильно принимать подарки.

Любой подарок надо похвалить. Никогда не показывайте своего неудовольствия. Если даже это ваш нелюбимый парфюм или третий экземпляр имеющейся книги, все равно найдите слова благодарности и не выдавайте своего разочарования.

Грубым нарушением правил этикета и простым неуважением будет, если вы сразу не откроете преподнесенный подарок. Если вы хотите выразить признательность гостю, подарок нужно сразу же освободить от упаковки и рассмотреть.

Подаренные лакомства и выпивку принято сразу предлагать гостям. Подаренные цветы обязательно поставьте в вазу.

Если вам подарили дорогой подарок, большой ошибкой будет «благодарить» дарителя в следующих выражениях «Ну зачем же вы так потратились!», «Не было никакой надобности так тратиться» и т.д. Просто искренне поблагодарите человека, сделавшего вам такой подарок. Никогда не выясняйте цену подарка у дарителя.

Что тебе подарить?

Зачастую этот вопрос ставит нас в тупик. Конечно, приятно, когда подарок становится для нас сюрпризом. Но в некоторых случаях вы можете подсказать дарителю, что вам хотелось бы получить. Особенно это касается дорогих подарков, когда ваши друзья или родственники скидываются «всем миром». В этом случае вы даже можете присутствовать при выборе подарка в магазине (конечно, не по собственной инициативе).

Что дарить?

Сделать хороший подарок - целое искусство. Здесь действует забытый принцип «дорого внимание». Подумайте, что вам приятнее было бы получить - дорогой набор косметики неподходящей вам цветовой гаммы или видеокассету с фильмом, который вы давно искали? Цена подарка - дело относительное. Поэтому, выбирая подарок подруге, маме, любимому, задумайтесь... Подарить мужу стандартный набор из галстука и рубашки или разыскать те редкие диски его любимой группы, которые он так мечтает получить? Купить своему ребенку сложный конструктор, до которого ваш малыш дорастет только через три года (но зато позабавитесь вы сами), или устроить ему настоящий праздник - цирк, кафе-мороженое, аттракционы... Никогда не дарите вещи, которые завалялись у вас в шкафу, а выбросить жалко. Хуже нет таких подарков. Вот увидите, такая вещица «пойдет по рукам» и обязательно вернется к вам.

Как правильно делать подарки.

Подарок должен быть красиво упакован. Так приятно разворачивать красивую подарочную бумагу, слой за слоем. Хорошо упакованный подарок свидетельствует о том, что сделали вы его не впопыхах, а основательно готовились к торжеству.

К сожалению, сейчас уже не так распространен письменный поздравительный жанр. Я говорю об открытках. Максимум, что можно ожидать - это оригинальную юмористическую открытку (сейчас существует большой выбор подобных открыток), в которой самим дарителем ничего не написано.

Постарайтесь отойти от стандартного «Поздравляю... Желаю...». Стихотворное поздравление (не обязательно, чтобы автором были вы) или просто юмористическое пожелание надолго запомнятся виновнику торжества.

Как представлять людей друг другу

Основные правила таковы: со словами "Позвольте представить вам...", "Разрешите познакомить вас...", "Оля, знакомься..."

Мужчину представляют женщине.

Младших по возрасту представляют старшим.

Гостей, приходящих позже, тем, кто пришел раньше.

Если гости приходят один за другим, а вы не успеваете знакомить их друг с другом, эту обязанность может взять на себя ваш родственник или хороший друг.

Проводив гостя в комнату, всем, находящимся там, называют его имя, после чего этому гостю называют имена остальных.

Если гостей немного, можно познакомить всех по отдельности.

Знакомясь, мужчины встают.

Женщины могут остаться сидеть, за исключением тех случаев, когда вошедший гость гораздо старше их или занимает высокое положение.

Если знакомятся две женщины разного возраста, правильно, обращаясь к женщине старшей, сказать: "Позвольте вам представить..." - и произнести имя и фамилию особы более молодой, после чего назвать женщину постарше. Иными словами, возраст и авторитет имеют в данном случае бесспорное преимущество. Тем же принципом подчеркнутого уважения определяется норма знакомства, при которой обычно мужчину представляют женщине, сотрудника - руководителю. Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, лучше представить первым более близкого себе человека, например, свою сестру - своей знакомой.

Когда необходимо представить одновременно нескольких лиц человеку известному, заслуженному, то его фамилию не произносят вовсе (предполагается, что все ее знают).

Представляя человека, следует произносить его фамилию внятно и отчетливо. Особенно хочется предостеречь от того, чтобы ее перепутать или сделать неточное ударение.

 Людям, не уверенным в своей памяти в отношении чужих фамилий, целесообразно предложить: "Знакомьтесь, пожалуйста..." И далее положиться на чужую инициативу. Такой способ представления вполне допустим.

Если к уже собравшемуся обществу присоединяется новый человек, громко произносите его фамилию; остальные, подавая ему руку, сами называют свою.

Итоги занятия:

- Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

- Чему научились?

- Что хотели бы применить в жизни?

Классный руководитель: Надеюсь, что занятие вам понравилось, что оно было очень полезным для вас. И что вы будете применять правила, с которыми мы сегодня познакомились.

 

Использованные источники:

1.  «50 сценариев классных часов»/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000г.

2. http://knigge.ru/deti_etiket.html

3. http://www.manners.ru/contact.html

4. http://www.epwr.ru/

5. http://www.epwr.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как себя вести. (Практикум по культуре поведения для учащихся 5 класса).

В классном часе рассказывается ол правилах поведения в общественных местах....

Беседа:"Как себя вести"

о правилах поведения в общественных местах, истории этикета...

Беседа: "Как себя вести"

о истории этикета, правилах поведения в общественных местах...

Классный час "Как не надо себя вести"

Предлагаю сценарий классного часа , который я проводила в 6 классе....

Практикум "Как себя вести" для учащихся 5 класса.

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях....

Презентация к классному часу "Как себя вести в конфликтной ситуации"

Презентация к классному часу "Как себя вести в конфликтной ситуации"...

Классный час в 9 и 11 классах по теме: "Как себя вести во время экзамена"

Как вести себя во время экзаменов Все люди волнуются перед экзаменом. Это – нормально. Волнуются даже те, кто все выучил. Связано это с тем, что предстоящее событие для нас – неизвест...